Универсальная модель образовательной деятельности по подготовке специалистов высшей квалификации (на примере психолога в сфере образования)

Авторы

  • Владимир Николаевич Панферов Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-3528-3122

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-272-282

Ключевые слова:

психолог в сфере образования, профессиональное образование, профессиональная подготовка, подготовка специалиста, модели образовательной деятельности

Аннотация

Введение. В статье изложены основные идеи модернизации образовательной деятельности по подготовке специалистов высшей квалификации. Они продиктованы потребностью современного российского общества в реформировании системы образования релевантно сложившейся социальной ситуации. Возникшие в России более 30 лет назад рыночные экономические отношения не смогли эффективно интегрироваться в организацию и управление деятельностью вузов, построенных на принципах социалистической модели, что привело к ухудшению состояния отечественного образования из-за гибридизации советской образовательной модели с «болонской системой», заимствовав из обеих наиболее негативные черты. Несовместимость этих систем привела к бюрократизации и блокированию инициатив преподавательского потенциала, к отказу от научных основ проектирования подготовки специалистов высшей квалификации. Научные исследования изменений квалификационных требований в труде к разным профессиям подменяются квазинаучным компетентностным подходом.

Материалы и методы. В статье обозначены проблемы, без решения которых будет затруднительно продвигаться в вопросах производства востребованных знаний и подготовки их носителей (полноценно образованных специалистов) – главного фактора социально-экономического развития общества, страны, государства.

Результаты. В статье рассмотрены узловые проблемы четырех базовых моделей, составляющих универсальный конструкт высшего профессионального образования: а) экономической модели образовательной деятельности (раскрывает направления модернизации системы образовательной деятельности вузов как субъектов изменившихся экономических отношений); б) когнитивной модели интеграции знаний (описывает уровни интеграции знаний и условия их реализации в образовательном процессе); в) поэтапной модели образовательного процесса (характеризует этапы фундаментальной, прикладной и практической подготовки специалистов); г) квалификационной модели специалистов (предлагает введение системы профессиональных разрядов). Конкретизация идей проекта иллюстрируется задачей подготовки психологов для системы образования.

Заключение. Предложенная модель может рассматриваться как эскиз к проекту профессионального образования на новом этапе модернизации системы воспроизводства интеллектуального потенциала общественного развития и становления человека в качестве субъекта профессиональной деятельности.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Афанасенкова, Е. Л., Васягина, Н. Н. (2019) Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности. Педагогическое образование в России, № 2, с. 10–30. https://doi.org/10.26170/po19-02-02

Коржова, Е. Ю., Веселова, Е. К. (2021) Личностная зрелость и профессионализм практического психолога. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, вып. 4, с. 277–283. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-33

Панферов, В. Н. (2015) Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 760 с.

Панферов, В. Н. (2018) Проблемы качества образования и уровней интеграции знаний. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 1, с. 16–23.

Панферов, В. Н., Безгодова, С. А., Микляева, А. В. (2022) Классификация наук и систематизация знаний для проектирования общего и профессионального интегративного образования. Образование и саморазвитие, т. 17, № 2, с. 219–230. https://doi.org/10.26907/esd.17.2.17

Цветкова, Л. А., Волкова, Е. Н., Коржова, Е. Ю., Микляева, А. В. (2017а) Профессиональное становление педагога-психолога: между образовательным и профессиональным стандартом. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, № 10, с. 83–95. EDN: ZWEIDH

Цветкова, Л. А., Волкова, Е. Н., Коржова, Е. Ю., Микляева, А. В. (2017b) К проблеме содержания деятельности психологической службы в различных образовательных организациях. Российский психологический журнал, т. 14, № 4, с. 26–48. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.2

REFERENCES

Afanasenkova, E. L., Vasyagina, N. N. (2019) Samorazvitie i samorealizatsiya pedagogicheskikh rabotnikov v professional’noj deyatel’nosti [Self-development and self-actualization of teachers in professional activities]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 2, pp. 10–30. https://doi.org/10.26170/po19-02-02 (In Russian)

Korjova, E. Yu., Veselova, E. K. (2021) Lichnostnaya zrelost’ i professionalizm prakticheskogo psikhologa [Personal maturity and professionalism of a practice psychologist]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, iss. 4, pp. 277–283. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-33 (In Russian)

Panferov, V. N. (2015) Integral’nyj sintez psikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial’nom vzaimodejstvii [Integral synthesis of human psychology in science, education, and social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 760 p. (In Russian)

Panferov, V. N. (2018) Problemy kachestva obrazovaniya i urovnej integratsii znanij [Problems of education quality and levels of knowledge integration]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, no. 1, pp. 16–23. (In Russian)

Panferov, V. N., Bezgodova, S. A., Miklyaeva, A. V. (2022) Klassifikatsiya nauk i sistematizatsiya znanij dlya proektirovaniya obshchego i professional’nogo integrativnogo obrazovaniya [Classification of sciences and systematization of knowledge for the design of general and professional integrative education]. Obrazovanie i samorazvitie — Education and Self-development, vol. 17, no. 2, pp. 219–230. https://doi.org/10.26907/esd.17.2.17 (In Russian)

Tsvetkova, L. A., Volkova, E. N., Korzhova, E. Yu., Miklyaeva, A. V. (2017a) Professional’noe stanovlenie pedagoga-psikhologa: mezhdu obrazovatel’nym i professional’nym standartom [Professional becoming of educational psychologist: between the educational and professional standard]. Izvestiya Yuzhnogo federal’nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki — News of Southern Federal University. Pedagogical Sciences, no. 10, pp. 83–95. EDN: ZWEIDH (In Russian)

Tsvetkova, L. A., Volkova, E. N., Korzhova, E. Yu., Miklyaeva, A. V. (2017b) K probleme soderzhaniya deyatel’nosti psikhologicheskoj sluzhby v razlichnykh obrazovatel’nykh organizatsiyakh [Psychological service activities in various educational institutions]. Rossijskij psikhologicheskij zhurnal — Russian Psychological Journal, vol. 14, no. 4, pp. 26–48. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.2 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

12.07.2023

Выпуск

Раздел

Статьи