Совладание с психологическими проблемами у студенческой молодежи России, Турции и Азербайджана

Авторы

  • Юлия Сергеевна Пежемская Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-8296-0229
  • Айтан Мазахир кызы Юсубова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Гульсум Рамиз кызы Гуламова Государственная служба по антимонопольному контролю и надзору за потребительским рынком Министерства экономики Азербайджанской Республики

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-140-152

Ключевые слова:

стратегии совладания, психологические проблемы, интернет-копинг, студенты, молодежь, культура, Россия, Азербайджан, Турция

Аннотация

В статье представлены результаты пилотажного кросскультурного исследования проблемной обеспокоенности и стратегий преодоления проблемных ситуаций студенческой молодежи России, Турции и Азербайджана, проведенного в 2020 году в период пандемии COVID-19.

Теоретическую основу исследования составили: теория межкультурных измерений Г. Хофстеде; подход научной школы Л. А. Регуш, позволяющий оценить уровень проблемной озабоченности молодежи в разных сферах жизни; теория Р. Лазаруса о копинге как о динамичном процессе, который изменяется в зависимости от ситуационного контекста.

Цель исследования заключалась в выявлении общих и культуроспецифичных психологических проблем, актуально переживаемых молодежью России, Турции и Азербайджана в различных сферах жизни, а также в определении приоритетных стратегий совладания с психологическими проблемами.

Методический комплекс исследования включал в себя опросник «Копинг-стратегий» Р. Лазаруса, направленный на изучение стратегий совладания; дополнительно для диагностики интернет-копинга была использована анкета «Индекс погруженности в интернет» (Л. А. Регуш, А. В. Орлова, Е. В. Алексеева, О. Р. Веретина, Ю. С. Пежемская); для выявления психологических проблем молодежи был использован опросник «Психологические проблемы молодежи» (Л. А. Регуш, Е. В. Алексеева, А. В. Орлова, Ю. С. Пежемская); дополнительно для оценки уровня обеспокоенности проблемами соматического здоровья применялся опросник самооценки здоровья (A. Ware, C. Wright, M. Snyder). В исследовании приняли участие 90 студентов из России, Азербайджана, Турции (по 30 человек из каждой страны в возрасте 21–22 лет), из них 50% мужчин и 50% женщин.

Результаты проведенного исследования продемонстрировали, что российские, турецкие и азербайджанские студенты статистически значимо не различаются по уровню обеспокоенности психологическими проблемами, но при этом различаются по используемым стратегиям совладанияс проблемами.

Полученные данные позволяют говорить о нормативной возрастной специфике переживания проблем в исследуемой выборке молодежи и о культуро- и полоспецифичных характеристиках использования стратегий совладания с проблемами. На пилотном уровне были выявлены профили взаимосвязей стратегий совладания юношей и девушек России, Турции и Азербайджана с проблемными переживаниями в различных жизненных сферах. Разработка данных профилей представляет интерес для дальнейшего исследования.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Битюцкая, Е. В. (2015) Опросник способов копинга. М.: ИИУ МГОУ, 80 c.

Гулиев, Г. (2002) Архетипичные азери: лики менталитета. Баку: Ени несил, 354 с.

Волкова, Е. В., Куваева, И. О. (2019) Кросскультурные особенности организации концепта «стресс» и совладания в период ранней взрослости. Мир психологии, № 4 (100), с. 137–150.

Журавлёва, А. Л., Крюкова, Т. Л., Сергиенко, Е. А. (ред.). (2008) Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 474 с. (Интеграция академической и университетской психологии).

Крюкова, Т. Л. (2005) Возрастные и культурные различия в стратегиях совладающего поведения. Психологический журнал, т. 26, № 2, с. 5–15.

Крюкова, Т. Л., Гущина, Т. В. (2015) Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуализация совладающего поведения. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова; КГТУ, 236 с.

Куваева, И. О. (2017) Кросскультурные различия преодоления стресса (на примере русских, турецких и китайских студентов). В кн.: Всероссийский форум молодых ученых. Сборник материалов 27–28 апреля 2017 г. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, с. 99–103.

Куваева, И. О., Саакян, А. Р., Лямзин, А. В. (2018) Преодоление стресса молодежью: кросскультурные особенности. Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы науки, образования и культуры, т. 24, № 2 (174), с. 82–89.

Лазарус, Р. (1970) Теория стресса и психологические исследования. В кн.: Л. Леви, В. Н. Мясищев (ред.). Эмоциональный стресс. Физиологические и психологические реакции. Медицинские, индустриальные и военные последствия стресса. Труды Международного симпозиума, организованного Шведским центром исследований в области военной медицины 5–6 февраля 1965 г. Л.: Медицина, с. 178–206.

Науменко, Т. В., Морозова, Д. А. (2018) Теория межкультурных измерений Г. Хофстеде как методологическая основа исследования современных социальных процессов. Международный журнал исследований культуры, № 1 (30), с. 144–154.

Панкратова, А. А., Осин, Е. Н., Люсин, Д. В. (2013) Особенности эмоционального интеллекта у представителей российской и азербайджанской культур. Психологические исследования, т. 6, № 31, статья 11. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/889-pankratova31.html (дата обращения 28.12.2020).

Панов, В. И., Патраков, Э. В. (2020) Интерференция цифровой и доцифровой сред как предмет психологического исследования. В кн.: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1–2 октября 2020 г. Вып. 3. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, с. 531–541. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-56

Проект, Ю. Л., Рохина, Е. В. (2020) Проблемные переживания личности в период вынужденной самоизоляции. В кн.: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1–2 октября 2020 г. Вып. 3. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, с. 575–583. https://doi.org/10.33910/ herzenpsyconf-2020-3-97

Регуш, Л. А. (2010) Жизненные проблемы как индикатор влияния социума. В кн.: Л. А. Регуш (ред.). Психическое развитие человека и социальные влияния. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 7–21.

Регуш, Л. А. (ред.). (2017) Психологические проблемы российских подростков (1993–2013). СПб.: Элви-Принт, 297 с.

Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Орлова, А. В., Пежемская, Ю. С. (2013) Психологические проблемы молодежи: стандартизированная методика. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 47 с.

Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Веретина, О. Р. и др. (2020a) Операционализация понятия «психологическая проблема» в отечественных и зарубежных исследованиях. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 197, с. 7–17. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020- 197-7-17

Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Веретина, О. Р. и др. (2020b) Психологические проблемы студентов в интернет- среде в период вынужденной самоизоляции. Письма в Эмиссия.Оффлайн, № 7, статья 2864. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2020/2864.htm (дата обращения 12.04.2021).

Хасанова, И. И., Котова, С. С. (2017) Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи. Образование и наука, т. 19, № 4, с. 146–168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-146-168

Худоян, С. С. (2017) Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды. Журнал Практической Психологии и Психоанализа, № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournal.ru/articles/psihologicheskaya-problema-sushchnost-harakteristiki-vidy (дата обращения 20.12.2020).

Chou, W.-P., Ko, Ch.-H., Kaufman, E. A. et al. (2015) Association of stress coping strategies with Internet addiction in college students: The moderating effect of depression. Comprehensive Psychiatry, vol. 62, pp. 27–33. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2015.06.004

Hofstede, G. (2011) Dimensionalizing cultures: The hofstede model in context. Online Readings in Psychology and Culture, vol. 2, no. 1, article 8. https://doi.org/10.9707/2307-0919.1014

Najafizadeh, M. (2012) Gender and ideology: Social change and Islam in post-Soviet Azerbaijan. Journal of Third World Studies, vol. 29, no. 1, pp. 81–101.

Poltavski, D., Ferraro, F. R. (2003) Stress and illness in American and Russian college students. Personality and Individual Differences, vol. 34, no. 6, pp. 971–982. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(02)00082-X

Yeresyan, I., Lohaus, A. (2014) Stress and wellbeing among Turkish and German adolescents living in rural and urban areas. Rural and Remote Health, vol. 14, no. 3, pp. 26–95. https://doi.org/10.22605/RRH2695

REFERENCES

Bityutskaya, E. V. (2015) Oprosnik sposobov kopinga [Coping questionnaire]. Moscow: MRSU Publ., 80 p. (In Russian)

Chou, W.-P., Ko, Ch.-H., Kaufman, E. A. et al. (2015) Association of stress coping strategies with Internet addiction in college students: The moderating effect of depression. Comprehensive Psychiatry, vol. 62, pp. 27–33. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2015.06.004 (In English)

Guliev, G. (2002) Arkhetipichnye azeri: liki mentaliteta [Archetypal azeri: Faces of mentality]. Baku: Eni nesil Publ., 354 p. (In Russian)

Hofstede, G. (2011) Dimensionalizing cultures: The hofstede model in context. Online Readings in Psychology and Culture, vol. 2, no. 1, article 8. https://doi.org/10.9707/2307-0919.1014 (In English)

Khasanova, I. I., Kotova, S. S. (2017) Vzaimosvyaz’ internet-zavisimosti s sovladayushchim i otklonyayushchimsya povedeniem uchashchejsya molodezhi [The correlations of the Internet addiction between coping and deviant behaviour of students]. Obrazovanie i nauka — The Education and Science Journal, vol. 19, no. 4, pp. 146–168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-146-168 (In Russian)

Khudoyan, S. S. (2017) Psikhologicheskaya problema: sushchnost’, kharakteristiki, vidy [The psychological problems: An essence, types, characteristics]. Zhurnal Prakticheskoj Psikhologii i Psikhoanaliza — Practical Psychology and Psychoanalysis Journal, no. 2. [Online]. Available at: http://psyjournal.ru/articles/psihologicheskayaproblema-sushchnost-harakteristiki-vidy (accessed 20.12.2020). (In Russian)

Kryukova, T. L. (2005) Vozrastnye i kul’turnye razlichiya v strategiyakh sovladayushchego povedeniya [Age and cultural differences in coping strategies]. Psihologicheskii zhurnal, vol. 26, no. 2, pp. 5–15. (In Russian)

Kryukova, T. L., Gushchina, T. V. (2015) Kul’tura, stress i koping: sotsiokul’turnaya kontekstualizatsiya sovladayushchego povedeniya [Culture, stress and coping: The sociocultural contextualization of coping behavior]. Kostroma: Nekrasov Kostroma State University Publ.; Kostroma State Technological University Publ., 236 p. (In Russian)

Kuvaeva, I. O. (2017) Krosskul’turnye razlichiya preodoleniya stressa (na primere russkikh, turetskikh i kitajskikh studentov) [Cross-cultural differences in coping with stress (on the example of Russian, Turkish and Chinese students)]. In: Vserossijskij forum molodykh uchenykh. Sbornik materialov 27–28 aprelya 2017 g. [Russian forum of young scientists. Proceedings 27–28 April 2017]. Yekaterinburg: Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, pp. 99–103. (In Russian)

Kuvaeva, I. O. (2018) Preodolenie stressa molodezh’yu: kross-kul’turnye osobennosti [Coping behavior among students: Cross-cultural characteristics]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 1. Problemy nauki, obrazovaniya i kul’tury — Izvestia Ural Federal University journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture, vol. 24, no. 2 (174), pp. 82–89. (In Russian)

Lazarus, R. (1970) Teoriya stressa i psikhologicheskie issledovaniya [Stress theory and psychological research]. In: L. Levi, V. N. Myasishchev (eds.). Emotsional’nyj stress. Fiziologicheskie i psikhologicheskie reaktsii. Meditsinskie, industrial’nye i voennye posledstviya stressa. Trudy Mezhdunarodnogo simpoziuma, organizovannogo Shvedskim tsentrom issledovanij v oblasti voennoj meditsiny 5–6 fevralya 1965 g. [Emotional stress. Physiological and psychological reactions. Medical, industrial and military implications. Proceedings of an International Symposium arranged by the Swedish Delegation for applied medical defense research 5–6 February 1965]. Leningrad: Meditsina Publ., pp. 178–206. (In Russian)

Najafizadeh, M. (2012) Gender and ideology: Social change and Islam in post-Soviet Azerbaijan. Journal of Third World Studies, vol. 29, no.1, pp. 81–101. (In English)

Naumenko, T. V., Morozova, D. A. (2018) Teoriya mezhkul’turnykh izmerenij G. Hofstede kak metodologicheskaya osnova issledovaniya sovremennykh sotsial’nykh protsessov [Cultural dimensions theory of Geert Hofstede as a methodological basis for the study of modern social processes]. International Journal of Cultural Research, no. 1 (30), pp. 144–154. (In Russian)

Pankratova, A. A., Osin, E. N., Lyusin, D. V. (2013) Osobennosti emotsional’nogo intellekta u predstavitelej rossijskoj i azerbajdzhanskoj kul’tur [Differences in emotional intelligence in Russian and Azerbaijani culture]. Psihologicheskie issledovaniya, vol. 6, no. 31, article 11. [Online]. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/889-pankratova31.html (accessed 28.12.2020). (In Russian)

Panov, V. I., Patrakov, E. V. (2020) Interferentsiya tsifrovoj i dotsifrovoj sredy kak predmet psikhologicheskogo issledovaniya [Interference of digital and pre-digital environments as a subject of psychological research]. In: Gercenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Sankt-Peterburg, 1–2 oktyabrya 2020 g. [The Herzen University Studies: Psychology in Education. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference. Saint Petersburg, 1–2 October 2020]. Iss. 3. Saint Peterburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 531–541. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-56 (In Russian)

Poltavski, D., Ferraro, F. R. (2003) Stress and illness in American and Russian college students. Personality and Individual Differences, vol. 34, no. 6, pp. 971–982. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(02)00082-X (In English)

Proekt, Yu. L., Rokhina, E. V. (2020) Problemnye perezhivaniya lichnosti v period vynuzhdennoj samoizolyatsii [Personal problematic experiences during the COVID-19 lockdown]. In: Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Sankt-Peterburg, 1–2 oktyabrya 2020 g. [The Herzen University Studies: Psychology in Education. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference. Saint Petersburg, 1–2 October 2020]. Iss. 3. Saint Peterburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 575–583. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-97 (In Russian)

Regush, L. A. (2010) Zhiznennye problemy kak indikator vliyaniya sotsiuma [Life problems as an indicator of the influence of society]. In: L. A. Regush. Psikhicheskoe razvitie cheloveka i sotsial’nye vliyaniya [Human mental development and social influences]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 7–21. (In Russian)

Regush, L. A., Alekseeva, E. V., Orlova, A. V., Pezhemskaya, Yu. S. (2013) Psikhologicheskie problemy molodezhi: standartizirovannaya metodika [Psychological problems of youth: A standardized methodology]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 47 p. (In Russian)

Regush, L. A., Alekseeva, E. V., Veretina, O. R. et al. (2020a) Operatsionalizatsiya ponyatiya “psikhologicheskaya problema” v otechestvennykh i zarubezhnykh issledovaniyakh [Operationalization of the concept “psychological problem” in Russian and international research]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 197, pp. 7–17. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-7-17 (In Russian)

Regush, L. A., Alekseeva, E. V., Veretina, O. R. et al. (2020b) Psikhologicheskie problemy studentov v Internet-srede v period vynuzhdennoj samoizolyatsii [Psychological problems of students in the Internet environment during forced self-isolation]. Pis’ma v Emissiya.Offlajn — The Emissia.Offline Letters, no. 7, article 2864. [Online]. Available at: http://www.emissia.org/offline/2020/2864.htm (accessed 12.04.2021). (In Russian)

Regush, L. A. (ed.). (2017) Psikhologicheskie problemy rossijskikh podrostkov (1993–2013) [Psychological problems of Russian adolescents (1993–2013)]. Saint Petersburg: Elvi-Print Publ., 297 p. (In Russian)

Volkova, E. V., Kuvaeva, I. O. (2019) Kross-kul’turnye osobennosti organizatsii kontsepta “stress” i sovladaniya v period rannej vzroslosti [Cross-cultural features of the organization of the concept of “stress” and coping in early adulthood]. Mir psikhologii, no. 4 (100), pp. 137–150. (In Russian)

Yeresyan, I., Lohaus, A. (2014) Stress and wellbeing among Turkish and German adolescents living in rural and urban areas. Rural and Remote Health, vol. 14, no. 3, pp. 26–95. https://doi.org/10.22605/RRH2695 (In English)

Zhuravleva, A. L., Kryukova, T. L., Sergienko, E. A. (eds.). (2008) Sovladayushchee povedenie: Sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Coping behavior: Current state and prospects]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 474 p. (Integratsiya akademicheskoj i universitetskoj psikhologii [Integration of academic and university psychology]). (In Russian)

Опубликован

27.06.2021

Выпуск

Раздел

Статьи