Когнитивные корреляты оценок новостной информации, представленной в сети Интернет, у подростков с разным содержанием патриотических установок
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-2-184-196Ключевые слова:
конструктивный патриотизм, оценка новостной информации, подростки, открытость познавательной позиции, познавательная децентрация, интуитивный познавательный стильАннотация
Введение. В современной социально-политической ситуации возрастает актуальность изучения способов обработки подростками разнородной новостной информации, получаемой ими из разнообразных интернет-источников, обеспечивающих формирование конструктивных патриотических установок. Цель представленного в статье эмпирического исследования заключалась в выявлении когнитивных коррелятов оценок новостной информации, представленной в сети Интернет, у подростков с разным содержанием патриотических установок.
Материалы и методы. Для сбора эмпирических данных применялись методы анкетирования и тестирования, представленного подростковой версией опросника конструктивного патриотизма С. В. Васильевой и А. В. Микляевой, методикой «Идеальный компьютер» Э. Г. Гельфмана, М. А. Холодной и Л. Н. Демидовой, а также опросником интуитивного стиля С. Эпстайна. В исследовании приняли участие 342 респондента (100 юношей и 242 девушки в возрасте 13–18 лет), из которых на основании результатов опросника конструктивного патриотизма были сформированы две контрастные группы, уравненные по возрастно-половому составу: подростки с преобладанием слепого патриотизма (n = 113) и подростки с преобладанием конструктивного патриотизма (n = 117 респондентов).
Результаты. Для подростков (независимо от содержания патриотических установок) характерна низкая дифференцированность оценок новостной информации, представленной в интернет- пространстве. Подростки, для которых характерны конструктивные патриотические установки, используют большее количество информационных интернет-источников, оценивают новостную информацию как более значимую, достоверную и оперативную, а также более вовлечены в ее самостоятельную переработку, в сравнении с подростками с выраженными установками слепого патриотизма, опираясь на такие когнитивные ресурсы, как открытость познавательной позиции и познавательная децентрация.
Заключение. В работе, направленной на формирование конструктивных патриотических установок в подростковой среде, целесообразно помимо прочих решать задачи, связанные с обучением подростков критическому и рефлексивному осмыслению новостей, их активной когнитивной обработке и формированию самостоятельных суждений и оценок на ее основе.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Васильева, С. В., Микляева, А. В. (2023) Опросник конструктивного патриотизма (подростковая версия): психометрические характеристики. Психология человека в образовании, т. 5, № 3, с. 458–472. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-458-472
Васильева, С. В., Микляева, А. В. (2024a) Взаимосвязь патриотических установок с доверием различным информационным источникам в подростковой среде. В кн.: Ю. В. Вайнштейн (ред.). Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы VIII Международной научной конференции. В 4-х ч. Ч. 2. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, с. 75–79. EDN: CNWKCT
Васильева, С. В., Микляева, А. В. (2024b) Конструктивный и слепой патриотизм подростков: вклад возраста, пола и типа образовательного учреждения. Психология человека в образовании, т. 6, № 2, с. 143–157. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-2-143-157
Гельфман, Э. Г., Холодная, М. А., Демидова, Л. Н. (1993) Психологическая основа конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания. Психологический журнал, т. 14, № 6, с. 35–45. EDN: PXZFTR
Корнилова, Т. В., Корнилов, С. А. (2013) Интуиция, интеллект и личностные свойства (результаты апробации шкал опросника С. Эпстайна). Психологические исследования, т. 6, № 28. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.54359/ps.v6i28.708 (дата обращения 27.10.2024).
Купрейченко, А. Б., Шляховая, Е. В. (2012) Доверие к информации как фактор доверия к электронным масс- медиа. Психологическая наука и образование, № 1, с. 370–380. EDN: OYPZHT
Микляева, А. В., Безгодова, С. А., Николаева, Е. И. (2023) Информационный онлайн-поиск как элемент образовательной активности современных школьников и студентов: когнитивные и психофизиологические предпосылки эффективности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 216 с.
Симонова, В. А., Лифинцева, Е. А. (2022) Защита несовершеннолетних от негативной информации в сети Интернет. Научные известия, № 26, с. 128–131. EDN: TMDKXU
Тачалова, Я. Л., Парфенова, Н. Б. (2022) Информационно-когнитивный компонент доверительного отношения молодежи к интернет-коммуникации. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, вып. 5, с. 416–423. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-53
Холодная, М. А. (2019) Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 334 с.
Dharmastutia, A., Budi Wiyonob, B., Hitipeuwc, I., Rahmawatid, H. (2020) Adolescent critical thinking prior to social media information sharing. International Journal of Innovation, Creativity and Change, vol. 13, no. 10, pp. 1195–1213.
Kaya, M. M. (2022) Blind patriotism is out and constructive patriotism is in: Critical thinking is the key to global citizenship. Journal of Social Studies Education Research, vol. 13, no. 2, pp. 103–124.
Kołeczek, M., Jamróz-Dolińska, K., Rupar, M., Sekerdej, M. (2022) Thinking like a patriot: Criticising the country and the nation is linked to the differences in thinking style and cognitive ability. Personality and Individual Differences, vol. 195, article 111670. https://doi.org/10.1016/j.paid.2022.111670
Moon, C., Travaglino, G. A. (2024) The association between perceived injustice and political trust: Testing a dual-pathway model through anger and patriotism across four countries. Political Psychology, vol. 46, no. 2, pp. 345–364. https://doi.org/10.1111/pops.13005
Norman, G. (2010) Likert scales, levels of measurement and the “laws” of statistics. Advances in Health Sciences Education: Theory and Practice, vol. 15, no. 5, pp. 625–632. https://doi.org/10.1007/s10459-010-9222-y
Payan-Carreira, R., Sacau-Fontenla, A., Rebelo, H. et al. (2022) Development and validation of a Critical Thinking Assessment-Scale short form. Education Sciences, vol. 12, no. 12, article 938. https://doi.org/10.3390/educsci12120938
Prochazka, F., Schweiger, W. (2018) How to measure generalized trust in news media? An adaptation and test of scales. Communication Methods and Measures, vol. 13, no. 1, pp. 26–42. https://doi.org/10.1080/19312458.2018.1506021
Rupar, M., Jamróz-Dolińska, K., Kołeczek, M., Sekerdej, M. (2021) Is patriotism helpful to fight the crisis? The role of constructive patriotism, conventional patriotism, and glorification amid the COVID-19 pandemic. European Journal of Social Psychology, vol. 51, no. 6, pp. 862–877. https://doi.org/10.1002/ejsp.2777
Schatz, R. T. (2020) A review and integration of research on blind and constructive patriotism. In: M. Sardoč (ed.). Handbook of Patriotism. Cham: Springer Publ., pp. 613–633. https://doi.org/10.1007/978-3-319-54484-7_30
Schatz, R. T., Staub, E., Lavine, H. G. (1999) On the varieties of national attachment: Blind versus constructive patriotism. Political Psychology, vol. 20, no. 1, pp. 151–174. https://doi.org/10.1111/0162-895X.00140
Syuhada Ginting, A., Joebagio, H., Dyah, C. (2019) The effect of constructive patriotism on constructive thinking ability in historical learning at students of senior high school Muhammadiyah Karanganyar Indonesia. ASEAN Journal of Education, vol. 5, no. 2, pp. 32–37.
Williams, R. L., Foster, L. N., Krohn, K. R. (2008) Relationship of patriotism measures to critical thinking and emphasis on civil liberties versus national security. Analyses of Social Issues and Public Policy, vol. 8, no. 1, pp. 139–156. https://doi.org/10.1111/j.1530-2415.2008.00165.x
Yazıcı, F., Pamuk, A., Yıldırım, T. (2016) The relationship between attitudes of pre-service history teachers toward multiculturalism and patriotism. Turkish Studies International Periodical for the Languages, Literature and History of Turkish or Turkic, vol. 11, no. 9, pp. 947–964. https://doi.org/10.7827/TurkishStudies.9510
Zhide, Т., Saltanat, F., Almash, T. et al. (2022) Formation of students’ values of patriotism through media technology. World Journal on Educational Technology: Current Issues, vol. 14, no. 3, pp 897–909. https://doi.org/10.18844/wjet.v14i3.7328
REFERENCES
Dharmastutia, A., Budi Wiyonob, B., Hitipeuwc, I., Rahmawatid, H. (2020) Adolescent critical thinking prior to social media information sharing. International Journal of Innovation, Creativity and Change, vol. 13, no. 10, pp. 1195–1213. (In English)
Gel’fman, E. G., Kholodnaya, M. A., Demidova, L. N. (1993) Psikhologicheskiye osnovy konstruirovaniya uchebnoj informatsii [Psychological fundamentals of design training Information]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 14, no. 6, pp. 35–45. (In Russian)
Kaya, M. M. (2022) Blind patriotism is out and constructive patriotism is in: Critical thinking is the key to global citizenship. Journal of Social Studies Education Research, vol. 13, no. 2, pp. 103–124. (In English)
Kholodnaya, M. A. (2019) Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya [Psychology of intelligence: Paradoxes of research]. 3rd ed. Moscow: Yurajt Publ., 334 p. (In Russian)
Kołeczek, M., Jamróz-Dolińska, K., Rupar, M., Sekerdej, M. (2022) Thinking like a patriot: Criticising the country and the nation is linked to the differences in thinking style and cognitive ability. Personality and Individual Differences, vol. 195, article 111670. https://doi.org/10.1016/j.paid.2022.111670 (In English)
Kornilova, T. V., Kornilov, S. A. (2013) Intuitsiya, intellekt i lichnostnye svojstva (rezul’taty aprobatsii shkal oprosnika S. Epstaina) [Intuition, intelligence and personality traits (the scale of the S. Epstein approbation)]. Psikhologicheskie issledovaniya — Psychological Studies, vol. 6, no. 28. [Online]. Available at: https://doi.org/10.54359/ps.v6i28.708 (accessed 27.10.2024). (In Russian)
Kuprejchenko, A. B., Shlyakhovaya, E. V. (2012) Doverie k informatsii kak faktor doveriya k elektronnym mass-media [Confidence in information as a factor of confidence in electronic mass media]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, no. 1, pp. 370–380. (In Russian)
Miklyaeva, A. V., Bezgodova, S. A., Nikolaeva, E. I. (2023) Informatsionnyj onlajn-poisk kak element obrazovatel’noj aktivnosti sovremennykh shkol’nikov i studentov: kognitivnye i psikhofiziologicheskie predposylki effektivnosti [Online information search as an element of educational activity of modern schoolchildren and students: cognitive and psychophysiological prerequisites for effectiveness]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 216 p. (In Russian)
Moon, C., Travaglino, G. A. (2024) The association between perceived injustice and political trust: Testing a dual-pathway model through anger and patriotism across four countries. Political Psychology, vol. 46, no. 2, pp. 345–364. https://doi.org/10.1111/pops.13005 (In English)
Norman, G. (2010) Likert scales, levels of measurement adn the “laws” of statistics. Advances in health sciences education: theory and practice, vol. 15, no. 5, pp. 625–632. https://doi.org/10.1007/s10459-010-9222-y (In English)
Payan-Carreira, R., Sacau-Fontenla, A., Rebelo, H. et al. (2022) Development and validation of a Critical Thinking Assessment-Scale short form. Education Sciences, vol. 12, no. 12, article 938. https://doi.org/10.3390/educsci12120938 (In English)
Prochazka, F., Schweiger, W. (2018) How to measure generalized trust in news media? An adaptation and test of scales. Communication Methods and Measures, vol. 13, no. 1, pp. 26–42. https://doi.org/10.1080/19312458.2018.1506021 (In English)
Rupar, M., Jamróz-Dolińska, K., Kołeczek, M., Sekerdej, M. (2021) Is patriotism helpful to fight the crisis? The role of constructive patriotism, conventional patriotism, and glorification amid the COVID-19 pandemic. European Journal of Social Psychology, vol. 51, no. 6, pp. 862–877. https://doi.org/10.1002/ejsp.2777 (In English)
Schatz, R. T. (2020) A review and integration of research on blind and constructive patriotism. In: M. Sardoč (ed.). Handbook of Patriotism. Cham: Springer Publ., pp. 613–633. https://doi.org/10.1007/978-3-319-54484-7_30 (In English)
Schatz, R. T., Staub, E., Lavine, H. G. (1999) On the varieties of national attachment: Blind versus constructive patriotism. Political Psychology, vol. 20, no. 1, pp. 151–174. https://doi.org/10.1111/0162-895X.00140 (In English)
Simonova, V. A., Lifintseva, E. A. (2022) Zashchita nesovershennoletnikh ot negativnoj informatsii v seti Internet [Protecting children from negative information on the Internet]. Nauchnye izvestiya — Scientific News, no. 26, pp. 128–131. (In Russian)
Syuhada Ginting, A., Joebagio, H., Dyah, C. (2019) The effect of constructive patriotism on constructive thinking ability in historical learning at students of senior high school Muhammadiyah Karanganyar Indonesia. ASEAN Journal of Education, vol. 5, no. 2, pp. 32–37. (In English)
Tachalova, Ya. L., Parfenova, N. B. (2022) Informatsionno-kognitivnyj komponent doveritel’nogo otnosheniya molodezhi k internet-kommunikatsii [Information and cognitive component of young people’s trusting attitude to internet communication]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, iss. 5, pp. 416–423. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-53 (In Russian)
Vasileva, S. V., Miklyaeva, A. V. (2023) Oprosnik konstruktivnogo patriotizma (podrostkovaya versiya): psikhometricheskie kharakteristiki [Constructive patriotism questionnaire (adolescent version): Psychometric characteristics]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 5, no. 3, pp. 458–472. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-458-472 (In Russian)
Vasileva, S. V., Miklyaeva, A. V. (2024a) Vzaimosvyaz’ patrioticheskikh ustanovok s doveriem razlichnym informatsionnym istochnikam v podrostkovoj srede [The relationship between patriotic attitudes and trust in various information sources in adolescence]. In: Yu. V. Vajnshtejn (ed.). Informatizatsiya obrazovaniya i metodika elektronnogo obucheniya: tsifrovye tekhnologii v obrazovanii. Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. V 4-kh ch. Ch. 2 [Informatization of education and e-learning methods: Digital technologies in education. Proceedings of the VIII International Scientific Conference September. In 4 pts. Pt. 2]. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev Publ., pp. 75–79. (In Russian)
Vasileva, S. V., Miklyaeva, A. V. (2024b) Konstruktivnyj i slepoj patriotizm podrostkov: vklad vozrasta, pola i tipa obrazovatel’nogo uchrezhdeniya [Constructive and blind patriotism in adolescence: The contribution of age, gender and type of educational institution]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 6, no. 2, pp. 143–157. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-2-143-157 (In Russian)
Williams, R. L., Foster, L. N., Krohn, K. R. (2008) Relationship of patriotism measures to critical thinking and emphasis on civil liberties versus national security. Analyses of Social Issues and Public Policy, vol. 8, no. 1, pp. 139–156. https://doi.org/10.1111/j.1530-2415.2008.00165.x (In English)
Yazıcı, F., Pamuk, A., Yıldırım, T. (2016) The relationship between attitudes of pre-service history teachers toward multiculturalism and patriotism. Turkish Studies International Periodical for the Languages, Literature and History of Turkish or Turkic, vol. 11, no. 9, pp. 947–964. https://doi.org/10.7827/TurkishStudies.9510 (In English)
Zhide, Т., Saltanat, F., Almash, T. et al. (2022) Formation of students’ values of patriotism through media technology. World Journal on Educational Technology: Current Issues, vol. 14, no. 3, pp 897–909. https://doi.org/10.18844/wjet.v14i3.7328 (In English)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Лариса Александровна Цветкова, Анастасия Владимировна Микляева, Олег Михайлович Самойлов

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.