Психологические особенности мотивации к учебной деятельности личности с различным уровнем академической прокрастинации

Авторы

  • Руслан Ильвисович Зекерьяев Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова https://orcid.org/0000-0001-8366-0183

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-3-315-326

Ключевые слова:

академическая прокрастинация, мотивация обучения, познавательная мотивация, мотивация достижения, мотивация саморазвития, амотивация

Аннотация

Введение. В контексте современного образовательного процесса академическая прокрастинация представляет собой значимый феномен, который влияет на успешность обучения. Понимание ее специфики может оптимизировать образовательный процесс путем создания условий, в которых обучающиеся смогут максимально раскрыть свой потенциал. На данный момент существует множество исследований, посвященных изучению академической прокрастинации, однако вопрос о ее взаимосвязи с другими психологическими особенностями личности остается недостаточно изученным. Целью исследования является определение психологических особенностей мотивации к учебной деятельности личности с различным уровнем академической прокрастинации.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 60 человек, среди которых 30 юношей и 30 девушек в возрасте от 18 до 22 лет. Респондентами выступили студенты высших учебных заведений Республики Крым. В ходе исследования были использованы следующие методики: «Шкала оценки академической прокрастинации» (Л. Соломон, Е. Ротблюм), «Шкала академической мотивации» (Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин). В ходе математико-статистической обработки данных были использованы частотный анализ, Н-критерий Крускалла — Уоллиса, корреляционный анализ. Участникам исследования также предлагалось написать мини-сочинение на тему «Прокрастинация в учебе».

Результаты. Было выявлено, что для респондентов, склонных к академической прокрастинации, характерны низкая выраженность таких учебных мотиваций, как познавательная мотивация (отсутствие стремления узнавать новое, переживая удовольствие от процесса), мотивация достижения (отсутствие желания добиваться высоких результатов в учебе), мотивация саморазвития (отсутствие стремления к развитию способностей и раскрытию потенциала), а также высокая проявленность амотивации (отсутствие заинтересованности в учебе и ощущение ее бессмысленности).

Заключение. Существует взаимосвязь между особенностями учебной мотивации личности и уровнем ее академической прокрастинации. Результаты исследования могут быть применены в ходе психолого- педагогического сопровождения личности в процессе обучения. Использование психологами полученных результатов в рамках индивидуального или группового консультирования с обучающимися может снизить уровень их академической прокрастинации, что, в свою очередь, может способствовать повышению качества обучения. Перспектива дальнейших исследований заключается в поиске прочих психологических особенностей личности с различным уровнем академической прокрастинации.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Акимцева, А. А., Разухин, Д. С. (2023) Влияние академической прокрастинации на учебную деятельность студентов. Социология в современном мире: наука, образование, творчество, № 15, с. 10–12. EDN: ELJYRP

Ветрова, О. А., Обозная, М. В. (2022) Академическая прокрастинация в студенческой среде: социологический анализ. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент, т. 12, № 1, с. 167–181. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-1-167-181

Зарипова, Т. В., Данилова, Н. А. (2015) Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента. Омский научный вестник, № 4 (141), с. 122–125. EDN: UKTXRZ

Зорькина, О. С. (2022) Особенности проявления академической прокрастинации у студентов вуза. Развитие человека в современном мире, № 1, с. 33–39. EDN: SRPJHI

Карловская, Н. Н., Баранова, Р. А. (2008) Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью. Психология в вузе, № 3, с. 38–49. EDN: QIPAGM

Ковылин, В. С. (2013) Теоретические основы изучения феномена прокрастинации. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, № 2 (2), с. 22–41. EDN: QZKXLT

Люленкова, О. Ю., Кретова, П. В. (2019) Влияние прокрастинации на успеваемость студента. Наука и образование: новое время, № 1 (14), с. 66–68. EDN: VWUXKW

Махова, И. Ю., Блинкова, А. Е. (2024) Академическая прокрастинация и профессиональная идентичность студентов вуза: в поиске психологических предикторов деструктивных проявлений в образовательном процессе. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета, т. 16, № 3 (71), с. 133–149. EDN: WQSUFB

Микляева, А. В., Реброва, Д. С., Савинская, А. С. (2017) Академическая прокрастинация в студенческой среде: результаты эмпирического исследования. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, т. 19, с. 59–66. EDN: YIOAKX

Пашутина, Е. Н., Кухтина, Я. В. (2023) Когнитивные потребности и академическая прокрастинация в условиях цифровой образовательной среды вуза. Педагогическое образование в России, № 3, с. 208–215. EDN: GEFXLK

Петровская, В. Г., Ульянова, Д. С. (2021) Академическая прокрастинация. Конструктивные педагогические заметки, № 10–1 (17), с. 180–190.

Попова, Д. И. (2022) Новая перспектива академической прокрастинации: адаптивные аспекты и теория высокой прокрастинационной стены. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, т. 5, № 1, с. 6–23. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-1-6-23

Руднова, Н. А., Корниенко, Д С. (2020) Регуляторные и мотивационные предикторы прокрастинации (на выборке студентов 1–4 курсов). В кн.: Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации. М.: Знание-М, с. 239–247.

Солынин, Н. Э, Лингурарь, А. В. (2017) Особенности защитного и совладающего поведения студентов с разным уровнем прокрастинации. Ярославский педагогический вестник, № 3, с. 184–188. EDN: YUNFTN

Чернышева, Н. А. (2016) Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения. Вестник Пермского государственного гуманитарно–педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки, № 1, с. 17–26. EDN: WEZVDT

Шейнов, В. П., Карпиевич, В. А. (2024) Взаимосвязи проблемного пользования социальными сетями с прокрастинацией, академической мотивацией и самоконтролем в общении. Сибирский психологический журнал, № 93, с. 102–113. https://doi.org/10.17223/17267080/93/6

Юрина, А. А., Витренко, В. В. (2019) Академическая прокрастинация как проявление защитно-совладающего поведения студентов. Проблемы современного педагогического образования, № 62–1, с. 350–353. EDN: YYIAGL

Badri Gargari, R., Sabouri, H., Norzad, F. (2011) Academic procrastination: The relationship between causal attribution styles and behavioral postponement. Iranian Journal of Psychiatry and Behavioral Sciences, vol. 5, no. 2, pp. 76–82.

Balkis, M., Duru, E. (2017) Gender differences in the relationship between academic procrastination, satisfaction with academic life and academic performance. Electronic Journal of Research in Educational Psychology, vol. 15, no. 1, pp. 105–125.

Eisenbeck, N., Carreno, D. F., Ucles–Juarez, R. (2019) From psychological distress to academic procrastination: Exploring the role of psychological inflexibility. Journal of Contextual Behavioral Science, vol. 13, pp. 103–108. https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2019.07.007

Hen, M., Goroshit, M. (2020) The effects of decisional and academic procrastination on students' feelings toward academic procrastination. Current Psychology, vol. 39, pp. 556–563. https://doi.org/10.1007/s12144-017-9777-3

Lee, E. (2005) The relationship of motivation and flow experience to academic procrastination in university students. The Journal of Genetic Psychology, vol. 166, no. 1, pp. 5–15. https://doi.org/10.3200/GNTP.166.1.5-15

Lenggono, B., Tentama, F. (2020) Construct measurement of academic procrastination of eleventh grade high school students in Sukoharjo. International Journal of Scientific & Technology Research, vol. 9, no. 1, pp. 454–459.

Morris, P. E, Fritz, C. O. (2015) Conscientiousness and procrastination predict academic coursework marks rather than examination performance. Learning and Individual Differences, vol. 39, pp. 193–198. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2015.03.007

Sirois, F. M. (2014) Absorbed in the moment? An investigation of procrastination, absorption and cognitive failures. Personality and Individual Differences, vol. 71, pp. 30–34. https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.07.016

Steel, P., Ferrari, J. R. (2013) Sex, education and procrastination: An epidemiological study of procrastinators' characteristics from a global sample. European Journal of Personality, vol. 27, no. 1, pp. 51–58. https://doi.org/10.1002/per.1851

Zack, S., Hen, M. (2018) Academic interventions for academic procrastination: A review of the literature. Journal of Prevention & Intervention Community, vol. 46, no. 2, pp. 117–130. https://doi.org/10.1080/10852352.2016.1198154

Zheng, Q. (2024) The relationship between academic motivation and academic performance of elementary school students: The mediation role of academic procrastination. In: Addressing Global Challenges — Exploring Socio-Cultural Dynamics and Sustainable Solutions in a Changing World: Proceedings of International Symposium on Humanities and Social Sciences. New York: Routledge Publ., pp. 481–490. http://dx.doi.org/10.1201/9781032676043-67

REFERENCES

Akimtseva, A. A., Razukhin, D. S. (2023) Vliyanie akademicheskoj prokrastinatsii na uchebnuyu deyatel’nost’ studentov [The impact of academic procrastination on students’ academic activities]. Sotsiologiya v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo — Sociology in the Modern World: Science, Education, Creativity, no. 15, pp. 10–12. (In Russian)

Badri Gargari, R., Sabouri, H., Norzad, F. (2011) Academic procrastination: The relationship between causal attribution styles and behavioral postponement. Iranian Journal of Psychiatry and Behavioral Sciences, vol. 5, no. 2, pp. 76–82. (In English)

Balkis, M., Duru, E. (2017) Gender differences in the relationship between academic procrastination, satisfaction with academic life and academic performance. Electronic Journal of Research in Educational Psychology, vol. 15, no. 1, pp. 105–125. (In English)

Chernysheva, N. A. (2016) Prokrastinatsiya: aktual’noe sostoyanie problemy i perspektivy izucheniya [Procrastination: Actual condition of the problem and prospect of studying]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno– pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki, no. 1, pp. 17–26. (In Russian)

Eisenbeck, N., Carreno, D. F., Ucles–Juarez, R. (2019) From psychological distress to academic procrastination: Exploring the role of psychological inflexibility. Journal of Contextual Behavioral Science, vol. 13, pp. 103–108. https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2019.07.007 (In English)

Hen, M., Goroshit, M. (2020) The effects of decisional and academic procrastination on students’ feelings toward academic procrastination. Current Psychology, vol. 39, pp. 556–563. https://doi.org/10.1007/s12144-017-9777-3 (In English)

Karlovskaya, N. N., Baranova, R. A. (2008) Vzaimosvyaz’ obshchej i akademicheskoj prokrastinatsii i trevozhnosti u studentov s raznoj akademicheskoj uspevaemost’yu [The relationship between general and academic procrastination and anxiety in students with different academic performance]. Psikhologiya v VUZe, no. 3, pp. 38–49. (In Russian)

Kovylin, V. S. (2013) Teoreticheskie osnovy izucheniya fenomena prokrastinatsii [Theoretical bases of procrastination phenomenon]. Lichnost’ v menyayushchemsya mire: zdorov’e, adaptatsiya, razvitie — Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development, no. 2 (2), pp. 22–41. (In Russian)

Lee, E. (2005) The relationship of motivation and flow experience to academic procrastination in university students. The Journal of Genetic Psychology, vol. 166, no. 1, pp. 5–15. https://doi.org/10.3200/GNTP.166.1.5-15 (In English)

Lenggono, B., Tentama, F. (2020) Construct measurement of academic procrastination of eleventh grade high school students in Sukoharjo. International Journal of Scientific & Technology Research, vol. 9, no. 1, pp. 454–459. (In English)

Lyulenkova, O. Yu., Kretova, P. V. (2019) Vliyanie prokrastinatsii na uspevaemost’ studenta [Effect of procrastination on student’s study]. Nauka i obrazovanie: novoye vremya — Science and Education: New Time. Scientific and Methodological Journal, no. 1 (14), pp. 66–68. (In Russian)

Makhova, I. Yu., Blinkova, A. E. (2024) Akademicheskaya prokrastinatsiya i professional’naya identichnost’ studentov vuza: v poiske psikhologicheskikh prediktorov destruktivnykh proyavlenij v obrazovatel’nom protsesse [Academic procrastination and professional identity of university students: In search of psychological predictors of destructive manifestations in the educational process]. Territoriya novykh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta — The territory of new opportunities. The Herald of Vladivostok State University, vol. 16, no. 3 (71), pp. 133–149. (In Russian)

Miklyaeva, A. V., Rebrova, D. S., Savinskaya, A. S. (2017) Akademicheskaya prokrastinatsiya v studencheskoj srede: rezul’taty empiricheskogo issledovaniya [Academic procrastination among students: The results of empirical research]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya — The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, vol. 19, pp. 59–66. (In Russian)

Morris, P. E, Fritz, C. O. (2015) Conscientiousness and procrastination predict academic coursework marks rather than examination performance. Learning and Individual Differences, vol. 39, pp. 193–198. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2015.03.007 (In English)

Pashutina, E. N., Kukhtina, Ya. V. (2023) Kognitivnye potrebnosti i akademicheskaya prokrastinatsiya v usloviyakh tsifrovoj obrazovatel’noj sredy VUZa [Cognitive needs and academic procrastination in the digital educational environment of the university]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 3, pp. 208–215. (In Russian)

Petrovskaya, V. G., Ul’yanova, D. S. (2021) Akademicheskaya prokrastinatsiya [Academic procrastination]. Konstruktivnye pedagogicheskie zametki — Constructive Pedagogical Notes, no. 10–1 (17), pp. 180–190. (In Russian)

Popova, D. I. (2022) Novaya perspektiva akademicheskoj prokrastinatsii: adaptivnye aspekty i teoriya vysokoj prokrastinatsionnoj steny [A new perspective on academic procrastination: Adaptive aspects and high procrastination wall theory]. Innovatsionnaya nauka: Psikhologiya. Pedagogika. Defektologiya — Innovative science: Psychology, Pedagogy, Defectology, vol. 5, no. 1, pp. 6–23. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-1-6-23 (In Russian)

Rudnova, N. A., Kornienko, D. S. (2020) Regulyatornye i motivatsionnye prediktory prokrastinatsii (na vyborke studentov 1–4 kursov) [Regulatory and motivational predictors of procrastination (on a sample of 1–4 year students)]. In: Lichnostnye i regulyatornye resursy dostizheniya obrazovatel’nykh i professional’nykh tselej v epokhu tsifrovizatsii [Personal and regulatory resources for achieving educational and professional goals in the era of digitalization]. Moscow: Znanie-M Publ., pp. 239–247. (In Russian)

Sheinov, V. P., Karpievich, V. A. (2024) Vzaimosvyazi problemnogo pol’zovaniya sotsial’nymi setyami s prokrastinatsiej, akademicheskoj motivatsiej i samokontrolem v obshchenii [The relationship of problematic use of social networks with procrastination, academic motivation and self-control in communication]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal — Siberian Journal of Psychology, no. 93, pp. 102–113. https://doi.org/10.17223/17267080/93/6 (In Russian)

Sirois, F. M. (2014) Absorbed in the moment? An investigation of procrastination, absorption and cognitive failures. Personality and Individual Differences, vol. 71, pp. 30–34. https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.07.016 (In English)

Solynin, N. E., Lingurar’, A. V. (2017) Osobennosti zashchitnogo i sovladayushchego povedeniya studentov s raznym urovnem prokrastinatsii [Features of protective and coping behavior of students with different levels of procrastination]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik — Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 3, pp. 184–188. (In Russian)

Steel, P., Ferrari, J. R. (2013) Sex, education and procrastination: An epidemiological study of procrastinators' characteristics from a global sample. European Journal of Personality, vol. 27, no. 1, pp. 51–58. https://doi.org/10.1002/per.1851 (In English)

Vetrova, O. A., Oboznaya, M. V. (2022) Akademicheskaya prokrastinatsiya v studencheskoj srede: sotsiologicheskij analiz [Academic procrastination among student: A sociological analysis]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment — Proceedings of the Southwest State University. Series: Economy. Sociology. Management, vol. 12, no. 1, pp. 167–181. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-1-167-181 (In Russian)

Yurina, A. A., Vitrenko, V. V. (2019) Akademicheskaya prokrastinatsiya kak proyavlenie zashchitno-sovladayushchego povedeniya studentov [Academic procrastination as a manifestation of students’ protective coping behavior]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 62–1, pp. 350–353. (In Russian)

Zack, S., Hen, M. (2018) Academic interventions for academic procrastination: A review of the literature. Journal of Prevention & Intervention Community, vol. 46, no. 2, pp. 117–130. https://doi.org/10.1080/10852352.2016.1198154 (In English)

Zaripova, T. V., Danilova, N. A. (2015) Vzaimosvyaz’ akademicheskoj prokrastinatsii i uchebnoj motivatsii studenta [Interrelation academic procrastination and educational motivation of the student]. Omskij nauchnyj vestnik — Omsk Scientific Bulletin, no. 4 (141), pp. 122–125. (In Russian)

Zheng, Q. (2024) The relationship between academic motivation and academic performance of elementary school students: The mediation role of academic procrastination. In: Addressing Global Challenges — Exploring Socio-Cultural Dynamics and Sustainable Solutions in a Changing World: Proceedings of International Symposium on Humanities and Social Sciences. New York: Routledge Publ., pp. 481–490. http://dx.doi.org/10.1201/9781032676043-67 (In English)

Zorkina, O. S. (2022) Osobennosti proyavleniya akademicheskoj prokrastinatsii u studentov vuza [Characteristics of the phenomenon of academic procrastination in students of university]. Razvitie cheloveka v sovremennom mire — Human Development in the Modern World, no. 1, pp. 33–39. (In Russian)

Опубликован

28.10.2025

Как цитировать

Зекерьяев, Р. И. (2025). Психологические особенности мотивации к учебной деятельности личности с различным уровнем академической прокрастинации. Психология человека в образовании, 7(3), 315–326. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-3-315-326

Выпуск

Раздел

Статьи