Эмоциональная направленность личности с различным уровнем рекламной суггестивности

Авторы

  • Руслан Ильвисович Зекерьяев Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова https://orcid.org/0000-0001-8366-0183

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-2-158-168

Ключевые слова:

рекламная суггестивность, эмоциональная направленность, гедонистическая эмоциональная направленность, акизитивная эмоциональная направленность

Аннотация

Введение. Развитие информационных технологий и рост количества информационных потоков в современной медиасреде позволяет личности все глубже погружаться в нее, тем самым расширяя свое жизненное пространство. Одним из распространенных явлений медиапространства является реклама, которая не только играет важную информационную роль, но и оказывает влияние на ценностно- смысловую, эмоциональную, мотивационную и другие сферы личности. Признавая высокую актуальность и научную значимость современных работ, посвященных психологии рекламы, необходимо отметить, что открытым остается вопрос о взаимосвязи уровня рекламной суггестивности личности с другими ее личностными особенностями, например, эмоциональной направленностью. Целью данного исследования является выявление особенностей эмоциональной направленности личности с различным уровнем рекламной суггестивности.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 150 человек, среди которых 65 мужчин и 85 женщин в возрасте от 16 до 40 лет. Респондентами выступили пользователи сети Интернет, привлеченные путем рассылки писем с приглашением к участию в исследовании. В ходе исследования были использованы опросник «Определение общей эмоциональной направленности» Б. И. Додонова и авторский исследовательский опросник «Рекламная суггестивность личности». Статистический анализ данных был проведен с помощью H-критерия Крускалла — Уоллиса и корреляционного анализа.

Результаты. Было выявлено, что для респондентов, склонных к рекламной суггестивности, характерна высокая значимость гедонистической эмоциональной направленности и акизитивной эмоциональной направленности.

Заключение. Установлена взаимосвязь между особенностями эмоциональной направленности личности и уровнем ее рекламной суггестивности. Результаты исследования могут быть использованы в процессе психологического сопровождения медиасоциализации личности. Использование школьными психологами полученных результатов в рамках индивидуальной или групповой работы с обучающимися может повысить их психологическое благополучие и психологическую безопасность. Перспектива дальнейших исследований заключается в анализе психологических особенностей взаимосвязи между уровнем рекламной суггестивности личности и другими ее личностными особенностями.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Гопко, В. В. (2015) Парадоксы рекламы. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, № 2 (6), с. 11–14.

Грицков, Ю. В., Симонова, А. К., Сюткина, Е. Н. (2011) Технологии активизации влияния рекламы на социальное поведение. Ученые записки Российского государственного социального университета, № 1 (89), с. 34–40. EDN: NXVENP

Додонов, Б. И. (1978) Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 272 с.

Жукова, Е. А., Федоненко, К. С. (2017) Реклама как средство коммуникации и ее влияние на потребительское поведение молодежи. Молодой исследователь Дона, № 5 (8), с. 195–198. EDN: ZMQMPT

Зекерьяев, Р. И. (2024) Рекламная суггестивность личности в современном медиапространстве. Симферополь: Изд-во ИП Хотеева Л. В., 152 с.

Казданян, С. Ш., Енгоян, П. А., Акопян, Г. А. (2017) О влиянии рекламы на политическое поведение личности. Бюллетень науки и практики, № 1 (14), с. 216–221. https://doi.org/10.5281/zenodo.244297

Катернюк, А. В. (2001) Рекламные технологии. Коммерческая реклама. Ростов–на–Дону: Феникс, 320 с.

Куликова, А. В. (2009) Реклама как социальный феномен. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки, № 1 (13), с. 25–29. EDN: KPSYPH

Сазанов, А. С. (2018) Психология коммуникативной функции рекламы. Вестник Национального института бизнеса, № 31, с. 137–141. EDN: RXYSGM

Татаринов, К. À., Белых, Е. Р., Филатенко, Е. А. (2020) Психологические аспекты эмоциональной рекламы. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 9, № 3 (32), с. 39–42. https://www.doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0006

Украинский, В. Н., Украинская, Е. В. (2016) Влияние телевизионной рекламы на общественные ценности. Информационная безопасность регионов, № 1 (22), с. 61–66. EDN: VSBRON

Федотова, Л. Н. (2008) Социология рекламной деятельности. М.: Оникс, 560 с.

Хлопунова, О. В., Цаканян, А. А. (2020) Реклама в СМИ: механизмы влияния и эффекты. Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева, т. 1, № 4 (33), с. 127–133. EDN: PEGTHO

Akbari, M. (2015) Different impacts of advertising appeals on advertising attitude for high and low involvement products. Global Business Review, vol. 16, no. 3, pp. 478–493. https://doi.org/10.1177/0972150915569936

Galician, M.-L. (ed.). (2004) Handbook of product placement in the mass media. New strategies in marketing theory, practice, trends, and ethics. Abingdon; New York: Routledge Publ., 302 p.

Norman, M. V., McFarlane-Alvarez, S. (2023) Beyond colorblindness in advertising education: Multiculturalism and advertising pedagogy since the 2020 racial reckoning. Journal of Advertising Education, vol. 27, no. 2, pp. 91–100. https://doi.org/10.1177/10980482231174885

Srivastava, R., Gupta, P. (2022) Research on unhealthy food and beverages advertising targeting children: Systematic literature review and directions for future research. Australian Journal of Management, vol. 47, no. 4, pp. 749– 772. https://doi.org/10.1177/03128962211059579

Tong, R. (2023) The application of consumer psychology in advertising. Reflections on Marriage Psychology, vol. 2, no. 1, pp. 31–56. https://doi.org/10.5281/zenodo.8368203

Xu, P. (2020) Discussion on the application of marketing strategies to consumer psychology research. Inner Mongolia Science and Technology and Economy, vol. 19, pp. 64–65.

REFERENCES

Akbari, M. (2015) Different impacts of advertising appeals on advertising attitude for high and low involvement products. Global Business Review, vol. 16, no. 3, pp. 478–493. https://doi.org/10.1177/0972150915569936 (In English)

Dodonov, B. I. (1978) Emotsiya kak tsennost’ [Emotion as a value]. Moscow: Politizdat Publ., 272 p. (In Russian)

Fedotova, L. N. (2008) Sotsiologiya reklamnoj deyatel’nosti [Sociology of advertising activity]. Moscow: Oniks Publ., 560 p. (In Russian)

Galician, M.-L. (ed.). (2004) Handbook of product placement in the mass media. New strategies in marketing theory, practice, trends, and ethics. Abingdon; New York: Routledge Publ., 302 p. (In English)

Gopko, V. V. (2015) Paradoksy reklamy [Paradoxes of advertising]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya — Newsletter of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, no. 2 (6), pp. 11–14. (In Russian)

Gritskov, Yu. V., Simonova, A. K., Syutkina, E. N. (2011) Tekhnologii aktivizatsii vliyaniya reklamy na sotsial’noe povedenie [Technologies for enhancing the influence of advertising on social behavior]. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo sotsial’nogo universiteta — Scientific Notes of the Russian State Social University, no. 1 (89), pp. 34–40. EDN: NXVENP (In Russian)

Katernyuk, A. V. (2001) Reklamnye tekhnologii. Kommercheskaya reklama [Advertising technologies. Commercial advertising]. Rostov–on–Don: Feniks Publ., 320 p. (In Russian)

Kazdanyan, P. S., Engoyan, P. A., Akopyan, G. A. (2017) O vliyanii reklamy na politicheskoe povedenie lichnosti [On the effects of advertising on the political behaviour of the individual]. Byulleten’ nauki i praktiki — Bulletin of Science and Practice, no. 1 (14), pp. 216–221. https://doi.org/10.5281/zenodo.244297 (In Russian)

Khlopunova, O. V., Tsakanyan, A. A. (2020) Reklama v SMI: mekhanizmy vliyaniya i effekty [Advertising in the media: Mechanisms of influence and effects]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva — Vestnik of Volzhsky University after V. N. Tatischev, vol. 1, no. 4 (33), pp. 127–133. EDN: PEGTHO (In Russian)

Kulikova, A. V. (2009) Reklama kak sotsial’nyj fenomen [Commercial as social phenomenon]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya Sotsial’nye nauki — Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. Series Social Sciences, no. 1 (13), pp. 25–29. EDN: KPSYPH (In Russian)

Norman, M. V., McFarlane-Alvarez, S. (2023) Beyond colorblindness in advertising education: Multiculturalism and advertising pedagogy since the 2020 racial reckoning. Journal of Advertising Education, vol. 27, no. 2, pp. 91–100. https://doi.org/10.1177/10980482231174885 (In English)

Sazanov, A. P. (2018) Psikhologiya kommunikativnoj funktsii reklamy [Psychology of the communicative function of advertising]. Vestnik Natsional’nogo instituta biznesa — Bulletin of the National Institute of Business, no. 31, pp. 137–141. EDN: RXYSGM (In Russian)

Srivastava, R., Gupta, P. (2022) Research on unhealthy food and beverages advertising targeting children: Systematic literature review and directions for future research. Australian Journal of Management, vol. 47, no. 4, pp. 749– 772. https://doi.org/10.1177/03128962211059579 (In English)

Tatarinov, K. À., Belykh, E. R., Filatenko, E. A. (2020) Psikhologicheskie aspekty emotsional’noj reklamy [Psychological aspects of emotional advertising]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 9, no. 3 (32), pp. 39–42. https://www.doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0006 (In Russian)

Tong, R. (2023) The application of consumer psychology in advertising. Reflections on Marriage Psychology, vol. 2, no. 1, pp. 31–56. https://doi.org/10.5281/zenodo.8368203 (In English)

Ukrainskij, V. N., Ukrainskaya, E. V. (2016) Vliyanie televizionnoj reklamy na obshchestvennye tsennosti [Impact of TV commercials on social values]. Informatsionnaya bezopasnost’ regionov, no. 1 (22), pp. 61–66. EDN: VSBRON (In Russian)

Xu, P. (2020) Discussion on the application of marketing strategies to consumer psychology research. Inner Mongolia Science and Technology and Economy, vol. 19, pp. 64–65. (In English)

Zekeriaev, R. I. (2024) Reklamnaya suggestivnost’ lichnosti v sovremennom mediaprostranstve [Advertising suggestiveness of personality in the modern media space]. Simferopol’: IP Khoteeva L. V. Publ., 152 p. (In Russian)

Zhukova, E. A., Fedonenko, K. P. (2017) Reklama kak sredstvo kommunikatsii i ee vliyanie na potrebitel’skoe povedenie molodezhi [Advertising as a form of communication and its influence on young people’s behavior]. Molodoj issledovatel’ Dona, no. 5 (8), pp. 195–198. EDN: ZMQMPT (In Russian)

Опубликован

31.07.2024

Выпуск

Раздел

Статьи