Разработка инструментария для изучения социально-психологической интерпретации личности преподавателя студентами на основе моделирования эталона его ролевого образа
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-158-168Ключевые слова:
личность преподавателя, психологические качества преподавателя, модели эталонного образа преподавателя, метод полярных профилей, социально-психологическая интерпретация личностиАннотация
В статье описан алгоритм разработки варианта методики полярных профилей, который может быть использован для выяснения представлений студентов о преподавателях на основе их сопоставления с эталонным ролевым образом. При составлении перечня черт «идеального преподавателя» учитывались закономерности социально-психологической интерпретации личности, связанные с индивидуальными особенностями воспринимающего субъекта, особенностями группы, в которую входит субъект, особенностями деятельности, связывающей субъекта с объектом познания. Показана необходимость соблюдения принципа содержательной валидности при разработке методического инструментария с учетом специфики предметного поля и «языка респондентов». Эталонный образ сконструирован на основе опроса и анализа свободных описаний 335 респондентов. В результате было получено 630 семантических единиц, с помощью которых студенты описывают особенности личности и деятельности преподавателей. По результатам частотного анализа (с учетом порогов устойчивости выделяемой единицы), кластерного анализа, контент-анализа описаний студентов по двум основаниям — компонентам психического потенциала и функциональной структуре деятельности преподавателя, — была выявлена, с одной стороны, дифференцированность и, с другой стороны, целостность представлений студентов об «идеальном преподавателе». В описание вошли качества, относящиеся к нравственным, мотивационным, регуляторным, коммуникативно-речевым, интеллектуальным, аффективным, рефлексивным и креативным психическим образованиям, которые проявляются в характеристиках стиля поведения и деятельности преподавателя, его отношения к студентам, работе и самому себе, в характеристиках знаний, умений и способностей преподавателя. Итогом работы стала методика полярных профилей, содержащая 34 характеристики биполярных качеств личности преподавателей. Она может послужить средством выяснения представлений студентов о преподавателях как предпочитаемых исполнителях профессиональной роли в условиях непосредственного и опосредованного взаимодействия.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бодалев, А. А., Васина, Н. В. (2005) Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты). СПб.: Речь, 322 с.
Войскунский, А. Е. (2014) Cоциальная перцепция в социальных сетях. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, № 2, с. 90–104.
Девятых, С. Ю. (2012) Содержание и структура образа-стереотипа «пациент» у выпускников медицинского колледжа. Вестник Витебского государственного медицинского университета, т. 11, № 1, с. 152–156.
Егоров, И. В. (2013) Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, № 4 (31), с. 123–134.
Еремеев, Б. А. (1996) Статистические процедуры при психологическом изучении текста. СПб.: Образование, 55 с.
Есипова, А. А., Сатывалдиева, Б. (2015) Образ современного педагога высшей школы. Педагогика высшей школы, № 3.1, с. 75–78.
Панфёров, В. Н. (2015) Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 761 с.
Панфёров, В. Н., Волохонская, М. С., Микляева, А. В. (2017) Общая психология. Теоретические основы. М.: ЮРАЙТ, 296 с.
Панфёров, В. Н., Микляева, А. В., Безгодова, С. А., Васильева, С. В. (2018) Социально-психологическая интерпретация личности преподавателя в условиях видеолекции. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 7, № 3 (24), с. 365–368.
Панфёров, В. Н., Чугунова, Э. С. (1977) Групповая оценка личности. В кн.: Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова (ред.). Методы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, с. 108–120.
Петренко, В. Ф. (2010) Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 440 с.
Пучков, А. А. (2012) Идеальный образ преподавателя: социологический опрос. Высшее образование в России, № 6, с. 130–133.
Ребер, А. (2000) Большой толковый психологический словарь. Т. 2: П–Я. М.: Вече: АСТ, 559 с.
Романов, Д. К., Даукша, Л. М. (2016) Психологические особенности восприятия и понимания преподавателей студентами университета. Интеграция образования, № 2 (83), с. 228–237.
Чугунова, Э. С., Панфёров, В. Н. (1978) Социально-психологический анализ профессиональной деятельности инженеров. Вестник Ленинградского университета. Экономика, философия, право, № 4 (23), с. 65–69.
Шлыкова, Н. Л. (1998) Восприятие преподавателя студентами. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психол. наук. Иваново: Ивановский государственный университет, 23 c.
REFERENCES
Bodalev, A. A., Vasina, N. V. (2005) Poznanie cheloveka chelovekom (vozrastnoj, gendernyj, etnicheskij i professional’nyj aspekty) [Human cognition by man (age, gender, ethnic and professional aspects)]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 322 p. (In Russian)
Chugunova, E. S., Panferov, V. N. (1978) Sotsial’no-psikhologicheskij analiz professional’noj deyatel’nosti inzhenerov [Socio-psychological analysis of the professional activities of engineers]. Vestnik Leningradskogo universiteta. Ekonomika, filosofiya, pravo, no. 4 (23), pp. 65–69. (In Russian)
Devyatykh, S. Yu. (2012) Soderzhanie i struktura obraza-stereotipa “patsient” u vypusknikov meditsinskogo kolledzha [The content and structure of the image-stereotype “Patient” among graduates of medical college.]. Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta — Vestnik of Vitebsk state medical university, vol. 11, no. 1, pp. 152–156. (In Russian)
Egorov, I. V. (2013) Issledovanie predstavlenij studentov ob obraze prepodavatelya pedagogicheskogo vuza [The study of students’ ideas about the image of a teacher of a pedagogical university]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya — St Tikhon’s University Review. Series IV. Pedagogy. Psychology, no. 4 (31), pp. 123–134. (In Russian)
Eremeev, B. A. (1996) Statisticheskie protsedury pri psikhologicheskom izuchenii teksta [Statistical procedures for the psychological study of the text]. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., 55 p. (In Russian)
Esipova, A. A., Satyvaldieva, B. (2015) Obraz sovremennogo pedagoga vysshej shkoly [The image of a modern high school teacher]. Pedagogika vysshej shkoly, no. 3.1, pp. 75–78. (In Russian)
Panferov, V. N. (2015) Integral’nyj sintez psikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial’nom vzaimodejstvii [Integral synthesis of human psychology in science, in education, in social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 761 p. (In Russian)
Panferov, V. N., Miklyaeva, A. V., Bezgodova, S. A., Vasileva, S. V. (2018) Sotsial’no-psikhologicheskaya interpretatsiya lichnosti prepodavatelya v usloviyakh videolektsii [Socio-psychological interpretation of the teacher’s personality under video lectures]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of scientific research: Pedagogy and psychology, vol. 7, no. 3 (24), pp. 365–368. (In Russian)
Panferov, V. N., Chugunova, E. S. (1977) Gruppovaya otsenka lichnosti [Group assessment of personality]. In: E. S. Kuz’mina, V. E. Semenova (eds.). Metody sotsial’noj psikhologii [Methods of social psychology]. Leningrad: LGU im. A. A. Zhdanova Publ., pp. 108–120. (In Russian)
Panferov, V. N., Volokhonskaya, M. S., Miklyaeva, A. V. (2017) Obshchaya psikhologiya. Teoreticheskie osnovy [General psychology. Theoretical basis]. Moscow: Yurajt Publ., 296 p. (In Russian)
Petrenko, V. F. (2010) Mnogomernoe soznanie: psikhosemanticheskaya paradigm [Multidimensional consciousness: The psychosemantic paradigm]. Moscow: Novyj khronograf Publ., 440 p. (In Russian)
Puchkov, A. A. (2012) Ideal’nyj obraz prepodavatelya: sotsiologicheskij opros [The ideal image of a teacher: A sociological survey]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, no. 6, pp. 130–133. (In Russian)
Reber, A. (2000) The penguin dictionary of psychology. Vol. 2: P–Ya, Moscow: Veche Publ.: AST Publ., 559 p. (In Russian)
Romanov, D. K., Dauksha, L. M. (2016) Psikhologicheskie osobennosti vospriyatiya i ponimaniya prepodavatelej studentami universiteta [Psychological features of perception and understanding of teachers by university students]. Integratsiya obrazovaniya — Integration of education, no. 2 (83), pp. 228–237. (In Russian)
Shlykova, N. L. (1998) Vospriyatie prepodavatelya studentami [Student perception of the teacher]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ivanovo: Ivanovo State University, 23 p. (In Russian)
Vojskunskij, A. E. (2014) Cotsial’naya pertseptsiya v sotsial’nykh setyakh [Social perception in social networks]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 2, pp. 90–104. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Владимир Николаевич Панфёров, Анастасия Владимировна Микляева, Светлана Александровна Безгодова, Светлана Викторовна Васильева, Артем Сергеевич Иванов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.