Становление интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей в РГПУ им. А. И. Герцена

Авторы

  • Светлана Викторовна Васильева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-6052-3431
  • Анастасия Владимировна Микляева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-8389-2275
  • Светлана Александровна Безгодова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-5425-7838
  • Юлия Евгеньевна Гусева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-3-222-228

Ключевые слова:

интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей, психологическая подготовка педагогов, профессиональная подготовка психологов, научная (научно- педагогическая) школа В. Н. Панфёрова

Аннотация

В статье описывается история возникновения и развития интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей в РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Зарождение интегративного подхода непосредственно связано с традициями Ленинградской психологической школы Б. Г. Ананьева. Работы В. Н. Панфёрова заложили основу интегративного подхода в психологии человека и нашли отражение в работах его учеников, последователей и единомышленников. Под руководством В. Н. Панфёрова защищено несколько десятков кандидатских и докторских диссертаций. Научная школа В. Н. Панфёрова зародилась в конце 1980-х годов и, пройдя тридцатилетний путь, сформировалась на данный момент не только как научная школа, но и академическая структура подготовки профессиональных кадров (кафедра практической психологии, психолого-педагогический факультет, институт психологии). В русле интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию создана уникальная система профессиональной подготовки студентов, которая является синтезом естественнонаучной и гуманитарной парадигмы. Реализация интегративного подхода в системе образования позволяет подготовить высококвалифицированные кадры.

Основные теоретические положения интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей, являющиеся результатом многолетних научных исследований В. Н. Панфёрова, отражены в монографии «Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии». Основные идеи интегративного подхода отражены в учебных пособиях: «Психология», «Основы психологии человека», «Введение в профессию: психолог», «Методологические основы и проблемы психологии», «Общая психология. Теоретические основы», «Общая психология. Основные психические явления», «Общепсихологический практикум» и др. В настоящее время продолжается активное развитие интегративного подхода. В. Н. Панфёров разрабатывает методологию интегрального синтеза психологических знаний, концептуализируя социальную перцепцию как механизм познания психологии человека в ее целостности, что открывает новые возможности для психологической науки.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Акулова, О. В., Алексеев, А. А. (2004) Примерные программы дисциплин общепрофессиональной подготовки бакалавра образования (для всех направлений педагогического образования, кроме направления «Педагогика») (Федеральный компонент). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 80 с.

Ананьев, Б. Г. (1968) Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 340 с.

Ананьев, Б. Г. (1976) О методах современной психологии. В кн.: А. А. Бодалев (ред.). Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л.: Изд-во Ленинградского университета, с. 13–35.

Волчек, О. Д., Газитуллина, Г. Х., Ермакова, Н. Г. и др. (1995) Программы подготовки практического психолога для системы образования. Вып. 2. СПб.: Образование, 66 с.

Еремеев, Б. А. (1996) Статистические процедуры при психологическом изучении текста. СПб.: Образование, 54 с.

Коржова, Е. Ю. (2006) Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 382 с.

Микляева, А. В. (2014) Психология межвозрастных отношений. М.: Перо, 159 с.

Панфёров, В. Н. (ред.). (2008) Учебно-методические комплексы дисциплин подготовки магистра психологии. Магистерская программа 030 300.68-03 «Социальная психология». СПб.: АНО «ИПП ННЭО», 218 с.

Панфёров, В. Н. (2015) Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 761 с.

Панфёров, В. Н., Безгодова, С. А. (2015) Методология интегрального синтеза в психологической науке. Психологический журнал, т. 36, № 1, с. 20–33.

Панфёров, В. Н., Безгодова, С. А., Васильева, С. В. и др. (2018) Структурная модель психической организации в контексте интегративного подхода к психологии человека. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 187, с. 30–39.

Панфёров, В. Н., Кораблина, Е. П., Захаров, А. И. и др. (1996) Программы учебных дисциплин для подготовки практических психологов высшей квалификации. СПб.: Образование, 222 с.

Панфёров, В. Н., Посохова, С. Т. (1996) Психическая организация человека и ее эмпирическая представленность у младших школьников. В кн.: А. И. Захаров, В. Н. Панфёров, Е. П. Кораблина (ред.). Практическая психология. Методология и методики научных исследований. СПб.: Образование, с. 22–35.

Панфёров, В. Н., Реброва, Н. П., Верещагина, Л. А. и др. (1998) Программы учебных дисциплин для подготовки практических психологов высшей квалификации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 195 с.

Панфёров, В. Н., Семенова, З. Ф., Васильева, С. В и др. (2003) Теоретические основы психологии человека: программа интегративной учебной дисциплины. СПб.: АНО «ИПП ННЭО», 75 с.

Панфёров, В. Н., Терешкин, А. Ф., Еремеев, Б. А. и др. (1992) Психология человека: программа учебной дисциплины. СПб.: Образование, 61 с.

Посохова, С. Т. (2001) Психология адаптирующейся личности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 240 с.

REFERENCES

Akulova, O. V., Alekseev, A. A. (2004) Primernye programmy distsiplin obshcheprofessional’noj podgotovki bakalavra obrazovaniya (dlya vsekh napravlenij pedagogicheskogo obrazovaniya, krome napravleniya “Pedagogika”) (Federal’nyj komponent) [Exemplary programs of disciplines of general professional preparation of a bachelor of education (for all areas of pedagogical education except the direction of “Pedagogy”) (Federal Component)]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 80 p. (In Russian)

Ananiev, B. G. (1968) Chelovek kak predmet poznaniya [Man as the object of cognition]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 340 p. (In Russian)

Ananiev, B. G. (1976) O metodakh sovremennoj psikhologii [On the methods of modern psychology]. In: A. A. Bodalev (ed.). Psikhodiagnosticheskie metody (v kompleksnom longityudnom issledovanii studentov) [Psychodiagnostic methods (in a comprehensive longitudinal study of students)]. Leningrad: Leningrad State University Publ., pp. 13–35. (In Russian)

Eremeev, B. A. (1996) Statisticheskie protsedury pri psikhologicheskom izuchenii teksta [Statistical procedures for the psychological study of the text]. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., 54 p. (In Russian)

Korzhova, E. Yu. (2006) Psikhologiya zhiznennykh orientatsij cheloveka [Psychology of life orientations of a person]. Saint Petersburg: Russian Christian Human Academy Publ., 382 p. (In Russian)

Miklyaeva, A. V. (2014) Psikhologiya mezhvozrastnykh otnoshenij [Psychology of inter-age relationships]. Moscow: Pero Publ., 159 p. (In Russian)

Panferov, V. N. (ed.). (2008) Uchebno-metodicheskie kompleksy distsiplin podgotovki magistra psikhologii. Magisterskaya programma 030 300.68-03 “Sotsial’naya psikhologiya” [Educational and methodical complexes of disciplines for the preparation of a Master of Psychology. Master Program 030 300.68-03 “Social Psychology”]. Saint Petersburg: ANO “IPP NNEO” Publ., 218 p. (In Russian)

Panferov, V. N. (2015) Integral’nyj sintez psikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial’nom vzaimodejstvii [Integral synthesis of human psychology in science, in education, in social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 761 p. (In Russian)

Panferov, V. N., Bezgodova, S. A. (2015) Metodologiya integral’nogo sinteza v psikhologicheskoj nauke [The methodology of integral synthesis in psychological science]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 36, no. 1, pp. 20–33. (In Russian)

Panferov, V. N., Bezgodova, S. A., Vasilyeva, S. V. et al. (2018) Strukturnaya model’ psikhicheskoj organizatsii v kontekste integrativnogo podkhoda k psikhologii cheloveka [A structural model of mental organization in the context of an integrative approach to human psychology]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 187, pp. 30–39. (In Russian)

Panferov, V. N., Korablina, E. P., Zakharov, A. I. et al. (1996) Programmy uchebnykh distsiplin dlya podgotovki prakticheskikh psikhologov vysshej kvalifikatsii [Programs of educational disciplines for the preparation of highly qualified practical psychologists]. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., 222 p. (In Russian)

Panferov, V. N., Posokhova, S. T. (1996) Psikhicheskaya organizatsiya cheloveka i ee empiricheskaya predstavlennost’ u mladshikh shkol’nikov [The psychic organization of a person and its empirical representation among younger students]. In: A. I. Zakharov, V. N. Panferov, E. P. Korablina (ed.). Prakticheskaya psikhologiya. Metodologiya i metodiki nauchnykh issledovanij [Practical psychology. Methodology and research techniques]. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., pp. 22–35. (In Russian)

Panferov, V. N., Rebrova, N. P., Vereshchagina, L. A. et al. (1998) Programmy uchebnykh distsiplin dlya podgotovki prakticheskikh psikhologov vysshej kvalifikatsii [Programs of educational disciplines for the preparation of highly qualified practical psychologists]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 195 p. (In Russian)

Panferov, V. N., Semenova, Z. F., Vasil’eva, S. V. et al. (2003) Teoreticheskie osnovy psikhologii cheloveka: programma integrativnoj uchebnoj distsipliny [Theoretical foundations of human psychology: An integrative academic discipline program]. Saint Petersburg: ANO “IPP NNEO” Publ., 75 p. (In Russian)

Panferov, V. N., Tereshkin, A. F., Eremeev, B. A. et al. (1992) Psikhologiya cheloveka: programma uchebnoj distsipliny [Human psychology: An academic discipline program]. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., 61 p. (In Russian)

Posokhova, S. T. (2001) Psikhologija adaptiruyushchejsya lichnosti [The human phenomenon]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 240 p. (In Russian)

Volchek, O. D., Gazitullina, G. Kh., Ermakova, N. G. et al. (1995) Programmy podgotovki prakticheskogo psikhologa dlya sistemy obrazovaniya [Training programs for a practical psychologist for the education system]. Vol. 2. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., 66 p. (In Russian)

Опубликован

07.10.2019

Выпуск

Раздел

Статьи