Когнитивные эталоны восприятия «эффективного» и «неэффективного» преподавателя высшей школы студентами с разной мотивацией обучения

Авторы

  • Владимир Николаевич Панферов Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-3528-3122
  • Олег Владимирович Никифоров Балтийская международная академия https://orcid.org/0000-0002-9024-0598
  • Сергей Михайлович Шингаев Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования https://orcid.org/0000-0001-7546-7375

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-435-451

Ключевые слова:

когнитивный эталон, социальная перцепция, преподаватели, студенты, эффективность преподавательской деятельности

Аннотация

Введение. В современной практике высшего образования довольно широко используются методы анализа качества профессиональной деятельности преподавателей, основанные на оценках их личностно-профессиональных качеств студентами, однако при этом зачастую не учитываются закономерности социальной перцепции, которые могут опосредовать результаты подобных опросов. В статье представлено исследование, направленное на описание когнитивных эталонов восприятия «эффективного» и «неэффективного» преподавателя высшей школы студентами с разной мотивацией обучения. Когнитивные эталоны понимаются как психологические инструменты оценки различных социальных объектов, которые складываются в процессе их социально-психологической интерпретации, представляющей собой формирование суждений об этих объектах на основе восприятия и семантизации их характеристик, доступных наблюдению.

Материалы и методы. Описаны результаты опроса 118 студентов 1–2 курсов педагогического вуза, проведенного непосредственно после посещения лекционного занятия ранее незнакомого им преподавателя. Использовались метод анкетирования, с помощью которого, помимо прочего, рассчитывался показатель «эффективности» преподавателя на основе параметров содержательности, полезности и интересности его лекции, метод полярных профилей для характеристики личностных и профессиональных качеств, атрибутируемых преподавателям, а также «Шкала академической мотивации».

Результаты. В процессе социально-психологической интерпретации личности преподавателей студенты атрибутируют более позитивные личностные качества «эффективным» преподавателям, в сравнении с «неэффективными». Содержание когнитивных эталонов восприятия личности «эффективного» и «неэффективного» преподавателя воспроизводит конструкт психологии человека, соответствующий требованиям исполняемой деятельности, и включает характеристики профессионального, коммуникативного, нравственного и регуляторного потенциала. Когнитивный эталон восприятия личности «эффективного» преподавателя значительно более синкретичен, а атрибутируемые преподавателю оценки личностных и профессиональных качеств менее дифференцированы, в сравнении с «неэффективным». Студенты, реализующие в учебной деятельности потребность в автономии, более независимы в оценках профессиональных и личностных качеств, атрибутируемых преподавателям, чем студенты с интроецированной и экстернальной мотивацией.

Заключение. Результаты исследования могут использоваться при организации исследований и интерпретации данных, полученных в опросах, которые реализуются с целью оценки качества профессиональной деятельности преподавателей вузов на основе студенческих оценок.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Андрущак, Г. Л. (2007) Системы оценивания преподавателей студентами: управленческие инновации в российских вузах. Вопросы экономики, № 6, с. 106–115. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2007-6-106-115

Башбаева, М. А., Жамалиева, Л. М., Кашкинбаева, А. Р., Замэ, Ю. А. (2016) Идеальный образ преподавателя: сравнительный анализ представлений студентов медвуза. Медицинский журнал Западного Казахстана, т. 52, № 4, с. 63–69. EDN: YKUYRT

Бернавская, М. В., Клещева, Н. А. (2022) Образ преподавателей университета в представлении современных студентов. Современные проблемы науки и образования, № 6-1. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.17513/spno.32359 (дата обращения 17.06.2023).

Бодалев, А. А. (1982) Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 200 с.

Гордеева, Т. О., Сычев, О. А., Осин, Е. Н. (2014) Опросник «Шкалы академической мотивации». Психологический журнал, т. 35, № 4, с. 98–109.

Губин, В. А., Акулов, А. О. (2017) Взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и успеваемости студентов разных курсов педагогического вуза. Психопедагогика в правоохранительных органах, № 4 (71), с. 40–45. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2017-00059

Гужва, И. В. (2022) Психологические особенности формирования образа преподавателя в процессе восприятия студентами в условиях современного образовательного пространства. Психология когнитивных процессов, № 11, с. 36–45. EDN: PYPEUN

Давудова, А. Р. (2018) Связь стиля атрибуции достижений, личностных ценностей и мотивации учебной деятельности студентов на разных этапах обучения. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный педагогический университет им. П. Г. Демидова, 28 с.

Запорожец, А. В., Венгер, Л. А., Зинченко, В. П., Рузская, А. Г. (1967) Восприятие и действие. М.: Просвещение, 323 с.

Калашникова, О. В. (2020) Образ преподавателя в сознании студентов педагогического вуза. Проблемы современного педагогического образования, № 66-3, с. 354–357.

Клочкова, Л. В. (2016) Развитие личностной зрелости студентов во взаимодействии с преподавателями в образовательном процессе вуза. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Пятигорск, Пятигорский государственный лингвистический университет, 23 с.

Лабунская, В. А. (1986) Невербальное поведение: социально-перцептивный подход. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 135 с.

Лебедева, И. П. (2015) Мотивация достижения как фактор успешности учебной деятельности студентов. Национальная ассоциация ученых, № 2-5 (7), с. 149–150. EDN: YNADDV

Осипова, Л. Б., Толстоухова, И. В. (2022) Образ преподавателя технического вуза глазами студентов. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, № 5 (80), с. 61–66. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.80.5.018

Ошкина, А. В. (2020) Образцовый преподаватель высшего учебного заведения глазами студентов. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, т. 10-1 (49), с. 107–113. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-11086

Панферов, В. Н. (1982) Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей. Вопросы психологии, № 5, с. 139–141. EDN: UHGMLN

Панферов, В. Н., Безгодова, С. А., Васильева, С. В. и др. (2020) Эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции). Социальная психология и общество, т. 11, № 1, с. 127–143. https://doi.org/10.17759/sps.2020110108

Панферов, В. Н., Васильева, С. В., Иванов, А. С. (2019a) Содержание эталонного ролевого образа преподавателя у студентов с разным уровнем академической мотивации. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, вып. 2, с. 484–491. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-60

Панферов, В. Н., Микляева, А. В., Безгодова, С. А. и др. (2019b) Разработка инструментария для изучения социально-психологической интерпретации личности преподавателя студентами на основе моделирования эталона его ролевого образа. Психология человека в образовании, т. 1, № 2, с. 158–168. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-158-168

Поваренков, Ю. П., Слепко, Ю. Н. (2014) Представления учащихся, родителей и методистов об особенностях личности эффективного учителя. Ярославский педагогический вестник, т. 2, № 4, с. 25–30. EDN: TFEJQL

Семенов, О. А., Николаев, Е. В., Семенова, Г. Е. (2020) Исследование образа современного преподавателя среди студентов вуза. Современные проблемы науки и образования, № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.17513/spno.29517 (дата обращения 17.06.2023).

Черемискина, И. И., Ращупкина, В. А. (2019) Образ преподавателя у студентов с разными видами личностной направленности. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 8, № 1 (26), с. 362–365. EDN: ZAAJED

Яковлев, А. А. (2021) Системное описание языкового сознания студента: реальный образ преподавателя. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, т. 19, № 1, с. 53–66. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-1-53-66

Clark, M. H., Middleton, S. C., Nguyen, D., Zwick, L. K. (2014) Mediating relationships between academic motivation, academic integration and academic performance. Learning and Individual Differences, vol. 33, pp. 30–38. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2014.04.007

Grant, P. R., Holmes, J. G. (1981) The integration of implicit personality theory schemas and stereotype images. Social Psychology Quarterly, vol. 44, no. 2, pp. 107–115. https://doi.org/10.2307/3033706

Hamilton, D. L. (1981) Cognitive representations of persons. In: E. T. Higgins, C. P. Herman, M. P. Zanna (eds.). Social cognition. The Ontario Symposium. Vol. 1. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates Publ., pp. 136–152.

Moussu, I. (2010) Influence of teacher-contact time and other variables on ESL students’ attitudes towards native-and nonnative-English-speaking. TESOL Quarterly, vol. 44, no. 4, pp. 746–768. https://doi.org/10.5054/tq.2010.235997

Tang, F., Chou, Sh., Chian, H. (2005) Students’ perceptions of effective and ineffective clinical instructors. Journal of Nursing Education, vol. 44, no. 4, pp. 187–192. https://doi.org/10.3928/01484834-20050401-09

Tatipang, D. P., Manuas, M. J., Wuntu, C. et al. (2022) EFL students’ perceptions of the effective English teacher characteristics. Jurnal Pendidikan Bahasa Inggris Undiksha, vol. 10, no. 1, pp. 23–30. https://doi.org/10.23887/jpbi.v10i1.45709

Taylor, Sh. E., Crocker, J. (1981) Schematic bases of social information processing. In: E. T. Higgins, C. P. Herman, M. P. Zanna (eds.). Social cognition. The Ontario Symposium. Vol. 1. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates Publ., pp. 89–134.

Wu, Z. (2019) Academic motivation, engagement, and achievement among college students. College Student Journal, vol. 53, no. 1, pp. 99–112.

REFERENCES

Andrushchak, G. L. (2007) Sistemy otsenivaniya prepodavatelej studentami: upravlencheskie innovatsii v rossijskikh vuzakh [Student evaluation of faculty: Management innovations at Russian universities]. Voprosy ekonomiki, no. 6, pp. 106–115. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2007-6-106-115 (In Russian)

Bashbaeva, M. A., Zhamalieva, L. M., Kashkinbaeva, A. R., Zame, Yu. A. (2016) Ideal’nyj obraz prepodavatelya: sravnitel’nyj analiz predstavlenij studentov medvuza [The ideal image of a teacher: A comparative analysis of the representations of medical school students]. Meditsinskij zhurnal Zapadnogo Kazakhstana — West Kazakhstan Medical Journal, vol. 52, no. 4, pp. 63–69. EDN: YKUYRT (In Russian)

Bernavskaya, M. V., Kleshcheva, N. A. (2022) Obraz prepodavatelej universiteta v predstavlenii sovremennykh studentov [The image of the university teachers in the perfomance of modern students]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education, no. 6-1. [Online]. Available at: https://doi.org/10.17513/spno.32359 (accessed 17.06.2023).(In Russian)

Bodalev, A. A. (1982) Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom [Perception and understanding of man by man]. Moscow: Moscow State University Publ., 200 p. (In Russian)

Cheremiskina, I. I., Rashchupkina, V. A. (2019) Obraz prepodavatelya u studentov s raznymi vidami lichnostnoj napravlennosti [Image of the teacher at students with different types of personal orientation]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 8, no. 1 (26), pp. 362–365. EDN: ZAAJED (In Russian)

Clark, M. H., Middleton, S. C., Nguyen, D., Zwick, L. K. (2014) Mediating relationships between academic motivation, academic integration and academic performance. Learning and Individual Differences, vol. 33, pp. 30–38. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2014.04.007 (In English)

Davudova, A. R. (2018) Svyaz’ stilya atributsii dostizhenij, lichnostnykh tsennostej i motivatsii uchebnoj deyatel’nosti studentov na raznykh etapakh obucheniya [The relationship of the style of attribution of achievements, personal values and motivation of students’ learning activities at different stages of learning]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical University named after P. G. Demidov, 28 p. (In Russian)

Gordeeva, T. O., Sychev, O. A., Osin, E. N. (2014) Oprosnik “Shkaly akademicheskoj motivatsii” [“Academic motivation scales” Questionnaire]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 35, no. 4, pp. 98–109. (In Russian)

Grant, P. R., Holmes, J. G. (1981) The integration of implicit personality theory schemas and stereotype images. Social Psychology Quarterly, vol. 44, no. 2, pp. 107–115. https://doi.org/10.2307/3033706 (In English)

Gubin, V. A., Akulov, A. O. (2017) Vzaimosvyaz’ uchebno-professional’noj motivatsii i uspevaemosti studentov raznykh kursov pedagogicheskogo vuza [Interdependence of learning and professional motivation and academic performance of students of different courses of a pedagogical institute]. Psikhopedagogika v pravookhranitel’nykh organakh — Psychopedagogy in Law Enforcement, no. 4 (71), pp. 40–45. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2017-00059 (In Russian)

Guzhva, I. V. (2022) Psikhologicheskie osobennosti formirovaniya obraza prepodavatelya v protsesse vospriyatiya studentami v usloviyakh sovremennogo obrazovatel’nogo prostranstva [Psychological features of the formation of the image of a teacher in the process of perception by students in the conditions of modern educational space]. Psikhologiya kognitivnykh protsessov, no. 11, pp. 36–45. EDN: PYPEUN (In Russian)

Hamilton, D. L. (1981) Cognitive representations of persons. In: E. T. Higgins, C. P. Herman, M. P. Zanna (eds.). Social cognition. The Ontario Symposium. Vol. 1. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates Publ., pp. 136–152 (In English)

Kalashnikova, O. V. (2020) Obraz prepodavatelya v soznanii studentov pedagogicheskogo vuza [The image of a teacher in the minds of students of a pedagogical university]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 66-3, pp. 354–357. (In Russian)

Klochkova, L. V. (2016) Razvitie lichnostnoj zrelosti studentov vo vzaimodeistvii s prepodavatelyami v obrazovatel’nom protsesse vuza [Development of personal maturity of students in interaction with teachers in the educational process of the university]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Pyatigorsk, Pyatigorsk State Linguistic University, 23 p. (In Russian)

Labunskaya, V. A. (1986) Neverbal’noe povedenie: sotsial’no-pertseptivnyj podkhod. [Nonverbal behavior: A socio-perceptual approach]. Rostov-on-Don: Rostov State University Publ., 135 p. (In Russian)

Lebedeva, I. P. (2015) Motivatsiya dostizheniya kak faktor uspeshnosti uchebnoj deyatel’nosti studentov [Achievement motive as factor of educational success of students]. Natsional’naya assotsiatsiya uchenykh — National Association of Scientists, no. 2-5 (7), pp. 149–150. EDN: YNADDV (In Russian)

Moussu, I. (2010) Influence of teacher-contact time and other variables on ESL students’ attitudes towards native-and nonnative-English-speaking. TESOL Quarterly, vol. 44, no. 4, pp. 746–768. https://doi.org/10.5054/tq.2010.235997 (In English)

Oshkina, A. V. (2020) Obraztsovyj prepodavatel’ vysshego uchebnogo zavedeniya glazami studentov [An exemplary teacher of a higher educational institution through the eyes of students]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk — International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 10-1 (49), pp. 107–113. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-11086 (In Russian)

Osipova, L. B., Tolstoukhova, I. V. (2022) Obraz prepodavatelya tekhnicheskogo vuza glazami studentov [Image of a teacher of a technical university in the eyes of students.]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Surgut State Pedagogical University Bulletin, no. 5 (80), pp. 61–66. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.80.5.018 (In Russian)

Panferov, V. N. (1982) Kognitivnye etalony i stereotipy vzaimodeistviya lyudej [Cognitive patterns and stereotypes of human interaction]. Voprosy psikhologii, no. 5, pp. 139–141. EDN: UHGMLN (In Russian)

Panferov, V. N., Bezgodova, S. A., Vasileva, S. V. et al. (2020) Effektivnost’ obucheniya i akademicheskaya motivatsiya studentov v usloviyakh onlajn-vzaimodejstviya s prepodavatelem (na primere videolektsii) [Efficiency of learning and academic motivation of students in conditions of online interaction with the teacher (on the example of video-lecture)]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 11, no. 1, pp. 127–143. https://doi.org/10.17759/sps.2020110108 (In Russian)

Panferov, V. N., Vasileva, S. V., Ivanov, A. S. (2019a) Soderzhanie etalonnogo rolevogo obraza prepodavatelya u studentov s raznym urovnem akademicheskoj motivatsii [The content of the reference role image of a teacher among students with different levels of academic motivation]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, iss. 2, pp. 484–491. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-60 (In Russian)

Panferov, V. N., Miklyaeva, A. V., Bezgodova, S. A. et al. (2019b) Razrabotka instrumentariya dlya izucheniya sotsial’no-psikhologicheskoj interpretatsii lichnosti prepodavatelya studentami na osnove modelirovaniya etalona ego rolevogo obraza [Development of a tool for studying students’ social and psychological interpretation of the teacher’s person based on reference role image simulation]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 1, no. 2, pp. 158–168. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-158-168 (In Russian)

Povarenkov, Yu. P., Slepko, Yu. N. (2014) Predstavleniya uchashchikhsya, roditelej i metodistov ob osobennostyakh lichnosti effektivnogo uchitelya [Ideas of Pupils, parents and methodologists about features of the effective teacher’s personality]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik — Yaroslavl Pedagogical Bulletin, vol. 2, no. 4, pp. 25–30. EDN: TFEJQL (In Russian)

Semenov, O. A., Nikolaev, E. V., Semenova, G. E. (2020) Issledovanie obraza sovremennogo prepodavatelya sredi studentov vuza [Study of the image of a modern teacher among university students]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern problems of Science and Education, no. 1. [Online]. Available at: https://doi.org/10.17513/spno.29517 (accessed 17.06.2023). (In Russian)

Tang, F., Chou, Sh., Chian, H. (2005) Students’ perceptions of effective and ineffective clinical instructors. Journal of Nursing Education, vol. 44, no. 4, pp. 187–192. https://doi.org/10.3928/01484834-20050401-09 (In English)

Tatipang, D. P., Manuas, M. J., Wuntu, C. et al. (2022) EFL students’ perceptions of the effective English teacher characteristics. Jurnal Pendidikan Bahasa Inggris Undiksha, vol. 10, no. 1, pp. 23–30. https://doi.org/10.23887/jpbi.v10i1.45709 (In English)

Taylor, Sh. E., Crocker, J. (1981) Schematic bases of social information processing. In: E. T. Higgins, C. P. Herman, M. P. Zanna (eds.). Social cognition. The Ontario Symposium. Vol. 1. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates Publ., pp. 89–134. (In English)

Wu, Z. (2019) Academic motivation, engagement, and achievement among college students. College Student Journal, vol. 53, no. 1, pp. 99–112. (In English)

Yakovlev, A. A. (2021) Sistemnoe opisanie yazykovogo soznaniya studenta: real’nyj obraz prepodavatelya [Systemic description of the student’s language consciousness: Teacher’s image]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul’turnaya kommunikatsiya — NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication, vol. 19, no. 1, pp. 53–66. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-1-53-66 (In Russian)

Zaporozhets, A. V., Wenger, L. A., Zinchenko, V. P., Ruzskaya, A. G. (1967) Vospriyatie i deistvie [Perception and action]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 323 p. (In Russian)

Опубликован

02.10.2023

Выпуск

Раздел

Статьи