Взаимосвязь уровня интернет-активности и характеристик ценностно-смысловой сферы личности подростков

Авторы

  • Руслан Ильвисович Зекерьяев Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова https://orcid.org/0000-0001-8366-0183

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-432-443

Ключевые слова:

ценностно-смысловая сфера личности, подростки, ценностные ориентации, эмоциональная направленность, смысложизненные ориентации, интернет-активность

Аннотация

Современный этап развития общества отличается возникновением и глобальным распространением феномена виртуализации, в частности все большим переходом социального взаимодействия в сеть Интернет. Детерминантами особенностей функционирования виртуальных личностей интернет-пользователей являются психологические характеристики их ценностно-смысловой сферы. Через призму системы ценностей и смыслов личность не только особым воспринимает виртуальное пространство, но и выстраивает в нем свои поведение и деятельность. Особое значение данное явление приобретает в связи с тем, что одними из активных пользователей являются подростки, которые проводят в сети Интернет большое количество времени. Таким образом, целью статьи является выявление особенностей взаимосвязи уровня интернет-активности и характеристик ценностно-смысловой сферы личности подростков.

Для участия в исследовании среди интернет-пользователей методом случайных чисел были отобраны 60 подростков в возрасте от 13 до 16 лет, среди которых 43 юноши и 17 девушек. В ходе исследования респонденты были разделены на четыре группы по уровню интернет-активности: пассивные, ситуативные, активные и чрезмерно-активные.

Программно-методическое обеспечение исследования включило в себя ряд таких методик, как опросник «Личность в интернет-пространстве» А. И. Лучинкиной, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, опросник «Эмоциональная направленность личности» Б. И. Додонова, методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. В ходе математико-статистической обработки данных были использованы H-критерий Крускалла — Уоллиса и корреляционный анализ.

В ходе исследования было обнаружено, что уровень интернет-активности личности может возрастать вместе со значимостью таких компонентов ценностно-смысловой сферы, как: ценностные ориентации (познание, развлечение, творчество); эмоциональные направленности (гностическая, пугническая, коммуникативная); смысложизненные ориентации (общий показатель осмысленности жизни). Таким образом, можно сделать вывод о существовании взаимосвязи между психологическими особенностями ценностно-смысловой сферы личности интернет-пользователей и уровнем их интернет-активности.

Дальнейшее исследование предполагает изучение взаимосвязи между уровнем интернет-активности личности и другими характеристиками ее ценностно-смысловой сферы, такими как базовые убеждения, социальные установки и т. д.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева, О. С., Ржанова, И. Е. (2019) Ценности и их связь с базовыми чертами личности. Психологические исследования, т. 12, № 63, статья 10. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2019v12n63/1677-alekseeva63.html (дата обращения 14.07.2021).

Барышева, М. В. (2016) Особенности формирования ценностно-смысловой сферы личности в подростковом возрасте. Актуальные проблемы психологического знания, № 4 (41), с. 28–32.

Гребень, Н. Ф. (2007) Психологические тесты для профессионалов. Минск: Современная школа, 496 с.

Додонов, Б. И. (1978) Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 272 с.

Знаков, В. В., Залевский, Г. В. (ред.). (2008) Ценности как проблема психологии человеческого бытия. М.: Институт психологии РАН, 344 с.

Зоринова, А. А. (2017) Особенности ценностно-смысловой сферы подростков. В кн.: А. В. Кокурин, В. И. Екимова, Е. А. Орлова (ред.). Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции 25–27 марта 2017 г. М.: Русайнс, с. 262–265.

Калугин, А. Ю. (2018) К проблеме связи ценностей, смыслов, ментальных ресурсов и концептов. Интернет- журнал «Мир науки», т. 6, № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN618.pdf (дата обращения 14.07.2021).

Леонтьев, Д. А. (2007) Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 512 с.

Леонтьев, Д. А. (1998) Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. Психологическое обозрение, № 1, с. 13–25.

Лучинкина, А. И., Юдеева, Т. В., Ушакова. В. Р. (2015) Информационно-психологическая безопасность личности в интернет-пространстве. Симферополь: ДИАЙПИ, 151 с.

Мельников, Т. Н., Потанина, Л. Т. (2017) Поступок как высший уровень развития ценностно-смысловой сферы личности. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, № 1, с. 21–28. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2017-1-21-28

Мурзина, Е. А., Горникова, А. Е., Давыдов, А. А. (2017) Особенности ценностно-смысловой сферы личности у подростков 14–16 лет. Научная дискуссия: инновации в современном мире, № 5 (64), с. 59–66.

Почтарева, Е. Ю. (2017) Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, № 4 (32), с. 563–575. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-4-563-575

Самыкина, Н. Ю., Серебрякова, М. Е. (2007) Динамика ценностно-смысловой сферы личности в процессе наркотизации. Самара: Универс Групп, 148 с.

Яницкий, М. С., Серый, А. В. (1999) Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 92 с.

REFERENCES

Alekseeva, O. S., Rzhanova, I. E. (2019) Tsennosti i ikh svyaz’ s bazovymi chertami lichnosti [Values and their relationship to basic personality traits]. Psikhologicheskie issledovaniya, vol. 12, no. 63, article 10. [Online]. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2019v12n63/1677-alekseeva63.html (accessed 14.07.2021). (In Russian)

Barysheva, M. V. (2016) Osobennosti formirovaniya tsennostno-smyslovoj sfery lichnosti v podrostkovom vozraste [Features of the formation of the value-semantic sphere of the personality in adolescence]. Aktual’nye problemy psikhologicheskogo znaniya — Actual Problems of a Psychological Knowledge, no. 4 (41), pp. 28–32. (In Russian)

Greben’, N. F. (2007) Psikhologicheskie testy dlya professionalov [Psychological tests for professionals]. Minsk: Sovremennaya shkola Publ., 496 p. (In Russian)

Dodonov, B. I. (1978) Emotsii kak tsennost’ [Emotions as a value]. Moscow: Politizdat Publ., 272 p. (In Russian)

Kalugin, A. Yu. (2018) K probleme svyazi tsennostej smyslov mental’nykh resursov i kontseptov [To the problem of the relationship between values, meanings, mental resources and concepts]. Internet-zhurnal “Mir nauki” — World of Science. Pedagogy and psychology, vol. 6, no. 6. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN618.pdf (accessed 14.07.2021). (In Russian)

Leont’ev, D. A. (2007) Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj realnosti [The psychology of meaning: The nature, structure and dynamics of meaningful reality]. 3d ed., exp. Moscow: Smysl Publ., 512 p. (In Russian)

Leont’ev, D. A. (1998) Tsennostnye predstavleniya v individual’nom i gruppovom soznanii: vidy, determinanty i izmeneniya vo vremeni [Value representations in individual and group consciousness: Types, determinants and changes over time]. Psikhologicheskoe obozrenie, no. 1, pp. 13–25. (In Russian)

Luchinkina, A. I., Yudeeva, T. V., Ushakova, V. R. (2015) Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost’ lichnosti v internet-prostranstve [Informational and psychological security of a person in the Internet space]. Simferopol: DIAJPI Publ., 151 p. (In Russian)

Mel’nikov, T. N., Potanina, L. T. (2017) Postupok kak vysshij uroven’ razvitiya tsennostno smyslovoj sfery lichnosti [Act as the highest level of development of value-semantic sphere of personality]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika — Bulletin of the Moscow State Region University. Series: Pedagogics, no. 1, pp. 21–28. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2017-1-21-28 (In Russian)

Murzina, E. A., Gornikova, A. E., Davydov, A. A. (2017) Osobennosti tsennostno-smyslovoj sfery lichnosti u podrostkov 14–16 let [Features of the value-semantic sphere of personality in adolescents aged 14-16]. Nauchnaya diskussiya: innovatsii v sovremennom mire, no. 5 (64), pp. 59–66. (In Russian)

Pochtareva, E. Yu. (2017) Tsennostno-smyslovaya sfera lichnosti: sushchnost determinanti, mekhanizmy razvitiya [Value-semantic sphere of personality: essence, determinants, mechanisms of development]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya — Perm University Herald. Series “Philosophy. Psychology. Sociology”, no. 4 (32), pp. 563–575. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-4-563-575 (In Russian)

Samykina, N. Yu., Serebryakova, M. E. (2007) Dinamika tsennostno-smyslovoj sfery lichnosti v protsesse narkotizatsii [Dynamics of the value-semantic sphere of the individual in the process of drug addiction]. Samara: Univers Grupp Publ., 148 p. (In Russian)

Yanitskij, M. S., Seryj, A. V. (1999) Tsennostno-smyslovaya sfera lichnosti [Value-semantic sphere of personality]. Kemerovo: Kemerovo State University Publ., 92 p. (In Russian)

Znakov, V. V, Zalevskij, G. V. (eds.). (2008) Tsennosti kak problema psikhologii chelovecheskogo bytiya [Values as a problem of the psychology of human existence]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 344 p. (In Russian)

Zorinova, A. A. (2017) Osobennosti tsennostno-smyslovoj sfery podrostkov [Features of the value-semantic sphere of adolescents]. In: A. V. Kokurin, V. I. Ekimova, E. A. Orlova (eds.). Sovremennye podkhody v okazanii ekstrennoj psikhologicheskoj pomoshchi. Materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 25–27 marta 2017 g. [Modern approaches to the provision of emergency psychological assistance. Proceedings of the V All-Russian Scientific and Practical Conference March 25-27, 2017]. Moscow: Rusajns Publ., pp. 262–265 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.01.2022

Выпуск

Раздел

Статьи