Интернет как ресурс совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-196-207Ключевые слова:
психологические проблемы, совладание, Интернет, подростки, молодежьАннотация
Интернет стал новым фактором социализации, который принес и новые психологические проблемы, и новые возможности совладания с ними. Актуальность и оригинальность проведенного исследования состоит в том, что Интернет рассматривается не как источник психологических проблем подростков и молодежи, а как ресурс для совладания с ними и тем самым обогащает возрастную психологию новыми эмпирическими фактами.
Опираясь на анализ теоретических подходов к явлению совладания, было принято рабочее определение этого феномена как активности субъекта в использовании внутренних и внешних ресурсов, направленной на избавление от проблем или чрезмерных переживаний. На его основе проведен сбор, обработка и интерпретация результатов эмпирического обследования 292 подростков (11–17 лет) и 104 представителей студенческой молодежи (18–22 года). Для выявления ресурсов Интернета при совладании с проблемами подростками и молодежью использовался метод интервью. Формулировки ответов испытуемых были подвергнуты частотному и контент-анализу с целью структурирования набора копинг-стратегий и сравнения их использования подростками и молодежью.
Установлено, что из всего многообразия копинг-стратегий подростки и молодежь, используя Интернет для разрешения психологических проблем, прибегают к следующим типам совладания: эмоциональному как изменению отношения к проблеме, проблемно-разрешающему и поиску социальной поддержки. Наибольшее распространение имеет эмоциональный тип копинга, для которого подростки и молодежь используют в основном ресурсы видео- и аудиоконтента в сети. Активность использования проблемно-решающих стратегий растет с возрастом. Поиск социальной поддержки в Интернете у молодежи отличается не только большей активностью, но и определенностью запроса, целенаправленностью и избирательностью. У молодежи доля упоминаний проблемно-ориентированного копинга и ответов, содержащих поиск социальной поддержки, существенно выше, чем у подростков. При этом 21% подростков и 7% молодых людей отрицают возможность использования Интернета для совладания с психологическими проблемами. Полученный результат становится основанием для проверки гипотезы о связи степени погруженности в Интернет и используемых интернет-ресурсов для совладания с психологическими проблемами.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Айсина, Р. М., Нестерова, А. А. (2019) Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски. Социальная психология и общество, т. 10, № 4, с. 42–57. https://doi.org/10.17759/sps.2019100404
Алексеева, Е. В. (2002) Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 187 с.
Белинская, Е. П. (2014) Совладание с трудностями в эпоху новых информационных технологий: возможности и ограничения. Психологические исследования, т. 7, № 38, статья 2. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n38/1061-belinskaya38.html (дата обращения 06.01.2021).
Белинская, Е. П., Агадуллина, Е. Р. (2020) Переживание относительной депривации как фактор копинг-стратегии избегания в сетевой коммуникации. Социальная психология и общество, т. 11, № 1, с. 92–106. https://doi.org/10.17759/sps.2020110106
Ветрова, И. И. (2010) Развитие контроля поведения, совладания и психологических защит в подростковом возрасте. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М., Институт психологии РАН, 288 с.
Грядунова, Д. К. Алексеева, Е. В. (2020) Ресурсы и риски киберкоммуникации для подростков с акцентуациями характера. В кн.: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1–2 октября 2020 г. Вып. 3. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, с. 262–269. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-12
Журавлев, А. Л., Крюкова, Т. Л., Сергиенко, Е. А. (ред.). (2008) Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 481 с.
Крюкова, Т. Л. (2007) Человек как субъект совладания. В кн.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова (ред.). Психология совладающего поведения. Материалы Международной научно-практической конференции 16–18 мая 2007 г. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, с. 41–44.
Крюкова, Т. Л. (2010) Психология совладающего поведения в разные годы жизни. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 296 c.
Налчаджян, А. А. (2010) Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 368 с.
Нартова-Бочавер, С. К. (1997) «Coping behavior» в системе понятий психологии личности. Психологический журнал, т. 18, № 5, с. 20–30.
Никольская, И. М. (2007) Совладающее поведение в защитной системе человека. В кн.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова (ред.). Психология совладающего поведения. Материалы Международной научно- практической конференции 16–18 мая 2007 г. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, с. 52–54.
Никольская, И. М., Грановская, Р. М. (2006) Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 352 с.
Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Веретина, О. Р. и др. (2020) Операционализация понятия «психологическая проблема» в отечественных и зарубежных исследованиях. Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, № 197, с. 7–17. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-7-17
Ремшмидт, Х. (1994) Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 320 с.
Сирота, Н. А., Ялтонский, В. М. (2007) Модели копинг-поведения подростков с различными вариантами психосоциальной адаптации. В кн.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова (ред.). Психология совладающего поведения. Материалы Международной научно-практической конференции 16–18 мая 2007 г. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, с. 151–154.
Солдатова, Г. У. (2018) Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество, т. 9, № 3. с. 71–80. https://doi.org/10.17759/sps.2018090308
Фролова, С. В. (2005) Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте. В кн.: М. Ю. Михайлина (ред.). Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Саратов: Издательство Латанова В. П., с. 10–18.
Bosma, H. A., Jackson. A. E. S. (еds.). (1990) Coping and self-concept in adolescence. Berlin: Springer-Verlag, 270 р.
Kirsch, B., Regusch, L. (Hrsg.). (2000) Jugendliche in der Epoche geselschaftlicher Veränderungen. Problemwahrnehmung und –bewältigung bei jugendlichen Schülern in Potsdam und St. Petersburg. Potsdam: Universität Potsdam, 130 S.
Lazarus, R. S., Folkman, S. (1984) Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 456 p.
Leung, L. (2007) Stressful life events, motives for Internet use and social support among digital kids. Cyberpsychology & Behavior, vol. 10, no. 2, pp. 204–214. https://doi.org/10.1089/cpb.2006.9967
Mitchell, M. E., Lebow, J. R., Uribe, R. et al. (2011) Internet use, happiness, social support and introversion: A more fine grained analysis of person variables and internet activity. Computers in Human Behavior, vol. 27, no. 5, pp. 1857–1861. https://doi.org/10.1016/j.chb.2011.04.008
Parsons, A., Frydenberg, E., Poole, Ch. (1996) Overachievement and coping strategies in adolescent males. British Journal of Educational Psychology, vol. 66, no. 1, pp. 109–114. https://doi.org/10.1111/j.2044-8279.1996.tb01180.x
van Ingen, E., Wright, K. B. (2016) Predictors of mobilizing online coping versus offline coping resources after negative life events. Computers in Human Behavior, vol. 59, рp. 431–439. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.02.048
REFERENCES
Ajsina, R. M., Nesterova, A. A. (2019) Kibersotsializatsiya molodezhi v informatsionno-kommunikatsionnom prostranstve sovremennogo mira: effekty i riski [Cyber socialization of youth in the information and communication space of the modern world: Effects and risks]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 10, no. 4, pp. 42–57. https://doi.org/10.17759/sps.2019100404 (In Russian)
Alekseeva, E. V. (2002) Proyavlenie otvetstvennosti podrostkov v sovladanii s zhiznennymi problemami [Responsibility of adolescents in coping with life problems]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 187 p. (In Russian)
Belinskaya, E. P. (2014) Sovladanie s trudnostyami v epokhu novykh informacionnykh tekhnologij: vozmozhnosti i ogranicheniya [Coping with challenges in the era of new information technologies: Opportunities and limitations]. Psikhologicheskie issledovaniya — Psychological Research, vol. 7, no. 38, article 2. [Online]. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n38/1061-belinskaya38.html (accessed 06.01.2021). (In Russian)
Belinskaya, E. P., Agadullina, E. R. (2020) Perezhivanie otnositel’noj deprivatsii kak faktor koping-strategii izbeganiya v setevoj kommunikatsii [Relative deprivation and an avoidance coping in network communication]. Social’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 11, no. 1, pp. 92–106. https://doi.org/10.17759/sps.2020110106 (In Russian)
Bosma, H. A., Jackson. A. E. S. (eds.). (1990) Coping and self-concept in adolescence. Berlin: Springer-Verlag Publ., 270 р. (In English)
Frolova, S. V. (2005) Issledovanie strategij preodoleniya krizisnyh situatsij v podrostkovom vozraste [Research on strategies for coping with crisis situations in adolescence]. In: M. Yu. Mikhajlina (ed.). Psikhologicheskaya pomoshch’ podrostku v krizisnykh situatsiyakh [Psychological assistance to a teenager in crisis situations]. Saratov: Latanov V. P. Publ., pp. 10–18. (In Russian)
Gryadunova, D. K. Alekseeva, E. V. (2020) Resursy i riski kiberkommunikatsii dlya podrostkov s aktsentuatsiyami kharaktera [Resources and risks of online communication for teenagers with accentuated personality traits]. In: Gercenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Sankt-Peterburg, 1–2 oktyabrya 2020 g. [The Herzen University Studies: Psychology in Education. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference. Saint Petersburg, 1–2 October 2020]. Iss. 3. Saint Peterburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 262–269. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-12 (In Russian)
Kirsch, B., Regusch, L. (eds.). (2000) Jugendliche in der Epoche geselschaftlicher Veränderungen. Problemwahrnehmung und –bewältigung bei jugendlichen Schülern in Potsdam und St. Petersburg [Young people in the epoch of social change: The problem of perception and coping strategies among young students in Potsdam and Saint Petersburg]. Potsdam: Universität Potsdam, 130 p. (In German)
Kryukova, T. L. (2007) Chelovek kak sub’ekt sovladaniya [Man as a subject of coping]. In: E. A. Sergienko, T. L. Kryukova (eds.). Psikhologiya sovladayushchego povedeniya. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 16–18 maya 2007 g. [The psychology of coping behavior. Proceedings of the International scientific and practical conference 16–18 May 2007]. Kostroma: Nekrasov Kostroma State University, pp. 41–44. (In Russian)
Kryukova, T. L. (2010) Psikhologiya sovladayushchego povedeniya v raznye gody zhizni [The psychology of coping behavior in different years of life]. Kostroma: Nekrasov Kostroma State University Publ., 296 p. (In Russian)
Lazarus, R. S., Folkman, S. (1984) Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 456 p. (In English)
Leung, L. (2007) Stressful life events, motives for Internet use and social support among digital kids. Cyberpsychology & Behavior, vol. 10, no. 2, pp. 204–214. https://doi.org/10.1089/cpb.2006.9967 (In English)
Mitchell, M. E., Lebow, J. R., Uribe, R. et al. (2011) Internet use, happiness, social support and introversion: A more fine grained analysis of person variables and internet activity. Computers in Human Behavior, vol. 27, no. 5, pp. 1857–1861. https://doi.org/10.1016/j.chb.2011.04.008 (In English)
Nalchadzhyan, A. A. (2010) Psikhologicheskaya adaptatsiya: mekhanizmy i strategii [Psychological adaptation: Mechanisms and strategies]. 2nd ed., rev. and compl. Moscow: Eksmo Publ., 368 p. (In Russian)
Nartova-Bochaver, S. K. (1997) “Coping behavior” v sisteme ponyatij psikhologii lichnosti [“Coping benavior” in the system of concepts of personality psychology]. Psihologicheskii zhurnal, vol. 18, no. 5, pp. 20–30. (In Russian)
Nikol’skaya, I. M. (2007) Sovladayushchee povedenie v zashchitnoj sisteme cheloveka [Coping behavior in the human defense system]. In: E. A. Sergienko, T. L. Kryukova (eds.). Psikhologiya sovladayushchego povedeniya. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 16–18 maya 2007 g. [The psychology of coping behavior. Proceedings of the International scientific and practical conference 16–18 May 2007]. Kostroma: Nekrasov Kostroma State University, pp. 52–54. (In Russian)
Nikol’skaya, I. M., Granovskaya, R. M. (2006) Psikhologicheskaya zashchita u detej [Psychological protection in children]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 352 p. (In Russian)
Parsons, A., Frydenberg, E., Poole, Ch. (1996) Overachievement and coping strategies in adolescent males. British Journal of Educational Psychology, vol. 66, no. 1, pp. 109–114. https://doi.org/10.1111/j.2044-8279.1996.tb01180.x (In English)
Regush, L. A., Alekseeva, E. V., Veretina, O. R. et al. (2020) Operatsionalizatsiya ponyatiya “psikhologicheskaya problema” v otechestvennyh i zarubezhnykh issledovaniyakh [Operationalization of the concept “psychological problem” in Russian and International research]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 197, pp. 7–17. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-7-17 (In Russian)
Remschmidt, H. (1994) Podrostkovyj i yunosheskij vozrast: problemy stanovleniya lichnosti [Adolescence and youth: Problems of personality formation]. Moscow: Mir Publ., 320 p. (In Russian)
Sirota, N. A., Yaltonskij, V. M. (2007) Modeli koping-povedeniya podrostkov s razlichnymi variantami psikhosocial’noj adaptatsii [Coping behavior models of adolescents with various types of psychosocial adaptation]. In: E. A. Sergienko, T. L. Kryukova (eds.). Psikhologiya sovladayushchego povedeniya. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 16–18 maya 2007 g. [The psychology of coping behavior. Proceedings of the International scientific and practical conference 16–18 May 2007]. Kostroma: Nekrasov Kostroma State University, pp. 151–154. (In Russian)
Soldatova, G. U. (2018) Tsifrovaya sotsializatsiya v kul’turno-istoricheskoj paradigme: izmenyayushchijsya rebenok v izmenyayushchemsya mire [Digital socialization in a cultural and historical paradigm: A changing child in a changing world]. Social’naya psihologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 9, no. 3, pp. 71–80. https://doi.org/10.17759/sps.2018090308 (In Russian)
van Ingen, E., Wright, K. B. (2016) Predictors of mobilizing online coping versus offline coping resources after negative life events. Computers in Human Behavior, vol. 59, рp. 431–439. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.02.048 (In English)
Vetrova, I. I. (2010) Razvitie kontrolya povedeniya, sovladaniya i psikhologicheskikh zashchit v podrostkovom vozraste [The development of behavior control, coping and psychological defenses in adolescence]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, 288 p. (In Russian)
Zhuravlev, A. L., Kryukova, T. L., Sergienko, E. A. (eds.). (2008) Sovladayushchee povedenie. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Coping behavior. Current state and prospects]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 481 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Людмила Александровна Регуш, Елена Вячеславовна Алексеева, Ольга Рэмовна Веретина, Анна Валерьевна Орлова, Юлия Сергеевна Пежемская
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.