Психологическая оценка программ обучения, направленных на сохранение и укрепление профессионального здоровья менеджеров

Авторы

  • Сергей Михайлович Шингаев Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования https://orcid.org/0000-0001-7546-7375

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-329-338

Ключевые слова:

профессиональное здоровье менеджеров, стресс-менеджмент, программа, тренинг, оценка эффективности, анкета

Аннотация

Введение. Актуальным вопросом реализации разнообразных программ остается оценка их эффективности. На примере программ сохранения и укрепления профессионального здоровья менеджеров в статье рассматривается проблема оценки эффективности обучающих программ с опорой на объективные и субъективные данные. В качестве объективных критериев выступают медицинские показатели (уровень заболеваемости, выявляемость хронических заболеваний, срок временной нетрудоспособности). Приводятся критерии эффективности краткосрочного обучения (тренингов, семинаров, коуч-сессий) по А. К. Марковой и С. И. Макшанову. Автором предлагается анализировать два аспекта: оценивание процесса тренинга и оценивание результатов тренинга, при этом отдельно рассматривать оценки, даваемые участниками тренинга (сотрудниками организации) и руководителями организации (заказчиками программы обучения). При разработке системы оценки эффективности программы обучения предлагается опираться на следующие методологические основы: 1) четырехуровневую модель Д. Киркпатрика; 2) возврат на инвестиции (Return on Investment – ROI) — подход Д. Филипса; 3) методики (анкеты, тесты и т. д.). Приводится описание четырехуровневой модели Д. Киркпатрика для оценки эффективности программы обучения «Стресс-менеджмент»: планирование оценки, сбор и анализ данных, создание отчета о результатах.

Материалы и методы. Для оценки эффективности обучения применяются такие методики, как: анкета на отношение к тренингу (ожидания от программы, основные сложности на работе, с которыми сталкиваются участники и которые связаны с умением управлять стрессом); тесты для оценки уровня знаний (используются до и после тренинга); самооценочные формы по поведенческим референтам; ассесмент для оценки уровня развития компетенции «Умение управлять стрессом, стрессоустойчивость»; форма «Контроль качества обучения».

Результаты исследования. Опираясь на результаты собственных исследований и опыт проведения программ по стресс-менеджменту (2007–2020 гг.), автор выделяет наиболее эффективные инструменты и техники управления стрессом: дыхательные техники; офисная йога, физические упражнения; поиск позитивного в ситуации, позитивные мысли, рефрейминг. Каждый третий участник программы отметил важность понимания психофизиологических механизмов стресса, знание модели стресса.

Заключение. Реализация программ по стресс-менеджменту показывает, что прохождение обучения и приобретенные на тренингах навыки напрямую связаны с профессиональным здоровьем менеджеров и отражаются на выполнении ими прямых функциональных обязанностей.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Дроздов, И. Н. (2019) Бизнес-тренинг для персонала предпринимательских организаций: формы, возможности, ограничения, оценка эффективности. Лидерство и менеджмент, т. 6, № 3, с. 323–334. https://doi.org/10.18334/lim.6.3.40982

Макаренко, А. (2021) Будьте здоровы! Переживет ли health management кризисные времена. Психология и бизнес. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psycho.ru/library/3106 (дата обращения 24.04.2021).

Макшанов, С. И. (1993) Профессиональный тренинг. В кн.: Г. С. Никифоров (ред.). Психология профессиональной подготовки. СПб.: Изд-во СПбГУ, с. 44–81.

Маркова, А. К. (1996) Психология профессионализма. М.: Знание, 308 с.

Рыбалко, А. В., Ганич, Л. В. (2019) Оценка эффективности тренинга в организации. В кн.: Е. Г. Кошелева (ред.). Географические и экономические исследования в контексте устойчивого развития государства и региона. Материалы международной научно-практической конференции 31 октября — 1 ноября 2019 г. Донецк: Изд-во Донецкого национального университета, с. 248–250.

Шингаев, С. М. (2014) Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. СПб., СПбГУ, 573 с.

Serhat, K. (2018) Kirkpatrick model: Four levels of learning evaluation. Educational technology. [Online]. Available at: https://educationaltechnology.net/kirkpatrick-model-four-levels-learning-evaluation/ (accessed 24.04.2021).

REFERENCES

Drozdov, I. N. (2019) Biznes-trening dlya personala predprinimatel’skikh organizatsij: formy, vozmozhnosti, ogranicheniya, otsenka effektivnosti [Business training for personnel of entrepreneurial organizations: Forms, opportunities, limitations, performance evaluation]. Liderstvo i menedzhment — Leadership and Management, vol. 6, no. 3, pp. 323–334. https://doi.org/10.18334/lim.6.3.40982 (In Russian)

Makarenko, A. (2021) Bud’te zdorovy! Perezhivet li health management krizisnye vremena [Be healthy! Will healt management the crisis times?] Psikhologiya i biznes. [Online]. Available at: http://www.psycho.ru/library/3106 (accessed 24.04.2021). (In Russian)

Makshanov, S. I. (1993) Professional’nyj trening [Professional training]. In: G. S. Nikiforov (ed.). Psikhologiya professional’noj podgotovki [Psychology of vocational training]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 44–81. (In Russian)

Markova, A. K. (1996) Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: Znanie Publ., 308 p. (In Russian)

Rybalko, A. V., Ganich, L. V. (2019) Otsenka effektivnosti treninga v organizatsii [Evaluating the effectiveness of training in the organization]. In: E. G. Kosheleva (ed.). Geograficheskie i ekonomicheskie issledovaniya v kontekste ustojchivogo razvitiya gosudarstva i regiona. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 31 oktyabrya — 1 noyabrya 2019 g. [Geographic and economic research in the context of sustainable development of the state and region. Proceedings of the international scientific and practical conference 31 October — 1 November, 2019]. Donetsk: Donetsk National University Publ., pp. 248–250. (In Russian)

Serhat, K. (2018) Kirkpatrick model: Four levels of learning evaluation. Educational technology. [Online]. Available at: https://educationaltechnology.net/kirkpatrick-model-four-levels-learning-evaluation/ (accessed 24.04.2021). (In English)

Shingaev, S. M. (2014) Psikhologicheskoe obespechenie professional’nogo zdorov’ya menedzherov [Psychological support of professional health of managers]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 573 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.09.2021

Выпуск

Раздел

Статьи