Опыт, установки и запросы студентов Республики Казахстан в сфере получения психологической помощи
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-489-500Ключевые слова:
запрос о психологической помощи, опыт обращения за психологической помощью, готовность к обращению к психологу, студенты Республики Казахстан, субъективное благополучиеАннотация
Введение. В Республике Казахстан активно развивается система психологической помощи обучающимся, в том числе в высших учебных заведениях. Цель статьи — проанализировать опыт и готовность обращения студентов к психологу, рассмотреть количественные и качественные характеристики первичных запросов и их связь с уровнем субъективного благополучия студентов.
Материалы и методы. Исследование проходило в форме интернет-опроса в феврале 2022 года. Использовались Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера и анкета для студентов. Общий объем выборки составил 94 человека в возрасте от 17 до 35 лет из числа студентов, обучающихся в различных высших учебных заведениях Республики Казахстан. В качестве методов статистической обработки данных применялся контент-анализ ответов на открытые вопросы, частотный анализ, критерии углового преобразования Фишера и корреляционный анализ по Спирмену.
Результаты исследования. Характеристики опыта и готовности к обращению за психологической помощью казахстанских студентов соотносимы с результатами аналогичных исследований студентов в России. Студенты обращаются к специалистам как по собственной инициативе, так и по предложению значимых старших. Предпочтение отдается психологам частной практики в формате офлайн, психологические службы вуза наименее популярны. Студенты, когда-либо обращавшиеся к психологу, более удовлетворены своей жизнью и позитивно воспринимают происходящее с ними. Девушки по сравнению с юношами проявляют тенденцию более частого обращения к специалистам-психологам и охотнее формулируют первичные запросы. Показано, что содержательный спектр запросов специфичен в зависимости от пола. Девушки чаще сосредоточены на проблемах, связанных с эмоциональными состояниями, для юношей более важны вопросы самоопределения и организации деятельности. Стрессы, связанные с учебным процессом, выступают актуальным запросом и для тех, и для других.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости информирования студентов о возможности получить качественную помощь в психологических службах вузов, а также об актуальности задачи дальнейшего развития системы психологического сопровождения обучающихся.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Антонова, Н. А. (2020) Установки студентов к получению помощи в сфере психического здоровья. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 195, с. 213–222. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2020-195-213-222
Антонова, Н. А., Ерицян, К. Ю., Цветкова, Л. А. (2021) Запрос на психологическую помощь студентов педагогического вуза. Психология человека в образовании, т. 3, № 2, с. 208–217. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-208-217
Аринушкина, Н. С. (2020) Феномен «благополучия» в аспекте практической психологической помощи. Страховские чтения, № 28, с. 9–12.
Бохан, Т. Г., Ульянич, А. Л., Терехина, О. В. и др. (2021) Особенности субъективного благополучия студентов в условиях образовательной миграции. Социальная психология и общество, т. 12, № 1, с. 59–76. https://doi.org/10.17759/sps.2021120105
Есипов, М. А. (2021) Социальные представления молодежи о психологической помощи: теоретические основания исследования. Азимут научных исследований: Педагогика и психология, т. 10, № 2 (35), с. 354–357. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0089
Жуковская, Л. В., Трошихина, Е. Г. (2011) Шкала психологического благополучия К. Рифф. Психологический журнал, т. 32, № 2, с. 82–93.
Костромина, С. Н., Зиновьева, Е. В. (2017) Характеристика проблемных ситуаций студентов, обращающихся за психологической консультацией в службу психологической помощи СПбГУ. В кн.: И. Б. Умняшова, И. В. Макарова (ред.). Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 27–28 октября 2017 г.). М.: Высшая школа экономики, с. 260–266.
Лосева, В. К., Луньков, А. И. (1995) Рассмотрим проблему…: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. М.: А.П.О, 48 с.
Муратова, М. Д., Гитихмаева, Л. (2019) Исследование потребности в психологической помощи студенческой молодежи Казахстана. В кн.: Г. Ю. Гуляев (ред.). Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXIII Международной научно- практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, с. 87–190.
Набиркина, М. (2022) В России появится психологическая служба для студентов. Российская газета — Федеральный выпуск, № 84 (8732). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/04/18/v-rossii-poiavitsia-psihologicheskaia-sluzhba-dlia-studentov.html (дата обращения 02.08.2022).
Нарбут, Н. П., Троцук, И. В. (2018) Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ страхов, надежд и опасений (часть 2). Вестник РУДН. Серия: Социология, т. 18, № 2, c. 284–302. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-2-284-302
Осин, Е. Н., Леонтьев, Д. А. (2020) Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, № 1, с. 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06
Психологическая помощь. (2022) Miras Education. [Электронный ресурс]. URL: https://miras.edu.kz/university/index.php/ru/students-ru/psikhologicheskaya-pomoshch (дата обращения 02.08.2022).
Психологическая служба. (2022) Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова. [Электронный ресурс]. URL: https://kaznai.kz/ru/psihologijalyk-kyzmet/ (дата обращения 02.08.2022).
Родина, Н. А., Чайковский, А. Е., Михайлова, Е. Е., Далдышкина, Л. И. (2020) Психологическая помощь студентам в адаптации к вузовской жизни. Общество: социология, психология, педагогика, № 5 (73), с. 107–112.
Ростовская, Т. К., Калиев, Т. Б. (2019) Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции. М.: РУСАЙНС, 228 с.
Савинков, С. Н., Козырева, В. В. (2021) Адаптированность к обучению в вузе и основные потребности студентов в получении психологической помощи. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 199, с. 58–66. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-199-58-66
Самохвалова, А. Г., Тихомирова, Е. В., Вишневская, О. Н., Шипова, Н. С. (2021) Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, т. 27, № 2, с. 32–38. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-32-38
Сыздыкбаев, А. (2022) Как готовят психологов в Казахстане. МИА «Казинформ», 2 января. [Электронный ресурс]. URL: https://www.inform.kz/ru/kak-gotovyat-psihologov-v-kazahstane_a3880997 (дата обращения 02.08.2022).
Тесленко, А. Н. (2021) Потенциал психологической службы в формировании позитивной социализационной траектории учащейся молодежи. В кн.: Т. Н. Адеева, С. А. Хазова (ред.). Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст. Сборник статей I Международной научно-практической конференции. Кострома: Костромской государственный университет, с. 447–453.
Туреханов, Я. (2019) Хорошая привычка обращаться к психологу за помощью. The Village Kazakhstan. [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-village-kz.com/village/people/good-habbit/8833-psiholog (дата обращения 01.08.2022).
Ягнюк, К. В. (2016) Концепция запроса на психологическую помощь в отечественном психологическом консультировании. Журнал практической психологии и психоанализа, № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournal.ru/articles/koncepciya-zaprosa-na-psihologicheskuyu-pomoshch-v-otechestvennom-psihologicheskom (дата обращения 02.08.2022).
Diener, E. (1984) Subjective well-being. Psychological Bulletin, vol. 95, no. 3, pp. 542–575. PMID: 6399758
Diener, E., Emmons, R. A., Larsen, R. J., Griffin, S. (1985) The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, vol. 49, no. 1, pp. 71–75. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa4901_13
Rizulla, A. R., Kabakova, M. P., Tashimova, F. S. (2019) Subjective well-being investigation: Domestic and foreign psychology. Journal of Psychology and Sociology, vol. 68, no. 1, pp. 44–54. https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v68.i1.05
Rizulla, A. R., Tashimova, F. S. (2020) The comparative analysis of foreign and post-soviet studies on well-being. Journal of Psychology and Sociology, vol. 72, no. 1, pp. 103–116. https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v72.i1.10
Ryff, C. D. (1989) Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, no. 57, pp. 1069–1081. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0022-3514.57.6.1069
REFERENCES
Antonova, N. A. (2020) Ustanovki studentov k polucheniyu pomoshchi v sfere psikhicheskogo zdorov’ya [Student’s attitudes toward communication with mental health professionals]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, no. 195, pp. 213–222. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2020-195-213-222 (In Russian)
Antonova, N. A., Eritsyan, K. Yu., Tsvetkova, L. A. (2021) Zapros na psikhologicheskuyu pomoshch’ studentov pedagogicheskogo vuza [Psychological help-seeking among pedagogical university students]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 3, no. 2, pp. 208–217. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-208-217 (In Russian)
Arinushkina, N. S. (2020) Fenomen “blagopoluchiya” v aspekte prakticheskoj psikhologicheskoj pomoshchi [The phenomenon of “well-being” in the aspect of practical psychological care]. Strakhovskie chteniya — Strahov Readings, no. 28, pp. 9–12. (In Russian)
Bokhan, T. G., Ul’yanich, A. L., Terekhina, O. V. et al. (2021) Osobennosti sub’ektivnogo blagopoluchiya studentov v usloviyakh obrazovatel’noj migratsii [The features of subjective well-being among students in the conditions of educational migration]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 12, no. 1, pp. 59–76. https://doi.org/10.17759/sps.2021120105 (In Russian)
Diener, E. (1984) Subjective well-being. Psychological Bulletin, vol. 95, no. 3, pp. 542–575. PMID: 6399758 (In English)
Diener, E., Emmons, R. A., Larsen, R. J., Griffin, S. (1985) The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, vol. 49, no. 1, pp. 71–75. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa4901_13 (In English)
Esipov, M. A. (2021) Sotsial’nye predstavleniya molodezhi o psikhologicheskoj pomoshchi: teoreticheskoe osnovanie issledovaniya [Young people’s social representations about psychological support: Theoretical basis of the research]. Azimut nauchnykh issledovanij: Pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 10, no. 2 (35), pp. 354–357. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0089 (In Russian)
Kostromina, S. N., Zinov’eva, E. V. (2017) Kharakteristika problemnykh situatsij studentov, obrashchayushchikhsya za psikhologicheskoj konsul’tatsiej v sluzhbu psikhologicheskoj pomoshchi SPbGU [Description of problem situations for students referring to the psychological support center with the St. Petersburg State University]. In: I. B. Umnyashova, I. V. Makarova (eds.). Psikhologicheskaya sluzhba universiteta: real’nost’ i perspektivy: materialy I Vserossiiskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Moskva, 27–28 oktyabrya 2017 g.) [University Psychological Service: Reality and prospects: Proceedings of the I All-Russian Scientific-Practical Conference with International Participation (Moscow, October 27–28, 2017)]. Moscow: Higher School of Economics Publ., pp. 260–266. (In Russian)
Loseva, V. K., Lun’kov, A. I. (1995) Rassmotrim problemu...: Diagnostika perezhivanij detej i vzroslykh po ikh rechi i risunkam [Consider the problem ...: Diagnosis of the experiences of children and adults in their speech and drawings]. Moscow: A.P.O. Publ., 48 p. (In Russian)
Muratova, M. D., Gitikhmaeva, L. (2019) Issledovanie potrebnosti v psikhologicheskoj pomoshchi studencheskoj molodezhi Kazakhstana [Study on the need for psychological assistance to young students of Kazakhstan]. In: G. Yu. Gulyaev (ed.). Fundamental’nye i prikladnye nauchnye issledovaniya: aktual’nye voprosy, dostizheniya i innovatsii: sbornik statej XXIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Fundamental and applied scientific research: Topical issues, achievements and innovations: Collection of articles of the XXIII International Scientific and Practical Conference]. Penza: Nauka i Prosveshchenie Publ., pp. 87–190. (In Russian)
Nabirkina, M. (2022) V Rossii poyavitsya psikhologicheskaya sluzhba dlya studentov [A psychological service for students will appear in Russia]. Rossijskaya gazeta — Federal’nyj vypusk, no. 84 (8732). [Online]. Available at: https://rg.ru/2022/04/18/v-rossii-poiavitsia-psihologicheskaia-sluzhba-dlia-studentov.html (accessed 02.08.2022). (In Russian)
Narbut, N. P., Trotsuk, I. V. (2018) Sotsial’noe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskikh stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitel’nyij analiz strakhov, nadezhd i opasenij (chast’ 2) [The social well-being of the post-socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and the Czech Republic): Comparative analysis of fears and hopes (Part 2)]. Vestnik RUDN. Seriya: Sotsiologiya — RUDN Journal of Sociology, vol. 18, no. 2, pp. 284–302. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-2-284-302 (In Russian)
Osin, E. N., Leontiev, D. A. (2020) Kratkie russkoyazychnye shkaly diagnostiki sub’ektivnogo blagopoluchiya: psikhometricheskie kharakteristiki i sravnitel’nyj analiz [Brief Russian-language instruments to measure subjective well-being: Psychometric properties and comparative analysis]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny — Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, no. 1, pp. 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06 (In Russian)
Psikhologicheskaya pomoshch’ [Psychological help]. (2022) Miras Education. [Online]. Available at: https://miras.edu.kz/university/index.php/ru/students-ru/psikhologicheskaya-pomoshch (accessed 02.08.2022). (In Russian)
Psikhologicheskaya sluzhba [Psychological service]. (2022) Kazakhskaya natsional’naya akademiya iskusstv imeni Temirbeka Zhurgenova [Temirbek Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts]. [Online]. Available at: https://kaznai.kz/ru/psihologijalyk-kyzmet/ (accessed 02.08.2022). (In Russian)
Rizulla, A. R., Kabakova, M. P., Tashimova, F. S. (2019) Subjective well-being investigation: Domestic and foreign psychology. Journal of Psychology and Sociology, vol. 68, no. 1, pp. 44–54. https://doi.org/10.26577/JPsS.2019.v68.i1.05 (In English)
Rizulla, A. R., Tashimova, F. S. (2020) The comparative analysis of foreign and post-soviet studies on well-being. Journal of Psychology and Sociology, vol. 72, no. 1, pp. 103–116. https://doi.org/10.26577/JPsS.2020.v72.i1.10 (In English)
Rodina, N. A., Chajkovskij, A. E., Mikhajlova, E. E., Daldyshkina, L. I. (2020) Psikhologicheskaya pomoshch’ studentam v adaptatsii k vuzovskoj zhizni [Psychological assistance to students in adaptation to higher education life]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika — Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, no. 5 (73), pp. 107–112. (In Russian)
Rostovskaya, T. K., Kaliev, T. B. (2019) Tsennostnye orientiry sovremennoj molodezhi: osobennosti i tendentsii [Value orientations of modern youth: Features and trends]. Moscow: RUSAJNS Publ., 228 p. (In Russian)
Ryff, C. D. (1989) Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, no. 57, pp. 1069–1081. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0022-3514.57.6.1069 (In English)
Samokhvalova, A. G., Tikhomirova, E. V., Vishnevskaya, O. N., Shipova, N. S. (2021) Sub’ektivnoe blagopoluchie studentov, postupivshikh v vuz na raznye napravleniya podgotovki [Subjective well-being of students enrolled in different fields of study]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika — Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 27, no. 2, pp. 32–38. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-32-38 (In Russian)
Savinkov, S. N., Kozyreva, V. V. (2021) Adaptirovannost’ k obucheniyu v vuze i osnovnye potrebnosti studentov v poluchenii psikhologicheskoj pomoshchi [Adaptability to higher education and the main needs driving students to resort to psychological support]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, no. 199, pp. 58–66. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-199-58-66 (In Russian)
Syzdykbaev, A. (2022) Kak gotovyat psikhologov v Kazakhstane [How psychologists are trained in Kazakhstan]. MIA “Kazinform” [“Kazinform” International News Agency], January 2. [Online]. Available at: https://www.inform.kz/ru/kak-gotovyat-psihologov-v-kazahstane_a3880997 (accessed 02.08.2022). (In Russian)
Teslenko, A. N. (2021) Potentsial psikhologicheskoj sluzhby v formirovanii pozitivnoj sotsializatsionnoj traektorii uchashchejsya molodezhi [Potential of psychological service in forming a positive socialization trajectory of students]. In: T. N. Adeeva, S. A. Khazova (eds.). Zhiznennye traektorii lichnosti v sovremennom mire: sotsial’nyj i individual’nyj kontekst. Sbornik statej I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Life trajectories of a personality in the modern world: Social and individual context. Collection of articles of the I International Scientific and Practical Conference]. Kostroma: Kostroma State University Publ., pp. 447–453. (In Russian)
Turekhanov, Ya. (2019) Khoroshaya privychka obrashchat’sya k psikhologu za pomoshch’yu [It is a good habit to turn to a psychologist for help.]. The Village Kazakhstan. [Online]. Available at: https://www.the-village-kz.com/village/people/good-habbit/8833-psiholog (accessed 01.08.2022). (In Russian)
Yagnyuk, K. V. (2016) Kontseptsiya zaprosa na psikhologicheskuyu pomoshch’ v otechestvennom psikhologicheskom konsul’tirovanii [The concept of a request for psychological assistance in domestic psychological counseling.]. Zhurnal prakticheskoj psikhologii i psikhoanaliza, no. 2. [Online]. Available at: https://psyjournal.ru/articles/koncepciya-zaprosa-na-psihologicheskuyu-pomoshch-v-otechestvennom-psihologicheskom (accessed 02.08.2022). (In Russian)
Zhukovskaya, L. V., Troshikhina, E. G. (2011) Shkala psikhologicheskogo blagopoluchiya K. Riff [C. Ryff Scale of psychological well-being]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 32, no. 2, pp. 82–93. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Светлана Викторовна Васильева, Татьяна Павловна Васько, Амина Руслановна Курмашева, Юлия Альфредовна Поссель
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.