Субъективная картина профессионального жизненного пути педагогов с различным уровнем ответственности

Авторы

  • Юлия Сергеевна Пежемская Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-1-28-38

Ключевые слова:

ответственность, педагог, профессиональный жизненный путь, зрелость, субъективная картина жизни

Аннотация

Работа учителя требует проявления ответственности во множестве видов деятельности. Такая ответственность соответствует интересам учащихся, но влияние личной ответственности учителя на его собственное благополучие остается практически не исследованным. Чувство ответственности, интегрированное в систему субъектных качеств педагога, может улучшить качество жизни учителя, поскольку ответственность включает способность наделять смыслом процесс и результат деятельности.
Представленное исследование направлено на изучение субъективной картины профессионального жизненного пути женщин-педагогов зрелого возраста с разным уровнем ответственности.
Гипотезой исследования являлось предположение о том, что существуют различия в характеристиках субъективной картины профессионального жизненного пути у педагогов с разным уровнем ответственности. Респондентами исследования выступили 43 педагога (женского пола, 45–60 лет) общеобразовательных школ Санкт-Петербурга со стажем преподавания 12–38 лет.
Основные выводы
Эмоциональное принятие ответственности педагогом в сфере достижений, семьи, работы положительно взаимосвязано с такими содержательными характеристиками, как: положительная оценка событий и этапов жизни, образ кризисов и завершения профессионального жизненного пути.
Низкий уровень эмоционального принятия ответственности взаимосвязан с игнорированием кризисов жизни, а низкий уровень ответственности в сфере здоровья — с негативной оценкой событий прошлого.
Для педагогов характерно представление о достаточно протяженном прошлом, как событийно, так и поэтапно, и менее протяженном будущем, соответственно, ресурсы для адаптации к кризису зрелого возраста могут быть найдены в переосмыслении этапов и событий прошлого.
Степень осмысленности событий прошлого у педагогов с высоким уровнем ответственности ниже, а степень осмысленности событий настоящего и будущего — выше, что говорит о большем чувстве осознанного контроля в настоящем. При субъективной оценке событий прошлое оценивается более негативно в группе с высоким уровнем ответственности, тогда как настоящее и будущее — более позитивно. В группе с низким уровнем ответственности позитивное прошлое сменяется негативным настоящим и будущим.
Содержание ценностных ориентаций не взаимосвязано с уровнем ответственности, первые места занимают профессионализм, социальные ценности, эмоциональная насыщенность жизни, что можно объяснить спецификой педагогической деятельности.
Для группы с более высоким уровнем ответственности характерно наличие позитивного завершения профессионального жизненного пути, а также позитивная реорганизация кризисов.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева, Е.В. (1999) Ответственность как фактор совладающего поведения. В кн.: Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: тезисы докладов Межвузовской научной конференции. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 272–273.

Бурлачук, Л.Ф., Коржова, Е.Ю. (1998) Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 263 c.

Всемирный доклад о старении и здоровье. (2016) Женева: Всемирная организация здравоохранения, 302 c. [Электронный ресурс]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789244565049_rus.pdf?sequence=10 (дата обращения 22.02.2019).

Дружинин, В.Н. (2016) Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. СПб.: Питер, 160 c.

Журавлёв, В.Ф. (1993) Нарративное интервью в биографических исследованиях. Социология: методология, методы, математические модели, № 3–4, с. 34–43.

Коржова, Е.Ю. (2017) Психология жизненного пути: проблемы и перспективы. В кн.: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 1. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 164–169.

Кузьмина, Ю.А. (2012) Субъективная картина профессионального жизненного пути педагогов с различным уровнем ответственности. Выпускная квалификационная работа (магистратура). СПб. (на правах рукописи), 110 c.

Кулеш, Е.В. (2009) Психологические особенности взаимосвязи самоуправления личности с субъективной картиной её жизненного пути. Диссертация на соискание степени кандидата психол. наук. Хабаровск, ДВГГУ, 223 c.

Маляров, Н.А. (2013) Жизненный путь человека: определение и содержание понятия. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, № 2, с. 8–21.

Милорадова, Н.Г. (2003) Психология: шаг к себе — другим навстречу. М.: АСВ, 352 c.

Муздыбаев, К. (2017) Психология ответственности. М.: Либроком, 248 c.

Мухаметзянова, Ф.Г., Коржова, Е.Ю. (2017) Субъектные основания эффективности личности и деятельности педагога. Педагогическое образование в изменяющемся мире: сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию. Казань: Отечество, с. 77–82.

Пежемская, Ю.С., Кузьмина, Ю.А. (2013) Субъективная картина профессионального жизненного пути педагога. IX Международная научно-практическая конференция «Образование — Личность — Профессия». 2–6 июля 2013 года. М.: Психологический институт РАО, с. 404–408.

Прядеин, В.П. (1998) Половозрастные особенности ответственности личности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 291 c.

Прядеин, В.П. (2001) Ответственность как системное качество личности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 209 c.

Семенова, Г.В. (2006) Проявление ответственности личности в контексте жизненных ситуаций. Диссертация на соискание степени кандидата психол. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 231 c.

Daniels, L.M., Radil, A.I., Goegan, L.D. (2017) Combinations of Personal Responsibility: Differences on Pre-service and Practicing Teachers’ Efficacy, Engagement, Classroom Goal Structures and Wellbeing. Frontiers in Psychology, vol. 8, p. 906. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00906

Lauermann, F.V. (2013) Teacher Responsibility: Its Meaning, Measure, and Educational Implications. PhD dissertation. Jerusalem, Hebrew University of Jerusalem, 170 p.

Lauermann, F. (2014) Teacher responsibility from the teachers’ perspective. International Journal of Educational Research, vol. 65, pp. 75–89. DOI: 10.1016/j.ijer.2013.09.005

Lauermann, F., Karabenick, S.A. (2013) The meaning and measure of teachers’ sense of responsibility for educational outcomes. Teaching and Teacher Education, vol. 30, no. 1, pp. 13–26. DOI: 10.1016/j.tate.2012.10.001

Symeonidis, V. (2015) The Status of Teachers and the Teaching Profession. M.Sc. International and Comparative Education. Tyrol, Austria. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/305947470_The_Status_of_Teachers_and_the_Teaching_Profession_A_study_of_education_unions%27_perspectives (дата обращения 05.03.2019).

REFERENCES

Alekseeva, E.V. (1999) Otvetstvennost’ kak faktor sovladayushchego povedeniya [Responsibility as a factor in coping behavior]. In: Psikhologo-pedagogicheskie problemy razvitiya lichnosti v sovremennykh usloviyakh: tezisy dokladov Mezhvuzovskoj nauchnoj konferentsii [Psychological and pedagogical problems of personal development in modern conditions: theses of reports of the Interuniversity scientific conference]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 272–273. (In Russian)

Burlachuk, L.F., Korzhova, E.Yu. (1998) Psikhologiya zhiznennykh situatsij [Psychology of life situations]. Moscow: Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo Publ., 263 p. (In Russian)

Daniels, L.M., Radil, A.I., Goegan, L.D. (2017) Combinations of Personal Responsibility: Differences on Pre-service and Practicing Teachers’ Efficacy, Engagement, Classroom Goal Structures and Wellbeing. Frontiers in Psychology, vol. 8, p. 906. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00906 (In English)

Druzhinin, V.N. (2016) Varianty zhizni. Ocherki ekzistentsial’noj psikhologii [Variants of life. Essays on existential psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 160 p. (In Russian)

Korzhova, E.Yu. (2017) Psikhologiya zhiznennogo puti: problemy i perspektivy [Psychology of the life path: problems and prospects]. In: Integrativnyj podkhod k psikhologii cheloveka i sotsial’nomu vzaimodejstviyu lyudej: vektory razvitiya sovremennoj psikhologicheskoj nauki: Materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Integrative approach to human psychology and social interaction of people: vectors of development of modern psychological science: Materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference.]. Pt. 1. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 164–169. (In Russian)

Kulesh, E.V. (2009) Psikhologicheskie osobennosti vzaimosvyazi samoupravleniya lichnosti s sub’ektivnoj kartinoj ee zhiznennogo puti [Psychological features of the relationship of self-identity with the subjective picture of its life path]. PhD dissertation (Psychology). Khabarovsk, Far Eastern State University of Humanities, 223 p. (In Russian)

Kuz’mina, Yu.A. (2012) Sub’ektivnaya kartina professional’nogo zhiznennogo puti pedagogov s razlichnym urovnem otvetstvennosti [The subjective picture of the professional life of teachers with different levels of responsibility]. Master’s thesis. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ. (as a manuscript), 110 p. (In Russian)

Lauermann, F.V. (2013). Teacher Responsibility: Its Meaning, Measure, and Educational Implications. PhD dissertation. Jerusalem, Hebrew University of Jerusalem, 170 p. (In English)

Lauermann, F. (2014) Teacher responsibility from the teachers’ perspective. International Journal of Educational Research, vol. 65, pp. 75–89. DOI: 10.1016/j.ijer.2013.09.005 (In English)

Lauermann, F., Karabenick, S.A. (2013) The meaning and measure of teachers’ sense of responsibility for educational outcomes. Teaching and Teacher Education, vol. 30, no. 1, pp. 13–26. DOI: 10.1016/j.tate.2012.10.001 (In English)

Malyarov, N.A. (2013) Zhiznennyj put’ cheloveka: opredelenie i soderzhanie ponyatiya [The life of a person: the definition and content of the concept]. Lichnost’ v menyayushchemsya mire: zdorov’e, adaptaciya, razvitie — Personality in a changing world: health, adaptation, development, no. 2, pp. 8–21. (In Russian)

Miloradova, N.G. (2003) Psikhologiya: shag k sebe — drugim navstrechu [Psychology: a step towards oneself — to meet others]. Moscow: ASV Publ., 352 p. (In Russian)

Muhametzyanova, F.G., Korzhova, E.Yu. (2017) Sub’ektnye osnovaniya effektivnosti lichnosti i deyatel’nosti pedagoga [Subject bases of efficiency of the personality and activity of the teacher]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie v izmenyayushchemsya mire: sbornik nauchnykh trudov III Mezhdunarodnogo foruma po pedagogicheskomu obrazovaniyu [Pedagogical education in a changing world: proceedings of the III International Forum on Teacher Education]. Kazan: Otechestvo Publ., pp. 77–82. (In Russian)

Muzdybaev, K. (2017) Psikhologiya otvetstvennosti [Psychology of responsibility]. Moscow: Librokom Publ., 248 p.

Pezhemskaya, Yu.S., Kuz’mina, Yu.A. (2013) Sub’ektivnaya kartina professional’nogo zhiznennogo puti pedagoga [The subjective picture of the professional life of the teacher]. In: IX Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya “Obrazovanie — Lichnost’ — Professiya”. 2–6 iyulya 2013 goda [IX International Scientific and Practical Conference “Education — Personality — Profession”. July 2–6, 2013]. Moscow: Psychological Institute of Russian Academy of Education Publ., pp. 404–408. (In Russian)

Pryadein, V.P. (1998) Polovozrastnye osobennosti otvetstvennosti lichnosti [Age-specific features of personal responsibility]. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University Publ., 291 p. (In Russian)

Pryadein, V.P. (2001) Otvetstvennost’ kak sistemnoe kachestvo lichnosti [Responsibility as a systemic quality of a person]. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University Publ., 209 p. (In Russian)

Semenova, G.V. (2006) Proyavlenie otvetstvennosti lichnosti v kontekste zhiznennykh situatsij [The manifestation of personal responsibility in the context of life situations]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 231 p. (In Russian)

Symeonidis, V. (2015) The Status of Teachers and the Teaching Profession. M.Sc. International and Comparative Education. Tyrol, Austria [online]. Available at: https://www.researchgate.net/publication/305947470_The_Status_of_Teachers_and_the_Teaching_Profession_A_study_of_education_unions%27_perspectives (accessed 05.03.2019). (In English)

Vsemirnyj doklad o starenii i zdorov’e (2016) [World Report on Aging and Health]. Geneva: World Health Organization, 302 p. [online]. Available at: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789244565049_rus.pdf?sequence=10 (accessed 22.02.2019). (In Russian)

Zhuravlev, V.F. (1993) Narrativnoe interv’yu v biograficheskikh issledovaniyakh [Narrative Interview in Biographical Studies]. Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskie modeli — Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Modeling, no. 3–4, pp. 34–43. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

04.06.2019

Выпуск

Раздел

Статьи