Связи зависимости от смартфона белорусских студентов с уверенностью в себе, эмоциональным интеллектом и поведением в конфликтах

Авторы

  • Виктор Павлович Шейнов Республиканский институт высшей школы https://orcid.org/0000-0002-2191-646X
  • Юрий Михайлович Бубнов Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий
  • Владислав Олегович Ермак Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-1-88-100

Ключевые слова:

зависимость от смартфона, эмоциональный интеллект, уверенность в себе, поведение в конфликтных ситуациях, зависимость от социальных сетей, факторы зависимостей, виртуальное пространство, белорусская молодёжь

Аннотация

Введение. Зависимость от смартфона связана с проявлениями психологического неблагополучия: депрессией, тревожностью, стрессом, неудовлетворенностью жизнью, низким самоконтролем. Это предопределяет актуальность изучения зависимости от смартфона. Цель данного исследования — обнаружить связи зависимости от смартфона с уверенностью в себе эмоциональным интеллектом и стилем поведения в конфликтах.

Материалы и методы. Проведен социологический опрос 1634 представителей учащейся молодежи Беларуси (736 юношей, 871 девушка, средневзвешенный показатель возраста — 18,1 лет) и тестирование 265 студентов (148 девушек и 117 юношей). Зависимость от смартфона диагностировалась короткой версией опросника «Шкала зависимости от смартфона» (автор В. П. Шейнов), зависимость от социальных сетей — опросником ЗСС-15 (В. П. Шейнов, А. С. Девицын), уверенность в себе — методикой В. Г. Ромека, эмоциональный интеллект — методикой Н. Холла, типы поведения испытуемых в конфликтах — тестом Томаса — Килманна в адаптации Н. В. Гришиной.

Результаты исследования. Выявлены интенсивность пользования интернетом белорусскими юношами и девушками и их предпочтения в этой сфере. Определен удельный вес интернет-зависимых и «пограничных» пользователей интернета среди белорусской учащейся молодежи методами объективного тестирования, оценки социального окружения и самооценки.

Обнаружены общие для юношей и девушек статистически значимые связи зависимости от смартфона. Отрицательно зависимость от смартфона коррелирует с уверенностью в себе, интегративным показателем эмоционального интеллекта, социальной смелостью, управлением собственными эмоциями, самоменеджментом, распознаванием эмоций других людей. Положительно смартфон- аддикция связана с психологическим состоянием пользователя, коммуникацией, получением информации, а также с потерей контроля над собой, страхом лишиться смартфона и эйфорией от его использования. У юношей выявлена еще и положительная связь зависимости от смартфона со стратегией избегания конфликта.

Заключение. У представителей белорусской молодежи зависимость от смартфона отрицательно связана с рядом положительных качеств, причем обнаружены половые различия в связях зависимости от смартфона, которые исследователями ранее не отмечались. Практическая значимость проведенного исследования: его результаты могут быть использованы психологами и педагогами в разъяснительной работе с учащимися и студентами об опасности чрезмерного увлечения смартфоном.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бубнов, Ю. М. (2021a) Взаимосвязь жизненных ценностей учащейся молодежи и рисков интернет-зависимости. В кн.: А. Н. Данилов (ред.). Социологическая наука и образование: современные вызовы и риски: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти проф. Г. П. Давидюка. Минск: Белорусский государственный университет, с. 39–44.

Бубнов, Ю. М. (2021b) Симптомы компьютерной лудомании у могилевских старшеклассников. В кн.: Гісторыя Магілева: мінулае і сучаснасць: зборнік навуковых артыкулаў удельнікаў ХII Міжнар. навук. канф., 25–26 чэрвеня 2021 г., г. Магілеў. Могилев: Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий, с. 355–362.

Гребень, Н. Ф. (2007) Психологические тесты для профессионалов. Минск: Современная школа, 496 с.

Короленко, Ц. П., Донских, Т. А. (1999) Семь путей к катастрофе. Мозырь: Белый ветер, 238 с.

Лоскутова, В. А. (2004) Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Новосибирск, Новосибирская государственная медицинская академия, 30 с.

Люсин, Д. В. (2004) Современные представления об эмоциональном интеллекте В кн.: Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков (ред.). Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, с. 29–36.

Ромек, В. Г. (1998) Тесты уверенности в себе. В кн.: Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек (ред.). Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов-на-Дону: Ирбис, с. 87–108.

Статистический обзор ко дню молодежи (2021) Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Белстат. [Электронный ресурс]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_reviews/index_41524/?sphrase_id=1849180 (дата обращения 07.09.2022).

Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. (2002) Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 490 c.

Шейнов, В. П. (2020) Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума. Системная психология и социология, № 3 (35), с. 75–84. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2020.35.3.6

Шейнов, В. П. (2021) Короткая версия опросника «Шкала зависимости от смартфона». Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, т. 6, № 1, с. 97–115. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005

Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2021a) Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей. Системная психология и социология, № 2 (38), с. 41–55. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04

Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2021b) Трехфакторная модель зависимости от социальных сетей. Российский психологический журнал, т. 18, № 3, с. 145–158. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.3.10

Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2021c) Факторная структура модели зависимости от смартфона. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, т. 6, № 3 (23), с. 174–197. https://doi.org/10.38098/ipran.sep_2021_23_3_07

Alan, R., Guzel, H. S. (2020) The investigation of the relationship between smartphone addiction, and problem-solving skills and ways of coping with stress. Journal of Psychiatry and Neurological Sciences, vol. 33, pp. 244−253. https://doi.org/10.14744/DAJPNS.2020.00088

Alotaibi, M. S., Fox, M., Coman, R. et al. (2022) Perspectives and experiences of smartphone overuse among university students in Umm Al-Qura University (UQU), Saudi Arabia: A qualitative analysis. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 19, no. 7, article 4397. https://doi.org/10.3390/ijerph19074397

Arrivillaga, C., Rey, L., Extremera, N. (2020) Adolescents’ problematic internet and smartphone use is related to suicide ideation: Does emotional intelligence make a difference? Computers in Human Behavior, vol. 110, article 106375. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106375

Choi, J. E., Seo, E. J., Lee, E. H., Yoo, M. S. (2014) Smartphone addiction, emotional intelligence, and self-control in college students. Journal of Korean Academic Society of Home Health Care Nursing, vol. 21, no. 1, pp. 44–51.

Henning, C., Crane, A. G., Taylor, R. N. et al. (2021) Emotional intelligence: Relevance and implications for addiction. Current Addiction Reports, vol. 8, no. 1, pp. 28–34. https://doi.org/10.1007/s40429-021-00356-w

Lee, J., Sung, M.-J., Song, S.-H. et al. (2018) Psychological factors associated with smartphone addiction in South Korean adolescents. The Journal of Early Adolescent, vol. 38, no. 3, pp. 288–302. https://doi.org/10.1177/0272431616670751

Lee, O. S., Kim, M. J. (2017) The relationship among smartphone addiction, emotional intelligence, critical thinking disposition and communication skill for nursing students. Journal of Digital Convergence, vol. 15, no. 7, pp. 319–328. https://doi.org/10.14400/JDC.2017.15.7.319

Lee, Y.-R., Park, J.-S. (2018) A study on the mediating effect of stress coping strategies in the relationship between emotional empathy and smartphone addiction of university students. Journal of the Korea Convergence Society, vol. 9, no. 2, pp. 323–329. https://doi.org/10.15207/JKCS.2018.9.2.323

Mahapatra, S. (2019) Smartphone addiction and associated consequences: Role of loneliness and self-regulation. Behavior & Information Technology, vol. 38, no. 8, pp. 833–844. https://doi.org/10.1080/0144929X.2018.1560499

Mayer, J. D., Roberts, R. D., Barsade, S. G. (2008) Human abilities: Emotional intelligence. Annual Review of Psychology, vol. 59, pp. 507–536. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.59.103006.093646

Morales Rodríguez, F. M., Lozano, J. M. G., Linares Mingorance, P., Pérez-Mármol, J. M. (2020) Influence of smartphone use on emotional, cognitive and educational dimensions in university students. Sustainability, vol. 12, no. 16, article 6646. https://doi.org/10.3390/su12166646

Park, S. M. A., Kwon, M.-A., Baek, M.-J., Han, N.-R. (2014) Relation between smartphone addiction and interpersonal competence of college students using social network service. The Journal of the Korea Contents Association, vol. 14, no. 5, pp. 289–297. https://doi.org/10.5392/JKCA.2014.14.05.289

Peraman, R., Parasuraman, S. (2016) Mobile phone mania: Arising global threat in public health. Journal of Natural Science, Biology and Medicine, vol. 7, no. 2, pp. 198–200. https://doi.org/10.4103/0976-9668.184712

Shim, J. Y. (2019) Christian spirituality and smartphone addiction in adolescents: A comparison of high-risk, potential-risk, and normal control groups. Journal of Religion and Health, vol. 58, no. 4, pp. 1272–1285. https://doi.org/10.1007/s10943-018-00751-0

Thomas, K. W., Kilmann, R. H. (1974) Thomas—Kilmann conflict mode instrument. New York: XICOM Publ.; Tuxedo Publ., 16 p.

Yoo, J.-E., Kim, S.-J., Hwang, J.-A. (2017) The effect of smartphone usage habits of mothers on aggression and emotional intelligence of young children. Journal of the Korea Academia-Industrial Cooperation Society, vol. 18, no. 1, pp. 325–335. https://doi.org/10.5762/KAIS.2017.18.1.325

REFERENCES

Alan, R., Guzel, H. S. (2020) The investigation of the relationship between smartphone addiction, and problem-solving skills and ways of coping with stress. Journal of Psychiatry and Neurological Sciences, vol. 33, pp. 244−253. https://doi.org/10.14744/DAJPNS.2020.00088 (In English)

Arrivillaga, C., Rey, L., Extremera, N. (2020) Adolescents’ problematic internet and smartphone use is related to suicide ideation: Does emotional intelligence make a difference? Computers in Human Behavior, vol. 110, article 106375. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106375 (In English)

Bubnau, Yu. M. (2021a) Vzaimosvyaz’ zhiznennykh tsennostej uchashchejsya molodezhi i riskov internet-zavisimosti [The relationship between the life values of students and the risks of Internet addiction]. In: A. N. Danilov (ed.). Sotsiologicheskaya nauka i obrazovanie: sovremennye vyzovy i riski: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyashchennoj pamyati prof. G. P. Davidyuka [Sociological science and education: Modern challenges and risks: Materials of the International Scientific-Practical Conference in memory of Prof. G. P. Davidyuk]. Minsk: Belarusian State University Publ., pp. 39–44. (In Russian)

Bubnau, Yu. M. (2021b) Simptomy komp’yuternoj ludomanii u mogilevskikh starsheklassnikov [Symptoms of computer ludomania in Mogilev high school students]. In: Gіstoryya Magіleva: mіnulae і suchasnasts’: zbornіk navukovykh artykulaў udel’nіkaў XII Mіzhnar. navuk. kanf., 25–26 chervenya 2021 g., g. Magіleў [History of Mogilev: Past and present: A collection of scientific articles by members of the 12th International Science Conference, June 25–26, 2021, Mogilev]. Mogilev: Belarusian State University of Food and Chemical Technologies Publ., pp. 355–362. (In Russian)

Choi, J. E., Seo, E. J., Lee, E. H., Yoo, M. S. (2014) Smartphone addiction, emotional intelligence, and self-control in college students. Journal of Korean Academic Society of Home Health Care Nursing, vol. 21, no. 1, pp. 44–51. (In English)

Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V., Manujlov, G. M. (2002) Sotsial’no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. Moscow: Institut psikhoterapii Publ., 490 p. (In Russian)

Greben, N. F. (2007) Psikhologicheskie testy dlya professionalov [Psychological tests for professionals]. Minsk: Sovremennaya shkola Publ., 496 p. (In Russian)

Henning, C., Crane, A. G., Taylor, R. N. et al. (2021) Emotional intelligence: Relevance and implications for addiction. Current Addiction Reports, vol. 8, no. 1, pp. 28–34. https://doi.org/10.1007/s40429-021-00356-w (In English)

Korolenko, Ts. P., Donskikh, T. A. (1999) Sem’ putej k katastrofe [Seven paths to disaster]. Mazyr: Belyj veter Publ., 238 p. (In Russian)

Lee, J., Sung, M.-J., Song, S.-H. et al. (2018) Psychological factors associated with smartphone addiction in South Korean adolescents. The Journal of Early Adolescent, vol. 38, no. 3, pp. 288–302. https://doi.org/10.1177/0272431616670751 (In English)

Lee, O. S., Kim, M. J. (2017) The relationship among smartphone addiction, emotional intelligence, critical thinking disposition and communication skill for nursing students. Journal of Digital Convergence, vol. 15, no. 7, pp. 319–328. https://doi.org/10.14400/JDC.2017.15.7.319 (In English)

Lee, Y.-R., Park, J.-S. (2018) A study on the mediating effect of stress coping strategies in the relationship between emotional empathy and smartphone addiction of university students. Journal of the Korea Convergence Society, vol. 9, no. 2, pp. 323–329. https://doi.org/10.15207/JKCS.2018.9.2.323 (In English)

Loskutova, V. A. (2004) Internet-zavisimost’ kak forma nekhimicheskikh addiktivnykh rasstrojstv [Internet addiction as a form of non-chemical addictive disorders]. Extended abstract of PhD dissertation (Medicine). Novosibirsk, Novosibirsk State Medical Academy, 30 p. (In Russian)

Lyusin, D. V. (2004) Sovremennye predstavleniya ob emotsional’nom intellekte [Modern ideas about emotional intelligence]. In: D. V. Lyusin, D. V. Ushakov (eds.). Sotsial’nyj intellekt: teoriya, izmerenie, issledovaniya [Social intelligence: Theory, measurement, researches]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 29–36. (In Russian)

Mahapatra, S. (2019) Smartphone addiction and associated consequences: Role of loneliness and self-regulation. Behavior & Information Technology, vol. 38, no. 8, pp. 833–844. https://doi.org/10.1080/0144929X.2018.1560499 (In English)

Mayer, J. D., Roberts, R. D., Barsade, S. G. (2008) Human abilities: Emotional intelligence. Annual Review of Psychology, vol. 59, pp. 507–536. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.59.103006.093646 (In English)

Morales Rodríguez, F. M., Lozano, J. M. G., Linares Mingorance, P., Pérez-Mármol, J. M. (2020) Influence of smartphone use on emotional, cognitive and educational dimensions in university students. Sustainability, vol. 12, no. 16, article 6646. https://doi.org/10.3390/su12166646 (In English)

Park, S. M. A., Kwon, M.-A., Baek, M.-J., Han, N.-R. (2014) Relation between smartphone addiction and interpersonal competence of college students using social network service. The Journal of the Korea Contents Association, vol. 14, no. 5, pp. 289–297. https://doi.org/10.5392/JKCA.2014.14.05.289 (In English)

Peraman, R., Parasuraman, S. (2016) Mobile phone mania: Arising global threat in public health. Journal of Natural Science, Biology and Medicine, vol. 7, no. 2, pp. 198–200. https://doi.org/10.4103/0976-9668.184712 (In English)

Romek, V. G. (1998) Testy uverennosti v sebe [Self-confidence tests]. In: T. Yu. Sinchenko, V. G. Romek (eds.). Prakticheskaya psikhodiagnostika i psikhologicheskoe konsul’tirovanie [Practical psychodiagnostics and psychological counseling]. Rostov-on-Don: Irbis Publ., pp. 87–108. (In Russian)

Sheinov, V. P. (2020) Adaptatsiya i validizatsiya oprosnika “Shkala zavisimosti ot smartfona” dlya russkoyazychnogo sotsiuma [Adaptation and validation of the questionnaire “Scale of dependence on the smartphone” for the Russian-speaking society]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 3 (35), pp. 75–84. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2020.35.3.6 (In Russian)

Sheinov, V. P. (2021) Korotkaya versiya oprosnika “Shkala zavisimosti ot smartfona” [Short version of the questionnaire “Scale of dependence on the smartphone”]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda — Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Work, vol. 6, no. 1, pp. 97–115. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005 (In Russian)

Sheinov, V. P., Devitsyn, A. S. (2021a) Razrabotka nadezhnogo i validnogo oprosnika zavisimosti ot sotsial’nykh setej [The development of a reliable and valid social media dependence questionnaire]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 2 (38), pp. 41–55. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04 (In Russian)

Sheinov, V. P., Devitsyn, A. S. (2021b) Trekhfaktornaya model’ zavisimosti ot sotsial’nykh setej [A three-factor model of social media addiction]. Rossijskij psikhologicheskij zhurnal — Russian Psychological Journal, vol. 18, no. 3, pp. 145–158. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.3.10 (In Russian)

Sheinov, V. P., Devitsyn, A. S. (2021c) Faktornaya struktura modeli zavisimosti ot smartfona [Factor structure of smartphone dependency model]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya — Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, vol. 6, no. 3 (23), pp. 174–197. https://doi.org/10.38098/ipran.sep_2021_23_3_07 (In Russian)

Shim, J. Y. (2019) Christian spirituality and smartphone addiction in adolescents: A comparison of high-risk, potential-risk, and normal control groups. Journal of Religion and Health, vol. 58, no. 4, pp. 1272–1285. https://doi.org/10.1007/s10943-018-00751-0 (In English)

Statisticheskij obzor ko dnyu molodezhi [Statistical overview of the Youth Day]. (2021) Natsional’nyj statisticheskij komitet Respubliki Belarus’. Belstat — National Statistical Committee of the Republic of Belarus. Belstat [Online]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_reviews/index_41524/?sphrase_ id=1849180 (accessed 07.09.2022). (In Russian)

Thomas, K. W., Kilmann, R. H. (1974) Thomas—Kilmann conflict mode instrument. New York: XICOM Publ.; Tuxedo Publ., 16 p. (In English)

Yoo, J.-E., Kim, S.-J., Hwang, J.-A. (2017) The effect of smartphone usage habits of mothers on aggression and emotional intelligence of young children. Journal of the Korea Academia-Industrial Cooperation Society, vol. 18, no. 1, pp. 325–335. https://doi.org/10.5762/KAIS.2017.18.1.325 (In English)

Загрузки

Опубликован

14.04.2023

Выпуск

Раздел

Статьи