Психологическая адаптация к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий обучающихся, имеющих перерыв в получении образования
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-339-351Ключевые слова:
психологическая адаптация к обучению, субъективные и объективные факторы успешности адаптации к обучению, студенты, имеющие перерыв в получении образования, дистанционные образовательные технологии, особенности дистанционного обучения взрослыхАннотация
Статья посвящена изучению особенностей психологической адаптации взрослых, имеющих значительный перерыв в получении образования, к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий. Актуальность изучения данной проблематики определяется недостаточной представленностью подобных исследований, а также необходимостью разработки программ дистанционного обучения с учетом специфики данной категории обучающихся.
В исследовании приняли участие 60 студенток, обучающихся по направлению «Дошкольное образование» в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга», 30 студенток без перерыва в получении, 30 студенток — с перерывом в получении образования. В диагностический комплекс были включены методики, направленные на диагностику различных аспектов адаптации к обучению: мотивационный компонент (Шкала академической мотивации), аффективный компонент (Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности; Индикатор копинг-стратегий); когнитивный компонент (Методика «Тип мышления»), деятельностный компонент (Методика «Диагностика стилей учебной деятельности») и анкета, направленная на выявление отношения к дистанционным образовательным технологиям у студентов.
Результаты исследования подтвердили наличие существенных различий в мотивации обучения (преобладание мотивации достижения и мотивации самоуважения у обучающихся с перерывом в получении образования), эмоциональном ответе на трудности в обучении (повышенный уровень напряжения, сниженный эмоциональный тонус), а также предпочтении копинг-стратегии избегания неудач у обучающихся с перерывом в получении образования. Кроме того, студентов с перерывом в получении образования характеризуют особенности в организации собственного обучения, проявляющиеся в ориентации на скрупулезную проверку данных, проверку убедительности заключений и достоверности выводов, а также в затруднениях при необходимости проявлять гибкость и разносторонность педагогических технологий в обучении.
С учетом выявленных особенностей данной категории обучающихся и их затруднений при обучении с использованием дистанционных образовательных технологий предлагаются практические рекомендации для педагогов, разрабатывающих и реализующих программы дистанционного обучения на основе модульного подхода и специфики обучения взрослых.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Авдиенко, Г. Ю., Головешкин, И. Д. (2009) Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия: Психология, № 2, с. 35–47.
Андреев, А. А., Солдаткин, В. И. (1999) Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 196 с.
Васильева, С. В. (2020) Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 185 с.
Демцура, С. С., Якупов, В. Р. (2020) Информационные технологии в образовании (на примере дистанционных образовательных технологий в российских вузах). Наукосфера, № 7, с. 31–36.
Зубов, А. В., Зубова, И. И. (2004) Информационные технологии в лингвистике. М.: Академия, 208 с.
Коробова, Е. В. (2020) Использование СДО Google Classroom в работе со взрослыми обучающимися педагогического колледжа на уроках информатики. Экстернат.РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/index.php/16700 (дата обращения 12.04.2020).
Лебедева, И. С., Павлова, Е. Б. (2012) Медиаконтент как средство повышения психологической адаптации студентов и эффективности усвоения материала при дистанционном обучении. Вестник Московского государственного лингвистического университета, № 660, с. 116–124.
Микляева, А. В., Безгодова, С. А., Васильева, С. В. и др. (2017) Характеристики познавательной сферы и стиль учебной деятельности как факторы успешности адаптации к образовательной среде вуза у студентов различной профильной направленности. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, т. 22, с. 42–54.
Олейник, Е. В., Муталова, Д. А., Безенкова, Т. А., Мананникова, А. В. (2020) Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий. Современное педагогическое образование, № 5, с. 69–72.
Отекина, Н. Е. (2017) Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. Инновационная наука, № 4–2, с. 127–128.
Ромашко, О. В. (2016) Особенности обучения взрослых посредством дистанционного обучения. Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития, т. 2, № 1, с. 16–19.
Сиврикова, Н. В., Харланова, Е. М. (2020) Стратегии поведения цифровых аборигенов в период пандемии COVID-19. В кн.: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1–2 октября 2020 г. Вып. 3. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, с. 648–655. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-59
Смирнов, А. А., Живаев, Н. Г. (2009) Психология вузовской адаптации. Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 115 с.
Стариков, Д. А. (2011) О понятии мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе. Научные исследования в образовании, № 2, с. 53–55.
Степанова, Т. Ю., Ламонина, Л. В. (2016) Андрагогические подходы к обучению взрослого населения в процессе реализации программы «Обучение компьютерной грамотности». Электронный научно- методический журнал Омского ГАУ, № 1 (4), статья 22. [Электронный ресурс]. URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/vyp-rus/2106-rus/1-4-rus/25-statya-2016-1/258-00085 (дата обращения 30.06.2021).
Углова, А. Б., Королева, Н. Н., Богдановская, И. М. и др. (2020) Личностные факторы отношения студентов к дистанционной форме обучения. Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал, № 10, ART 2883. [Электронный ресурс]. URL: http://emissia.org/offline/2020/2883.htm (дата обращения 12.04.2020).
Христова, Ю. А. (2020) Опыт применения дистанционных образовательных технология при реализации курса «Информационные технологии». Вопросы педагогики, № 5-1, с. 405–407.
REFERENCES
Avdienko, G. Yu., Goloveshkin, I. D. (2009) Osobennosti adaptatsii studentov pervogo kursa k obrazovatel’noj srede vuza [Features of adaptation of first-year students to the educational environment of the university]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. Seriya: Psikhologiya, no. 2, pp. 35–47. (In Russian)
Andreev, A. A., Soldatkin, V. I. (1999) Distantsionnoe obuchenie: sushchnost’, tekhnologiya, organizatsiya [Distance learning: Essence, technology, organization]. Moscow: Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Publ., 196 p. (In Russian)
Demtsura, S. S., Yakupov, V. R. (2020) Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii (na primere distantsionnykh obrazovatel’nykh tekhnologij v rossijskikh vuzakh) [Information technologies in education (on the example of distance learning technologies in Russian universities)]. Naukosfera, no. 7, pp. 31–36. (In Russian)
Khristova, Yu. A. (2020) Opyt primeneniya distantsionnykh obrazovatel’nykh tekhnologij pri realizatsii kursa “Informatsionnye tekhnologii” [Experience of using distance educational technologies in the implementation of the course “Information Technology”]. Voprosy pedagogiki, no. 5-1, pp. 405–407. (In Russian)
Korobova, E. V. (2020) Ispol’zovanie SDO Google Classroom v rabote so vzroslymi obuchayushchimisya pedagogicheskogo kolledzha na urokakh informatiki [Use of LMS Google Classroom in work with adult students of the pedagogical college in computer science lessons]. Eksternat.RF — Externat.RF. [Online]. Available at: http://ext.spb.ru/index.php/16700 (accessed 12.04.2020). (In Russian)
Lebedeva, I. S., Pavlova, E. B. (2012) Mediakontent kak sredstvo povysheniya psikhologicheskoj adaptatsii studentov i effektivnosti usvoeniya materiala pri distantsionnom obuchenii [Media content as a means of creating a comfortable environment for more effective distance learning]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta — Vestnik of the Moscow State Linguistic University, no. 660, pp. 116–124. (In Russian)
Miklyaeva, A. V., Bezgodova, S. A., Vasil’eva, S. V. et al. (2017) Kharakteristiki poznavatel’noj sfery i stil’ uchebnoj deyatel’nosti kak faktory uspeshnosti adaptatsii k obrazovatel’noj srede vuza u studentov razlichnoj profil’noj napravlennosti [Cognitive attributes and learning activity style as aspects of successful adaptation of students of various majors to educational environment]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya — The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Psychology, vol. 22, pp. 42–54. (In Russian)
Olejnik, E. V., Mutalova, D. A., Bezenkova, T. A., Manannikova, A. V. (2020) Izuchenie problemy adaptatsii studentov vuza v usloviyakh samoizolyatsii k on-line obucheniyu s primeneniem distantsionnykh obrazovatel’nykh tekhnologij [Studying the problem of adaptation university students in conditions of selfisolation to on-line training with the use of distance education technologies]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie — Modern Pedagogical Education, no. 5, pp. 69–72. (In Russian)
Otekina, N. E. (2017) Elektronnoe obuchenie, distantsionnye obrazovatel’nye tekhnologii [E-learning, distance learning technologies]. Innovatsionnaya nauka, no. 4–2, pp. 127–128. (In Russian)
Romashko, O. V. (2016) Osobennosti obucheniya vzroslykh posredstvom distantsionnogo obucheniya [Features of adult learning through distance learning]. Sovremennyj mir: opyt, problemy i perspektivy razvitiya, vol. 2, no. 1, pp. 16–19. (In Russian)
Sivrikova, N. V., Kharlanova, E. M. (2020) Strategii povedeniya tsifrovykh aborigenov v period pandemii COVID-19 [Behaviour strategies of digital natives during the COVID-19 pandemic]. In: Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Sankt-Peterburg, 1–2 oktyabrya 2020 g. [The Herzen University Studies: Psychology in Education. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference. Saint Petersburg, 1–2 October 2020]. Iss. 3. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 648–655. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-59 (In Russian)
Smirnov, A. A., Zhivaev, N. G. (2009) Psikhologiya vuzovskoj adaptatsii [Psychology of university adaptation]. Yaroslavl: Yaroslavl State University Publ., 115 p. (In Russian)
Starikov, D. A. (2011) O ponyatii mul’timedia tekhnologii i ikh ispol’zovanii v obrazovatel’nom protsesse [On the concept of multimedia technology and their use in the educational process]. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii, no. 2, pp. 53–55. (In Russian)
Stepanova, T. Yu., Lamonina, L. V. (2016) Andragogicheskie podkhody k obucheniyu vzroslogo naseleniya v protsesse realizatsii programmy “Obuchenie komp’yuternoj gramotnosti” [Andragogical approaches to teaching the adult population in the process of implementing the program “Teaching computer literacy”]. Elektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU — Research and Scientific Electronic Journal of Omsk SAU, no. 1 (4), article 22. [Online]. Available at: http://e-journal.omgau.ru/index.php/vyp-rus/2106-rus/1-4-rus/25-statya-2016-1/258-00085 (accessed 30.06.2021). (In Russian)
Uglova, A. B., Koroleva, N. N., Bogdanovskaya, I. M. et al. (2020) Lichnostnye faktory otnosheniya studentov k distantsionnoj forme obucheniya [Personal factors of students’ attitude to distance learning]. Pis’ma v Emissiya. Offlajn: elektronnyj nauchnyj zhurnal — The Emissia.OfflineLetters, no. 10, ART 2883. [Online]. Available at: http://emissia.org/offline/2020/2883.htm (accessed 12.04.2020). (In Russian)
Vasil’eva, S. V. (2020) Strukturnye i dinamicheskie osobennosti studencheskogo adaptatsionnogo sindroma [Structural and dynamic features of student adaptation syndrome]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 185 p. (In Russian)
Zubov, A. V., Zubova, I. I. (2004) Informatsionnye tekhnologii v lingvistike [Information technology in linguistics]. Moscow: Publishing House Academia, 208 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Екатерина Витальевна Коробова, Светлана Викторовна Васильева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.