Дополненная реальность в практике повышения успешности обучения студентов из Китайской Народной Республики

Авторы

  • Юлия Сергеевна Пежемская Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-8296-0229
  • Тереса Владимировна Петрова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Хуанью Ши Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Юлун Сюй Технологический университет Шэньси

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-1-43-61

Ключевые слова:

дополненная реальность, иммерсивная образовательная среда, успешность обучения, студенты, Китайская народная республика

Аннотация

Введение. Повышение успешности обучения иностранных студентов, обучающихся в России, является одной из актуальных задач интернационализации современного высшего образования. Цель исследования: изучение успешности обучения иностранных студентов из Китайской Народной Республики (КНР) в условиях презентации учебного материала с использованием элементов дополненной реальности как элемента иммерсивной среды обучения.

Материалы и методы. Методический комплекс исследования включал в себя: методику на определение уровня владения русским языком «Русский как иностранный»; опросник оценки уровня притязаний В. Гербачевского; методику диагностики доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцевой; тест на уровень усвоения материала по учебной теме курса «Психология развития человека в образовании»; проективную методику «Словарь» (на определение индивидуального тезауруса и широты кругозора по теме). Респондентами выступили иностранные студенты из КНР, обучающиеся на втором курсе бакалавриата в РГПУ им. А. И. Герцена, подразделение «Институт музыки, театра и хореографии», 115 человек. Для проверки гипотезы о том, что существуют различия в уровне успешности обучения иностранных студентов из КНР, обучающихся с использованием и без использования дополненной реальности, стандартный раздел учебного курса был обогащен элементами дополненной реальности, также был проведен сравнительный анализ исследуемых показателей экспериментальной и контрольной групп на разных этапах эксперимента в соответствии с дизайном исследования.

Результаты. Результаты проведенного исследования показали, что случайным образом отобранная группа студентов из КНР статистически значимо не отличающаяся от контрольной группы по знанию русского языка, доминирующей перцептивной модальности, уровню притязаний, а также успешности обучения, при дистанционном обучении на платформе LMS Moodle с предъявлением учебного материала с помощью элементов дополненной реальности демонстрирует более высокие показатели успешности освоения материала, чем группа, обучающаяся на той же платформе и по той же программе, но без использования элементов дополненной реальности. Значимые различия в успешности усвоения материала студентами установлены между группами только во время эксперимента.

Заключение. Предъявление учебного материала с помощью элементов дополненной реальности может быть рассмотрено в качестве технологии повышения успешности обучения иностранных студентов из КНР в дистанционной форме обучения.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Азевич, А. И. (2021) Модели использования иммерсивных технологий обучения в деятельности учителя информатики. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, т. 18, № 2, c. 152–161. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-2-152-161

Алдакимова, О. В. (2020) Психологические особенности китайских студентов и их учет в организации образовательного процесса в педагогическом вузе. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, № 2 (77), c. 161–168. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2020.2.21

Алдакимова, О. В., Волобуева, Н. А., Костенко, А. А. (2020) Анализ зарубежного опыта кросс-культурной адаптации иностранных студентов. Гуманитарный научный вестник, № 5, c. 54–59. https://doi.org/10.5281/zenodo.3891557

Антонова, А. Б. (2017) Современные тенденции в обучении китайских школьников и студентов английскому языку как иностранному в образовательных учреждениях России и Китая. Российско-китайские исследования, т. 1, № 1, с. 72–79.

Балыхина, Т. М. (2010) Роль этнометодических знаний в формировании новых профессиональных качеств преподавателя высшей школы. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, № 3, с. 33–39.

Бобрышева, И. Е. (2004) Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся в методике обучения русскому языку как иностранному. Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук. Москва, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 392 с.

Бороздина, Л. В. (2011) Уровень притязаний: классические и современные исследования. М.: Акрополь, 322 с.

Гербачевский, В. К. (1970) Исследование уровня притязаний в связи с индивидуально-типическими характеристиками эмоциональности и интеллекта. Диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Л., Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова, 245 с.

Жирнова, И. Л. (2012) Психологические условия успешности обучения иностранных студентов с учетом когнитивных стилей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Курск, Курский государственный университет, 209 с.

Зеер, Э. Ф., Ломовцева, Н. В., Третьякова, В. С. (2020) Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования. Педагогическое образование в России, № 3, с. 26–39. https://doi.org/10.26170/po20-03-03

Кожевникова, М. Н. (2020) Интеграция, адаптация или социализация: к вопросу о взаимодействии иностранных обучающихся и российских вузов. Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин, № 1 (19), с. 11–13.

Корнилов, Ю. В. (2019) Иммерсивный подход в образовании. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 8, № 1 (26), с. 174–178. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0801-0043

Кошелева, Е. Ю., Алхалди, А. (2020) Иностранный студент и вуз: практики социокультурной адаптации. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, № 3, с. 133–143.

Кошелева, Е. Ю., Кикенина, Ю. А. (2022) Трансформация учебных практик китайских студентов российского университета. Современные проблемы науки и образования, № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.17513/spno.31547 (дата обращения 28.02.2022).

Кошелева, Е. Ю., Пак, И. Я., Чернобильски, Э. (2013) Этнопсихологические особенности модели обучения китайских студентов. Научное обозрение. Педагогические науки: электронный журнал, № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://portal.tpu.ru/SHARED/k/KEY/publications/Tab/k_3.pdf (дата обращения 28.02.2022).

Логинова, А. С., Одинокова, А. В., Гаврилова, В. Е. (2020) Внедрение цифровых технологий в образовательные процессы: теория и практика. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право, № 4 (43), с. 317–331. https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2020.4/3180

Мурафа, С. В., Дроздова, В. А. (2018) Исследование мотивов получения высшего образования российскими и китайскими студентами. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, № 3, с. 96–110. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2018-3-96-110

Регуш, Л. А., Орлова, А. В. (ред.). (2020) Педагогическая психология. СПб.: Питер, 496 с.

Рубец, М. В. (2016) Роль китайской языковой картины мира в организации когнитивных процессов ее носителей. Общество и государство в Китае, т. 46, № 2, с. 513–530.

Рубец, М. В. (2018) Визуальное оперирование письменными знаками в китайской культуре: от традиции к кибер-культуре. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства, № 2 (15), c. 4–24. https://doi.org/10.17726/philIT.2018.2.15.1

Сергеев, С. Ф. (2011) Методология проектирования тренажеров с иммерсивными обучающими средами. Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, № 1 (71), с. 109–114.

Сергеев, С. Ф. (2012) Возможности и ограничения интернет-технологий для формирования эффективных образовательных сред. Школьные технологии, № 4, с. 48–55.

Сергеев, С. Ф. (2015) Теоретико-методологические проблемы дидактики техногенных образовательных сред. Образовательные технологии, № 2, с. 49–60.

Сидоров, К. Р. (2014) Концепт «Уровень притязаний» в современной психологии. Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», № 2, с. 40–50. https://doi.org/10.24412/Fg5AZCHzh0Y

Сурыгин, А. И. (2019) Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 226 с.

Токарева, Ю. А., Крысина, А. С. (2020) Психологическая модальность обучающихся как фактор построения учебных курсов в онлайн формате. В кн.: З. Дворакова, Ю. А. Токарева, Е. В. Лысенко, О. Пономарева (ред.). Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: материалы III Международной конференции, Екатеринбург, 11–12 ноября 2020 г. Екатеринбург: Ústav personalistiky, с. 152–159.

Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. (2002) Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 488 с.

Якунин, В. А. (2000) Педагогическая психология. СПб.: Изд-во Михайлова, 348 с.

Ясвин, В. А. (2001) Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 365 с.

Diegmann, P., Schmidt-Kraepelin, M., Eynden, S., Basten, D. (2015) Benefits of augmented reality in educational environments — a systematic literature review. In: Wirtschaftsinformatik Proceedings. Iss. 103. [S. l.]: AISeL Publ., pp. 1542–1556.

Fidan, M., Tuncel, M. (2019) Integrating augmented reality into problem based learning: The effects on learning achievement and attitude in physics education. Computers & Education, vol. 142, article 103635. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103635

Jiang, S., Tatar, C., Huang, X. et al. (2022) Augmented reality in science laboratories: Investigating high school students’ navigation patterns and their effects on learning performance. Journal of Educational Computing Research, vol. 60, no. 3, pp. 777–803. https://doi.org/10.1177/07356331211038764

Lai, A.-F., Chen, Ch.-H., Lee, G.-Y. (2019) An augmented reality-based learning approach to enhancing students’ science reading performances from the perspective of the cognitive load theory. British Journal of Educational Technology, vol. 50, no. 1, рр. 232–247. https://doi.org/10.1111/bjet.12716

Majeed, Z. H, Ali, H. A. (2020) A review of augmented reality in educational applications. International Journal of Advanced Technology and Engineering Exploration, vol. 7, no. 62, pp. 20–27. https://doi.org/10.19101/IJATEE.2019.650068

Saidin, N. F., Abd Halim, N. D. A., Yahaya, N. (2015) A review of research on augmented reality in education: Advantages and applications. Journal International Education Studies, vol. 8, no. 13. [Online]. Available at: https://doi.org/10.5539/ies.v8n13p1 (accessed 28.02.2022).

REFERENCES

Aldakimova, O. V. (2020) Psikhologicheskie osobennosti kitajskikh studentov i ikh uchet v organizatsii obrazovatel’nogo protsessa v pedagogicheskom vuze [Psychological features of Chinese students and their account in the organization of the educational process at the pedagogical university]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal’nogo universiteta — Newsletter of the North-Caucasus Federal University, no. 2 (77), pp. 161–168. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2020.2.21 (In Russian)

Aldakimova, O. V., Volobueva, N. A., Kostenko, A. A. (2020) Analiz zarubezhnogo opyta kross-kul’turnoj adaptatsii inostrannykh studentov [Analysis of foreign experience in cross-cultural adaptation of foreign students]. Gumanitarnyj nauchnyj vestnik — Humanitarian Scientific Bulletin, no. 5, pp. 54–59. https://doi.org/10.5281/zenodo.3891557 (In Russian)

Antonova, A. B. (2017) Sovremennye tendentsii v obuchenii kitajskikh shkol’nikov i studentov anglijskomu yazyku kak inostrannomu v obrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh Rossii i Kitaya [Modern trends in teaching Chinese students English as a foreign language in educational institutions to Russian and China]. Rossijsko-kitajskie issledovaniya — Russian and Chinese Studies, vol. 1, no. 1, pp. 72–79. (In Russian)

Azevich, A. I. (2021) Modeli ispol’zovaniya immersivnykh tekhnologij obucheniya v deyatel’nosti uchitelya informatiki [Models of using immersive teaching technologies in the practical activity of a teacher of informatics]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya — RUDN Journal of Informatisation in Education, vol. 18, no. 2, pp. 152–161. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-2-152-161 (In Russian)

Balykhina, T. M. (2010) Rol’ etnometodicheskikh znanij v formirovanii novykh professional’nykh kachestv prepodavatelya vysshej shkoly [The role of ethnomethodic knowledge in formation of a high school teacher’s new professional qualities]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika — RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, no. 3, pp. 33–39. (In Russian)

Bobrysheva, I. E. (2004) Kul’turno-tipologicheskie stili uchebno-poznavatel’noj deyatel’nosti inostrannykh uchashchikhsya v metodike obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Cultural and typological styles of educational and cognitive activity of foreign students in the methodology of teaching Russian as a foreign language]. PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, The Pushkin State Russian Language Institute, 392 p. (In Russian)

Borozdina, L. V. (2011) Uroven’ prityazanij: klassicheskie i sovremennye issledovaniya [Level of claims: Classical and modern studies]. Moscow: Akropol’ Publ., 322 p. (In Russian)

Diegmann, P., Schmidt-Kraepelin, M., Eynden, S., Basten, D. (2015) Benefits of augmented reality in educational environments—a systematic literature review. In: Wirtschaftsinformatik Proceedings. Iss. 103. [S. l.]: AISeL Publ., pp. 1542–1556. (In English)

Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V., Manujlov, G. M. (2002) Sotsial’no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups]. Moscow: Psychotherapy Institute Publ., 488 p. (In Russian)

Fidan, M., Tuncel, M. (2019) Integrating augmented reality into problem based learning: The effects on learning achievement and attitude in physics education. Computers & Education, vol. 142, article 103635. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103635 (In English)

Gerbachevskij, V. K. (1970) Issledovanie urovnya prityazanij v svyazi s individual’no-tipicheskimi kharakteristikami emotsional’nosti i intellekta [The study of the level of claims in connection with the individual-typical characteristics of emotionality and intelligence]. PhD dissertation (Psychology). Leningrad, Leningrad State University named after A. A. Zhdanov, 245 p. (In Russian)

Jiang, S., Tatar, C., Huang, X. et al. (2022) Augmented reality in science laboratories: Investigating high school students’ navigation patterns and their effects on learning performance. Journal of Educational Computing Research, vol. 60, no. 3, pp. 777–803. https://doi.org/10.1177/07356331211038764 (In English)

Kornilov, Yu. V. (2019) Immersivnyj podkhod v obrazovanii [Immersive Approach in Education]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Research Azimuth: Pedagogy and Psychology, vol. 8, no. 1 (26), pp. 174–178. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0801-0043 (In Russian)

Kosheleva, E. Yu., Alkhaldi, A. (2020) Inostrannyj student i vuz: praktiki sotsiokul’turnoj adaptatsii [A foreign students and universities: Social and cultural adaptation practices]. Vestnik po pedagogike i psikhologii Yuzhnoj Sibiri — Bulletin on Pedagogics and Psychology of Southern Siberia, no. 3, pp. 133–143. (In Russian)

Kosheleva, E. Yu., Kikenina, Yu. A. (2022) Transformatsiya uchebnykh praktik kitajskikh studentov rossijskogo universiteta [Educational practices transformation of Chinese students at Russian university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education, no. 2. [Online]. Available at: https://doi.org/10.17513/spno.31547 (accessed 28.02.2022). (In Russian)

Kosheleva, E. Yu., Pak, I. Ya., Chernobilsky, E. (2013) Etnopsikhologicheskie osobennosti modeli obucheniya kitajskikh studentov [Ethno-psychological peculiarities of Chinese student’s learning style]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki: elektronnyj zhurnal — Scientific Review. Pedagogical science, no. 2. [Online]. Available at: https://portal.tpu.ru/SHARED/k/KEY/publications/Tab/k_3.pdf (accessed 28.02.2022). (In Russian)

Kozhevnikova, M. N. (2020) Integratsiya, adaptatsiya ili sotsializatsiya: k voprosu o vzaimodejstvii inostrannykh obuchayushchikhsya i rossijskikh vuzov [Integration, adaptation or socialization: to the question of interaction between foreign students and Russian universities]. Vestnik Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sovremennye obrazovatel’nye tekhnologii v prepodavanii estestvennonauchnykh distsiplin — Bulletin of Tula State University. Series: Modern Educational Technology in the Teaching of Science, no. 1 (19), pp. 11–13. (In Russian)

Lai, A.-F., Chen, Ch.-H., Lee, G.-Y. (2019) An augmented reality-based learning approach to enhancing students’ science reading performances from the perspective of the cognitive load theory. British Journal of Educational Technology, vol. 50, no. 1, рр. 232–247. https://doi.org/10.1111/bjet.12716 (In English)

Loginova, A. S., Odinokova, A. V., Gavrilova, V. E. (2020) Vnedrenie tsifrovykh tekhnologij v obrazovatel’nye protsessy: teoriya i praktika [Introduction of digital technologies into educational processes: Theory and practice]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo — Proceedings of Voronezh State University. Series: Law, no. 4 (43), pp. 317–331. https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2020.4/3180 (In Russian)

Majeed, Z. H, Ali, H. A. (2020) A review of augmented reality in educational applications. International Journal of Advanced Technology and Engineering Exploration, vol. 7, no. 62, pp. 20–27. https://doi.org/10.19101/IJATEE.2019.650068 (In English)

Murafa, S. V., Drozdova, V. A. (2018) Issledovanie motivov polucheniya vysshego obrazovaniya rossijskimi i kitajskimi studentami [Cross cultural study of the motives for higher education Russian and Chinese students]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie — Bulletin of Moscow University. Series 20: Education, no. 3, pp. 96–110. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2018-3-96-110 (In Russian)

Regush, L. A., Orlova, A. V. (eds.). (2020) Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 496 p.

Rubets, M. V. (2016) Rol’ kitajskoj yazykovoj kartiny mira v organizatsii kognitivnykh protsessov ee nositelej [The role of the Chinese language picture of the world in the organization of cognitive processes of its carriers]. Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae — Society and State in China, vol. 46, no. 2, pp. 513–530. (In Russian)

Rubets, M. V. (2018) Vizual’noe operirovanie pis’mennymi znakami v kitajskoj kul’ture: ot traditsii k kiber-kul’ture [Visual manipulation with written signs in Chinese culture: From tradition to cyber-culture]. Filosofskie problemy informatsionnykh tekhnologij i kiberprostranstva — Philosophical Problems of IT & Cyberspace, no. 2 (15), pp. 4–24. https://doi.org/10.17726/philIT.2018.2.15.1 (In Russian)

Saidin, N. F., Abd Halim, N. D. A., Yahaya, N. (2015) A review of research on augmented reality in education: Advantages and applications. Journal International Education Studies, vol. 8, no. 13. [Online]. Available at: https://doi.org/10.5539/ies.v8n13p1 (accessed 28.02.2022). (In English)

Sergeev, S. F. (2011) Metodologiya proektirovaniya trenazherov s immersivnymi obuchayushchimi sredami [Methodology of immersive learning environment simulator design]. Nauchno-tekhnicheskij vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta informacionnykh tekhnologij, mekhaniki i optiki — Scientific and Technical Journal of Information Technologies, Mechanics and Optics, no. 1 (71), pp. 109–114. (In Russian)

Sergeev, S. F. (2012) Vozmozhnosti i ogranicheniya internet-tekhnologij dlya formirovaniya effektivnykh obrazovatel’nykh sred [Opportunities and limitations of Internet technologies for the formation of effective educational environments]. Shkol’nye tekhnologii — Journal of School Technology, no. 4, pp. 48–55. (In Russian)

Sergeev, S. F. (2015) Teoretiko-metodologicheskie problemy didaktiki tekhnogennykh obrazovatel’nykh sred [Theoretical and methodological problems of didactics of technogenic educational environments]. Obrazovatel’nye tekhnologii, no. 2, pp. 49–60. (In Russian)

Sidorov, K. R. (2014) Kontsept “Uroven’ prityazanij” v sovremennoj psikhologii [The concept “Level of aspiration” in modern psychology]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya “Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika” — Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, no. 2, pp. 40–50. https://doi.org/10.24412/Fg5AZCHzh0Y (In Russian)

Surygin, A. I. (2019) Osnovy teorii obucheniya na nerodnom dlya uchashchikhsya yazyke [Fundamentals of the theory of teaching a non-native language for students]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ., 226 p. (In Russian)

Tokareva, Yu. A., Krysina, A. S. (2020) Psikhologicheskaya modal’nost’ obuchayushchikhsya kak faktor postroeniya uchebnykh kursov v onlajn formate [Psychological modality of students as a factor in bulding training courses in online format]. In: Z. Dvorakova, Yu. A. Tokareva, E. V. Lysenko, O. Ponomareva (eds.). Tsifrovaya transformatsiya obshchestva, ekonomiki, menedzhmenta i obrazovaniya: materialy III Mezhdunarodnoj konferentsii, Ekaterinburg, 11–12 noyabrya 2020 g. [Digital transformation of society, economics, management and education: Materials of the III International conference, Yekaterinburg, November 11–12, 2020]. Yekaterinburg: Ústav personalistiky Publ., pp. 152–159. (In Russian)

Yakunin, V. A. (2000) Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Saint Petersburg: Mihajlov Publ., 348 p. (In Russian)

Yasvin, V. A. (2001) Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: From modeling to design]. Moscow: Smysl Publ., 365 p. (In Russian)

Zeer, E. F., Lomovtseva, N. V., Tretyakova, V. S. (2020) Gotovnost’ prepodavatelej vuza k onlajn-obrazovaniyu: tsifrovaya kompetentnost’, opyt issledovaniya [University teachers’ readiness for online education: Digital competence, research experience]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 3, pp. 26–39. https://doi.org/10.26170/po20-03-03 (In Russian)

Zhirnova, I. L. (2012) Psikhologicheskie usloviya uspeshnosti obucheniya inostrannykh studentov s uchetom kognitivnykh stilej [Psychological conditions for the success of international students with regard to cognitive styles]. PhD dissertation (Psychology). Kursk, Kursk State University, 209 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

14.04.2023

Выпуск

Раздел

Статьи