Опыт, установки и запросы студентов Республики Казахстан в сфере получения психологической помощи

Авторы

  • Светлана Викторовна Васильева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-6052-3431
  • Татьяна Павловна Васько Университет «ТУРАН» https://orcid.org/0000-0001-8901-1045
  • Амина Руслановна Курмашева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Юлия Альфредовна Поссель Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-7633-3077

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-489-500

Ключевые слова:

запрос о психологической помощи, опыт обращения за психологической помощью, готовность к обращению к психологу, студенты Республики Казахстан, субъективное благополучие

Аннотация

Введение. В Республике Казахстан активно развивается система психологической помощи обучающимся, в том числе в высших учебных заведениях. Цель статьи — проанализировать опыт и готовность обращения студентов к психологу, рассмотреть количественные и качественные характеристики первичных запросов и их связь с уровнем субъективного благополучия студентов.

Материалы и методы. Исследование проходило в форме интернет-опроса в феврале 2022 года. Использовались Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера и анкета для студентов. Общий объем выборки составил 94 человека в возрасте от 17 до 35 лет из числа студентов, обучающихся в различных высших учебных заведениях Республики Казахстан. В качестве методов статистической обработки данных применялся контент-анализ ответов на открытые вопросы, частотный анализ, критерии углового преобразования Фишера и корреляционный анализ по Спирмену.

Результаты исследования. Характеристики опыта и готовности к обращению за психологической помощью казахстанских студентов соотносимы с результатами аналогичных исследований студентов в России. Студенты обращаются к специалистам как по собственной инициативе, так и по предложению значимых старших. Предпочтение отдается психологам частной практики в формате офлайн, психологические службы вуза наименее популярны. Студенты, когда-либо обращавшиеся к психологу, более удовлетворены своей жизнью и позитивно воспринимают происходящее с ними. Девушки по сравнению с юношами проявляют тенденцию более частого обращения к специалистам-психологам и охотнее формулируют первичные запросы. Показано, что содержательный спектр запросов специфичен в зависимости от пола. Девушки чаще сосредоточены на проблемах, связанных с эмоциональными состояниями, для юношей более важны вопросы самоопределения и организации деятельности. Стрессы, связанные с учебным процессом, выступают актуальным запросом и для тех, и для других.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости информирования студентов о возможности получить качественную помощь в психологических службах вузов, а также об актуальности задачи дальнейшего развития системы психологического сопровождения обучающихся.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Антонова, Н. А. (2020) Установки студентов к получению помощи в сфере психического здоровья. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 195, с. 213–222. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2020-195-213-222

Антонова, Н. А., Ерицян, К. Ю., Цветкова, Л. А. (2021) Запрос на психологическую помощь студентов педагогического вуза. Психология человека в образовании, т. 3, № 2, с. 208–217. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-208-217

Аринушкина, Н. С. (2020) Феномен «благополучия» в аспекте практической психологической помощи. Страховские чтения, № 28, с. 9–12.

Бохан, Т. Г., Ульянич, А. Л., Терехина, О. В. и др. (2021) Особенности субъективного благополучия студентов в условиях образовательной миграции. Социальная психология и общество, т. 12, № 1, с. 59–76. https://doi.org/10.17759/sps.2021120105

Есипов, М. А. (2021) Социальные представления молодежи о психологической помощи: теоретические основания исследования. Азимут научных исследований: Педагогика и психология, т. 10, № 2 (35), с. 354–357. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0089

Жуковская, Л. В., Трошихина, Е. Г. (2011) Шкала психологического благополучия К. Рифф. Психологический журнал, т. 32, № 2, с. 82–93.

Костромина, С. Н., Зиновьева, Е. В. (2017) Характеристика проблемных ситуаций студентов, обращающихся за психологической консультацией в службу психологической помощи СПбГУ. В кн.: И. Б. Умняшова, И. В. Макарова (ред.). Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 27–28 октября 2017 г.). М.: Высшая школа экономики, с. 260–266.

Лосева, В. К., Луньков, А. И. (1995) Рассмотрим проблему…: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. М.: А.П.О, 48 с.

Муратова, М. Д., Гитихмаева, Л. (2019) Исследование потребности в психологической помощи студенческой молодежи Казахстана. В кн.: Г. Ю. Гуляев (ред.). Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXIII Международной научно- практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, с. 87–190.

Набиркина, М. (2022) В России появится психологическая служба для студентов. Российская газета — Федеральный выпуск, № 84 (8732). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/04/18/v-rossii-poiavitsia-psihologicheskaia-sluzhba-dlia-studentov.html (дата обращения 02.08.2022).

Нарбут, Н. П., Троцук, И. В. (2018) Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ страхов, надежд и опасений (часть 2). Вестник РУДН. Серия: Социология, т. 18, № 2, c. 284–302. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-2-284-302

Осин, Е. Н., Леонтьев, Д. А. (2020) Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, № 1, с. 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06

Психологическая помощь. (2022) Miras Education. [Электронный ресурс]. URL: https://miras.edu.kz/university/index.php/ru/students-ru/psikhologicheskaya-pomoshch (дата обращения 02.08.2022).

Психологическая служба. (2022) Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова. [Электронный ресурс]. URL: https://kaznai.kz/ru/psihologijalyk-kyzmet/ (дата обращения 02.08.2022).

Родина, Н. А., Чайковский, А. Е., Михайлова, Е. Е., Далдышкина, Л. И. (2020) Психологическая помощь студентам в адаптации к вузовской жизни. Общество: социология, психология, педагогика, № 5 (73), с. 107–112.

Ростовская, Т. К., Калиев, Т. Б. (2019) Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции. М.: РУСАЙНС, 228 с.

Савинков, С. Н., Козырева, В. В. (2021) Адаптированность к обучению в вузе и основные потребности студентов в получении психологической помощи. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 199, с. 58–66. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-199-58-66

Самохвалова, А. Г., Тихомирова, Е. В., Вишневская, О. Н., Шипова, Н. С. (2021) Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, т. 27, № 2, с. 32–38. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-32-38

Сыздыкбаев, А. (2022) Как готовят психологов в Казахстане. МИА «Казинформ», 2 января. [Электронный ресурс]. URL: https://www.inform.kz/ru/kak-gotovyat-psihologov-v-kazahstane_a3880997 (дата обращения 02.08.2022).

Тесленко, А. Н. (2021) Потенциал психологической службы в формировании позитивной социализационной траектории учащейся молодежи. В кн.: Т. Н. Адеева, С. А. Хазова (ред.). Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст. Сборник статей I Международной научно-практической конференции. Кострома: Костромской государственный университет, с. 447–453.

Туреханов, Я. (2019) Хорошая привычка обращаться к психологу за помощью. The Village Kazakhstan. [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-village-kz.com/village/people/good-habbit/8833-psiholog (дата обращения 01.08.2022).

Ягнюк, К. В. (2016) Концепция запроса на психологическую помощь в отечественном психологическом консультировании. Журнал практической психологии и психоанализа, № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournal.ru/articles/koncepciya-zaprosa-na-psihologicheskuyu-pomoshch-v-otechestvennom-psihologicheskom (дата обращения 02.08.2022).

Diener, E. (1984) Subjective well-being. Psychological Bulletin, vol. 95, no. 3, pp. 542–575. PMID: 6399758

Diener, E., Emmons, R. A., Larsen, R. J., Griffin, S. (1985) The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, vol. 49, no. 1, pp. 71–75. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa4901_13

Rizulla, A. R., Kabakova, M. P., Tashimova, F. S. (2019) Subjective well-being investigation: Domestic and foreign psychology. Journal of Psychology and Sociology, vol. 68, no. 1, pp. 44–54. https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v68.i1.05

Rizulla, A. R., Tashimova, F. S. (2020) The comparative analysis of foreign and post-soviet studies on well-being. Journal of Psychology and Sociology, vol. 72, no. 1, pp. 103–116. https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v72.i1.10

Ryff, C. D. (1989) Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, no. 57, pp. 1069–1081. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0022-3514.57.6.1069

REFERENCES

Antonova, N. A. (2020) Ustanovki studentov k polucheniyu pomoshchi v sfere psikhicheskogo zdorov’ya [Student’s attitudes toward communication with mental health professionals]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, no. 195, pp. 213–222. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2020-195-213-222 (In Russian)

Antonova, N. A., Eritsyan, K. Yu., Tsvetkova, L. A. (2021) Zapros na psikhologicheskuyu pomoshch’ studentov pedagogicheskogo vuza [Psychological help-seeking among pedagogical university students]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 3, no. 2, pp. 208–217. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-208-217 (In Russian)

Arinushkina, N. S. (2020) Fenomen “blagopoluchiya” v aspekte prakticheskoj psikhologicheskoj pomoshchi [The phenomenon of “well-being” in the aspect of practical psychological care]. Strakhovskie chteniya — Strahov Readings, no. 28, pp. 9–12. (In Russian)

Bokhan, T. G., Ul’yanich, A. L., Terekhina, O. V. et al. (2021) Osobennosti sub’ektivnogo blagopoluchiya studentov v usloviyakh obrazovatel’noj migratsii [The features of subjective well-being among students in the conditions of educational migration]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 12, no. 1, pp. 59–76. https://doi.org/10.17759/sps.2021120105 (In Russian)

Diener, E. (1984) Subjective well-being. Psychological Bulletin, vol. 95, no. 3, pp. 542–575. PMID: 6399758 (In English)

Diener, E., Emmons, R. A., Larsen, R. J., Griffin, S. (1985) The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, vol. 49, no. 1, pp. 71–75. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa4901_13 (In English)

Esipov, M. A. (2021) Sotsial’nye predstavleniya molodezhi o psikhologicheskoj pomoshchi: teoreticheskoe osnovanie issledovaniya [Young people’s social representations about psychological support: Theoretical basis of the research]. Azimut nauchnykh issledovanij: Pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 10, no. 2 (35), pp. 354–357. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0089 (In Russian)

Kostromina, S. N., Zinov’eva, E. V. (2017) Kharakteristika problemnykh situatsij studentov, obrashchayushchikhsya za psikhologicheskoj konsul’tatsiej v sluzhbu psikhologicheskoj pomoshchi SPbGU [Description of problem situations for students referring to the psychological support center with the St. Petersburg State University]. In: I. B. Umnyashova, I. V. Makarova (eds.). Psikhologicheskaya sluzhba universiteta: real’nost’ i perspektivy: materialy I Vserossiiskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Moskva, 27–28 oktyabrya 2017 g.) [University Psychological Service: Reality and prospects: Proceedings of the I All-Russian Scientific-Practical Conference with International Participation (Moscow, October 27–28, 2017)]. Moscow: Higher School of Economics Publ., pp. 260–266. (In Russian)

Loseva, V. K., Lun’kov, A. I. (1995) Rassmotrim problemu...: Diagnostika perezhivanij detej i vzroslykh po ikh rechi i risunkam [Consider the problem ...: Diagnosis of the experiences of children and adults in their speech and drawings]. Moscow: A.P.O. Publ., 48 p. (In Russian)

Muratova, M. D., Gitikhmaeva, L. (2019) Issledovanie potrebnosti v psikhologicheskoj pomoshchi studencheskoj molodezhi Kazakhstana [Study on the need for psychological assistance to young students of Kazakhstan]. In: G. Yu. Gulyaev (ed.). Fundamental’nye i prikladnye nauchnye issledovaniya: aktual’nye voprosy, dostizheniya i innovatsii: sbornik statej XXIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Fundamental and applied scientific research: Topical issues, achievements and innovations: Collection of articles of the XXIII International Scientific and Practical Conference]. Penza: Nauka i Prosveshchenie Publ., pp. 87–190. (In Russian)

Nabirkina, M. (2022) V Rossii poyavitsya psikhologicheskaya sluzhba dlya studentov [A psychological service for students will appear in Russia]. Rossijskaya gazeta — Federal’nyj vypusk, no. 84 (8732). [Online]. Available at: https://rg.ru/2022/04/18/v-rossii-poiavitsia-psihologicheskaia-sluzhba-dlia-studentov.html (accessed 02.08.2022). (In Russian)

Narbut, N. P., Trotsuk, I. V. (2018) Sotsial’noe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskikh stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitel’nyij analiz strakhov, nadezhd i opasenij (chast’ 2) [The social well-being of the post-socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and the Czech Republic): Comparative analysis of fears and hopes (Part 2)]. Vestnik RUDN. Seriya: Sotsiologiya — RUDN Journal of Sociology, vol. 18, no. 2, pp. 284–302. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-2-284-302 (In Russian)

Osin, E. N., Leontiev, D. A. (2020) Kratkie russkoyazychnye shkaly diagnostiki sub’ektivnogo blagopoluchiya: psikhometricheskie kharakteristiki i sravnitel’nyj analiz [Brief Russian-language instruments to measure subjective well-being: Psychometric properties and comparative analysis]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny — Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, no. 1, pp. 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06 (In Russian)

Psikhologicheskaya pomoshch’ [Psychological help]. (2022) Miras Education. [Online]. Available at: https://miras.edu.kz/university/index.php/ru/students-ru/psikhologicheskaya-pomoshch (accessed 02.08.2022). (In Russian)

Psikhologicheskaya sluzhba [Psychological service]. (2022) Kazakhskaya natsional’naya akademiya iskusstv imeni Temirbeka Zhurgenova [Temirbek Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts]. [Online]. Available at: https://kaznai.kz/ru/psihologijalyk-kyzmet/ (accessed 02.08.2022). (In Russian)

Rizulla, A. R., Kabakova, M. P., Tashimova, F. S. (2019) Subjective well-being investigation: Domestic and foreign psychology. Journal of Psychology and Sociology, vol. 68, no. 1, pp. 44–54. https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v68.i1.05 (In English)

Rizulla, A. R., Tashimova, F. S. (2020) The comparative analysis of foreign and post-soviet studies on well-being. Journal of Psychology and Sociology, vol. 72, no. 1, pp. 103–116. https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v72.i1.10 (In English)

Rodina, N. A., Chajkovskij, A. E., Mikhajlova, E. E., Daldyshkina, L. I. (2020) Psikhologicheskaya pomoshch’ studentam v adaptatsii k vuzovskoj zhizni [Psychological assistance to students in adaptation to higher education life]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika — Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, no. 5 (73), pp. 107–112. (In Russian)

Rostovskaya, T. K., Kaliev, T. B. (2019) Tsennostnye orientiry sovremennoj molodezhi: osobennosti i tendentsii [Value orientations of modern youth: Features and trends]. Moscow: RUSAJNS Publ., 228 p. (In Russian)

Ryff, C. D. (1989) Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, no. 57, pp. 1069–1081. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0022-3514.57.6.1069 (In English)

Samokhvalova, A. G., Tikhomirova, E. V., Vishnevskaya, O. N., Shipova, N. S. (2021) Sub’ektivnoe blagopoluchie studentov, postupivshikh v vuz na raznye napravleniya podgotovki [Subjective well-being of students enrolled in different fields of study]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika — Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 27, no. 2, pp. 32–38. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-32-38 (In Russian)

Savinkov, S. N., Kozyreva, V. V. (2021) Adaptirovannost’ k obucheniyu v vuze i osnovnye potrebnosti studentov v poluchenii psikhologicheskoj pomoshchi [Adaptability to higher education and the main needs driving students to resort to psychological support]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, no. 199, pp. 58–66. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-199-58-66 (In Russian)

Syzdykbaev, A. (2022) Kak gotovyat psikhologov v Kazakhstane [How psychologists are trained in Kazakhstan]. MIA “Kazinform” [“Kazinform” International News Agency], January 2. [Online]. Available at: https://www.inform.kz/ru/kak-gotovyat-psihologov-v-kazahstane_a3880997 (accessed 02.08.2022). (In Russian)

Teslenko, A. N. (2021) Potentsial psikhologicheskoj sluzhby v formirovanii pozitivnoj sotsializatsionnoj traektorii uchashchejsya molodezhi [Potential of psychological service in forming a positive socialization trajectory of students]. In: T. N. Adeeva, S. A. Khazova (eds.). Zhiznennye traektorii lichnosti v sovremennom mire: sotsial’nyj i individual’nyj kontekst. Sbornik statej I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Life trajectories of a personality in the modern world: Social and individual context. Collection of articles of the I International Scientific and Practical Conference]. Kostroma: Kostroma State University Publ., pp. 447–453. (In Russian)

Turekhanov, Ya. (2019) Khoroshaya privychka obrashchat’sya k psikhologu za pomoshch’yu [It is a good habit to turn to a psychologist for help.]. The Village Kazakhstan. [Online]. Available at: https://www.the-village-kz.com/village/people/good-habbit/8833-psiholog (accessed 01.08.2022). (In Russian)

Yagnyuk, K. V. (2016) Kontseptsiya zaprosa na psikhologicheskuyu pomoshch’ v otechestvennom psikhologicheskom konsul’tirovanii [The concept of a request for psychological assistance in domestic psychological counseling.]. Zhurnal prakticheskoj psikhologii i psikhoanaliza, no. 2. [Online]. Available at: https://psyjournal.ru/articles/koncepciya-zaprosa-na-psihologicheskuyu-pomoshch-v-otechestvennom-psihologicheskom (accessed 02.08.2022). (In Russian)

Zhukovskaya, L. V., Troshikhina, E. G. (2011) Shkala psikhologicheskogo blagopoluchiya K. Riff [C. Ryff Scale of psychological well-being]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 32, no. 2, pp. 82–93. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Выпуск

Раздел

Статьи