Трансформация социокультурных ценностей и традиций в информационную эпоху как предпосылка изменения гражданской и политической активности российского студенчества

Авторы

  • Анастасия Владимировна Микляева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-8389-2275
  • Юлия Львовна Проект Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-1914-9118
  • Валерия Викторовна Хороших Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-7116-0042

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-76-90

Ключевые слова:

студенчество, ценности, традиции, информационное общество, гражданская активность, политическая активность

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты теоретического исследования, направленного на выявление основных тенденций изменения социокультурных ценностей и традиций современного студенчества в контексте включения информационных технологий в общественно-политические процессы. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что в условиях информационного общества социокультурные ценности и традиции студенчества переживают существенные трансформации, которые находят отражение в изменениях традиционных форм гражданской и политической активности.

Материалы и методы. С помощью теоретического обзора отечественных и зарубежных исследований описаны: 1) социокультурные особенности молодежи как особой общественной страты в условиях современной социальной реальности; 2) трансформации социокультурных ценностей и традиций студенчества в условиях современного информационного общества; 3) вклад виртуализации политических и общественных процессов в социокультурное самоопределение современного студенчества; 4)влияние цифровых технологий на трансформацию традиционныхформ гражданского и политического поведения и сознания молодых людей.

Результаты исследования. Показано, что современное студенчество, становление которого происходит в контексте информационного общества, характеризуется распадом социально-психологического и ценностного единства. Одними из наиболее ярких признаков диффузности социально-психологических характеристик современного студенчества являются ценностно-нормативная неопределенность и формирование особой «виртуальной аксиологии», которые в совокупности определяют возникновение нового феномена гражданской и политической активности студенческой молодежи — политического киберповедения. Политическая социализация студенческой молодежи в современных условиях происходит в условиях многозначности информации, представленной в сети Интернет, определяющей вариантивность гражданской и политической идентичности. В связи с этими условиями в современном информационном обществе большое значение получает развитие когнитивных и личностных ресурсов молодежи, которые, с одной стороны, позволяют ей быть включенной в гражданскую и политическую интернет-активность и, с другой стороны, обеспечивают возможность сохранять при этом устойчивость к деструктивным влияниям интернет-среды.

Заключение. Перспективы исследования заключаются в эмпирическом изучении трансформации ценностей и традиций современной российской студенческой молодежи как предпосылки изменения гражданской и политической активности в различных социальных контекстах.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аксенов, Л. Б. (2014) Влияние клипового мышления на образовательный процесс в вузе. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 10, с. 320–323.

Аникина, Е. А., Иванкина, Л. И., Сорокина, Ю. С. (2016) Кризис высшего образования в России: проявления, причины, последствия. Современные проблемы науки и образования, № 3, статья 344. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24770 (дата обращения 24.08.2021).

Баева, Л. В. (2010) Человек играющий в XXI веке. В кн.: И. Ю. Алексеева, А. Ю. Сидоров (ред.). Информационная эпоха: вызовы человеку. М.: Российская политическая энциклопедия, с. 209–229.

Бауман, З. (2002) Индивидуализированное общество. М.: Логос, 390 с.

Белл, Д. (2004) Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 790 с.

Блумер, Г. (1984) Общество как символическая интеракция. В кн.: Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская (ред.). Современная зарубежная социальная психология. М.: Изд-во Московского университета, с. 173–179.

Вартанова, Е. Л. (2011) Человек и цифровая революция в СМИ: вызовы и проблемы. В кн.: Человек как субъект и объект медиапсихологии. М.: Изд-во Московского университета, с. 11–38.

Вицентий, И. В. (2016) Политическая идентичность как фактор политической толерантности студенческой молодежи. Власть, т. 24, № 2, с. 155–160.

Волков, Б. С. (2006) Психология юности и молодости. М.: Академический проект; Трикста, 256 с.

Гайер, С., Шиндлер, Й. (2012) Евгений Морозов: Почему Интернет не спасет мир. InoPressa, 4 июля 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.inopressa.ru/article/04jul2012/fraktuell/internet.html (дата обращения 01.11.2021).

Гидденс, Э. (1999) Социология. М.: Эдиториал УРСС, 703 с.

Гончаров, C. А., Чукуров, А. Ю., Королева, Н. Н., Проект, Ю. Л. (2017) Современный полиэтничный город как пространство угроз и возможностей: антропологические измерения жизненной среды современного мегаполиса. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки, № 5, с. 18–26.

Гуляева, Л. В., Ефимова, Г. З. (2018) Сравнительное исследование патриотических ориентаций молодежи: региональная специфика. Siberian Socium, т. 2, № 1, с. 53–73. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2018-2-1-53-73

Гусейнов, А. А. (2002) Философия. Мораль. Политика. М.: Академкнига, 304 с.

Джерджен, К. Дж. (1995) Движение социального конструкционизма в современной психологии. В кн.: М. П. Гапочка (ред.). Социальная психология: саморефлексия маргинальности. М.: ИНИОН, с. 51–73.

Дробижева, Л. М. (2009) Российская идентичность в массовом сознании. Вестник Российской нации, № 1 (3), с. 135–144.

Зайцев, И. В. (2007) Проблема формирования политической идентичности: опыт социально-психологического исследования. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, № 2 (7), с. 40–45.

Захаров, С. М. (2016) Студенческая молодежь как политический актор в постсоветских трансформациях. Диссертация на соискание степени кандидата политических наук. Екатеринбург, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 186 с.

Инглхарт, Р., Вельцель, К. (2011) Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 464 с.

Качанов, Ю. Л. (1994) Опыты о поле политики. М.: Институт экспериментальной социологии, 159 с.

Кларк, Б. Р. (2011) Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: НИУ ВШЭ, 240 с.

Ковзиридзе, М. А. (2010) Факторы, влияющие на формирование профессиональной мотивации студенческой молодежи в современном мире. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), № 3, с. 58–64.

Колесникова, О. Н. (2009) Специфика студенческой молодежи как социальной группы российского общества. В кн.: С. Г. Максимова (ред.). Социальные практики современной молодежи: поиск новых идентичностей. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (21–22 мая 2009 г.). Барнаул: Изд-во Алтайского университета, с. 6–11.

Конcтантиновский, Д. Л. (1999) Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 344 с.

Купер, Ф., Брубейкер, Р. (2002) За пределами «идентичности». Ab Imperio, № 3, с. 61–117.

Лимонова, М. А. (2007) Студенческая молодежь Российской Федерации в эпоху системных реформ (1985–2003 гг.). Автореферат диссертации на соискание степени доктора исторических наук. M., МПГУ, 32 с.

Лисенкова, А. А., Мельникова, А. Ю. (2017) Социальные сети как фактор активного влияния на формирование ценностей молодежи. Российский гуманитарный журнал, т. 6, № 4, с. 322–329. https://doi.org/10.15643/libartrus-2017.4.4

Магранов, А. С., Деточенко, Л. С. (2018) Гражданская идентичность современной студенческой молодежи: особенности и факторы трансформации. Социологические исследования, № 8 (412), с. 108–116. https://doi.org/10.31857/S013216250000766-5

Маккуайр, С. (2014) Медийный город: медиа, архитектура, и городское пространство. М.: Стрелка, 392 с.

Мартьянов, Д. С. (2015) Виртуальные ценности: структура, динамика, противоречия. Труды Санкт- Петербургского государственного института культуры, т. 206, с. 319–327.

Мирошниченко, И. В. (2013) Социальные сети в российской публичной политике. Диссертация на соискание степени доктора политических наук. М., МГУ, 341 с.

Митягина, Е. В., Долгополова, Н. С. (2009) «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, № 3 (15), с. 53–59.

Неклесса, А. И. (2020) Борьба за будущее. Методологические и прогностические аспекты цивилизационной конкуренции. Век глобализации, № 4 (36), с. 3–18. https://doi.org/10.30884/vglob/2020.04.01

Никипорец-Такигава, Г. Ю. (2019) Интернетизация политического пространства: на примере России. Диссертация на соискание степени доктора политических наук. СПб., Санкт-Петербургский государственный университет, 387 с.

Песков, Д. Н. (2002) Интернет как политический институт в России. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/123/687/1219/005Peskov.pdf (дата обращения 01.11.2021).

Петрова, Т. Э. (2000) Социология студенчества в России: этапы и закономерности становления. СПб.: Бельведер, 241 с.

Пинаев, Д. Н. (2012) Анализ динамики политической идентичности студенческой молодежи в постсоветской России. Диссертация на соискание степени кандидата политических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 192 с.

Попова, О. В. (2018) Модели идентичности политических акторов в современной России. Политическая наука, № 2, с. 173–194.

Приступко, В. А. (1998) Исторический опыт советского государства и общества по вовлечению студенческой и учащейся молодежи в решение народнохозяйственных задач посредством движения студенческих отрядов 1959–1990 годы. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата исторических наук. M., МПГУ, 28 с.

Проект, Ю. Л., Богдановская, И. М., Королева, Н. Н. (2014) Развитие сетевых технологий как фактор трансформаций жизненного пространства современного человека. Universum: Вестник Герценовского университета, № 1, с. 89–96.

Прохоров, А., Коник, Л. (2019) Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. 2-е изд., испр. и доп. М.: КомНьюс Груп, 368 с.

Разин, А. В. (2012) Современная этика: проблемы и перспективы. Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, № 1, с. 81–99.

Рубина, Л. Я. (1981) Советское студенчество. М.: Мысль, 204 с.

Руткаускайте, М. В. (2011) Формирование политической идентичности молодежи посредством направленной политической социализации. Вестник Пермского университета. Политология, № 3 (15), с. 19–28.

Скрипник, К. Д. (2015) Великая Хартия университетов и исторические основания ее принципов. Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, т. 135, № 1, с. 50–60.

Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2015) Модели передачи опыта между поколениями при освоении и использовании Интернета. Вопросы психологии, № 2, с. 56–67.

Таратута, Е. Е. (2007) Философия виртуальной реальности. Вып. 2. СПб.: [б. и.], 145 с.

Терновая, Л. О. (2019) Студенческий корпоративизм: испытания на прочность. М.: ИНФРА-М, 383 с. https://doi.org/10.12737/monography_5c093170615384.25588757

Тихонов, О. В. (2011) Интернет как пространство конструирования идентичности. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, № 8 (100), с. 228–232.

Торни-Пурта, Дж. (2007) Политическая социализация подростков в изменяющемся контексте: международное исследование в духе Невитта Сэнфорда. В кн.: Е. Б. Шестопал (сост.). Политическая психология. М.: Аспект Пресс, с. 316–329.

Тоффлер, Э. (2004) Шок будущего. М.: АСТ, 557 с.

Тоффлер, Э. (2010) Третья волна. М.: АСТ, 784 с.

Филоненко, В. И. (2006) Современное российское студенчество: парадоксы и проблемы социализации. Ростов-на-Дону: [б. и.], 198 с.

Филоненко, В. И., Штомпель, Л. А., Штомпель, О. М. (2018) Репрезентативная культура современного российского студенчества. Социологическое обозрение, т. 17, № 3, с. 221–239. https://doi.org/10.17323/1728-192X-2018-3-221-239

Чупров, В. И., Зубок, Ю. А., Певцова, Е. А. (2009) Молодежь и кризис: диалектика неопределенности и определенности в социальном развитии. М.: Русское слово, 237 с.

Шестопал, Е. Б. (2002) Политическая психология. М.: ИНФРА-М, 448 с.

Шестопал, Е. Б. (2019) Образ своей страны в сознании граждан как фактор формирования идентичности: политико-психологический аспект. В кн.: О. В. Гаман-Голутвина, Л. В. Сморгунов, Л. Н. Тимофеева (ред.). Траектории политического развития России: институты, проекты, акторы. Материалы Всероссийской научной конференции РАПН (6–7 декабря 2019 г.). М.: Изд-во МПГУ, с. 444–445.

Щеглов, И. А. (2015) Политическая социализация в России как теоретико-прикладная проблема. Теория и практика общественного развития, № 2, c. 47–50.

Щупленков, О. В., Щупленков, Н. О. (2013) Политическая социализация и идентичность в условиях трансформации российского общества. Социодинамика, № 6, c. 1–58. https://doi.org/10.7256/2306-0158.2013.6.724

Эйдман, И. В. (2007) Прорыв в будущее. Социология Интернет-революции. М.: ОГИ, 384 с.

Alvarez, B. (2016) Public Libraries in the Age of Fake News. Public Libraries, vol. 55, no. 6, pp. 24–27.

Barbera, P. (2020) Social media, echo chambers, and political polarization. In: N. Persily, J. Tucker (eds.). Social media and democracy: The state of the field. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 34–55. https://doi.org/10.1017/9781108890960

Benkler, Y. (2006) The wealth of networks: How social production transforms markets and freedom. New Haven: Yale University Press, 515 p.

Benkler, Y., Shaw, A. (2010) A Tale of two blogospheres: Discursive practices on the left and right. Berkman Center for Internet and Society Publication, no. 6, pp. 10–33.

Castells, M. (2007) Communication, power and counter-power in the network society. International journal of communication, vol. 1, pp. 238–266.

Castells, M. (2010) The Rise of the network society: The information age: Economy, society and culture. Vol. 1. Hoboken: Wiley Publ., 597 p.

Castells, M. (2012) Networks of outrage and hope. Social movements in the internet age. Cambridge: Polity Publ., 200 р.

Chayko, M. (2018) Superconnected: The Internet, digital media, and techno-social life. 2nd ed. Thousand Oaks: SAGE Publ., 288 p.

Del Vicario, M., Bessi, A., Zollo, F. et al. (2016) The spreading of misinformation online. Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 113, no. 3, pp. 554–559. https://doi.org/10.1073/pnas.1517441113

Gee, J. P. (2005) Semiotic social spaces and affinity spaces: From the age of mythology to today’s schools. In: D. Barton, K. Tusting (еds.). Beyond communities of practice: Language power and social context. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 214–232. https://doi.org/10.1017/CBO9780511610554

Habermas, J. (1991) The structural transformation of the public sphere: An inquiry into a category of bourgeois society. Cambridge: MIT Press, 326 p.

Holzer, M. (2004) Restoring trust in government: The potential of digital citizen participation. In: M. Holzer, M. Zhang, K. Dong (eds.). Frontiers of public administration. Proceedings of the Second Sino-U.S. International conference (May 24–25, 2004). New York: United Nations Public Administration Network Publ.; Washington: The American Society for Public Administration Publ., pp. 6–23.

Maclntyre, A. (1999) Dependent rational animals: Why human beings need the virtues. Chicago: Open Court Publ., 172 р.

National Education Association (2010) Preparing 21st century students for a global society. An educator’s guide to the “Four Cs”. [S. l.]: NEA Publ. [Online]. Available at: https://www.aledoisd.org/cms/lib/TX02205721/Centricity/Domain/2020/Preparing21C_Learners.pdf (accessed 01.11.2021).

Palfrey, J., Gasser, U. (2008) Born digital: Understanding the first generation of digital natives. New York: Basic Books Publ., 381 p.

Prensky, M. (2001) Digital natives, digital immigrants. Part 1. On the Horizon, vol. 9, no. 5, pp. 1–6. https://doi.org/10.1108/10748120110424816

Schwab, K. (2017) The Fourth Industrial Revolution. Redfern: Currency Press, 192 p.

Selwyn, N., Hillman, T., Eynon, R. et al. (2020) What’s next for ed-tech? Critical hopes and concerns for the 2020s. Learning, Media and Technology, vol. 45, no. 1, pp. 1–6. https://doi.org/10.1080/17439884.2020.1694945

Shapiro, L. (2017) Anatomy of a Russian Facebook ad. The Washington Post November 1, 2017. [Online]. Available at: https://www.washingtonpost.com/graphics/2017/business/russian-ads-facebook-anatomy/?utm_term=.4a622e78ed40 (accessed 25.08.2021).

REFERENCES

Aksenov, L. B. (2014) Vliyanie klipovogo myshleniya na obrazovatel’nyj protsess v vuze [The influence of clip thinking on the educational process at the university]. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, no. 10, pp. 320–323. (In Russian)

Alvarez, B. (2016) Public Libraries in the Age of Fake News. Public Libraries, vol. 55, no. 6, pp. 24–27. (In English)

Anikina, E. A., Ivankina, L. I., Sorokina, Yu. S. (2016) Krizis vysshego obrazovaniya v Rossii: proyavleniya, prichiny, posledstviya [The crisis of higher education in Russia: Manifestations, causes, consequences]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, no. 3, article 344. [Online]. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24770 (accessed 24.08.2021). (In Russian)

Baeva, L. V. (2010) Chelovek igrayushchij v XXI veke [A man playing in the XXI century]. In: I. Yu. Alekseeva, A. Yu. Sidorov (eds.). Informatsionnaya epokha: vyzovy cheloveku [Information age: Challenges to man]. Moscow: Rossijskaya politicheskaya entsiklopediya Publ., pp. 209–229. (In Russian)

Barbera, P. (2020) Social media, echo chambers, and political polarization. In: N. Persily, J. Tucker (eds.). Social media and democracy: The state of the field. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 34–55. https://doi.org/10.1017/9781108890960 (In English)

Bauman, Z. (2002) Individualizirovannoye obshchestvo [The Individualized society]. Moscow: Logos Publ., 390 p. (In Russian)

Bell, D. (2004) Gryadushchee postindustrial’noe obshchestvo [The coming of post-industrial society]. Moscow: Academia Publ., 790 p. (In Russian)

Benkler, Y. (2006) The wealth of networks: How social production transforms markets and freedom. New Haven: Yale University Press, 515 p. (In English)

Benkler, Y., Shaw, A. (2010) A Tale of two blogospheres: Discursive practices on the left and right. Berkman Center for Internet and Society Publication, no. 6, pp. 10–33. (In English)

Blumer, G. (1984) Obshchestvo kak simvolicheskaya interaktsiya [Society as a symbolic interaction]. In: G. M. Andreeva, N. N. Bogomolova, L. A. Petrovskaya (eds.). Sovremennaya zarubezhnaya sotsial’naya psikhologiya [Modern foreign social psychology]. Moscow: Moscow University Press, pp. 173–179. (In Russian)

Castells, M. (2007) Communication, power and counter-power in the network society. International journal of communication, vol. 1, pp. 238–266. (In English)

Castells, M. (2010) The Rise of the network society: The information age: Economy, society and culture. Vol. 1. Hoboken: Wiley Publ., 597 p. (In English)

Castells, M. (2012) Networks of outrage and hope. Social movements in the internet age. Cambridge: Polity Publ., 200 р. (In English)

Chayko, M. (2018) Superconnected: The Internet, digital media, and techno-social life. 2nd ed. Thousand Oaks: SAGE Publ., 288 p. (In English)

Chuprov, V. I., Zubok, Yu. A., Pevtsova, E. A. (2009) Molodezh’ i krizis: dialektika neopredelennosti i opredelennosti v sotsial’nom razvitii [Youth and crisis: The dialectic of uncertainty and certainty in social development]. Moscow: Russkoe slovo Publ., 237 p. (In Russian)

Clark, B. R. (2011) Sozdanie predprinimatel’skih universitetov: organizatsionnye napravleniya transformatsii [Creating entrpreneurial universities: Organizational pathways of transformation]. Moscow: HSE University Publ., 240 p. (In Russian)

Del Vicario, M., Bessi, A., Zollo, F. et al. (2016) The spreading of misinformation online. Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 113, no. 3, pp. 554–559. https://doi.org/10.1073/pnas.1517441113 (In English)

Drobizheva, L. M. (2009) Rossiiskaya identichnost’ v massovom soznanii [Russian identity in the mass consciousness]. Vestnik Rossiiskoi natsii — Bulletin of Russian Nation, no. 1 (3), pp. 135–144. (In Russian)

Ejdman, I. V. (2007) Proryv v budushchee. Sotsiologiya Internet-revolyutsii [Breakthrough into the future: The sociology of the Internet revolution]. Moscow: OGI Publ., 384 p. (In Russian)

Filonenko, V. I. (2006) Sovremennoe rossijskoe studenchestvo: paradoksy i problemy sotsializatsii [Modern Russian students: Paradoxes and problems of socialization]. Rostov-on-Don: [s. n.], 198 p. (In Russian)

Filonenko, V. I., Shtompel, L. A., Shtompel, O. M. (2018) Reprezentativnaya kul’tura sovremennogo rossijskogo studenchestva [The representative culture of modern russian students]. Sotsiologicheskoe obozrenie — The Russian Sociological Review, vol. 17, no. 3, pp. 221–239. https://doi.org/10.17323/1728-192X-2018-3-221-239 (In Russian)

Gajer, S., Shindler, J. (2012) Evgenij Morozov: Pochemu Internet ne spaset mir [Evgeniy Morozov: Why won’t the Internet save the world]. InoPressa, July 4, 2012. [Online]. Available at: http://www.inopressa.ru/article/04jul2012/fraktuell/internet.html (accessed 01.11.2021). (In Russian)

Gee, J. P. (2005) Semiotic social spaces and affinity spaces: From the age of mythology to today’s schools. In: D. Barton, K. Tusting (еds.). Beyond communities of practice: Language power and social context. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 214–232. https://doi.org/10.1017/CBO9780511610554 (In English)

Gergen, K. (1995) Dvizhenie sotsial’nogo konstruktsionizma v sovremennoi psikhologii [The movement of social constructionism in modern psychology]. In: M. P. Gapochka (ed.). Sotsial’naya psikhologiya: samorefleksiya marginal’nosti [Social psychology: Self-reflection of marginality]. Moscow: INION Publ., pp. 51–73. (In Russian)

Giddens, A. (1999) Sotsiologiya [Sociology]. Moscow: Editorial URSS Publ., 703 p. (In Russian)

Goncharov, S. A., Chukurov, A. Yu., Koroleva, N. N., Proekt, Yu. L. (2017) Sovremennyj polietnichnyj gorod kak prostranstvo ugroz i vozmozhnostej: antropologicheskie izmereniya zhiznennoj sredy sovremennogo megapolisa [Modern multi-ethnic megalopolis as the space of threats and possibilities: anthropological dimensions of the living environment of modern metropolis]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki, no. 5, pp. 18–26. (In Russian)

Gulyaeva, L. V., Efimova, G. Z. (2018) Sravnitel’noe issledovanie patrioticheskikh orientatsij molodezhi: regional’naya spetsifika [A comparative study of the patriotic attitudes of youth: Regional specificity]. Siberian Socium, vol. 2, no. 1, pp. 53–73. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2018-2-1-53-73 (In Russian)

Gusejnov, A. A. (2002) Filosofiya. Moral’. Politika [Philosophy. Moral. Politics]. Moscow: Akademkniga Publ., 304 p. (In Russian)

Habermas, J. (1991) The structural transformation of the public sphere: An inquiry into a category of bourgeois society. Cambridge: MIT Press, 326 p. (In English)

Holzer, M. (2004) Restoring trust in government: The potential of digital citizen participation. In: M. Holzer, M. Zhang, K. Dong (eds.). Frontiers of public administration. Proceedings of the Second Sino-U.S. International conference (May 24–25, 2004). New York: United Nations Public Administration Network Publ.; Washington: The American Society for Public Administration Publ., pp. 6–23. (In English)

Ingelhart, R., Welzel, K. (2011) Modernizatsiya, kul’turnye izmeneniya i demokratiya: posledovatel’nost’ chelovecheskogo razvitiya [Modernization, cultural changes and democracy]. Moscow: Novoe izdatel’stvo Publ., 464 p. (In Russian)

Kachanov, Yu. L. (1994) Opyty o pole politiki [Experiments on the field of politics]. Moscow: Institute of Experimental Psychology Publ., 159 p. (In Russian)

Kolesnikova, O. N. (2009) Spetsifika studencheskoj molodezhi kak sotsial’noj gruppy rossijskogo obshchestva [The specifics of student youth as a social group of Russian society]. In: S. G. Maksimova (ed.). Sotsial’nye praktiki sovremennoj molodezhi: poisk novykh identichnostei. Materialy Vserossiiskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (21–22 maya 2009 g.) [Social practices of modern youth: The search for new identities. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (May 21–22, 2009)]. Barnaul: Altai University Publ., pp. 6–11. (In Russian)

Konstantinovskij, D. L. (1999) Dinamika neravenstva. Rossiiskaya molodezh’ v menyayushchemsya obshchestve: orientatsii i puti v sfere obrazovaniya (ot 1960-kh godov k 2000-mu) [Dynamics of inequality: Russian youth in a changing society: Orientations and ways in the field of education (from the 1960s to the 2000s)]. Moscow: Editorial URSS Publ., 344 p. (In Russian)

Kovziridze, M. A. (2010) Faktory, vliyayushchie na formirovanie professional’noi motivatsii studencheskoi molodezhi v sovremennom mire [Factors influencing the formation of professional motivation of students in the modern world]. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie) — MIR (Modernization. Innovation. Research), no. 3, pp. 58–64. (In Russian)

Kuper, F., Brubeiker, R. (2002) Za predelami “identichnosti” [Beyond “identity”]. Ab Imperio, no. 3, pp. 61–117. (In Russian)

Limonova, M. A. (2007) Studencheskaya molodezh’ Rossiiskoi Federatsii v epokhu sistemnykh reform (1985–2003 gg.) [Student youth of the Russian Federation in the era of systemic reforms (1985–2003)]. Extended abstract of PhD dissertation (History). Moscow, Moscow Pedagogical State University, 32 p. (In Russian)

Lisenkova, A. A., Mel’nikova, A. Yu. (2017) Sotsial’nye seti kak faktor aktivnogo vliyaniya na formirovanie tsennostei molodezhi [Social networks as a factor of active influence on formation of the values of young people]. Rossiiskij gumanitarnyj zhurnal — The Liberal Arts in Russia, vol. 6, no. 4, pp. 322–329. https://doi.org/10.15643/libartrus-2017.4.4 (In Russian)

Maclntyre, A. (1999) Dependent rational animals: Why human beings need the virtues. Chicago: Open Court Publ., 172 р. (In English)

Magranov, A. S., Detochenko, L. S. (2018) Grazhdanskaya identichnost’ sovremennoj studencheskoj molodezhi: osobennosti i faktory transformatsii [Civic identity of modern student youth: Features and factors of transformation]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, no. 8 (412), pp. 108–116. https://doi.org/10.31857/S013216250000766-5 (In Russian)

Mart’yanov, D. S. (2015) Virtual’nye tsennosti: struktura, dinamika, protivorechiya [Virtual values: Structure, dynamics, contradictions]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury, vol. 206, pp. 319–327. (In Russian)

McQuire, S. (2014) The media city: Media, architecture, and urban space. Moscow: Strelka Press, 392 p. (In English) Miroshnichenko, I. V. (2013) Sotsial’nye seti v rossijskoj publichnoj politike [Social networks in Russian public policy]. PhD dissertation (Political sciences). Moscow, Moscow State University, 341 p. (In Russian)

Mityagina, E. V., Dolgopolova, N. S. (2009) “Klipovoe soznanie” molodezhi v sovremennom informatsionnom obshchestve [Clipping youth consciousness in modern media society]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nye nauki — Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, no. 3 (15), pp. 53–59. (In Russian)

National Education Association (2010) Preparing 21st century students for a global society. An educator’s guide to the “Four Cs”. [S. l.]: NEA Publ. [Online]. Available at: https://www.aledoisd.org/cms/lib/TX02205721/Centricity/Domain/2020/Preparing21C_Learners.pdf (accessed 01.11.2021). (In English)

Neklessa, A. I. (2020) Bor’ba za budushchee. Metodologicheskie i prognosticheskie aspekty tsivilizatsionnoj konkurentsii [The struggle for the future. Methodological and prognostic aspects of civilizational competition]. Vek globalizatsii — Age of Globalization, no. 4 (36), pp. 3–18. https://doi.org/10.30884/vglob/2020.04.01 (In Russian)

Nikiporets-Takigava, G. Yu. (2019) Internetizatsiya politicheskogo prostranstva: na primere Rossii [Internetization of the political space: on the example of Russia]. PhD dissertation (Political sciences). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 387 p. (In Russian)

Palfrey, J., Gasser, U. (2008) Born digital: Understanding the first generation of digital natives. New York: Basic Books Publ., 381 p. (In English)

Peskov, D. N. (2002) Internet kak politicheskii institut v Rossii [The Internet as a political institution in Russia]. [Online]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/123/687/1219/005Peskov.pdf (accessed 01.11.2021). (In Russian)

Petrova, T. E. (2000) Sotsiologiya studenchestva v Rossii: etapy i zakonomernosti stanovleniya [Sociology of students in Russia: Stages and patterns of formation]. Saint Petersburg.: Bel’veder Publ., 241 p. (In Russian)

Pinaev, D. N. (2012) Analiz dinamiki politicheskoj identichnosti studencheskoj molodezhi v postsovetskoj Rossii [Analysis of the dynamics of political identity of students in post-Soviet Russia]. PhD dissertation (Political sciences). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 192 p. (In Russian)

Popova, O. V. (2018) Modeli identichnosti politicheskikh aktorov v sovremennoj Rossii [Identity models of political actors in contemporary Russia]. Politicheskaya nauka — Political Science, no. 2, pp. 173–194. (In Russian)

Prensky, M. (2001) Digital natives, digital immigrants. Part 1. On the Horizon, vol. 9, no. 5, pp. 1–6. https://doi.org/10.1108/10748120110424816 (In English)

Pristupko, V. A. (1998) Istoricheskij opyt sovetskogo gosudarstva i obshchestva po vovlecheniyu studencheskoj i uchashcheisya molodezhi v reshenii narodnokhozyaistvennykh zadach posredstvom dvizheniya studencheskikh otryadov. 1959–1990 gody [The historical experience of the Soviet state and society on the involvement of students and students in solving national economic problems through the movement of student detachments. 1959–1990]. Extended abstract of PhD dissertation (History). Moscow, Moscow Pedagogical State University, 28 p. (In Russian)

Proekt, Yu. L., Bogdanovskaya, I. M., Koroleva, N. N. (2014) Razvitie setevykh tekhnologij kak faktor transformatsij zhiznennogo prostranstva sovremennogo cheloveka [Development of network technologies as a factor of transformations of the living space of a modern person]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta — Universum: Bulletin of the Herzen University, no. 1, pp. 89–96. (In Russian)

Prokhorov, A., Konik, L. (2019) Tsifrovaya transformatsiya. Analiz, trendy, mirovoj opyt [Digital transformation. Analysis, trends, world experience]. 2nd ed., exp. and rev. Moscow: KomN’yus Grup Publ., 368 p. (In Russian)

Razin, A. V. (2012) Sovremennaya etika: problemy i perspektivy [Contemporary ethics: Problems and prospects]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya — Moscow University Bulletin. Series 7. Philosophy, no. 1, pp. 81–99. (In Russian)

Rubina, L. Ya. (1981) Sovetskoe studenchestvo [Soviet students]. Moscow: Mysl’ Publ., 204 p. (In Russian)

Rutkauskajte, M. V. (2011) Formirovanie politicheskoj identichnosti molodezhi posredstvom napravlennoj politicheskoj sotsializatsii [Formation of political identity of youth through directed political socialization]. Vestnik Permskogo universiteta. Politologiya — Bulletin of Perm University. Political Sciense, no. 3 (15), pp. 19–28. (In Russian)

Schwab, K. (2017) The Fourth Industrial Revolution. Redfern: Currency Press, 192 p. (In English)

Selwyn, N., Hillman, T., Eynon, R. et al. (2020) What’s next for ed-tech? Critical hopes and concerns for the 2020s. Learning, Media and Technology, vol. 45, no. 1, pp. 1–6. https://doi.org/10.1080/17439884.2020.1694945 (In English)

Shapiro, L. (2017) Anatomy of a Russian Facebook ad. The Washington Post November 1, 2017. [Online]. Available at: https://www.washingtonpost.com/graphics/2017/business/russian-ads-facebook-anatomy/?utm_term=.4a622e78ed40 (accessed 25.08.2021). (In English)

Shcheglov, I. A. (2015) Politicheskaya sotsializatsiya v Rossii kak teoretiko-prikladnaya problema [Political socialization in Russia as a problem of theory and practice]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya — Theory and Practice of Social Development, no. 2, pp. 47–50. (In Russian)

Shchuplenkov, O. V., Shchuplenkov, N. O. (2013) Politicheskaya sotsializatsiya i identichnost’ v usloviyakh transformatsii rossijskogo obshchestva [Political socialization and identity in the conditions of transformation of Russian society]. Sotsiodinamika — Sociodynamics, no. 6, pp. 1–58. https://doi.org/10.7256/2306-0158.2013.6.724 (In Russian)

Shestopal, E. B. (2002) Politicheskaya psikhologiya [Political psychology]. Moscow: INFRA-M Publ., 448 p. (In Russian)

Shestopal, E. B. (2019) Obraz svoej strany v soznanii grazhdan kak faktor formirovaniya identichnosti: politiko-psikhologicheskij aspect [The image of one’s country in the minds of citizens as a factor in the formation of identity: A political and psychological aspect]. In: O. V. Gaman-Golutvina, L. V. Smorgunov, L. N. Timofeeva (eds.). Traektorii politicheskogo razvitiya Rossii: instituty, proekty, aktory. Materialy Vserossiiskoj nauchnoj konferentsii RAPN (6–7 dekabrya 2019 g.) [Trajectories of Russia’s political development: Institutions, projects, actors. Proceedings of the All-Russian Scientific Conference RAPS (December 6–7, 2019)]. Moscow: MPSU Publ., pp. 444–445. (In Russian)

Skripnik, K. D. (2015) Velikaya Khartiya universitetov i istoricheskie osnovaniya ee printsipov [The “Magna charta universitatum” and historical foundations of its principles]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul’tury — Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture, vol. 135, no. 1, pp. 50–60. (In Russian)

Soldatova, G. Yu., Rasskazova, E. I. (2015) Modeli peredachi opyta mezhdu pokoleniyami pri osvoenii i ispol’zovanii Interneta [Models of experience transfer between generations in the development and use of the Internet]. Voprosy Psichologii, no. 2, pp. 56–67. (In Russian)

Taratuta, E. E. (2007) Filosofiya virtual’noi real’nosti [Philosophy of virtual reality]. Iss. 2. Saint Petersburg: [s. n.], 145 p. (In Russian)

Ternovaya, L. O. (2019) Studencheskij korporativizm: ispytaniya na prochnost’ [Student corporatism: A test of strength]. Moscow: INFRA-M Publ., 383 p. https://doi.org/10.12737/monography_5c093170615384.25588757 (In Russian)

Tikhonov, O. V. (2011) Internet kak prostranstvo konstruirovaniya identichnosti [Internet as space of identity constructing]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, no. 8 (100), pp. 228–232. (In Russian)

Toffler, A. (2004) Shok budushchego [Futureshock]. Moscow: AST Publ., 557 p. (In Russian)

Toffler, A. (2010) Tret’ya volna [The Third Wave]. Moscow: AST Publ., 795 p. (In Russian)

Torni-Purta, J. (2007) Politicheskaya sotsializatsiya podrostkov v izmenyayushchemsya kontekste: mezhdunarodnoe issledovanie v dukhe Nevitta Senforda [Political socialization of adolescents in a Changing Context: an international study in the Spirit of Nevitt Sanford]. In: E. B. Shestopal (ed.). Politicheskaya psikhologiya [Political psychology]. Moscow: Aspect Press Publ., pp. 316–329. (In Russian)

Vartanova, E. L. (2011) Chelovek i tsifrovaya revolyutsiya v SMI: vyzovy i problemy [Man and the digital revolution in the media: challenges and problems]. In: Chelovek kak sub’ekt i ob’ekt mediapsikhologii [Man as a subject and object of media psychology]. Moscow: Moscow University Press, pp. 11–38. (In Russian)

Vitsentij, I. V. (2016) Politicheskaya identichnost’ kak faktor politicheskoj tolerantnosti studencheskoj molodezhi [Political identity as a factor of political tolerance of students]. Vlast’, vol. 24, no. 2, pp. 155–160. (In Russian)

Volkov, B. S. (2006) Psikhologiya yunosti i molodosti [Psychology of youth and young]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ.; Triksta Publ., 256 p. (In Russian)

Zajtsev, I. V. (2007) Problema formirovaniya politicheskoj identichnosti: opyt sotsial’no-psikhologicheskogo issledovaniya [The problem of political identity formation: the experience of socio-psychological research]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nye nauki — Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, no. 2 (7), pp. 40–45. (In Russian)

Zakharov, S. M. (2016) Studencheskaya molodezh’ kak politicheskij aktor v postsovetskikh transformatsiyakh [Student youth as a political actor in post-Soviet transformations]. PhD dissertation (Political sciences). Ekaterinburg, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, 186 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.04.2022

Выпуск

Раздел

Статьи