Hard skills и soft skills в структуре профессионально важных качеств представителей социономических профессий

Авторы

  • Сергей Михайлович Шингаев Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования https://orcid.org/0000-0001-7546-7375
  • Андрей Иванович Худяков Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-7880-7467
  • Сергей Борисович Пашкин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-8791-3029

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-501-508

Ключевые слова:

hard skills, soft skills, профессионально-важные качества, эмоциональный интеллект, социономические профессии

Аннотация

Введение. Авторами поднимается вопрос о соотношении таких понятий, как «профессионально важные качества», «hard skills», «soft skills» применительно к социономическим профессиям. Возникший в последние годы интерес к «жестким» и «мягким» навыкам, компетенциям, с одной стороны, обусловлен как стремлением к поиску новых возможностей повышения эффективности труда человека, а с другой стороны, незаслуженно вытесняет «на обочину» проверенные практикой и доказавшие свою жизнеспособность категории, к которым относятся «профессионально важные качества», «психограмма», «профессиограмма». Под hard skills понимаются «жесткие» компетенции (конкретные знания, умения и навыки, необходимые для конкретной должности в конкретной организации), а под soft skills — «мягкие» компетенции (гибкие навыки, способствующие эффективной деятельности в разных профессиональных областях).

Материалы и методы. Авторы по существу продолжают извечную дискуссию по вопросу, что важнее: сильный профессионал, но с серьезными экзистенциальными пустотами и личностными дефицитами, или хороший человек, но не обладающий опытом работы и необходимыми умениями и навыками в профессии.

Результаты. Разбирается несколько ошибочных расхожих мнений, объявляющих важность одних или других навыков для конкретных профессиональных групп. Анализируются позиции ряда отечественных и зарубежных авторов, касающихся заявленной темы. Рассматривается утверждение о том, что soft skills важны не только в рамках той или иной профессиональной деятельности, но и в целом для достижения успехов в жизни. По мере прохождения человеком профессионального пути роль soft skills возрастает.

Выводы. Если овладение hard skills чаще всего происходит в рамках программ обучения в образовательных учреждениях, на программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, тренингах и семинарах, то овладение soft skills не ограничивается только обучением, а подкрепляется в процессе профессиональной деятельности, методом проб и ошибок. На примере одного из «мягких» навыков в рамках развития soft skills у представителей социономических профессий рассматривается авторская программа «Эмоциональный интеллект», предназначенная для совершенствования навыков осознания и управления эмоциями, как своими, так и других людей, развития навыков стрессоустойчивости.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Быкова, Е. А. (2015) Особенности профессионально важных качеств психолога. Вестник Шадринского государственного педагогического института, № 3 (27), с. 108–115.

Вудкок, М., Фрэнсис, Д. (1991) Раскрепощенный менеджер. Для руководителя–практика. М.: Дело, 320 с.

Гоулман, Д. (2013) Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 536 с.

Канеман, Д. (2014) Думай медленно…решай быстро. М.: АСТ, 653 с.

Кови, С. Р. (2004) Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. М.: Альпина Бизнес Букс, 530 с.

Люсин, Д. В. (2004) Современные представления об эмоциональном интеллекте. В кн.: Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков (ред.). Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, с. 29–36.

Марищук, В. Л. (1982) Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. Л.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 351 с.

Молчанов, И. (2022) Успешный руководитель: что он собой представляет? [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/lider4.htm (дата обращения 12.06.2022).

Никифоров, Г. С. (1996) Надежность профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 172 с.

Парфентьева, Л. (2019) Работа будущего: 10 навыков, которые будут востребованы в 2020 году. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sncmedia.ru/career/rabota-budushchego-10-navykov/ (дата обращения 15.11.2020).

Равен, Дж. (2002) Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 396 с.

Симонов, П. В. (1981) Эмоциональный мозг. М.: Наука, 216 с.

Шингаев, С. М. (2007) Психолого-акмеологический подход к формированию стрессоустойчивости менеджеров. Акмеология, № 4 (24), с. 94–105.

Шингаев, С. М. (2013) Здоровье в структуре профессионально важных качеств менеджера. В кн.: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко (ред.). Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Т. 2. М.: Институт психологии РАН, с. 489–492.

Щиглинская, А. В. (2018) Сравнительный анализ профессионально важных качеств преподавателя психологии и учителя начальных классов. В кн.: Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, с. 160–164.

Bar-On, R. (2006) The Bar-On model of emotional-social intelligence. Psicothemа, vol. 18, pp. 13–25. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17295953

Mayer, J., Salovey, P., Caruso, D. (2004) Emotional intelligence: Theory, findings, and implications. Psychological Inquiry, vol. 15, pp. 197–215. https://doi.org/10.1207/s15327965pli1503_02

Peter, L. J., Hull, R. (1969) The Peter principle: Why things always go wrong. New York: Souvenir Press, 179 р.

REFERENCES

Bar-On, R. (2006) The Bar-On model of emotional-social intelligence. Psicothemа, vol. 18, pp. 13–25. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17295953 (In English)

Bykova, E. A. (2015) Osobennosti professional’no vazhnykh kachestv psikhologa [Features professionally important qualities of a psychologist]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta — Journal of Shadrinsk State Pedagogical Institute, no. 3 (27), pp. 108–115. (In Russian)

Covey, S. R. (2004) Sem’ navykov vysokoeffektivnykh lyudej. Moshchnye instrumenty razvitiya lichnosti [The 7 habits of highly effective people: Restoring the character ethic]. Moscow: Al’pina Biznes Buks Publ., 530 p. (In Russian)

Goleman, D. (2013) Emotsional’nyj intellekt. Pochemu on mozhet znachit’ bol’she, chem IQ [Emotional intelligence. Why it can matter more than IQ]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ., 536 p. (In Russian)

Kahneman, D. (2014) Dumaj medlenno… reshaj bystro [Thinking, fast and slow]. Moscow: AST Publ., 653 p. (In Russian)

Lyusin, D. V. (2004) Sovremennye predstavleniya ob emotsional’nom intellekte [Modern ideas about emotional intelligence]. In: D. V. Lyusin, D. V. Ushakov (eds.). Sotsial’nyj intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya [Social Intelligence: Theory, measurement, research]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., pp. 29–36. (In Russian)

Marishchuk, V. L. (1982) Psikhologicheskie osnovy formirovaniya professional’no znachimykh kachestv [Psychological foundations of the formation of professionally significant qualities]. PhD dissertation (Psychology). Leningrad, Pushkin Leningrad State University, 351 p. (In Russian)

Mayer, J., Salovey, P., Caruso, D. (2004) Emotional intelligence: Theory, findings, and implications. Psychological Inquiry, vol. 15, pp. 197–215. https://doi.org/10.1207/s15327965pli1503_02 (In English)

Molchanov, I. (2022) Uspeshnyj rukovoditel’: chto on soboj predstavlyaet? [Successful manager: What is he like?]. [Online]. Available at: http://psyfactor.org/lider4.htm (accessed 12.06.2022). (In Russian)

Nikiforov, G. S. (1996) Nadezhnost’ professional’noj deyatel’nosti [Reliability of professional activity]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., 172 p. (In Russian)

Parfent’ieva, L. (2019) Rabota budushchego: 10 navykov, kotorye budut vostrebovany v 2020 godu [The job of the future: 10 skills that will be in demand in 2020]. [Online]. Available at: http://www.sncmedia.ru/career/rabota-budushchego-10-navykov/ (accessed 11.15.2020). (In Russian)

Peter, L. J., Hull, R. (1969) The Peter principle: Why things always go wrong. New York: Souvenir Press, 179 р. (In English)

Raven, J. (2002) Kompetentnost’ v sovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizatsiya [Competence in modern society: Its identification, development and release]. Moscow: Cogito-Centre Publ., 396 p. (In Russian)

Shchiglinskaya, A. V. (2018) Sravnitel’nyj analiz professional’no vazhnykh kachestv prepodavatelya psikhologii i uchitelya nachal’nykh klassov [Comparative analysis of professionally important qualities of a psychology teacher and a primary school teacher]. In: Aktual’nye voprosy psikhologii razvitiya i formirovaniya lichnosti: metodologiya, teoriya i praktika: sbornik materialov Vserossiiskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Topical issues of psychology of personality development and formation: Methodology, theory and practice: Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg: Pushkin Leningrad State University Publ., pp. 160–164. (In Russian)

Shingaev, S. M. (2007) Psikhologo-akmeologicheskij podkhod k formirovaniyu stressoustojchivosti menedzherov [Psychological-acmeological approach to the formation of stress resistance of managers]. Akmeologiya, no. 4 (24), pp. 94–105. (In Russian)

Shingaev, S. M. (2013) Zdorov’e v strukture professional’no vazhnykh kachestv menedzhera [Health in the structure of professionally important qualities of a manager]. In: A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko (eds.). Chelovek, sub’ekt, lichnost’ v sovremennoj psikhologii. Materialy Mezhdunarodnoj konferentsii, posvyashchennoj 80-letiyu A. V. Brushlinskogo. T. 2 [Man, subject, personality in modern psychology. Materials of the International Conference dedicated to the 80th anniversary of A. V. Brushlinsky. Vol. 2]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., pp. 489–492. (In Russian)

Simonov, P. V. (1981) Emotsional’nyj mozg [Emotional brain]. Moscow: Nauka Publ., 216 p. (In Russian)

Woodcock, M., Francis, D. (1991) Raskreposhchennyj menedzher. Dlya rukovoditelya–praktika [The unblocked manager. A practical guide to self-development]. Moscow: Delo Publ., 230 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Выпуск

Раздел

Статьи