Особенности онлайн-совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи

Авторы

  • Людмила Александровна Регуш Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-8023-3773
  • Елена Вячеславовна Алексеева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2153-3012
  • Ольга Рэмовна Веретина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-1328-8272
  • Анна Валерьевна Орлова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-2748-9478
  • Юлия Сергеевна Пежемская Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-8296-0229

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-475-488

Ключевые слова:

онлайн-совладание, психологические проблемы, подростки, студенческая молодежь, интернет-среда

Аннотация

Введение. Цифровые технологии становятся инструментом изменения традиционных видов активности человека. Современная социальная ситуация развития, связанная с условиями жизни в смешанной реальности, характеризуется новыми противоречиями между имеющимися и необходимыми ресурсами совладания как с нормативными психологическими проблемами возраста, так и с трудными жизненными ситуациями. Цель настоящего исследования состояла в выявлении особенностей совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи средствами интернет-среды.

Материалы и методы. В исследовании использовались методики: «Индикатор копинг-стратегий» Дж. Амирхана, модифицированный для изучения онлайн совладания; два варианта опросника «Психологические проблемы подростков (молодежи) в реальной и виртуальной среде» (Л. А. Регуш и др.). Выборка составила 933 человека: 566 подростков в возрасте 13–17 лет и 367 студентов в возрасте 18–23 лет. Для обработки результатов использовался сравнительный, корреляционный и дисперсионный анализ.

Результаты. Результаты исследования показали, что использование всех стратегий — «разрешение проблем онлайн», «поиск социальной поддержки онлайн» и «избегание онлайн» — имеют сходную возрастную динамику. Выявлено, что молодежь статистически значимо чаще обращается к стратегии социальной поддержки онлайн, чем подростки. Выбор стратегии «избегание», то есть уход от решения проблем с помощью виртуальных возможностей, наиболее выражен в 14 лет. У 17-летних респондентов по сравнению с другими возрастами использование всех стратегии онлайн-совладания уменьшается. Также наблюдается снижение использования онлайн-стратегий совладания в более старших возрастах видов психологических проблем и используют все стратегии совладания: значимые связи обнаружены между показателями всех областей проблемных переживаний и стратегий совладания. Наиболее тесная связь выявлена между общим индексом проблемной озабоченности и использованием стратегии избегания. Избегание в решении проблем с самим собой и в общении со сверстниками более характерно для подростков. Приоритет в использовании стратегии избегания у молодежи связан с разрешением проблем, сопряженных с будущим. Стратегия «решение проблем онлайн» активнее используется подростками при наличии проблем с родителями и сверстниками, а молодежью для проблем, связанных с будущим и безопасностью.

Заключение. Перспективы дальнейшего исследования связаны с определением роли онлайн-совладания в общей структуре совладающего поведения подростков и молодежи.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Айсина, Р. М., Нестерова, А. А. (2019) Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски. Социальная психология и общество, т. 10, № 4, с. 42–57. https://doi.org/10.17759/sps.2019100404

Безгодова, С. А., Микляева, А. В. (2021) Академический обман в цифровой среде: социально-психологический анализ. Science for Education Today, т. 11, № 4, с. 64–90. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2104.04

Бовина, И. Б., Дворянчиков, Н. В. (2020) Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза. Культурно-историческая психология, т. 16, № 4, с. 98–108. https://doi.org/10.17759/chp.2020160410

Войскунский, А. Е. (1999) Групповая игровая деятельность в Интернете. Психологический журнал, т. 20, № 1, с. 126–132.

Герасимова, А. А., Холмогорова, А. Б. (2020) Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование Интернета в период пандемии. Психологическая наука и образование, т. 25, № 6, с. 31–40. https://doi.org/10.17759/pse.2020250603

Греков, М. А. (2008) Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе. Диссертация на соискание степени кандидата философских наук. Омск, Омский государственные педагогический университет, 131 с.

Дагбаева, С. Б. (2019) Самоидентификация современной молодежи в транзитивном обществе. Педагогическое обозрение, № 1 (37), с. 143–150.

Емелин, В. А., Рассказова, Е. И., Тхостов, А. Ш. (2012) Разработка и апробация методики оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами (МИГ-ТС). Психологические исследования, т. 5, № 22, статья 5. https://doi.org/10.54359/ps.v5i22.782

Емелин, В. А., Рассказова, Е. И., Тхостов, А. Ш. (2014) Влияние информационных технологий на трансформацию совладающего поведения. Вопросы психологии, № 4, с. 49–59.

Кутузова, Д. А. (2001) Эскапизм как форма самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов-2001». [Электронный ресурс]. URL: http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2001/index.html (дата обращения 25.05.2022).

Одинцева, П. М. (2020) Копинг-стратегии студентов при нормативном и выходящем за границы нормы использовании Интернета. Молодой ученый, № 48 (338), с. 128–130.

Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Веретина, О. Р. и др. (2021) Интернет как ресурс совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи. Психология человека в образовании, т. 3, № 2, с. 196–207. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-196-207

Регуш, Л. А., Орлова, А. В., Алексеева, Е. В. и др. (2019) Возрастно-половые характеристики погруженности подростков в Интернет среду. Письма в Эмиссия.Оффлайн, № 6, статья 2737.

Рубцова, О. В. (2019) Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая). Культурно- историческая психология, т. 15, № 3, с. 117–124. https://www.doi.org/10.17759/chp.2019150312

Рубцова, О. В., Поскакалова, Т. А., Ширяева, Е. И. (2021) Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я». Психологическая наука и образование, т. 26, № 4, с. 20–33. https://www.doi.org/10.17759/pse.2021260402

Солдатова, Г. У., Илюхина, С. Н. (2021) Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи. Консультативная психология и психотерапия, т. 29, № 1, с. 66–91. https://doi.org/10.17759/cpp.2021290105

Яшева, А. М. (2021) Индивидуально-психологические предпосылки проблемного использования Интернета в период ранней взрослости. В кн.: Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. Пенза: Наука и Просвещение, с. 239–244.

Duvenage, M., Correia, H., Uink, B. et al. (2020) Technology can sting when reality bites: Adolescents’ frequent online coping is ineffective with momentary stress. Computers in Human Behavior, vol. 102, pp. 248–259. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.08.024

Extremera, N., Quintana-Orts, C., Sánchez-Álvarez, N., Rey, L. (2019) The role of cognitive emotion regulation strategies on problematic smartphone use: Comparison between problematic and non-problematic adolescent users. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 16, no. 17, article 3142. https://doi.org/10.3390/ijerph16173142

Stafford, T. F., Stafford, M. R., Schkade, L. L. (2004) Determining uses and gratifications for the Internet. Decision Sciences, vol. 35, no. 2, pp. 259–288. https://doi.org/10.1111/j.00117315.2004.02524.x

Van Ingen, E., Wright, K. B. (2016) Predictors of mobilizing online coping versus offline coping resources after negative life events. Computers in Human Behavior, vol. 59, pр. 431–439.

REFERENCES

Aysina, R. M., Nesterova, A. A. (2019) Kibersotsializatsiya molodezhi v informatsionno-kommunikatsionnom prostranstve sovremennogo mira: effekty i riski [Cyber socialisation of youth in the information and communication space of the modern world: Effects and risks]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 10, no. 4, pp. 42–57. https://doi.org/10.17759/sps.2019100404 (In Russian)

Bezgodova, S. A., Miklyaeva, A. V. (2021) Akademicheskij obman v tsifrovoj srede: sotsial’no-psikhologicheskij analiz [Digital academic dishonesty: A socio-psychological analysis]. Science for Education Today, vol. 11, no. 4, pp. 64–90. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2104.04 (In Russian)

Bovina, I. B., Dvoryanchikov, N. V. (2020) Povedenie onlajn i oflajn: k voprosu o vozmozhnosti prognoza [Online and offline behaviour: Does one predict another?]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 16, no. 4, pp. 98–108. https://doi.org/10.17759/chp.2020160410 (In Russian)

Dagbaeva, S. B. (2019) Samoidentifikatsiya sovremennoj molodezhi v tranzitivnom obshchestve [Self-identification of contemporary youth in a transitional society]. Pedagogicheskoe obozrenie, no. 1 (37), pp. 143–150. (In Russian)

Duvenage, M., Correia, H., Uink, B. et al. (2020) Technology can sting when reality bites: Adolescents’ frequent online coping is ineffective with momentary stress. Computers in Human Behavior, vol. 102, pp. 248–259. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.08.024 (In English)

Emelin, V. A., Rasskazova, E. I., Tkhostov, A. Sh. (2012) Razrabotka i aprobatsiya metodiki otsenki izmeneniya psikhologicheskikh granits pri pol’zovanii tekhnicheskimi sredstvami (MIG-TS) [Development and validation of the technique for measurement of changes of psychological boundaries while using technical devices (TPB-TD)]. Psikhologicheskie issledovaniya — Psychological Studies, vol. 5, no. 22, article 5. https://doi.org/10.54359/ps.v5i22.782 (In Russian)

Emelin, V. A., Rasskazova, E. I., Tkhostov, A. Sh. (2014) Vliyanie informatsionnykh tekhnologij na transformatsiyu sovladayushchego povedeniya [Impact of information technologies on transformation of coping behaviour]. Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 49–59. (In Russian)

Extremera, N., Quintana-Orts, C., Sánchez-Álvarez, N., Rey, L. (2019) The role of cognitive emotion regulation strategies on problematic smartphone use: Comparison between problematic and non-problematic adolescent users. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 16, no. 17, article 3142. https://doi.org/10.3390/ijerph16173142 (In English)

Gerasimova, A. A., Kholmogorova, A. B. (2020) Strategii sovladaniya, psikhologicheskoe blagopoluchie i problemnoe ispol’zovanie interneta v period pandemii [Coping strategies, psychological well-being and problematic internet use during a pandemic]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 25, no. 6, pp. 31–40. https://doi.org/10.17759/pse.2020250603 (In Russian)

Grekov, M. A. (2008) Fenomen eskapizma v medianasyshchennom obshchestve [The phenomenon of escapism in a media-saturated society]. PhD dissertation (Philosophy). Omsk, Omsk State Pedagogical University, 131 p. (In Russian)

Kutuzova, D. A. (2001) Eskapizm kak forma samoopredeleniya v podrostkovom i yunosheskom vozraste [Escapism as a form of self-determination in adolescence and adolescence]. Tezisy dokladov uchastnikov konferentsii “Lomonosov-2001” [Abstracts of the reports of the participants of the conference “Lomonosov-2001”]. [Online]. Available at: http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2001/index.html (accessed 25.05.2022). (In Russian)

Odintseva, P. M. (2020) Koping-strategii studentov pri normativnom i vykhodyashchem za granitsy normy ispol’zovanii interneta [Students’ coping strategies under normative and transcendent norms of Internet use]. Molodoj uchenyj, no. 48 (338), pp. 128–130. (In Russian)

Regush, L. A., Alekseeva, E. V., Veretina, O. R. et al. (2021) Internet kak resurs sovladaniya s psikhologicheskimi problemami u podrostkov i molodezhi [Internet as a resource used by adolescents and university students to cope with psychological problems]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 3, no. 2, pp. 196–207. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-196-207 (In Russian)

Regush, L. A., Orlova, A. V., Alekseeva, E. V. et al. (2019) Vozrastno-polovye kharakteristiki pogruzhennosti podrostkov v Internet sredu [Age and sex characteristics of adolescents’ immersion in the Internet environment]. Pis’ma v Emissiya.Offlajn — The Emissia.Offline Letters, no. 6, article 2737. (In Russian)

Rubtsova, O. V. (2019) Tsifrovye tekhnologii kak novoe sredstvo oposredovaniya (Chast’ pervaya) [Digital media as a new means of mediation (Part one)]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 15, no. 3, pp. 117–124. https://www.doi.org/10.17759/chp.2019150312 (In Russian)

Rubtsova, O. V., Poskakalova, T. A., Shiryaeva, E. I. (2021) Osobennosti povedeniya v virtual’noj srede podrostkov s raznym urovnem sformirovannosti “obraza Ya” [Features of on-line behavior in adolescents with different levels of self-concept clarity]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 26, no. 4, pp. 20–33. https://www.doi.org/10.17759/pse.2021260402 (In Russian)

Soldatova, G. U., Ilyukhina, S. N. (2021) Autodestruktivnyj onlajn-kontent: osobennosti otsenki i reagirovaniya podrostkov i molodezhi [Self-destructive online content: Features of attitude and response of adolescents and youth]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya — Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 29, no. 1, pp. 66–91. https://www.doi.org/10.17759/cpp.2021290105 (In Russian)

Stafford, T. F., Stafford, M. R., Schkade, L. L. (2004) Determining uses and gratifications for the Internet. Decision Sciences, vol. 35, no. 2, pp. 259–288. https://doi.org/10.1111/j.00117315.2004.02524.x (In English)

Van Ingen, E., Wright, K. B. (2016) Predictors of mobilizing online coping versus offline coping resources after negative life events. Computers in Human Behavior, vol. 59, pр. 431–439. (In English)

Vojskunskij, A. E. (1999) Gruppovaya igrovaya deyatel’nost’ v Internete [Group play activities on the Internet]. Psikhologicheskij zhurnal, vol. 20, no. 1, pp. 126–132.

Yasheva, A. M. (2021) Individual’no-psikhologicheskie predposylki problemnogo ispol’zovaniya Interneta v period rannej vzroslosti [Individual-psychological preconditions of problematic use of the Internet in early adulthood]. In: Nauka, obrazovanie, innovatsii: aktual’nye voprosy i sovremennye aspekty: sbornik statej VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. V 2 ch. Ch. 2 [Science, education, innovations: current issues and contemporary aspects: Collection of articles of the VII International Scientific-Practical Conference. In 2 parts. Pt. 2]. Penza: Nauka i Prosveshchenie Publ., pp. 239–244. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Выпуск

Раздел

Статьи