Психологическая оценка программ обучения, направленных на сохранение и укрепление профессионального здоровья менеджеров
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-329-338Ключевые слова:
профессиональное здоровье менеджеров, стресс-менеджмент, программа, тренинг, оценка эффективности, анкетаАннотация
Введение. Актуальным вопросом реализации разнообразных программ остается оценка их эффективности. На примере программ сохранения и укрепления профессионального здоровья менеджеров в статье рассматривается проблема оценки эффективности обучающих программ с опорой на объективные и субъективные данные. В качестве объективных критериев выступают медицинские показатели (уровень заболеваемости, выявляемость хронических заболеваний, срок временной нетрудоспособности). Приводятся критерии эффективности краткосрочного обучения (тренингов, семинаров, коуч-сессий) по А. К. Марковой и С. И. Макшанову. Автором предлагается анализировать два аспекта: оценивание процесса тренинга и оценивание результатов тренинга, при этом отдельно рассматривать оценки, даваемые участниками тренинга (сотрудниками организации) и руководителями организации (заказчиками программы обучения). При разработке системы оценки эффективности программы обучения предлагается опираться на следующие методологические основы: 1) четырехуровневую модель Д. Киркпатрика; 2) возврат на инвестиции (Return on Investment – ROI) — подход Д. Филипса; 3) методики (анкеты, тесты и т. д.). Приводится описание четырехуровневой модели Д. Киркпатрика для оценки эффективности программы обучения «Стресс-менеджмент»: планирование оценки, сбор и анализ данных, создание отчета о результатах.
Материалы и методы. Для оценки эффективности обучения применяются такие методики, как: анкета на отношение к тренингу (ожидания от программы, основные сложности на работе, с которыми сталкиваются участники и которые связаны с умением управлять стрессом); тесты для оценки уровня знаний (используются до и после тренинга); самооценочные формы по поведенческим референтам; ассесмент для оценки уровня развития компетенции «Умение управлять стрессом, стрессоустойчивость»; форма «Контроль качества обучения».
Результаты исследования. Опираясь на результаты собственных исследований и опыт проведения программ по стресс-менеджменту (2007–2020 гг.), автор выделяет наиболее эффективные инструменты и техники управления стрессом: дыхательные техники; офисная йога, физические упражнения; поиск позитивного в ситуации, позитивные мысли, рефрейминг. Каждый третий участник программы отметил важность понимания психофизиологических механизмов стресса, знание модели стресса.
Заключение. Реализация программ по стресс-менеджменту показывает, что прохождение обучения и приобретенные на тренингах навыки напрямую связаны с профессиональным здоровьем менеджеров и отражаются на выполнении ими прямых функциональных обязанностей.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Дроздов, И. Н. (2019) Бизнес-тренинг для персонала предпринимательских организаций: формы, возможности, ограничения, оценка эффективности. Лидерство и менеджмент, т. 6, № 3, с. 323–334. https://doi.org/10.18334/lim.6.3.40982
Макаренко, А. (2021) Будьте здоровы! Переживет ли health management кризисные времена. Психология и бизнес. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psycho.ru/library/3106 (дата обращения 24.04.2021).
Макшанов, С. И. (1993) Профессиональный тренинг. В кн.: Г. С. Никифоров (ред.). Психология профессиональной подготовки. СПб.: Изд-во СПбГУ, с. 44–81.
Маркова, А. К. (1996) Психология профессионализма. М.: Знание, 308 с.
Рыбалко, А. В., Ганич, Л. В. (2019) Оценка эффективности тренинга в организации. В кн.: Е. Г. Кошелева (ред.). Географические и экономические исследования в контексте устойчивого развития государства и региона. Материалы международной научно-практической конференции 31 октября — 1 ноября 2019 г. Донецк: Изд-во Донецкого национального университета, с. 248–250.
Шингаев, С. М. (2014) Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. СПб., СПбГУ, 573 с.
Serhat, K. (2018) Kirkpatrick model: Four levels of learning evaluation. Educational technology. [Online]. Available at: https://educationaltechnology.net/kirkpatrick-model-four-levels-learning-evaluation/ (accessed 24.04.2021).
REFERENCES
Drozdov, I. N. (2019) Biznes-trening dlya personala predprinimatel’skikh organizatsij: formy, vozmozhnosti, ogranicheniya, otsenka effektivnosti [Business training for personnel of entrepreneurial organizations: Forms, opportunities, limitations, performance evaluation]. Liderstvo i menedzhment — Leadership and Management, vol. 6, no. 3, pp. 323–334. https://doi.org/10.18334/lim.6.3.40982 (In Russian)
Makarenko, A. (2021) Bud’te zdorovy! Perezhivet li health management krizisnye vremena [Be healthy! Will healt management the crisis times?] Psikhologiya i biznes. [Online]. Available at: http://www.psycho.ru/library/3106 (accessed 24.04.2021). (In Russian)
Makshanov, S. I. (1993) Professional’nyj trening [Professional training]. In: G. S. Nikiforov (ed.). Psikhologiya professional’noj podgotovki [Psychology of vocational training]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 44–81. (In Russian)
Markova, A. K. (1996) Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: Znanie Publ., 308 p. (In Russian)
Rybalko, A. V., Ganich, L. V. (2019) Otsenka effektivnosti treninga v organizatsii [Evaluating the effectiveness of training in the organization]. In: E. G. Kosheleva (ed.). Geograficheskie i ekonomicheskie issledovaniya v kontekste ustojchivogo razvitiya gosudarstva i regiona. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 31 oktyabrya — 1 noyabrya 2019 g. [Geographic and economic research in the context of sustainable development of the state and region. Proceedings of the international scientific and practical conference 31 October — 1 November, 2019]. Donetsk: Donetsk National University Publ., pp. 248–250. (In Russian)
Serhat, K. (2018) Kirkpatrick model: Four levels of learning evaluation. Educational technology. [Online]. Available at: https://educationaltechnology.net/kirkpatrick-model-four-levels-learning-evaluation/ (accessed 24.04.2021). (In English)
Shingaev, S. M. (2014) Psikhologicheskoe obespechenie professional’nogo zdorov’ya menedzherov [Psychological support of professional health of managers]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 573 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Сергей Михайлович Шингаев
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.