Опросник конструктивного патриотизма (подростковая версия): психометрические характеристики
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-458-472Ключевые слова:
патриотизм, подростки, конструктивный патриотизм, слепой патриотизм, опросник, психометрические характеристикиАннотация
Введение. В статье представлены результаты исследования, направленного на разработку подростковой версии опросника конструктивного патриотизма. Теоретико-методологические основания исследования составил подход к трактовке патриотизма и его форм Р. Шатца и соавт., разработанный с опорой на положения теории социальной идентичности Г. Тэджфела и Дж. Тернера.
Материалы и методы. Апробируемая версия опросника конструктивного патриотизма, предназначенная для подростков, включала 12 пунктов, оцениваемых по 7-балльной шкале Лайкерта. Содержательная и очевидная валидность пунктов опросника оценивались с помощью методов фокус-групп и когнитивного интервью, конструктная валидность — с помощью эксплораторного и конфирматорного факторного анализа, внутренняя согласованность шкал — с помощью коэффициента Кронбаха, конкурентная валидность (на основе сопоставления с результатами диагностики по методикам «Патриограмма» и «Валентность гражданской идентичности») и ретестовая надежность — с помощью коэффициента корреляции Пирсона. В исследовании приняли участие 17 педагогов-экспертов в возрасте от 24 до 56 лет, в том числе 12 женщин и 5 мужчин, имеющих высшее профессиональное педагогическое образование и опыт работы с подростками от 3 до 24 лет, а также 510 старших подростков в возрасте 14–18 лет, из которых 28 участвовали в когнитивном интервью, а 482 были привлечены к письменному опросу для проверки психометрических характеристик опросника.
Результаты. Разработан опросник конструктивного патриотизма, предназначенный для работы с подростками, включающий 10 пунктов, составляющих две шкалы: «конструктивный патриотизм» и «слепой патриотизм». Содержательная и очевидная валидность пунктов опросника обоснованы с помощью методов фокус-групп и когнитивного интервью. Получены удовлетворительные показатели конструктной валидности (конфирматорный факторный анализ: χ²/df = 1,41, p < 0,01, CFI = 0,951, RMSEA = 0,046), конкурентной валидности (r ≥ 0,53 для обеих шкал опросника и показателя гражданской идентичности, 0,34 ≤ r ≤ 0,48 для шкалы конструктивного патриотизма и оценок различных форм просоциального поведения как элементов патриотизма), внутренней согласованности шкал (α = 0,794 для шкалы конструктивного патриотизма и α = 0,816 для шкалы слепого патриотизма) и их ретестовой надежности (r = 0,47 для шкалы конструктивного патриотизма и r = 0,51 для шкалы слепого патриотизма).
Заключение. Обсуждаются возможности использования опросника в психолого-педагогической практике, а также перспективы дальнейших исследований его характеристик.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Васильева, С. В., Микляева, А. В. (2023) Опыт разработки подростковой шкалы конструктивного патриотизма: экспертные оценки педагогов. В кн.: Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VIII Международной научно-практической конференции памяти М. Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (11–12 мая 2023 г.). М.: Изд-во МГППУ, с. 166–169.
Гогиберидзе, Г. М. (2022) Гражданско-патриотическое воспитание как целевой ориентир взаимодействия социальных институтов семьи и школы. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, вып. 5, с. 122–130. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-15
Гордякова, О. В., Лебедев, А. Н. (2017) Чувство патриотизма и типы патриотического поведения молодых граждан России. В кн.: А. А. Демидов, Л. И. Сурат (ред.). Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2017. М.: Московский институт психоанализа, с. 307–327. EDN: YXBRRT
Григорьев, Д. В., Степанов, П. В. (2011) Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 223 с.
Еремеев, Б. А. (1996) Статистические процедуры при психологическом изучении текста. СПб.: Образование, 54 с.
Журавлев, А. Л., Юревич, А. В. (2016) Патриотизм как объект изучения психологической науки. Психологический журнал, т. 37, № 3, с. 88–98. EDN: WAIEZP
Ипполитова, Н. В, Качалова, Л. П., Перерва, О. Ю. (2022) Профессиональный патриотизм в структуре общей его классификации. Мир науки, культуры, образования, № 2 (93), с. 209–212. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-209-212
Корж, Н. В., Каримова, Л. Ф. (2022) Проблема патриотизма среди современной молодежи в условиях геополитической напряженности. Наука. Общество. Государство, т. 10, № 4 (40), с. 80–89. https://doi.org/10.21685/2307-9525-2022-10-4-9
Костригин, А. А., Виганд, А. М. (2019) Представление и отношение к патриотизму у молодежи. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, № 1, с. 63–80. EDN: CUFIHE
Кравченко, В. А. (2015) Патриотизм как одна из форм самоидентификации личности в России. Культурная жизнь Юга России, № 4 (59), с. 42–46.
Лебедев, А. Н. (2014) Проблемы патриотического воспитания студентов российского вуза. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, № 2 (14), с. 60–68. EDN: SMGQQL
Лебедев, А. Н., Гордякова, О. В. (2016) Теоретические и методологические вопросы изучения патриотизма как социального чувства и социально ориентированного поведения. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, т. 1, № 1, с. 23–40. EDN: WDXXPX
Микляева, А. В., Румянцева, П. В. (2008) Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 118 с.
Микляева, А. В., Румянцева, П. В. (2011) Соотношение центральных и периферических компонентов в структуре социальной идентичности личности. Психологический журнал, № 32 (5), с. 36–45. EDN: MSLHVA
Наследов, А. Д. (2004) Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 392 с.
Основин, А. В. (2016) Формирование патриотизма старшеклассников в образовательной среде школы. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Карачаевск, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева, 243 с.
Потемкин, А. В. (2009) Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет, 256 с.
Свинарева, О. В., Ананьин, О. Ю., Панкратова, Е. П. (2022) Патриотизм как нравственная составляющая личности сотрудника органов внутренних дел. Человеческий капитал, № 7 (163), с. 162–173. https://doi.org/10.25629/HC.2022.07.18
Тарасов, М. В. (2020) Образ Родины: обоснование и апробация диагностического инструментария. Экспериментальная психология, т. 13, № 4, с. 205–219. https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130415
Huddy, L., Khatib, N. (2007) American patriotism, national identity, and political involvement. American Journal of Political Science, vol. 51, no. 1, pp. 63–77.
Latcheva, R. (2011) Cognitive interviewing and factor-analytic techniques: A mixed method approach to validity of survey items measuring national identity. Quality and Quantity, vol. 45, no. 6, pp. 1175–1199. https://doi.org/10.1007/s11135-009-9285-0
Rupar, M., Jamróz-Dolińska, K., Kołeczek, M., Sekerdej, M. (2021) Is patriotism helpful to fight the crisis? The role of constructive patriotism, conventional patriotism, and glorification amid the COVID-19 pandemic. European Journal of Social Psychology, vol. 51, no. 6, pp. 862–877. https://doi.org/10.1002/ejsp.2777
Schatz, R. T. (2020) A review and integration of research on blind and constructive patriotism. In: M. Sardoč (ed.). Handbook of Patriotism.Cham: Springer Publ., pp. 613–633. https://doi.org/10.1007/978-3-319-54484-7_30
Schatz, R. T., Staub, E., Lavine, H. G. (1999) On the varieties of national attachment: Blind versus constructive patriotism. Political Psychology, vol. 20, no. 1, pp. 151–174. https://doi.org/10.1111/0162-895X.00140
Sekerdej, M., Roccas, S. (2016) Love versus loving criticism: Disentangling conventional and constructive patriotism. The British Journal of social psychology, vol. 55, no. 3, pp. 499–521. https://doi.org/10.1111/bjso.12142
REFERENCES
Eremeev, B. A. (1996) Statisticheskie protsedury pri psikhologicheskom izuchenii teksta [Statistical procedures in the psychological study of the text]. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., 54 p. (In Russian)
Gogiberidze, G. M. (2022) Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie kak tselevoj orientir vzaimodeistviya sotsial’nykh institutov sem’i i shkoly [Civic-patriotic education as a target for the interaction of social institutions of the family and school]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, iss. 5, pp. 122–130. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-15 (In Russian)
Gordyakova, O. V., Lebedev, A. N. (2017) Chuvstvo patriotizma i tipy patrioticheskogo povedeniya molodykh grazhdan Rossii [Feeling of patriotism and types of patriotic behavior of young citizens of Russia]. In: A. A. Demidov, L. I. Surat (eds.). Psikhologicheskie i psikhoanaliticheskie issledovaniya. Ezhegodnik 2017 [Psychological and psychoanalytic studies. Yearbook 2017]. Moscow: Moscow Institute of Psychoanalysis Publ., pp. 307–327. EDN: YXBRRT (In Russian)
Grigorev, D. V., Stepanov, P. V (2011) Vneurochnaya deyatel’nost’ shkol’nikov. Metodicheskij konstruktor [Extracurricular activities of schoolchildren. Methodical constructor]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 223 p. (In Russian)
Huddy, L., Khatib, N. (2007) American patriotism, national identity, and political involvement. American Journal of Political Science, vol. 51, no. 1, pp. 63–77. (In English)
Ippolitova, N. V., Kachalova, L. P., Pererva, O. Yu. (2022) Professional’nyj patriotizm v strukture obshchej ego klassifikatsii [Features of the formation of professional patriotism among pedagogical university students]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya — World of Science, Culture, Education, no. 2 (93), pp. 209–212. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-209-212 (In Russian)
Korzh, N. V., Karimova, L. F. (2022) Problema patriotizma sredi sovremennoj molodezhi v usloviyakh geopoliticheskoj napryazhennosti [The problem of patriotism among modern youth in the context of geopolitical tensions]. Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo — Science. Society. State, vol. 10, no. 4 (40), pp. 80–89. https://doi.org/10.21685/2307-9525-2022-10-4-9 (In Russian)
Kostrigin, A. A., Vigand, A. M. (2019) Predstavlenie i otnoshenie k patriotizmu u molodezhi [Representation and attitudes to patriotism in youth]. Vestnik po pedagogike i psikhologii Yuzhnoj Sibiri, no. 1, pp. 63–80. EDN: CUFIHE (In Russian)
Kravchenko, V. A. (2015) Patriotizm kak odna iz form samoidentifikatsii lichnosti v Rossii [Patriotism as one of personal self-identification forms in Russia]. Kul’turnaya zhizn’ Yuga Rossii — Cultural Studies of Russian South, no. 4 (59), pp. 42–46. (In Russian)
Latcheva, R. (2011) Cognitive interviewing and factor-analytic techniques: A mixed method approach to validity of survey items measuring national identity. Quality and Quantity, vol. 45, no. 6, pp. 1175–1199. https://doi.org/10.1007/s11135-009-9285-0 (In English)
Lebedev, A. N. (2014) Problemy patrioticheskogo vospitaniya studentov rossijskogo vuza [Problems patriotic education of students of a Russian university]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta — Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University, no. 2 (14), pp. 60–68. EDN: SMGQQL (In Russian)
Lebedev, A. N., Gordyakova, O. V. (2016) Teoreticheskie i metodologicheskie voprosy izucheniya patriotizma kak sotsial’nogo chuvstva i sotsial’no orientirovannogo povedeniya [Theoretical and methodological problems in the study of patriotism as a social feelings and socially oriented behavior]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya — Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, vol. 1, no. 1, pp. 23–40. EDN: WDXXPX (In Russian)
Miklyaeva, A. V., Rumyantseva, P. V. (2008) Sotsial’naya identichnost’ lichnosti: soderzhanie, struktura, mekhanizmy formirovaniya [Social identity of a person: Content, structure, mechanisms of formation]. Saint-Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., 118 p. (In Russian)
Miklyaeva, A. V., Rumyantseva, P. V. (2011) Sootnoshenie tsentral’nykh i perifericheskikh komponentov v strukture sotsial’noj identichnosti lichnosti [Balance of central and peripheral components in the structure of person’s social identity]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, no. 32 (5), pp. 36–45. EDN: MSLHVA (In Russian)
Nasledov, A. D. (2004) Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretatsiya dannykh [Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 392 p. (In Russian)
Osnovin, A. V. (2016) Formirovanie patriotizma starsheklassnikov v obrazovatel’noj srede shkoly [Formation of patriotism of high school students in the educational environment of the school]. PhD dissertation (Psychology). Karachaevsk, Karachay-Cherkess State University named after W. D. Aliev, 243 p. (In Russian)
Potemkin, A. V. (2009) Natsional’no-psikhologicheskie osobennosti proyavleniya patriotizma lichnosti [National-psychological features of the manifestation of patriotism of the individual]. PhD dissertation (Psychology). Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, 256 p. (In Russian)
Rupar, M., Jamróz-Dolińska, K., Kołeczek, M., Sekerdej, M. (2021) Is patriotism helpful to fight the crisis? The role of constructive patriotism, conventional patriotism, and glorification amid the COVID-19 pandemic. European Journal of Social Psychology, vol. 51, no. 6, pp. 862–877. https://doi.org/10.1002/ejsp.2777 (In English)
Schatz, R. T. (2020) A review and integration of research on blind and constructive patriotism. In: M. Sardoč (ed.). Handbook of Patriotism.Cham: Springer Publ., pp. 613–633. https://doi.org/10.1007/978-3-319-54484-7_30 (In English)
Schatz, R. T., Staub, E., Lavine, H. G. (1999) On the varieties of national attachment: Blind versus constructive patriotism. Political Psychology, vol. 20, no. 1, pp. 151–174. https://doi.org/10.1111/0162-895X.00140 (In English)
Sekerdej, M., Roccas, S. (2016) Love versus loving criticism: Disentangling conventional and constructive patriotism. The British Journal of social psychology, vol. 55, no. 3, pp. 499–521. https://doi.org/10.1111/bjso.12142 (In English)
Svinareva, O. V., Ananyin, O. Yu., Pankratova, E. P. (2022) Patriotizm kak nravstvennaya sostavlyayushchaya lichnosti sotrudnika organov vnutrennikh del [Patriotism as a moral component of the personality of the employee of the internal affairs of the Russian federation]. Chelovecheskij kapital — Human Capital, no. 7 (163), pp. 162–173. https://doi.org/10.25629/HC.2022.07.18 (In Russian)
Tarasov, M. V. (2020) Obraz Rodiny: obosnovanie i aprobatsiya diagnosticheskogo instrumentariya [Image of Motherland: Justification and approbation of diagnostic tools]. Eksperimental’naya psikhologiya — Experimental Psychology, vol. 13, no. 4, pp. 205–219. https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130415 (In Russian)
Vasileva, S. V., Miklyaeva, A. V. (2023) Opyt razrabotki podrostkovoj shkaly konstruktivnogo patriotizma: ekspertnye otsenki pedagogov [Experience in developing a teenage scale of constructive patriotism: Expert assessments of teachers]. In: Sotsial’naya psikhologiya: voprosy teorii i praktiki. Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii pamyati M. Yu. Kondrat’eva “Sotsial’naya psikhologiya: voprosy teorii i praktiki” (11–12 maya 2023 g.) [Social psychology: Questions of theory and practice. Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference in memory of M. Yu. Kondratiev “Social psychology: Issues of theory and practice” (May 11–12, 2023)]. Moscow: MSUPE Publ., pp. 166–169. (In Russian)
Zhuravlev, A. L., Yurevich, A. V. (2016) Patriotizm kak ob’ekt izucheniya psikhologicheskoj nauki [Patriotism as an object of psychological research]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 37, no. 3, pp. 88–98. EDN: WAIEZP (In Russian)
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Светлана Викторовна Васильева, Анастасия Владимировна Микляева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.