Hard skills и soft skills в структуре профессионально важных качеств представителей социономических профессий
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-501-508Ключевые слова:
hard skills, soft skills, профессионально-важные качества, эмоциональный интеллект, социономические профессииАннотация
Введение. Авторами поднимается вопрос о соотношении таких понятий, как «профессионально важные качества», «hard skills», «soft skills» применительно к социономическим профессиям. Возникший в последние годы интерес к «жестким» и «мягким» навыкам, компетенциям, с одной стороны, обусловлен как стремлением к поиску новых возможностей повышения эффективности труда человека, а с другой стороны, незаслуженно вытесняет «на обочину» проверенные практикой и доказавшие свою жизнеспособность категории, к которым относятся «профессионально важные качества», «психограмма», «профессиограмма». Под hard skills понимаются «жесткие» компетенции (конкретные знания, умения и навыки, необходимые для конкретной должности в конкретной организации), а под soft skills — «мягкие» компетенции (гибкие навыки, способствующие эффективной деятельности в разных профессиональных областях).
Материалы и методы. Авторы по существу продолжают извечную дискуссию по вопросу, что важнее: сильный профессионал, но с серьезными экзистенциальными пустотами и личностными дефицитами, или хороший человек, но не обладающий опытом работы и необходимыми умениями и навыками в профессии.
Результаты. Разбирается несколько ошибочных расхожих мнений, объявляющих важность одних или других навыков для конкретных профессиональных групп. Анализируются позиции ряда отечественных и зарубежных авторов, касающихся заявленной темы. Рассматривается утверждение о том, что soft skills важны не только в рамках той или иной профессиональной деятельности, но и в целом для достижения успехов в жизни. По мере прохождения человеком профессионального пути роль soft skills возрастает.
Выводы. Если овладение hard skills чаще всего происходит в рамках программ обучения в образовательных учреждениях, на программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, тренингах и семинарах, то овладение soft skills не ограничивается только обучением, а подкрепляется в процессе профессиональной деятельности, методом проб и ошибок. На примере одного из «мягких» навыков в рамках развития soft skills у представителей социономических профессий рассматривается авторская программа «Эмоциональный интеллект», предназначенная для совершенствования навыков осознания и управления эмоциями, как своими, так и других людей, развития навыков стрессоустойчивости.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Быкова, Е. А. (2015) Особенности профессионально важных качеств психолога. Вестник Шадринского государственного педагогического института, № 3 (27), с. 108–115.
Вудкок, М., Фрэнсис, Д. (1991) Раскрепощенный менеджер. Для руководителя–практика. М.: Дело, 320 с.
Гоулман, Д. (2013) Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 536 с.
Канеман, Д. (2014) Думай медленно…решай быстро. М.: АСТ, 653 с.
Кови, С. Р. (2004) Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. М.: Альпина Бизнес Букс, 530 с.
Люсин, Д. В. (2004) Современные представления об эмоциональном интеллекте. В кн.: Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков (ред.). Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, с. 29–36.
Марищук, В. Л. (1982) Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. Л.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 351 с.
Молчанов, И. (2022) Успешный руководитель: что он собой представляет? [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/lider4.htm (дата обращения 12.06.2022).
Никифоров, Г. С. (1996) Надежность профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 172 с.
Парфентьева, Л. (2019) Работа будущего: 10 навыков, которые будут востребованы в 2020 году. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sncmedia.ru/career/rabota-budushchego-10-navykov/ (дата обращения 15.11.2020).
Равен, Дж. (2002) Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 396 с.
Симонов, П. В. (1981) Эмоциональный мозг. М.: Наука, 216 с.
Шингаев, С. М. (2007) Психолого-акмеологический подход к формированию стрессоустойчивости менеджеров. Акмеология, № 4 (24), с. 94–105.
Шингаев, С. М. (2013) Здоровье в структуре профессионально важных качеств менеджера. В кн.: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко (ред.). Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Т. 2. М.: Институт психологии РАН, с. 489–492.
Щиглинская, А. В. (2018) Сравнительный анализ профессионально важных качеств преподавателя психологии и учителя начальных классов. В кн.: Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, с. 160–164.
Bar-On, R. (2006) The Bar-On model of emotional-social intelligence. Psicothemа, vol. 18, pp. 13–25. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17295953
Mayer, J., Salovey, P., Caruso, D. (2004) Emotional intelligence: Theory, findings, and implications. Psychological Inquiry, vol. 15, pp. 197–215. https://doi.org/10.1207/s15327965pli1503_02
Peter, L. J., Hull, R. (1969) The Peter principle: Why things always go wrong. New York: Souvenir Press, 179 р.
REFERENCES
Bar-On, R. (2006) The Bar-On model of emotional-social intelligence. Psicothemа, vol. 18, pp. 13–25. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17295953 (In English)
Bykova, E. A. (2015) Osobennosti professional’no vazhnykh kachestv psikhologa [Features professionally important qualities of a psychologist]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta — Journal of Shadrinsk State Pedagogical Institute, no. 3 (27), pp. 108–115. (In Russian)
Covey, S. R. (2004) Sem’ navykov vysokoeffektivnykh lyudej. Moshchnye instrumenty razvitiya lichnosti [The 7 habits of highly effective people: Restoring the character ethic]. Moscow: Al’pina Biznes Buks Publ., 530 p. (In Russian)
Goleman, D. (2013) Emotsional’nyj intellekt. Pochemu on mozhet znachit’ bol’she, chem IQ [Emotional intelligence. Why it can matter more than IQ]. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ., 536 p. (In Russian)
Kahneman, D. (2014) Dumaj medlenno… reshaj bystro [Thinking, fast and slow]. Moscow: AST Publ., 653 p. (In Russian)
Lyusin, D. V. (2004) Sovremennye predstavleniya ob emotsional’nom intellekte [Modern ideas about emotional intelligence]. In: D. V. Lyusin, D. V. Ushakov (eds.). Sotsial’nyj intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya [Social Intelligence: Theory, measurement, research]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., pp. 29–36. (In Russian)
Marishchuk, V. L. (1982) Psikhologicheskie osnovy formirovaniya professional’no znachimykh kachestv [Psychological foundations of the formation of professionally significant qualities]. PhD dissertation (Psychology). Leningrad, Pushkin Leningrad State University, 351 p. (In Russian)
Mayer, J., Salovey, P., Caruso, D. (2004) Emotional intelligence: Theory, findings, and implications. Psychological Inquiry, vol. 15, pp. 197–215. https://doi.org/10.1207/s15327965pli1503_02 (In English)
Molchanov, I. (2022) Uspeshnyj rukovoditel’: chto on soboj predstavlyaet? [Successful manager: What is he like?]. [Online]. Available at: http://psyfactor.org/lider4.htm (accessed 12.06.2022). (In Russian)
Nikiforov, G. S. (1996) Nadezhnost’ professional’noj deyatel’nosti [Reliability of professional activity]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., 172 p. (In Russian)
Parfent’ieva, L. (2019) Rabota budushchego: 10 navykov, kotorye budut vostrebovany v 2020 godu [The job of the future: 10 skills that will be in demand in 2020]. [Online]. Available at: http://www.sncmedia.ru/career/rabota-budushchego-10-navykov/ (accessed 11.15.2020). (In Russian)
Peter, L. J., Hull, R. (1969) The Peter principle: Why things always go wrong. New York: Souvenir Press, 179 р. (In English)
Raven, J. (2002) Kompetentnost’ v sovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizatsiya [Competence in modern society: Its identification, development and release]. Moscow: Cogito-Centre Publ., 396 p. (In Russian)
Shchiglinskaya, A. V. (2018) Sravnitel’nyj analiz professional’no vazhnykh kachestv prepodavatelya psikhologii i uchitelya nachal’nykh klassov [Comparative analysis of professionally important qualities of a psychology teacher and a primary school teacher]. In: Aktual’nye voprosy psikhologii razvitiya i formirovaniya lichnosti: metodologiya, teoriya i praktika: sbornik materialov Vserossiiskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Topical issues of psychology of personality development and formation: Methodology, theory and practice: Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg: Pushkin Leningrad State University Publ., pp. 160–164. (In Russian)
Shingaev, S. M. (2007) Psikhologo-akmeologicheskij podkhod k formirovaniyu stressoustojchivosti menedzherov [Psychological-acmeological approach to the formation of stress resistance of managers]. Akmeologiya, no. 4 (24), pp. 94–105. (In Russian)
Shingaev, S. M. (2013) Zdorov’e v strukture professional’no vazhnykh kachestv menedzhera [Health in the structure of professionally important qualities of a manager]. In: A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko (eds.). Chelovek, sub’ekt, lichnost’ v sovremennoj psikhologii. Materialy Mezhdunarodnoj konferentsii, posvyashchennoj 80-letiyu A. V. Brushlinskogo. T. 2 [Man, subject, personality in modern psychology. Materials of the International Conference dedicated to the 80th anniversary of A. V. Brushlinsky. Vol. 2]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., pp. 489–492. (In Russian)
Simonov, P. V. (1981) Emotsional’nyj mozg [Emotional brain]. Moscow: Nauka Publ., 216 p. (In Russian)
Woodcock, M., Francis, D. (1991) Raskreposhchennyj menedzher. Dlya rukovoditelya–praktika [The unblocked manager. A practical guide to self-development]. Moscow: Delo Publ., 230 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Сергей Михайлович Шингаев, Андрей Иванович Худяков, Сергей Борисович Пашкин
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.