Методологические и теоретические основания психолого-педагогического обеспечения профессионально- личностного развития педагогов в отечественной системе дополнительного профессионального образования
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-1-88-97Ключевые слова:
готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическое обеспечение, ресурсы профессионально-личностного развития, компоненты психолого-педагогического обеспечения профессионально-личностного развития, педагогиАннотация
Введение. Проблема профессионального и личностного развития современного человека на всех ступенях его профессионального обучения и этапах профессиональной деятельности всегда была актуальной и практически значимой. Особенно актуальной она становится в современных динамично изменяющихся социально-экономических условиях. Одновременно следует признать, что, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных вопросам деятельности педагогов, в прямой постановке вопросы психолого-педагогического обеспечения их профессионально-личностного развития в системе дополнительного профессионального образования пока не поднимались в отечественной науке.
Материалы и методы. В статье рассмотрены методологические и теоретические положения, лежащие в основе замысла, целеполагания, определения компонентов, выбора методов и форм для разработки на основе системного подхода модели психолого-педагогического обеспечения профессионально- личностного развития педагогических работников.
Результаты исследования. В статье обсуждаются результаты эмпирических исследований, посвященных методологическим и теоретическим положениям, выступающим основой для разработки и апробации системы психолого-педагогического обеспечения профессионально-личностного развития педагогов в системе дополнительного профессионального образования. В качестве основных компонентов предлагаются: а) диагностика, анализ и оценка актуального состояния профессиональной и личностной готовности педагогов к осуществлению профессиональной деятельности; б) использование мотивационного потенциала учебных занятий при прохождении педагогами курсов повышения квалификации; в) создание материальных и социально-психологических условий профессионально-личностного развития; г) индивидуальные психолого-педагогические воздействия на педагогов по формированию у них мотивации профессиональной деятельности и профессионально-личностного развития; д) стимулирование самосовершенствования профессиональной деятельности; е) поддержание личностных ресурсов педагогов, позволяющих на достаточном уровне реагировать на быстро изменяющуюся профессиональную среду; ж) анализ и оценка результативности и эффективности реализации данных компонентов.
Заключение. На основании анализа ряда работ показано, что рассматриваемая проблема явно недостаточно изучена. Приводится обоснование разработки и апробации системы психолого- педагогического обеспечения профессионально-личностного развития педагогических работников в системе дополнительного профессионального образования.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Анзорова, А. У. (2023) Комплексное сопровождение непрерывного профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций в дополнительном профессиональном образовании. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Грозный, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, 28 с.
Балганова, Е. В. (2018) Понятие педагогическое обеспечение образовательного процесса. Меридиан, № 3 (14), с. 26–28. EDN: YXOOLL
Бероева, Е. А. (2020) Развитие профессиональной компетентности преподавателя в дополнительном профессиональном образовании. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 24 с.
Брылева, У. В. (2014) Психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Самара, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, 22 с.
Глазова, Я. А. (2015) К вопросу понимания сущности категории «Педагогическое обеспечение формирования личности». Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, т. 21, № 2, с. 194–196. EDN: UHHDLV
Ежак, Е. В. (2017) Психологическое обеспечение профессионального развития педагога в условиях рисков современного образования. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. Ростов- на-Дону, Южный федеральный университет, 315 с.
Кирилова, С. А. (2020) Диагностика и формирование готовности обучающихся к профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского, 90 с.
Кузьмина, Н. В., Григорьева, Е. А., Якунин, В. А. и др. (ред.). (2002) Методы системного педагогического исследования. М.: Народное образование, 208 с.
Мелетичев, В. В. (2019) Мотивационное обеспечение профессионального развития педагога как система. Непрерывное образование в Санкт-Петербурге, № 1 (9), с. 53–60. EDN: POOARF
Мелетичев, В. В., Шингаев, С. М. (2014) Мотивация профессиональной деятельности и профессиональное выгорание педагогов: теория, диагностика, взаимосвязь, профилактика. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского, 100 с.
Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. (ред.). (2009) Большой психологический словарь. 4-е изд. М.; СПб.: АСТ; Прайм-Еврознак, 811 с.
Митина, Л. М. (1994) Учитель как личность и профессионал: психологические проблемы. М.: Дело, 215 с.
Митина, Л. М. (2015) Психологические закономерности целостной профессиональной эволюции человека. Российский научный журнал, № 2 (45), с. 144–160. EDN: TYQURX
Никитовская, Г. В. (2019) Формирование управленческой компетентности будущего педагога в дополнительном профессиональном образовании. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. М., Московский педагогический государственный университет, 24 с.
Тимонин, А. И. (2008) Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета. Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук. Кострома, Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, 418 с.
Улитко, В. В. (2023) Сопровождение профессионального развития учителя начальных классов в системе дополнительного образования. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. М., Институт стратегии развития образования, 31 с.
Филиппова, Н. М. (2007) Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Кострома, Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, 24 с.
Шингаев, С. М. (2019) Профессиональное здоровье педагогов: теория и практика. В кн.: В. М. Голянич (ред.). Психологическое здоровье и технологии здоровьесбережения в современной образовательной среде. СПб.: Научно-информационный центр АРТ, с. 46–62.
Шингаев, С. М., Мелетичев, В. В., Думчева, А. Г., Кирилова, С. А. (2021) Промежуточный отчет по результатам научно-исследовательской работы «Психолого-педагогическое обеспечение профессионально- личностного развития педагогов в системе дополнительного профессионального образования». СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского. [Электронный ресурс]. URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/otchet2021.pdf (дата обращения 28.06.2024).
REFERENCES
Anzorova, A. U. (2023) Kompleksnoe soprovozhdenie nepreryvnogo professional’nogo razvitiya rukovoditelej obshcheobrazovatel’nykh organizatsij v dopolnitel’nom professional’nom obrazovanii [Comprehensive support for the continuous professional development of heads of general education organizations in additional professional education]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Grozny, Kadyrov Chechen State University, 28 p. (In Russian)
Balganova, E. V. (2018) Ponyatie pedagogicheskoe obespechenie obrazovatel’nogo protsessa [The concept of pedagogical support of the educational process]. Meridian, no. 3 (14), pp. 26–28. (In Russian)
Beroeva, E. A. (2020) Razvitie professional’noj kompetentnosti prepodavatelya v dopolnitel’nom professional’nom obrazovanii [Development of professional competence of a teacher in additional professional education]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Orenburg, Orenburg State Pedagogical University, 24 p. (In Russian)
Bryleva, U. V. (2014) Psikhologicheskaya podderzhka professional’no-lichnostnogo razvitiya pedagoga v usloviyakh innovatsionnogo obrazovaniya [Psychological support for professional and personal development of a teacher in the context of innovative education]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Samara, Volga Region State Academy of Social Sciences and Humanities, 22 p. (In Russian)
Ezhak, E. V. (2017) Psikhologicheskoe obespechenie professional’nogo razvitiya pedagoga v usloviyakh riskov sovremennogo obrazovaniya [Psychological support for the professional development of a teacher in the context of risks of modern education]. PhD dissertation (Psychology). Rostov-on-Don, Southern Federal University, 315 p. (In Russian)
Filippova, N. M. (2007) Pedagogicheskoe obespechenie obshchestvennoj samoorganizatsii uchashchejsya molodezhi [Pedagogical support of public self-organization of students]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Kostroma, Kostroma State University named after N. A. Nekrasov, 24 p. (In Russian)
Glazova, Ya. A. (2015) K voprosu ponimaniya sushchnosti kategorii “Pedagogicheskoe obespechenie formirovaniya lichnosti” [On the question of the understanding of the category of “Pedagogic maintenance of identity formation”]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial’naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika — Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social Work. Juvenology. Sociokinetics, vol. 21, no. 2, pp. 194–196. (In Russian)
Kirilova, S. A. (2020) Diagnostika i formirovanie gotovnosti obuchayushchikhsya k professional’noj deyatel’nosti [Diagnostics and formation of students’ readiness for professional activity]. Saint Petersburg: Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education named after K. D. Ushinsky Publ., 90 p. (In Russian)
Kuz’mina, N. V., Grigor’eva, E. A., Yakunin, V. A. et al. (eds.). (2002) Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya [Methods of systematic pedagogical research]. Moscow: Narodnoe obrazovanie Publ., 208 p. (In Russian)
Meletichev, V. V. (2019) Motivatsionnoe obespechenie professional’nogo razvitiya pedagoga kak sistema [Motivational support for the teacher professional development as a system]. Nepreryvnoe obrazovanie v Sankt-Peterburge, no. 1 (9), pp. 53–60. (In Russian)
Meletichev, V. V., Shingaev, S. M. (2014) Motivatsiya professional’noj deyatel’nosti i professional’noe vygoranie pedagogov: teoriya, diagnostika, vzaimosvyaz’, profilaktika [Motivation of professional activity and professional burnout of teachers: Theory, diagnosis, interrelation, prevention]. Saint Petersburg: Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education named after K. D. Ushinsky Publ., 100 p. (In Russian)
Meshcheryakov, B. G., Zinchenko, V. P. (eds.). (2009) Bol’shoj psikhologicheskij slovar’ [A large psychological dictionary]. 4th ed. Moscow; Saint Petersburg: AST Publ.; Prajm-Evroznak Publ., 811 p. (In Russian)
Mitina, L. M. (1994) Uchitel’ kak lichnost’ i professional [Teacher as a person and a professional]. Moscow: Delo Publ., 215 p. (In Russian)
Mitina, L. M. (2015) Psikhologicheskie zakonomernosti tselostnoj professional’noj evolyutsii cheloveka [Psychological regularities holistic professional human evolution]. Rossijskij nauchnyj zhurnal — Russian Scientific Journal, no. 2 (45), pp. 144–160. (In Russian)
Nikitovskaya, G. V. (2019) Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti budushchego pedagoga v dopolnitel’nom professional’nom obrazovanii [Formation of managerial competence of a future teacher in additional professional education]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Moscow State Pedagogical University, 24 p. (In Russian)
Timonin, A. I. (2008) Sotsial’no-pedagogicheskoe obespechenie professional’nogo stanovleniya studentov gumanitarnykh fakul’tetov universiteta [Socio-pedagogical support for the professional development of students of the humanities faculties of the University]. PhD dissertation (Pedagogy). Kostroma, Nekrasov Kostroma State University, 418 p. (In Russian)
Shingaev, S. M. (2019) Professional’noe zdorov’e pedagogov: teoriya i praktika [Professional health of teachers: Theory and practice]. In: V. M. Golyanich (ed.). Psikhologicheskoe zdorov’e i tekhnologii zdorov’esberezheniya v sovremennoj obrazovatel’noj srede [Psychological health and health-saving technologies in the modern educational environment]. Saint Petersburg: Nauchno-informatsionnyj tsentr ART Publ., pp. 46–62. (In Russian)
Shingaev, S. M., Meletichev, V. V., Dumcheva, A. G., Kirilova, S. A. (2021) Promezhutochnyj otchet po rezul’tatam nauchno-issledovatel’skoj raboty “Psikhologo-pedagogicheskoe obespechenie professional’no-lichnostnogo razvitiya pedagogov v sisteme dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya” [Interim report on the results of the research work “Psychological and pedagogical support for the professional and personal development of teachers in the system of additional professional education”]. Saint Petersburg: Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education named after K. D. Ushinsky Publ. [Online]. Available at: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/otchet2021.pdf (accessed 28.06.2024). (In Russian)
Ulitko, V. V. (2023) Soprovozhdenie professional’nogo razvitiya uchitelya nachal’nykh klassov v sisteme dopolnitel’nogo obrazovaniya [Support for the professional development of primary school teachers in the system of additional education]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Institute for Strategy of Educational Development, 31 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вадим Владимирович Мелетичев, Сергей Михайлович Шингаев, Светлана Анатольевна Кирилова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.