Современные исследования психологического благополучия субъектов образования
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-3-288-299Ключевые слова:
психологическое благополучие, субъекты образования, учащиеся, педагоги, общеобразовательные организацииАннотация
Введение. Проблема психологического благополучия личности в последние годы становится все более популярной. Это связано с тем, что в современном обществе благополучие превратилось в значимую социальную и личную ценность. При этом в отличие от других видов благополучия психологическое благополучие является одновременно и целью, и средством для достижения других целей (в частности, улучшения функционирования в рамках практически любой деятельности). В связи с этим изучение проблемы благополучия не могло не затронуть и участников образовательного процесса. В настоящее время появляется все больше эмпирических исследований психологического благополучия субъектов образования (в наибольшей степени — учащихся). Однако на данный момент очень мало обобщений результатов подобных исследований. Это затрудняет объективную оценку состояния проблемы, что, в свою очередь, существенно усложняет разработку психологических средств формирования и поддержания психологического благополучия участников образовательных отношений. Однако результаты исследования психологического благополучия довольно быстро «устаревают», в связи с чем необходимо осуществлять периодическую систематизацию результатов актуальных исследований.
Материалы и методы. В данной статье представлен обзор публикаций, посвященных исследованиям психологического благополучия учащихся и педагогов общеобразовательных организаций.
Результаты исследования. В статье обсуждаются результаты эмпирических исследований, посвященных психологическому благополучию основных субъектов образования — учащихся и педагогов. На основании их анализа сделан вывод о в целом неоптимальном состоянии данной проблемы: многие участники образовательных отношений балансируют на грани психологического благополучия и неблагополучия. Также перечислены специально разработанные для системы образования методики диагностики психологического благополучия, которые могут быть использованы в практических и исследовательских целях.
Заключение. На основании анализа современных исследований показано, что изученность проблемы психологического благополучия субъектов образования явно недостаточна. Многие важнейшие вопросы остались за рамками исследований (в частности, структура психологического благополучия учеников и педагогов, его роль в учебной и профессионально-педагогической деятельности, наиболее важные факторы и т. п.). Это обстоятельство существенно затрудняет разработку практического инструментария и системы психологического сопровождения педагогов и учащихся, что могло бы существенно повысить качество их деятельности и жизни в целом.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Андреева, А. Д., Москвитина, О. А. (2019) Психологическое благополучие учащихся 1–5-х классов в контексте современной социальной ситуации. Вопросы образования, № 3, с. 203–222. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-203-223
Ахрямкина, Т. А., Чаус, И. Н. (2012) Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде. Самара: Изд-во Самарского филиала МГПУ, 104 с.
Братчикова, Ю. В. (сост.). (2013) Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве. Сборник научных статей. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 143 с.
Вартанова, И. И. (2020) Эмоциональное отношение к школе и самоотношение старшеклассников различного пола и возраста. Психологическая наука и образование, т. 25, № 3, с. 40–48. https://doi.org/10.17759/pse.2020250304
Воронина, А. В. (2002) Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Томск, Томский Государственный Университет, 220 с.
Галашева, О. С., Головей, Л. А. (2023) Повседневный стресс и психологическое благополучие мальчиков и девочек подросткового возраста. Психология человека в образовании, т. 5, № 4, с. 500–511. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-500-511
Головей, Л. А., Данилова, М. В., Груздева, И. А. (2019) Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению. Психологическая наука и образование, т. 24, № 6, с. 63–73. https://doi.org/10.17759/pse.2019240606
Гордеева, Т. О., Сычев, О. А. (2023) От чего зависит психологическое благополучие российских подростков: Анализ результатов PISA 2018. Сибирский психологический журнал, № 88, с. 85–104. https://doi.org/10.17223/17267080/88/5
Гордеева, Т. О., Сычев, О. А., Лункина, М. В. (2019) Школьное благополучие младших школьников: Мотивационные и образовательные предикторы. Психологическая наука и образование, т. 24, № 3, с. 32–42. https://doi.org/10.17759/pse.2019240303
Дубровина, И. В. (2023) Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. М.: Юрайт, 180 с.
Елисеева, О. А. (2011) Субъективное благополучие подростков в образовательных средах с разным уровнем психологической безопасности. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный психолого-педагогический университет, 23 с.
Заусенко, И. В. (2012) Личностные детерминанты психологического благополучия педагога. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 23 с.
Канонир, Т. Н. (2019) Субъективное благополучие в школе и отношения с одноклассниками у учащихся начальной школы с разным уровнем учебных достижений. Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 16, № 2, с. 378–390. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-2-378-390
Канонир, Т. Н., Куликова, А. А., Орел, Е. А. (2020) Лонгитюдное исследование субъективного благополучия в школе у учащихся младших классов. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, № 4 (158), с. 461–479. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.921
Канонир, Т. Н., Куликова, А. А., Орел, Е. А. (2024) Измерение благополучия в образовании. В кн.: Т. Н. Канонир, А. И. Савенков (ред.). Благополучие в образовании: Современные исследования. М.: НИУ ВШЭ, с. 221–235.
Канонир, Т. Н., Савенков, А. И. (ред.). (2024) Благополучие в образовании: Современные исследования. М.: НИУ ВШЭ, 240 с.
Коршунова, О. В., Солдатова, Г. В. (2020) Психологическое благополучие педагогов общеобразовательных организаций. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, № 8 (186), с. 382–386. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p382-386
Лактионова, Е. Б., Орлова, А. В., Кондакова, И. В., Тузова, А. С. (2023) Отношение к образовательной среде и психологическое благополучие учащихся специализированных и общеобразовательных школ. Педагогический ИМИДЖ, т. 14, № 3 (48), с. 500–515. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2020-14-3-500-515
Лункина, М. В. (2021) Основания самоуважения как фактор психологического благополучия и мотивации учебной деятельности подростков. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., МГУ, 33 с.
Михайлина, М. Ю., Нелюбова, Я. К. (2017) Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально опасном положении. Саратов: Саратовский областной институт развития образования, 62 с.
Полякова, О. Б. (2013) Профессиональные деформации личности: понятие, структура, диагностика, особенности. М.: Московский психолого-социальный университет, 266 с.
Пузько, В. И., Чернявская, В. С. (2017) Психологическое благополучие и стратегии совладающего поведения у старшеклассников. Мир науки, культуры, образования, № 1 (62), с. 269–273. EDN: XXJPSV
Солдатова, Г. В. (2021) Психологическое благополучие личности в системе образования. СПб.: Изд-во СПб АППО, 78 с.
Ставцев, А. А. (2022) Позитивные качества личности как предиктор психологического благополучия педагогов в профессиональной деятельности (на модели VIA). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Санкт-Петербургский государственный университет, 29 с.
Чикова, О. М., Панферова, О. В. (2016) Психические состояния старших школьников. В кн.: Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции 10 февраля 2016 г. Вып. 3. Новосибирск: Инновационный центр развития образования и науки, с. 217–219.
REFERENCES
Akhryamkina, T. A., Chaus, I. N. (eds.). (2012) Psikhologicheskoe blagopoluchie uchashchikhsya v obrazovatel’noj srede [Psychological well-being of students in an educational environment]. Samara: Samara Campus of the Moscow city university Publ., 104 p. (In Russian)
Andreeva, A. D., Moskvitina, O. A. (2019) Psikhologicheskoe blagopoluchie uchashchikhsya 1–5-kh klassov v kontekste sovremennoj sotsial’noj situatsii [Psychological well-being in first- to fifth-grades in the context of contemporary social situation of development]. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies Moscow, no. 3, pp. 203–222. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-203-223 (In Russian)
Bratchikova, Yu. V. (comp.). (2013) Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti v sovremennom obrazovatel’nom prostranstve. Sbornik nauchnykh statej [Psychological well-being of the individual in the modern educational space. Collection of scientific articles]. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University Publ., 143 p. (In Russian)
Chikova, O. M., Panferova, O. V. (2016) Psikhicheskie sostoyaniya starshikh shkol’nikov [Mental states of high school students]. In: Aktual’nye problemy sovremennoj pedagogiki i psikhologii v Rossii i za rubezhom. Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 10 fevralya 2016 g. Vyp. 3 [Current problems of modern pedagogy and psychology in Russia and abroad. Collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference on February 10, 2016. Iss. 3]. Novosibirsk: Innovative Development Center of Education and Science Publ., pp. 217–219. (In Russian)
Dubrovina, I. V. (2023) Psikhologicheskoe blagopoluchie shkol’nikov v sisteme sovremennogo obrazovaniya [Psychological well-being of schoolchildren in the modern education system]. Moscow: Yurajt Publ., 180 p. (In Russian)
Eliseeva, O. A. (2011) Sub’ektivnoe blagopoluchie podrostkov v obrazovatel’nykh sredakh s raznym urovnem psikhologicheskoj bezopasnosti [Subjective well-being of adolescents in educational environments with different levels of psychological security]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State University of Psychology & Education, 23 p. (In Russian)
Galasheva, O. S., Golovey, L. A. (2023) Povsednevnyj stress i psikhologicheskoe blagopoluchie mal’chikov i devochek podrostkovogo vozrasta [Everyday stress and psychological well-being of male and female adolescents]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 5, no. 4, pp. 500–511. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-500-511 (In Russian)
Golovey, L. A., Danilova, M. V., Gruzdeva, I. A. (2019) Psikhoemotsional’noe blagopoluchie starsheklassnikov v svyazi s gotovnost’yu k professional’nomu samoopredeleniyu [Psycho-emotional well-being of high school students in relation to their readiness for professional self-determination]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 24, no. 6, pp. 63–73. https://doi.org/10.17759/pse.2019240606 (In Russian)
Gordeeva, T. O., Sychev, O. A. (2023) Ot chego zavisit psikhologicheskoe blagopoluchie rossijskikh podrostkov: Analiz rezul’tatov PISA 2018 [What determines the psychological well-being of Russian adolescents: Analysis of PISA 2018 results]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal — Siberian psychological journal, no. 88, pp. 85–104. https://doi.org/10.17223/17267080/88/5 (In Russian)
Gordeeva, T. O., Sychev, O. A., Lunkina, M. V. (2019) Shkol’noe blagopoluchie mladshikh shkol’nikov: Motivatsionnye i obrazovatel’nye prediktory [School well-being of primary school children: Motivational and educational predictors]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 24, no 3, pp. 32–42. https://doi.org/10.17759/pse.2019240303 (In Russian)
Kanonir, T. N. (2019) Sub’ektivnoe blagopoluchie v shkole i otnosheniya s odnoklassnikami u uchashchikhsya nachal’noj shkoly s raznym urovnem uchebnykh dostizhenij [Subjective well-being of primary school students with different achievement levels]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 16, no. 2, pp. 378–390. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-2-378-390 (In Russian)
Kanonir, T. N., Kulikova, A. A., Orel, E. A. (2020) Longityudnoe issledovanie sub’ektivnogo blagopoluchiya v shkole u uchashchikhsya mladshikh klassov [Longitudinal study of school-related subjective well-being among primary school students]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny — Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, no. 4 (158), pp. 461–479. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.921 (In Russian)
Kanonir, T. N., Kulikova, A. A., Orel, E. A. (2024) Izmerenie blagopoluchiya v obrazovanii [Measuring well-being in education]. In: T. N. Kanonir, A. I. Savenkov (eds.). Blagopoluchie v obrazovanii: sovremennye issledovaniya [Well-being in education: Modern research]. Moscow: HSE University Publ., pp. 221–235. (In Russian)
Kanonir, T. N., Savenkov, A. I. (eds.). (2024) Blagopoluchie v obrazovanii: Sovremennye issledovaniya [Well-being in education: Modern research]. Moscow: HSE University Publ., 240 p. (In Russian)
Korshunova, O. V., Soldatova, G. V. (2020) Psikhologicheskoe blagopoluchie pedagogov obshcheobrazovatel’nykh organizatsij [Psychological well-being of teachers of educational organizations]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, no. 8 (186), pp. 382–386. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p382-386 (In Russian)
Laktionova, E. B., Orlova, A. V., Kondakova, I. V., Tuzova, A. S. (2023) Otnoshenie k obrazovatel’noj srede i psikhologicheskoe blagopoluchie uchashchikhsya spetsializirovannykh i obshcheobrazovatel’nykh shkol [An attitude of students in specialized and secondary schools to the educational environment and their psychological well-being]. Pedagogicheskij IMIDZh — Pedagogical IMAGE, vol. 14, no. 3 (48), pp. 500–515. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2020-14-3-500-515 (In Russian)
Lunkina, M. V. (2021) Osnovaniya samouvazheniya kak faktor psikhologicheskogo blagopoluchiya i motivatsii uchebnoj deyatel’nosti podrostkov [The foundations of self-esteem as a factor of psychological well-being and motivation of educational activities of adolescents]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State University, 33 p. (In Russian)
Mikhajlina, M. Yu., Nelyubova, Ya. K. (2017) Diagnostika emotsional’nogo blagopoluchiya shkol’nikov: Profilakticheskaya rabota s sem’yami v sotsial’no opasnom polozhenii [Diagnostics of emotional well-being of schoolchildren: Preventive work with families in a socially dangerous situation]. Saratov: Saratov Regional Institute of Education Development Publ., 62 p. (In Russian)
Polyakova, O. B. (2013) Professional’nye deformatsii lichnosti: Ponyatie, struktura, diagnostika, osobennosti [Professional personality deformations: Concept, structure, diagnosis, features]. Moscow: Moscow Psychological and Social University Publ., 266 p. (In Russian)
Puzko, V. I., Chernyavskaya, V. S. (2017) Psikhologicheskoe blagopoluchie i strategii sovladayushchego povedeniya u strasheklassnikov [Psychological well-being and strategies of coping behavior in high school students]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, no. 1 (62), pp. 269–273. EDN: XXJPSV (In Russian)
Soldatova, G. V. (2021) Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti v sisteme obrazovaniya [Psychological well-being of the individual in the education system]. Saint Petersburg: Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education Publ., 78 p. (In Russian)
Stavtsev, A. A. (2022) Pozitivnye kachestva lichnosti kak prediktor psikhologicheskogo blagopoluchiya pedagogov v professional’noj deyatel’nosti (na modeli VIA) [Positive personality traits as a predictor of psychological well-being of teachers in their professional activities (using the VIA model)]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 29 p. (In Russian)
Vartanova, I. I. (2020) Emotsional’noe otnoshenie k shkole i samootnoshenie starsheklassnikov razlichnogo pola i vozrasta [Emotional attitude to school and self-attitude of high school students of different sex and ages]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 25, no. 3, pp. 40–48. https://doi.org/10.17759/pse.2020250304 (In Russian)
Voronina, A. V. (2002) Otsenka psikhologicheskogo blagopoluchiya shkol’nikov v sisteme profilakticheskoj i korrektsionnoj raboty psikhologicheskoj sluzhby [Assessment of the psychological well-being of schoolchildren in the system of preventive and correctional work of the psychological service]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Tomsk, Tomsk State University, 220 p. (In Russian)
Zausenko, I. V. (2012) Lichnostnye determinanty psikhologicheskogo blagopoluchiya pedagoga [Personal determinants of a teacher’s psychological well-being]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University, 23 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Галина Викторовна Солдатова, Сергей Михайлович Шингаев
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.