Психологическая адаптация к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий обучающихся, имеющих перерыв в получении образования
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-339-351Ключевые слова:
психологическая адаптация к обучению, субъективные и объективные факторы успешности адаптации к обучению, студенты, имеющие перерыв в получении образования, дистанционные образовательные технологии, особенности дистанционного обучения взрослыхАннотация
Статья посвящена изучению особенностей психологической адаптации взрослых, имеющих значительный перерыв в получении образования, к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий. Актуальность изучения данной проблематики определяется недостаточной представленностью подобных исследований, а также необходимостью разработки программ дистанционного обучения с учетом специфики данной категории обучающихся.
В исследовании приняли участие 60 студенток, обучающихся по направлению «Дошкольное образование» в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга», 30 студенток без перерыва в получении, 30 студенток — с перерывом в получении образования. В диагностический комплекс были включены методики, направленные на диагностику различных аспектов адаптации к обучению: мотивационный компонент (Шкала академической мотивации), аффективный компонент (Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности; Индикатор копинг-стратегий); когнитивный компонент (Методика «Тип мышления»), деятельностный компонент (Методика «Диагностика стилей учебной деятельности») и анкета, направленная на выявление отношения к дистанционным образовательным технологиям у студентов.
Результаты исследования подтвердили наличие существенных различий в мотивации обучения (преобладание мотивации достижения и мотивации самоуважения у обучающихся с перерывом в получении образования), эмоциональном ответе на трудности в обучении (повышенный уровень напряжения, сниженный эмоциональный тонус), а также предпочтении копинг-стратегии избегания неудач у обучающихся с перерывом в получении образования. Кроме того, студентов с перерывом в получении образования характеризуют особенности в организации собственного обучения, проявляющиеся в ориентации на скрупулезную проверку данных, проверку убедительности заключений и достоверности выводов, а также в затруднениях при необходимости проявлять гибкость и разносторонность педагогических технологий в обучении.
С учетом выявленных особенностей данной категории обучающихся и их затруднений при обучении с использованием дистанционных образовательных технологий предлагаются практические рекомендации для педагогов, разрабатывающих и реализующих программы дистанционного обучения на основе модульного подхода и специфики обучения взрослых.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Авдиенко, Г. Ю., Головешкин, И. Д. (2009) Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия: Психология, № 2, с. 35–47.
Андреев, А. А., Солдаткин, В. И. (1999) Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 196 с.
Васильева, С. В. (2020) Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 185 с.
Демцура, С. С., Якупов, В. Р. (2020) Информационные технологии в образовании (на примере дистанционных образовательных технологий в российских вузах). Наукосфера, № 7, с. 31–36.
Зубов, А. В., Зубова, И. И. (2004) Информационные технологии в лингвистике. М.: Академия, 208 с.
Коробова, Е. В. (2020) Использование СДО Google Classroom в работе со взрослыми обучающимися педагогического колледжа на уроках информатики. Экстернат.РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/index.php/16700 (дата обращения 12.04.2020).
Лебедева, И. С., Павлова, Е. Б. (2012) Медиаконтент как средство повышения психологической адаптации студентов и эффективности усвоения материала при дистанционном обучении. Вестник Московского государственного лингвистического университета, № 660, с. 116–124.
Микляева, А. В., Безгодова, С. А., Васильева, С. В. и др. (2017) Характеристики познавательной сферы и стиль учебной деятельности как факторы успешности адаптации к образовательной среде вуза у студентов различной профильной направленности. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, т. 22, с. 42–54.
Олейник, Е. В., Муталова, Д. А., Безенкова, Т. А., Мананникова, А. В. (2020) Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий. Современное педагогическое образование, № 5, с. 69–72.
Отекина, Н. Е. (2017) Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. Инновационная наука, № 4–2, с. 127–128.
Ромашко, О. В. (2016) Особенности обучения взрослых посредством дистанционного обучения. Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития, т. 2, № 1, с. 16–19.
Сиврикова, Н. В., Харланова, Е. М. (2020) Стратегии поведения цифровых аборигенов в период пандемии COVID-19. В кн.: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1–2 октября 2020 г. Вып. 3. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, с. 648–655. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-59
Смирнов, А. А., Живаев, Н. Г. (2009) Психология вузовской адаптации. Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 115 с.
Стариков, Д. А. (2011) О понятии мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе. Научные исследования в образовании, № 2, с. 53–55.
Степанова, Т. Ю., Ламонина, Л. В. (2016) Андрагогические подходы к обучению взрослого населения в процессе реализации программы «Обучение компьютерной грамотности». Электронный научно- методический журнал Омского ГАУ, № 1 (4), статья 22. [Электронный ресурс]. URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/vyp-rus/2106-rus/1-4-rus/25-statya-2016-1/258-00085 (дата обращения 30.06.2021).
Углова, А. Б., Королева, Н. Н., Богдановская, И. М. и др. (2020) Личностные факторы отношения студентов к дистанционной форме обучения. Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал, № 10, ART 2883. [Электронный ресурс]. URL: http://emissia.org/offline/2020/2883.htm (дата обращения 12.04.2020).
Христова, Ю. А. (2020) Опыт применения дистанционных образовательных технология при реализации курса «Информационные технологии». Вопросы педагогики, № 5-1, с. 405–407.
REFERENCES
Avdienko, G. Yu., Goloveshkin, I. D. (2009) Osobennosti adaptatsii studentov pervogo kursa k obrazovatel’noj srede vuza [Features of adaptation of first-year students to the educational environment of the university]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. Seriya: Psikhologiya, no. 2, pp. 35–47. (In Russian)
Andreev, A. A., Soldatkin, V. I. (1999) Distantsionnoe obuchenie: sushchnost’, tekhnologiya, organizatsiya [Distance learning: Essence, technology, organization]. Moscow: Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Publ., 196 p. (In Russian)
Demtsura, S. S., Yakupov, V. R. (2020) Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii (na primere distantsionnykh obrazovatel’nykh tekhnologij v rossijskikh vuzakh) [Information technologies in education (on the example of distance learning technologies in Russian universities)]. Naukosfera, no. 7, pp. 31–36. (In Russian)
Khristova, Yu. A. (2020) Opyt primeneniya distantsionnykh obrazovatel’nykh tekhnologij pri realizatsii kursa “Informatsionnye tekhnologii” [Experience of using distance educational technologies in the implementation of the course “Information Technology”]. Voprosy pedagogiki, no. 5-1, pp. 405–407. (In Russian)
Korobova, E. V. (2020) Ispol’zovanie SDO Google Classroom v rabote so vzroslymi obuchayushchimisya pedagogicheskogo kolledzha na urokakh informatiki [Use of LMS Google Classroom in work with adult students of the pedagogical college in computer science lessons]. Eksternat.RF — Externat.RF. [Online]. Available at: http://ext.spb.ru/index.php/16700 (accessed 12.04.2020). (In Russian)
Lebedeva, I. S., Pavlova, E. B. (2012) Mediakontent kak sredstvo povysheniya psikhologicheskoj adaptatsii studentov i effektivnosti usvoeniya materiala pri distantsionnom obuchenii [Media content as a means of creating a comfortable environment for more effective distance learning]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta — Vestnik of the Moscow State Linguistic University, no. 660, pp. 116–124. (In Russian)
Miklyaeva, A. V., Bezgodova, S. A., Vasil’eva, S. V. et al. (2017) Kharakteristiki poznavatel’noj sfery i stil’ uchebnoj deyatel’nosti kak faktory uspeshnosti adaptatsii k obrazovatel’noj srede vuza u studentov razlichnoj profil’noj napravlennosti [Cognitive attributes and learning activity style as aspects of successful adaptation of students of various majors to educational environment]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya — The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Psychology, vol. 22, pp. 42–54. (In Russian)
Olejnik, E. V., Mutalova, D. A., Bezenkova, T. A., Manannikova, A. V. (2020) Izuchenie problemy adaptatsii studentov vuza v usloviyakh samoizolyatsii k on-line obucheniyu s primeneniem distantsionnykh obrazovatel’nykh tekhnologij [Studying the problem of adaptation university students in conditions of selfisolation to on-line training with the use of distance education technologies]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie — Modern Pedagogical Education, no. 5, pp. 69–72. (In Russian)
Otekina, N. E. (2017) Elektronnoe obuchenie, distantsionnye obrazovatel’nye tekhnologii [E-learning, distance learning technologies]. Innovatsionnaya nauka, no. 4–2, pp. 127–128. (In Russian)
Romashko, O. V. (2016) Osobennosti obucheniya vzroslykh posredstvom distantsionnogo obucheniya [Features of adult learning through distance learning]. Sovremennyj mir: opyt, problemy i perspektivy razvitiya, vol. 2, no. 1, pp. 16–19. (In Russian)
Sivrikova, N. V., Kharlanova, E. M. (2020) Strategii povedeniya tsifrovykh aborigenov v period pandemii COVID-19 [Behaviour strategies of digital natives during the COVID-19 pandemic]. In: Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Sankt-Peterburg, 1–2 oktyabrya 2020 g. [The Herzen University Studies: Psychology in Education. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference. Saint Petersburg, 1–2 October 2020]. Iss. 3. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 648–655. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-59 (In Russian)
Smirnov, A. A., Zhivaev, N. G. (2009) Psikhologiya vuzovskoj adaptatsii [Psychology of university adaptation]. Yaroslavl: Yaroslavl State University Publ., 115 p. (In Russian)
Starikov, D. A. (2011) O ponyatii mul’timedia tekhnologii i ikh ispol’zovanii v obrazovatel’nom protsesse [On the concept of multimedia technology and their use in the educational process]. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii, no. 2, pp. 53–55. (In Russian)
Stepanova, T. Yu., Lamonina, L. V. (2016) Andragogicheskie podkhody k obucheniyu vzroslogo naseleniya v protsesse realizatsii programmy “Obuchenie komp’yuternoj gramotnosti” [Andragogical approaches to teaching the adult population in the process of implementing the program “Teaching computer literacy”]. Elektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU — Research and Scientific Electronic Journal of Omsk SAU, no. 1 (4), article 22. [Online]. Available at: http://e-journal.omgau.ru/index.php/vyp-rus/2106-rus/1-4-rus/25-statya-2016-1/258-00085 (accessed 30.06.2021). (In Russian)
Uglova, A. B., Koroleva, N. N., Bogdanovskaya, I. M. et al. (2020) Lichnostnye faktory otnosheniya studentov k distantsionnoj forme obucheniya [Personal factors of students’ attitude to distance learning]. Pis’ma v Emissiya. Offlajn: elektronnyj nauchnyj zhurnal — The Emissia.OfflineLetters, no. 10, ART 2883. [Online]. Available at: http://emissia.org/offline/2020/2883.htm (accessed 12.04.2020). (In Russian)
Vasil’eva, S. V. (2020) Strukturnye i dinamicheskie osobennosti studencheskogo adaptatsionnogo sindroma [Structural and dynamic features of student adaptation syndrome]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 185 p. (In Russian)
Zubov, A. V., Zubova, I. I. (2004) Informatsionnye tekhnologii v lingvistike [Information technology in linguistics]. Moscow: Publishing House Academia, 208 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Екатерина Витальевна Коробова, Светлана Викторовна Васильева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.