Разработка инструментария для изучения социально-психологической интерпретации личности преподавателя студентами на основе моделирования эталона его ролевого образа

Авторы

  • Владимир Николаевич Панфёров Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-3528-3122
  • Анастасия Владимировна Микляева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-8389-2275
  • Светлана Александровна Безгодова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-5425-7838
  • Светлана Викторовна Васильева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-6052-3431
  • Артем Сергеевич Иванов Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-158-168

Ключевые слова:

личность преподавателя, психологические качества преподавателя, модели эталонного образа преподавателя, метод полярных профилей, социально-психологическая интерпретация личности

Аннотация

В статье описан алгоритм разработки варианта методики полярных профилей, который может быть использован для выяснения представлений студентов о преподавателях на основе их сопоставления с эталонным ролевым образом. При составлении перечня черт «идеального преподавателя» учитывались закономерности социально-психологической интерпретации личности, связанные с индивидуальными особенностями воспринимающего субъекта, особенностями группы, в которую входит субъект, особенностями деятельности, связывающей субъекта с объектом познания. Показана необходимость соблюдения принципа содержательной валидности при разработке методического инструментария с учетом специфики предметного поля и «языка респондентов». Эталонный образ сконструирован на основе опроса и анализа свободных описаний 335 респондентов. В результате было получено 630 семантических единиц, с помощью которых студенты описывают особенности личности и деятельности преподавателей. По результатам частотного анализа (с учетом порогов устойчивости выделяемой единицы), кластерного анализа, контент-анализа описаний студентов по двум основаниям — компонентам психического потенциала и функциональной структуре деятельности преподавателя, — была выявлена, с одной стороны, дифференцированность и, с другой стороны, целостность представлений студентов об «идеальном преподавателе». В описание вошли качества, относящиеся к нравственным, мотивационным, регуляторным, коммуникативно-речевым, интеллектуальным, аффективным, рефлексивным и креативным психическим образованиям, которые проявляются в характеристиках стиля поведения и деятельности преподавателя, его отношения к студентам, работе и самому себе, в характеристиках знаний, умений и способностей преподавателя. Итогом работы стала методика полярных профилей, содержащая 34 характеристики биполярных качеств личности преподавателей. Она может послужить средством выяснения представлений студентов о преподавателях как предпочитаемых исполнителях профессиональной роли в условиях непосредственного и опосредованного взаимодействия.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бодалев, А. А., Васина, Н. В. (2005) Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты). СПб.: Речь, 322 с.

Войскунский, А. Е. (2014) Cоциальная перцепция в социальных сетях. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, № 2, с. 90–104.

Девятых, С. Ю. (2012) Содержание и структура образа-стереотипа «пациент» у выпускников медицинского колледжа. Вестник Витебского государственного медицинского университета, т. 11, № 1, с. 152–156.

Егоров, И. В. (2013) Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, № 4 (31), с. 123–134.

Еремеев, Б. А. (1996) Статистические процедуры при психологическом изучении текста. СПб.: Образование, 55 с.

Есипова, А. А., Сатывалдиева, Б. (2015) Образ современного педагога высшей школы. Педагогика высшей школы, № 3.1, с. 75–78.

Панфёров, В. Н. (2015) Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 761 с.

Панфёров, В. Н., Волохонская, М. С., Микляева, А. В. (2017) Общая психология. Теоретические основы. М.: ЮРАЙТ, 296 с.

Панфёров, В. Н., Микляева, А. В., Безгодова, С. А., Васильева, С. В. (2018) Социально-психологическая интерпретация личности преподавателя в условиях видеолекции. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 7, № 3 (24), с. 365–368.

Панфёров, В. Н., Чугунова, Э. С. (1977) Групповая оценка личности. В кн.: Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова (ред.). Методы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, с. 108–120.

Петренко, В. Ф. (2010) Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 440 с.

Пучков, А. А. (2012) Идеальный образ преподавателя: социологический опрос. Высшее образование в России, № 6, с. 130–133.

Ребер, А. (2000) Большой толковый психологический словарь. Т. 2: П–Я. М.: Вече: АСТ, 559 с.

Романов, Д. К., Даукша, Л. М. (2016) Психологические особенности восприятия и понимания преподавателей студентами университета. Интеграция образования, № 2 (83), с. 228–237.

Чугунова, Э. С., Панфёров, В. Н. (1978) Социально-психологический анализ профессиональной деятельности инженеров. Вестник Ленинградского университета. Экономика, философия, право, № 4 (23), с. 65–69.

Шлыкова, Н. Л. (1998) Восприятие преподавателя студентами. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психол. наук. Иваново: Ивановский государственный университет, 23 c.

REFERENCES

Bodalev, A. A., Vasina, N. V. (2005) Poznanie cheloveka chelovekom (vozrastnoj, gendernyj, etnicheskij i professional’nyj aspekty) [Human cognition by man (age, gender, ethnic and professional aspects)]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 322 p. (In Russian)

Chugunova, E. S., Panferov, V. N. (1978) Sotsial’no-psikhologicheskij analiz professional’noj deyatel’nosti inzhenerov [Socio-psychological analysis of the professional activities of engineers]. Vestnik Leningradskogo universiteta. Ekonomika, filosofiya, pravo, no. 4 (23), pp. 65–69. (In Russian)

Devyatykh, S. Yu. (2012) Soderzhanie i struktura obraza-stereotipa “patsient” u vypusknikov meditsinskogo kolledzha [The content and structure of the image-stereotype “Patient” among graduates of medical college.]. Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta — Vestnik of Vitebsk state medical university, vol. 11, no. 1, pp. 152–156. (In Russian)

Egorov, I. V. (2013) Issledovanie predstavlenij studentov ob obraze prepodavatelya pedagogicheskogo vuza [The study of students’ ideas about the image of a teacher of a pedagogical university]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya — St Tikhon’s University Review. Series IV. Pedagogy. Psychology, no. 4 (31), pp. 123–134. (In Russian)

Eremeev, B. A. (1996) Statisticheskie protsedury pri psikhologicheskom izuchenii teksta [Statistical procedures for the psychological study of the text]. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., 55 p. (In Russian)

Esipova, A. A., Satyvaldieva, B. (2015) Obraz sovremennogo pedagoga vysshej shkoly [The image of a modern high school teacher]. Pedagogika vysshej shkoly, no. 3.1, pp. 75–78. (In Russian)

Panferov, V. N. (2015) Integral’nyj sintez psikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial’nom vzaimodejstvii [Integral synthesis of human psychology in science, in education, in social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 761 p. (In Russian)

Panferov, V. N., Miklyaeva, A. V., Bezgodova, S. A., Vasileva, S. V. (2018) Sotsial’no-psikhologicheskaya interpretatsiya lichnosti prepodavatelya v usloviyakh videolektsii [Socio-psychological interpretation of the teacher’s personality under video lectures]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of scientific research: Pedagogy and psychology, vol. 7, no. 3 (24), pp. 365–368. (In Russian)

Panferov, V. N., Chugunova, E. S. (1977) Gruppovaya otsenka lichnosti [Group assessment of personality]. In: E. S. Kuz’mina, V. E. Semenova (eds.). Metody sotsial’noj psikhologii [Methods of social psychology]. Leningrad: LGU im. A. A. Zhdanova Publ., pp. 108–120. (In Russian)

Panferov, V. N., Volokhonskaya, M. S., Miklyaeva, A. V. (2017) Obshchaya psikhologiya. Teoreticheskie osnovy [General psychology. Theoretical basis]. Moscow: Yurajt Publ., 296 p. (In Russian)

Petrenko, V. F. (2010) Mnogomernoe soznanie: psikhosemanticheskaya paradigm [Multidimensional consciousness: The psychosemantic paradigm]. Moscow: Novyj khronograf Publ., 440 p. (In Russian)

Puchkov, A. A. (2012) Ideal’nyj obraz prepodavatelya: sotsiologicheskij opros [The ideal image of a teacher: A sociological survey]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, no. 6, pp. 130–133. (In Russian)

Reber, A. (2000) The penguin dictionary of psychology. Vol. 2: P–Ya, Moscow: Veche Publ.: AST Publ., 559 p. (In Russian)

Romanov, D. K., Dauksha, L. M. (2016) Psikhologicheskie osobennosti vospriyatiya i ponimaniya prepodavatelej studentami universiteta [Psychological features of perception and understanding of teachers by university students]. Integratsiya obrazovaniya — Integration of education, no. 2 (83), pp. 228–237. (In Russian)

Shlykova, N. L. (1998) Vospriyatie prepodavatelya studentami [Student perception of the teacher]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ivanovo: Ivanovo State University, 23 p. (In Russian)

Vojskunskij, A. E. (2014) Cotsial’naya pertseptsiya v sotsial’nykh setyakh [Social perception in social networks]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 2, pp. 90–104. (In Russian)

Опубликован

14.08.2019

Выпуск

Раздел

Статьи