Взаимосвязь уровня асоциального поведения в интернет-пространстве и особенностей социально-психологических установок подростков

Авторы

  • Руслан Ильвисович Зекерьяев Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова https://orcid.org/0000-0001-8366-0183

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-1-62-72

Ключевые слова:

социально-психологические установки, интернет-пространство, асоциальное поведение, социально-перцептивная установка, установка на свободу, установка на власть, подростки

Аннотация

Введение. Современный этап развития общества характеризуется расширяющимся процессом виртуализации, предполагающим все большее вхождение человека в социокультурное пространство сети Интернет. Особенности коммуникации виртуальных личностей могут определяться психологическими характеристиками их системы ценностей и смыслов, в частности, социально-психологических установок. Установки при этом не только обусловливают готовность человека определенным образом воспринимать окружающую его виртуальную реальность, но и на основе этого регулировать свою деятельность и способы взаимодействия с другими людьми. Особое значение данное явление приобретает в связи с тем, что подростки, демонстрируя поисковое или компенсаторное поведение, порой склонны прибегать к асоциальным формам взаимодействия в виртуальном пространстве. Таким образом, целью статьи является выявление особенностей взаимосвязи уровня асоциального поведения в интернет-пространстве и особенностей социально-психологических установок личности подростков.

Материалы и методы. Для участия в исследовании среди пользователей сети Интернет были случайным образом отобраны 50 подростков в возрасте от 13 до 16 лет, среди которых 28 юношей и 22 девушки. В процессе исследования участники были разделены на три группы по уровню асоциального поведения (низкий, средний и высокий) в интернет-пространстве. Методическое обеспечение исследования включило в себя ряд методик, таких как «Психодиагностическая методика оценки социально-перцептивной установки личности» Т. Д. Дубовицкой, «Методика диагностики социально-психологических установок личности» О. Ф. Потемкиной, авторский исследовательский опросник «Направленность поведения личности в интернет-пространстве». В ходе математико- статистической обработки данных были использованы H-критерий Крускалла — Уоллиса и корреляционный анализ.

Результаты. В ходе исследования было обнаружено, что уровень асоциального поведения личности в интернет-пространстве может возрастать вместе со снижением социально-перцептивной установки и возрастанием значимости социально-психологических установок на власть и свободу. Можно заключить, что подростки склонны использовать деструктивные модели поведения в виртуальном пространстве в случае, если для них характерно недоброжелательное отношение к окружающим и стремление оказывать влияние на других людей.

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод о существовании взаимосвязи между особенностями социально-психологических установок подростков и их асоциальным поведением в интернет- пространстве. Возможность применения результатов данного исследования заключается в том, что они могут быть использованы в процессе психологического сопровождения личности в процессе ее интернет-социализации. Перспектива дальнейших исследований заключается в поиске взаимосвязей между уровнем асоциального поведения личности в интернет-пространстве и другими особенностями ее ценностно-смысловой сферы.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Безбогова, М. C. (2017) Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Государственный университет управления, 25 с.

Буслаева, Е. Л. (2021) Особенности социально-психологических установок подростков, склонных к аддиктивному поведению. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, № 2 (839), с. 170–182. https://www.doi.org/10.52070/2500-3488_2021_2_839_170

Глод, Н. В. (2013) Социально-психологические установки подростков в структуре детско-родительских отношений. Психология обучения, № 8, с. 96–106.

Гордеева, С. С. (2016) Формирование установок на потребление алкоголя у подростков: социологический анализ. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата социологических наук. Екатеринбург, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 19 с.

Желобанова, А. Ю. (2020) Механизм формирования социально-психологических установок подростков под влиянием социальных сетей. В кн.: Наука молодых — будущее России: сборник научных статей 5-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых (10–11 декабря 2020 г.): в 4-х т. Т. 1. Курск: Юго-Западный государственный университет, с. 308–313.

Ефимова, О. И., Ощепков, А. А. (2010) Особенности ценностной структуры микрогрупп подростков с девиантной ориентацией. Вестник Костромского государственного университета, т. 16, № 4, с. 177–182.

Зекерьяев, Р. И. (2022) Стандартизация опросника «Направленность поведения личности в интернет- пространстве». Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание, № 3, с. 52–56.

Лучинкина, А. И. (2013) Психология интернет-социализации личности. Симферополь: АРИАЛ, 350 с.

Ощепков, А. А. (2012) Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к девиантному поведению. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Казань, Институт педагогики и психологии профессионального образования, 25 с.

Попов, П. П. (2019) Роль установки в конфликте. Педагогика: история, перспективы, т. 2, № 5, с. 59–70.

Райгородский, Д. Я. (ред.). (2001) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 672 с.

Терехин, Р. А. (2019) Динамические особенности социально-психологических установок военнослужащих в процессе военно-профессиональной социализации. Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии, № 4 (9), с. 88–92.

Хлестова, А. М. (2013) Теоретический обзор психологических подходов к пониманию аддикции. Молодой ученый, № 6 (53), с. 651–654.

REFERENCES

Bezbogova, M. S. (2017) Sotsial’nye seti kak faktor formirovaniya sotsial’nykh ustanovok sovremennoj molodezhi [Social networks as a factor in the formation of social attitudes of modern youth]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, The State University of Management, 25 p. (In Russian)

Buslaeva, E. L. (2021) Osobennosti sotsial’no-psikhologicheskikh ustanovok podrostkov, sklonnykh k addiktivnomu povedeniyu [Socio-psychological attitudes of adolescents prone to addictive behavior]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki — Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, no. 2 (839), pp. 170–182. https://www.doi.org/10.52070/2500-3488_2021_2_839_170 (In Russian)

Efimova, O. I., Oshchepkov, A. A. (2010) Osobennosti tsennostnoj struktury mikrogrupp podrostkov s deviantnoj orientatsiej [Features of the value structure of microgroups of adolescents with deviant orientation]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova — Vestnik of Kostroma State University, vol. 16, no 4, pp. 177–182. (In Russian)

Glod, N. V. (2013) Sotsial’no-psikhologicheskie ustanovki podrostkov v strukture detsko-roditel’skikh otnoshenij [Social and psychological attitudes of adolescents in the structure of parent-child relationships]. Psikhologiya obucheniya — Psychology of Education, no. 8, pp. 96–106. (In Russian)

Gordeeva, S. S. (2016) Formirovanie ustanovok na potreblenie alkogolya u podrostkov: sotsiologicheskij analiz [Formation of attitudes towards alcohol consumption in adolescents: A sociological analysis]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ekaterinburg, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, 19 p. (In Russian)

Khlestova, A. M. (2013) Teoreticheskij obzor psikhologicheskikh podkhodov k ponimaniyu addiktsii [A theoretical review of psychological approaches to understanding addictions]. Molodoj uchenyj, no. 6 (53), pp. 651–654. (In Russian)

Luchinkina, A. I. (2013) Psikhologiya internet-sotsializatsii lichnosti [Psychology of Internet socialization of personality]. Simferopol: ARIAL Publ., 350 p. (In Russian)

Oshchepkov, A. A. (2012) Osobennosti tsennostnykh orientatsij i sotsial’nykh ustanovok podrostkov, sklonnykh k deviantnomu povedeniyu [Features of value orientations and social attitudes of adolescents prone to deviant behavior]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Kazan, Institute of Pedagogy and Psychology of Vocational Education, 25 p. (In Russian)

Popov, P. P. (2019) Rol’ ustanovki v konflikte [Role of installation in conflict]. Pedagogika: istoriya, perspektivy — Pedagogy: History, Prospects, vol. 2, no. 5, pp. 59–70. (In Russian)

Rajgorodskij, D. Ya. (ed.). (2001) Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy [Practical psychodiagnostics. Methods and tests]. Samara: BAKHRAKH-M Publ., 672 p. (In Russian)

Terekhin, R. A. (2019) Dinamicheskie osobennosti sotsial’no-psikhologicheskikh ustanovok voennosluzhashchikh v protsesse voenno-professional’noj sotsializatsii [Dynamic features of the attitudes of military servants in the process of military-professional socialization]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk natsional’noj gvardii, no. 4 (9), pp. 88–92. (In Russian)

Zekeriaev, R. I. (2022) Standartizatsiya oprosnika “Napravlennost’ povedeniya lichnosti v internet-prostranstve” [Standardization of the questionnaire “Orientation of personality behavior in the Internet space”]. Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie — Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Cognition, no. 3, pp. 52–56. (In Russian)

Zhelobanova, A. Yu. (2020) Mekhanizm formirovaniya sotsial’no-psikhologicheskikh ustanovok podrostkov pod vliyaniem sotsial’nykh setei [The mechanism of formation of socio-psychological attitudes of adolescents under the influence of social networks]. In: Nauka molodykh — budushchee Rossii. Sbornik nauchnykh statei 5-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii perspektivnykh razrabotok molodykh uchenykh (10–11 dekabrya 2020 g.): v 4-kh t. T. 1 [Science of the Young—the Future of Russia. Collection of scientific articles of the 5th International scientific conference of promising developments of young scientists (December 10–11, 2020): In 4 vols. Vol. 1]. Kursk: Southwestern State University Publ., pp. 308–313. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

14.04.2023

Выпуск

Раздел

Статьи