Взаимосвязи зависимости от смартфона с социальным полом, экстернальностью и избеганием неудач
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-1-101-113Ключевые слова:
зависимость от смартфона, социальный пол, феминность, маскулинность, андрогинность, экстернальность, мотивация избегания неудачАннотация
Введение. Результаты исследований указывают на прямую связь между зависимостью от смартфона и признаками психологического неблагополучия: депрессией, тревожностью, стрессом, снижением самооценки и самоконтроля, одиночеством, импульсивностью, нейротизмом, проблемами со сном, здоровьем, качеством жизни и неудовлетворенностью ею. Цель данного исследования — выявление возможных связей зависимости от смартфонов с экстернальностью, мотивацией избегания неудач и компонентами психологического пола.
Материалы и методы. Зависимость от смартфона оценивалась с помощью короткой версии опросника «Шкала зависимости от смартфона» (автор В. П. Шейнов), социальный пол — опросником С. Бем, локус контроля — модификацией шкалы I-E Дж. Роттера, мотивация достижения — опросником А. Мехрабиана, зависимость от социальных сетей — опросником ЗСС-15 (В. П. Шейнов). Были также заданы вопросы об отношениях с родителями. В исследовании приняли участие 506 испытуемых — студентов, преподавателей и родителей (M = 18,45 лет, SD = 2,4), в том числе 261 (51%) женщин и 245 (49%) мужчин. Данные получены в студенческих группах и через социальные сети. Студенты представляли различные специальности: экономические, химические, педагогические, культурология, информатика, лесохозяйственное дело, спасатели (МЧС) и др.
Результаты исследования. Зависимость от смартфона положительно связана с экстернальностью и мотивацией избегания неудач, с зависимостью от социальных сетей, с феминностью и «гендерной разностью» и отрицательно связана с маскулинностью и «гендерной суммой». Факт большей зависимости от смартфона женщин можно объяснить тем, что у женщин в значительно большей степени представлена феминность. Взаимоотношения в семье влияют на зависимость от смартфона: чем хуже отношения с родителями, тем сильнее зависимость от смартфона. Полученные данные свидетельствуют об ускорении процесса андрогинизации молодежи. Часть выявленных связей в целом соответствуют корреляциям, установленным в зарубежных исследованиях. Установленные связи зависимости от смартфона с психологическим полом являются новыми для отечественных и зарубежных исследований.
Заключение. Практический результат проведенного исследования — рекомендация педагогическим работникам в процессе их воспитательной работы со студентами и школьниками обращать их внимание на отрицательные психологические последствия зависимости от смартфонов, объяснять преимущества непосредственного общения.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бабаева, Ю. Д., Войскунский, А. А. (1988) Психологические последствия информатизации. Психологический журнал, т. 19, № 3, с. 89–100.
Вопросник Сандры Бем по изучению маскулинности — феминности. (2003) В кн.: И. С. Клецина (ред.). Практикум по гендерной психологии. СПб.: Питер, с. 277–280.
Гребень, Н. Ф. (сост.). (2010) Психологические тесты для психологов. Минск: Современная школа, 480 с.
Жичкина, А. Е. (1999) Особенности социальной перцепции в Интернете. Мир психологии, № 3, с. 72–80.
Колесников, В. Н., Мельник, Ю. И, Теплова, Л. И. (2018) Мобильный телефон в учебной деятельности современного старшеклассника и студента. Непрерывное образование: ХХI век, № 2 (22). [Электронный ресурс]. URL: http://doi.org/10.15393/j5.art.2018.3971 (дата обращения 11.06.2022).
Крюкова, Т. А., Екимчик, О. А. (2019) Фаббинг как угроза благополучию близких отношений. Консультативная психология и психотерапия, т. 27, № 3, с. 61–76. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270305
Мальцева, С. М., Гнетова, Л. В., Воронкова, А. А., Долгополова, Е. Г. (2019) «Мобиломания» современных студентов: использовать или бороться? Азимут научных исследований. Педагогика и психология, т. 8, № 4 (29), с. 280–282. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0804-0065
Новикова, И. И., Зубцовская, Н. А., Лобкис, М. А. и др. (2020) Оценка динамики психоэмоционального состояния детей в условиях ограниченного использования мобильных устройств связи в школе. Наука о человеке: гуманитарные исследования, т. 14, № 3, с. 102–110. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.14.3.12
Пантилеев, С. Р., Столин, В. В. (1988) Тест-опросник субъективной локализации контроля. Модификация шкалы I-E Дж. Роттера. В кн.: Практикум по психодиагностике. М.: Изд-во МГУ, с. 131–134.
Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И., Нестик, Т. А. (2017) Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 375 с.
Шейнов, В. П. (2016) Уверенность в себе и психологический пол. Системная психология и социология, № 3 (19), с. 54–59.
Шейнов, В. П. (2017) Незащищенность студентов от манипуляций и их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе. Системная психология и социология, № 1 (21), с. 44–48.
Шейнов, В. П. (2020) Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума. Системная психология и социология, № 3 (35), с. 75–84. http://doi.org/10.25688/2223-6872.2020.35.3.6
Шейнов, В. П. (2021a) Взаимосвязи зависимости от смартфона с психологическими и социально- психологическими характеристиками личности: обзор зарубежных исследований. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, т. 18, № 1, с. 235–253. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-235-253
Шейнов, В. П. (2021b) Короткая версия опросника «Шкала зависимости от смартфона». Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, т. 6, № 1, с. 97–115. http://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005
Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2021a) Личностные корреляты зависимости от смартфона женщин и мужчин. Психология человека в образовании, т. 3, № 3, с. 313–328. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-313-328
Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2021b) Личностные свойства и состояние здоровья у страдающих зависимостью от смартфона. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, т. 6, № 1 (21), с. 171–191. http://doi.org/10.38098/ipran.sep.2021.21.1.007
Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2021c) Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей. Системная психология и социология, № 2 (38), с. 41−55. http://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04
Durak, H. Y. (2018) What would you do without your smartphone? Adolescents’ social media usage, locus of control, and loneliness as a predictor of nomophobia. ADDICTA: The Turkish Journal on Addictions, vol. 5, no. 3, pp. 543–557. http://doi.org/10.15805/addicta.2018.5.2.0025
Grant, J. E., Lust, K., Chamberlain, S. R. (2019) Problematic smartphone use associated with greater alcohol consumption, mental health issues, poorer academic performance, and impulsivity. Journal of Behavioral Addictions, vol. 8, no. 2, рр. 335–342. https://doi.org/10.1556/2006.8.2019.32
Kim, M.-H., Min, S., Ahn, J.-S. et al. (2019) Association between high adolescent smartphone use and academic impairment, conflicts with family members or friends, and suicide attempts. PloS One, vol. 14, no. 7, article e0219831. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0219831
Li, J., Lepp, A., Barkley, J. E. (2015) Locus of control and cell phone use: Implication for sleep quality, academic performance, and subjective well-being. Computers in Human Behavior, vol. 52, pp. 450–457. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.06.021
Lin, Y., Liu, Y., Fan, W. et al. (2021) Revisiting the relationship between smartphone use and academic performance: A large-scale study. Computers in Human Behavior, vol. 122, article 106835. https://doi.org/10.1016/j.chb.2021.106835
Meena, M. E., Kang, S., Nguchu, B. A. et al. (2021) Empirical analysis of factors contributing to smartphone addiction. Open Journal of Business and Management, vol. 9, no. 1, pp. 213–232. http://doi.org/10.4236/ojbm.2021.91012
Ran, Y. (2022) The influence of smartphone addiction, personality traits, achievement motivation on problem-solving ability of university students. Journal of Psychology and Behavior Studies, vol. 2, no. 1, pp. 5–16. https://doi.org/10.32996/jpbs.2022.2.1
Samaha, M., Hawi, N. S. (2016) Relationships among smartphone addiction, stress, academic performance, and satisfaction with life. Computers in Human Behavior, vol. 57, pp. 321–325. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.12.045
Sunday, O. J., Adesope, O. O., Maarhuis, P. L. (2021) The effects of smartphone addiction on learning: A meta-analysis. Computers in Human Behavior Reports, vol. 4, pp. 129–137. https://doi.org/10.1016/j.chbr.2021.100114
Yalçin, I., Özkurt, B., Özmaden, M., Yağmur, R. (2020) Effect of smartphone addiction on loneliness levels and academic achievement of z generation. International Journal of Psychology and Educational Studies, vol. 7, no. 1, pp. 208–214. https://doi.org/10.17220/ijpes.2020.01.017
Yang, J., Fu, X., Liao, X., Li, Y. (2020). Association of problematic smartphone use with poor sleep quality, depression, and anxiety: A systematic review and meta-analysis. Psychiatry Research, vol. 284, article 112686. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2019.112686
Yildirim, S., Tuncay, A. (2020) Examination of the relationship between adolescents’ subjective well-being and parenting styles and smartphone addiction by several variables. International Journal of Psychology and Educational Studies, vol. 7, no. 1, pp. 61–75. https://doi.org/10.17220/ijpes.2020.01.006
REFERENCES
Babaeva, Yu. D., Voiskunskij, A. A. (1988) Psikhologicheskie posledstviya informatizatsii [Psychological consequences of informatization]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 19, no. 3, pp. 89–100. (In Russian)
Durak, H. Y. (2018) What would you do without your smartphone? Adolescents’ social media usage, locus of control, and loneliness as a predictor of nomophobia. ADDICTA: The Turkish Journal on Addictions, vol. 5, no. 3, pp. 543–557. http://doi.org/10.15805/addicta.2018.5.2.0025 (In English)
Grant, J. E., Lust, K., Chamberlain, S. R. (2019) Problematic smartphone use associated with greater alcohol consumption, mental health issues, poorer academic performance, and impulsivity. Journal of Behavioral Addictions, vol. 8, no. 2, рр. 335–342. https://doi.org/10.1556/2006.8.2019.32 (In English)
Greben’, N. F. (comp.). (2010) Psikhologicheskie testy dlya psikhologov [Psychological tests for psychologists]. Minsk: Sovremennaya shkola Publ., 480 p. (In Russian)
Kim, M.-H., Min, S., Ahn, J.-S. et al. (2019) Association between high adolescent smartphone use and academic impairment, conflicts with family members or friends, and suicide attempts. PloS One, vol. 14, no. 7, article e0219831. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0219831 (In English)
Kolesnikov, V. N., Mel’nik, Yu. I, Teplova, L. I. (2018) Mobil’nyj telefon v uchebnoj deyatel’nosti sovremennogo starsheklassnika i studenta [Mobile phone as an educational instrument]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek — Lifelong Education: The 21st Century, no. 2 (22). [Online]. Available at: http://doi.org/10.15393/j5.art.2018.3971 (accessed 11.06.2022). (In Russian)
Kryukova, T. A., Ekimchik, O. A. (2019) Fabbing kak ugroza blagopoluchiyu blizkikh otnoshenij [Phubbing as a possible threat to close relationships’ welfare]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya — Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 27, no. 3, pp. 61–76. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270305 (In Russian)
Li, J., Lepp, A., Barkley, J. E. (2015) Locus of control and cell phone use: Implication for sleep quality, academic performance, and subjective well-being. Computers in Human Behavior, vol. 52, pp. 450–457. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.06.021 (In English)
Lin, Y., Liu, Y., Fan, W. et al. (2021) Revisiting the relationship between smartphone use and academic performance: A large-scale study. Computers in Human Behavior, vol. 122, article 106835. https://doi.org/10.1016/j.chb.2021.106835 (In English)
Maltseva, S. M., Gnetova, L. V., Voronkova, A. A., Dolgopolova, E. G. (2019) “Mobilomaniya” sovremennykh studentov: ispol’zovat’ ili borot’sya? [“Mobilemania” modern students: To use or fight?]. Azimut nauchnykh issledovanij. Pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 8, no. 4 (29), pp. 280–282. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0804-0065 (In Russian)
Meena, M. E., Kang, S., Nguchu, B. A. et al. (2021) Empirical analysis of factors contributing to smartphone addiction. Open Journal of Business and Management, vol. 9, no. 1, pp. 213–232. http://doi.org/10.4236/ojbm.2021.91012 (In English)
Novikova, I. I., Zubtsovskaya, N. A., Lobkis, M. A. et al. (2020) Otsenka dinamiki psikhoemotsional’nogo sostoyaniya detej v usloviyakh ogranichennogo ispol’zovaniya mobil’nykh ustrojstv svyazi v shkole [Assessment of the dynamics of the children mental and emotional state in conditions of banning mobile phones at schools]. Nauka o cheloveke. Gumanitarnye issledovaniya — Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 14, no. 3, pp. 102–110. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.14.3.12 (In Russian)
Pantileev, S. R., Stolin, V. V. (1988) Test-oprosnik sub’ektivnoj lokalizatsii kontrolya. Modifikatsiya shkaly I-E Dzh. Rottera [Test-questionnaire of subjective localization of control. Modification of the I-E scale by J. Rotter]. In: Praktikum po psikhodiagnostike [Workshop on psychodiagnostics]. Moscow: Moscow State University Publ., pp. 131–134. (In Russian)
Ran, Y. (2022) The influence of smartphone addiction, personality traits, achievement motivation on problem-solving ability of university students. Journal of Psychology and Behavior Studies, vol. 2, no. 1, pp. 5–16. https://doi.org/10.32996/jpbs.2022.2.1 (In English)
Samaha, M., Hawi, N. S. (2016) Relationships among smartphone addiction, stress, academic performance, and satisfaction with life. Computers in Human Behavior, vol. 57, pp. 321–325. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.12.045 (In English)
Sheinov, V. P. (2016) Uverennost’ v sebe i psikhologicheskij pol [Self-reliance and psychological gender]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 3 (19), pp. 54–59. (In Russian)
Sheinov, V. P. (2017) Nezashchishchennost’ studentov ot manipulyatsij i ikh psikhologicheskij pol, lokus kontrolya i uverennost’ v sebe [Students’ vulnerability to manipulation and their psychological gender, locus of control and self-confidence]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 1 (21), pp. 44–48. (In Russian)
Sheinov, V. P. (2020) Adaptatsiya i validizatsiya oprosnika “Shkala zavisimosti ot smartfona” dlya russkoyazychnogo sotsiuma [Adaptation and validation of the questionnaire “Scale of dependence on the smartphone” for the Russian-speaking society]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 3 (35), pp. 75–84. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2020.35.3.6 (In Russian)
Sheinov, V. P. (2021a) Vzaimosvyazi zavisimosti ot smartfona s psikhologicheskimi i sotsial’no-psihologicheskimi kharakteristikami lichnosti: obzor zarubezhnykh issledovanij [Smartphone addiction and personality: Review of international research]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika — RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, vol. 18, no. 1, pp. 235–253. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021- 18-1-235-253 (In Russian)
Sheinov, V. P. (2021b) Korotkaya versiya oprosnika “Shkala zavisimosti ot smartfona” [Short version of the questionnaire “Scale of dependence on the smartphone”]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya — Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Work, vol. 6, no. 1, pp. 97–115. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005 (In Russian)
Sheinov, V. P., Devitsyn, A. S. (2021a) Lichnostnye korrelyaty zavisimosti ot smartfona zhenshchin i muzhchin [Personality traits correlated with smartphone addiction in women and men]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 3, no. 3, pp. 313–328. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-313-328 (In Russian)
Sheinov, V. P., Devitsyn, A. S. (2021b) Lichnostnye svojstva i sostoyanie zdorov’ya u stradayushchikh zavisimost’yu ot smartfona [Personal properties and health state of victims of dependence on the smartphone]. Institut psikhologii Rossijskoj akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya — Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, vol. 6, no. 1 (21), pp. 171–191. https://doi.org/10.38098/ipran.sep.2021.21.1.007 (In Russian)
Sheinov, V. P., Devitsyn, A. S. (2021c) Razrabotka nadezhnogo i validnogo oprosnika zavisimosti ot sotsial’nykh setej [The development of a reliable and valid social media dependence questionnaire]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 2 (38), pp. 41−55. http://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04 (In Russian)
Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I., Nestik, T. A. (2017) Tsifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost’ i bezopasnost’ [Russian digital generation: Competence and security]. Moscow: Smysl Publ., 375 p. (In Russian)
Sunday, O. J., Adesope, O. O., Maarhuis, P. L. (2021) The effects of smartphone addiction on learning: A meta-analysis. Computers in Human Behavior Reports, vol. 4, pp. 129–137. https://doi.org/10.1016/j.chbr.2021.100114 (In English)
Voprosnik Sandry Bem po izucheniyu maskulinnosti — feminnosti [Questionnaire by Sandra Bem on the study of masculinity—femininity]. (2003) In: I. S. Kletsina (ed.). Praktikum po gendernoj psikhologii [Workshop on gender psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., pp. 277–280. (In Russian)
Yalçin, I., Özkurt, B., Özmaden, M., Yağmur, R. (2020) Effect of smartphone addiction on loneliness levels and academic achievement of z generation. International Journal of Psychology and Educational Studies, vol. 7, no. 1, pp. 208–214. https://doi.org/10.17220/ijpes.2020.01.017 (In English)
Yang, J., Fu, X., Liao, X., Li, Y. (2020). Association of problematic smartphone use with poor sleep quality, depression, and anxiety: A systematic review and meta-analysis. Psychiatry Research, vol. 284, article 112686. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2019.112686 (In English)
Yildirim, S., Tuncay, A. (2020) Examination of the relationship between adolescents’ subjective well-being and parenting styles and smartphone addiction by several variables. International Journal of Psychology and Educational Studies, vol. 7, no. 1, pp. 61–75. https://doi.org/10.17220/ijpes.2020.01.006 (In English)
Zhichkina, A. E. (1999) Osobennosti sotsial’noj pertseptsii v Internete [Features of social perception on the Internet]. Mir psikhologii — World of Psychology, no. 3, pp. 72–80. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Виктор Павлович Шейнов, Виктор Александрович Карпиевич
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.