Психологические особенности эмоциональной направленности личности, склонной к кибербуллингу

Авторы

  • Руслан Ильвисович Зекерьяев Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова https://orcid.org/0000-0001-8366-0183

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-426-434

Ключевые слова:

интернет-пространство, кибербуллинг, эмоциональная направленность, пугническая направленность, глорическая направленность

Аннотация

Введение. В современном мире вхождение человека в социокультурное пространство сети Интернет становится все более распространенным явлением. При этом психологические особенности личности становятся детерминантами, определяющими ее поведение в виртуальной среде. Наряду с конструктивными моделями социального взаимодействия у личности в сети Интернет могут также формироваться паттерны, реализация которых может наносить психологический вред другим участникам виртуальной коммуникации, например, кибербуллинг. Психологические особенности личности, способствующие формированию у нее в сети Интернет склонности к данной форме поведения, в частности эмоциональная направленность, изучены недостаточно. Таким образом, целью исследования является выявление различий в эмоциональной направленности у личностей с различным уровнем склонности к кибербуллингу.

Материалы и методы. Для участия в исследовании среди пользователей сети Интернет были случайным образом отобраны 60 человек в возрасте от 14 до 35 лет, среди которых 26 мужчин и 34 женщины. Программно-методическое обеспечение исследования включало в себя опросник «Определение общей эмоциональной направленности» Б. И. Додонова и авторский исследовательский опросник «Направленность поведения личности в интернет-пространстве». В ходе математико-статистической обработки данных были использованы H-критерий Крускалла — Уоллиса и корреляционный анализ.

Результаты. В ходе исследования было обнаружено, что уровень склонности личности к кибербуллингу в интернет-пространстве может возрастать вместе с повышением уровня пугнической и глорической эмоциональных направленностей. Это проявляется в том, что по мере возрастания ценности аффективных переживаний, связанных с преодолением опасностей и риском, а также стремлением к славе и самоутверждению, возрастает стремление к совершению актов виртуальной агрессии.

Заключение. Можно сделать вывод о существовании взаимосвязи между особенностями эмоциональной направленности личности и уровнем ее склонности к кибербуллингу. Результаты данного исследования могут быть использованы в процессе психологического сопровождения личности в процессе ее интернет-социализации. Перспектива дальнейших исследований заключается в поиске взаимосвязей между склонностью личности к кибербуллингу и другими особенностями ее ценностно-смысловой сферы.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Баранов, А. А., Рожина, С. В. (2015) Кибербуллинг — новая форма угрозы безопасности личности подростка. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология, № 11, с. 62–66.

Бобровникова, Н. С. (2015) Опасность интернета — кибербуллинг. Восточно-европейский научный вестник, № 1 (1), с. 6–9. EDN: XDTAEP

Бородина, В. Н., Петимко, А. И. (2021) Кибербуллинг среди подростков в образовательной среде как предмет исследования. Мир науки, культуры, образования, № 6 (91), с. 154–157. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-154-157

Вихман, А. А., Волкова, Е. Н., Скитневская, Л. В. (2021) Традиционные и цифровые возможности профилактики кибербуллинга. Вестник Мининского университета, т. 9, № 4, статья 10. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-10

Герш, Б. Г. (2015) Мотивации агрессивного поведения. Гуманитарные проблемы военного дела, № 3 (4), с. 115–119.

Додонов, Б. И. (1978) Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 272 с.

Дозорцева, Е. Г., Кирюхина, Д. В. (2020) Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков. Прикладная юридическая психология, № 1 (50), с. 80–87.

Зекерьяев, Р. И. (2022) Стандартизация опросника «Направленность поведения личности в интернет- пространстве». Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание, № 3, с. 52–56. EDN: PMGKPQ

Мельцов, В. М., Конов, К. Ю., Салмина, И. А. (2020) Подростковый кибербуллинг: понятие, причины возникновения и их анализ. Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии, № 4 (13), с. 58–60. EDN: BKLLHF

Можейко, А. В., Иванова, Е. С. (2022) Кибербуллинг как проблема психологического самочувствия и эмоционального благополучия детей и подростков. Матрица научного познания, № 5-2, с. 312–318. EDN: XHUOAA

Цилюгина, И. Б., Трофимова, Е. В. (2017) Особенности кибербуллинга в образовательной среде. Среднее профессиональное образование, № 12, с. 27–29. EDN: YOUOOL

Chibbaro, J. S. (2007) School counselors and the cyberbully: Interventions and implications. Professional School Counseling, vol. 11, no. 1, pp. 65–68. https://doi.org/10.1177/2156759X0701100109

Kowalski, R. M., Limber, S. P. (2013) Psychological, physical, and academic correlates of cyberbulling and traditional bulling. Journal of Adolescent Health, vol. 53, no. 1, pp. S13–S20. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2012.09.018

Willard, N. E. (2007) Cyberbullying and cyberthreats: Responding to the challenge of online social aggression, threats, and distress. Champaign; Illinois: Research Press, 320 p.

REFERENCES

Baranov, A. A., Rozhina, S. V. (2015) Kiberbulling — novaya forma ugrozy bezopasnosti lichnosti podrostka [Cyberbullying is a new form of threat to the security of a teenager’s personality]. Vestnik Baltijskogo federal’nogo universiteta im. I. Kanta — Vestnik of Immanuel Kant Baltic Federal University. Philology, Pedagogy, Psychology, no. 11, pp. 62–66. (In Russian)

Bobrovnikova, N. S. (2015) Opasnost’ interneta — kiberbulling [The danger of the Internet is cyberbullying]. Vostochno-evropejskij nauchnyj vestnik — Eastern European Scientific Journal, no. 1 (1), pp. 6–9. EDN: XDTAEP (In Russian)

Borodina, V. N., Petimko, A. I. (2021) Kiberbulling sredi podrostkov v obrazovatel’noj srede kak predmet issledovaniya [Cyberbullying among adolescents in the educational environment as a subject of research]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya — World of Science, Culture, Education, no. 6 (91), pp. 154–157. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-154-157 (In Russian)

Chibbaro, J. S. (2007) School counselors and the cyberbully: Interventions and implications. Professional School Counseling, vol. 11, no. 1, pp. 65–68. https://doi.org/10.1177/2156759X0701100109 (In English)

Dodonov, B. I. (1978) Emotsiya kak tsennost’ [Emotion as a value]. Moscow: Politizdat Publ., 272 p. (In Russian)

Dozortseva, E. G., Kiryukhina, D. V. (2020) Kiberbulling i sklonnost’ k deviantnomu povedeniyu u podrostkov [Cyberbullying and deviant behavior in adolescents]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya — Applied Legal Psychology, no. 1 (50), pp. 80–87. (In Russian)

Gersh, B. G. (2015) Motivatsii agressivnogo povedeniya [Motivations of aggressive behavior]. Gumanitarnye problemy voennogo dela — Humanitarian Problems of Military Affairs, no. 3 (4), pp. 115–119. (In Russian)

Kowalski, R. M., Limber, S. P. (2013) Psychological, physical, and academic correlates of cyberbulling and traditional bulling. Journal of Adolescent Health, vol. 53, no. 1, pp. S13–S20. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2012.09.018 (In English)

Meltsov, V. M., Konov, K. Yu., Salmina, I. A. (2020) Podrostkovyj kiberbulling: ponyatie, prichiny vozniknoveniya i ikh analiz [Teenage cyberbullying: Concept, causes and analysis]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk natsional’noj gvardii, no. 4 (13), pp. 58–60. EDN: BKLLHF (In Russian)

Mozhejko, A. V., Ivanova, E. S. (2022) Kiberbulling kak problema psikhologicheskogo samochuvstviya i emotsional’nogo blagopoluchiya detej i podrostkov [Cyberbullying as a problem of psychological well-being and emotional well-being of children and adolescents]. Matritsa nauchnogo poznaniya, no. 5-2, pp. 312–318. EDN: XHUOAA (In Russian)

Tsilyugina, I. B., Trofimova, E. V. (2017) Osobennosti kiberbullinga v obrazovatel’noj srede [Features of cyberbullying in the educational environment]. Srednee professional’noe obrazovanie — The Journal of Secondary Vocational Education, no. 12, pp. 27–29. EDN: YOUOOL (In Russian)

Vikhman, A. A., Volkova, E. N., Skitnevskaya, L. V. (2021) Traditsionnye i tsifrovye vozmozhnosti profilaktiki kiberbullinga [Traditional and digital options for cyberbullying prevention]. Vestnik Mininskogo universiteta — Vestnik of Minin University, vol. 9, no. 4, article 10. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-10 (In Russian)

Willard, N. E. (2007) Cyberbullying and cyberthreats: Responding to the challenge of online social aggression, threats, and distress. Champaign; Illinois: Research Press, 320 p. (In English)

Zekeryaev, R. I. (2022) Standartizatsiya oprosnika “Napravlennost’ povedeniya lichnosti v internet-prostranstve” [Standardization of the questionnaire “Orientation of personality behavior in the internet space”]. Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie — Modern Science: Actual problems of theory and practice. Series: Cognition, no. 3, pp. 52–56. EDN: PMGKPQ (In Russian)

Опубликован

02.10.2023

Выпуск

Раздел

Статьи