Запрос на психологическую помощь студентов педагогического вуза

Авторы

  • Наталья Александровна Антонова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-5471-8902
  • Ксения Юрьевна Ерицян Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-4400-0593
  • Лариса Александровна Цветкова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-4080-7103

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-208-217

Ключевые слова:

психологическая помощь, готовность к обращению, запрос на психологическую помощь, здоровье, студент вуза, психологическая служба вуза

Аннотация

Во всем мире подчеркивается важность развития психологической службы в системе образования, включая вузы. Целью исследования стала оценка субъективной готовности студентов педагогического вуза к обращению за профессиональной психологической помощью, а также выявление характера первичных запросов на психологическую помощь. Общий объем выборки составил 1343 студента РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Результаты: студенты имеют относительно небольшой опыт обращения к психологу: 32,5% обращались в течение жизни, 13,7% — в течение последнего года. В целом студенты положительно относятся к идее обратиться за помощью именно к психологу в случае возникновения сложных личных и эмоциональных проблем: рассматривают для себя эту возможность 75,4% студентов. Исследование показало наличие выраженных различий по полу в отношении студентов к обращению за психологической помощью. Несмотря на то, что студенты разного пола имеют сходный предыдущий опыт обращения за помощью (статистически значимых различий обнаружено не было), в отношении последующих обращений студенты-юноши демонстрируют менее позитивные установки.

Запросы на психологическую помощь со стороны студентов педагогического вуза оказались следующими: снятие болезненного симптома (нормализации психического/эмоционального состояния) — 54,8% запросов; нормализация межличностных отношений — 16,6%; помощь в саморазвитии — 11,6%; помощь в самопознании — 10,6%; информация — 10,0%; трансформация — 8,0%.

Несмотря на общий позитивный настрой в отношении обращения за психологической помощью, далеко не все студенты априори позитивно относятся к идее обратиться за помощью именно в службу вуза. В последующих работах целесообразно будет изучить возможные причины подобного расхождения.

Подобные исследования призваны способствовать планированию мощности системы психологической помощи на уровне вуза и формата ее организации с учетом потребностей и предпочтений потенциальных клиентов.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Антонова, Н. А. (2020) Установки студентов к получению помощи в сфере психического здоровья. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 195, с. 213–222. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2020-195-213-222

Гринберг, Дж. (2002) Управление стрессом. 7-е изд. СПб.: Питер, 496 с.

Дубровина, И. В. (ред.). (2009) Психологическая служба в современном образовании. СПб.: Питер, 400 с.

Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года. (2017) [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/Rjaeh (дата обращения 01.11.2020).

Лосева, В. К., Луньков, А. И. (1995) Рассмотрим проблему... Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. М.: АПО, 48 с. (Психологическая помощь и консультирование. Вып. 3).

Национальный проект РФ «Образование». (2018) Стратегия 24. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения 01.11.2020).

Олифирович, Н. И., Коптева, С. И., Уласевич, Т. В. (2010) Психологическая служба образования: консультативная работа психолога в вузе. Минск: БГПУ, 132 с.

Права человека и здоровье. (2017) Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/human-rights-and-health (дата обращения 10.11.2020).

Холмогорова, А. Б., Якубова, Л. Н., Горшкова, Д. А. и др. (2010) Служба психологического сопровождения студентов вузов: проблемы становления, основные направления, методы и принципы работы. Вопросы психологии, № 4, с. 55–63.

Цветкова, Л. А., Волкова, Е. Н., Коржова, Е. Ю., Микляева, А. В. (2017) К проблеме содержания деятельности психологической службы в различных образовательных организациях. Российский психологический журнал, т. 14, № 4, с. 26–48. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.2

Яничева, Т. Г. (2020) Социализация личности. В кн.: А. Л. Свенцицкий, С. Д. Гуриева (ред.). Социальная психология. Традиции и современность. СПб.: Скифия-принт, с. 47–63.

Ягнюк, К. В. (2017) Концепция запроса на психологическую и психотерапевтическую помощь: определение понятий. Журнал практической психологии и психоанализа, № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournal.ru/articles/koncepciya-zaprosa-na-psihologicheskuyu-i-psihoterapevticheskuyu-pomoshch-opredelenie (дата обращения 12.04.2021).

Arnett, J. J. (2000) Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist, vol. 55, no. 5, pp. 469–480. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.5.469

Auerbach, R. P., Mortier, P., Bruffaerts, R. et al. (2018) WHO World Mental Health Surveys International College Student project: Prevalence and distribution of mental disorders. Journal of Abnormal Psychology, vol. 127, no. 7, pp. 623–638. PMID: 30211576. https://doi.org/10.1037/abn0000362

Eisenberg, D., Hunt, J., Speer, N. (2013) Mental health in American colleges and universities: Variation across student subgroups and across campuses. The Journal of Nervous and Mental Disease, vol. 201, no. 1, pp. 60–67. PMID: 23274298. https://doi.org/10.1097/NMD.0b013e31827ab077

Erdur-Baker, O., Aberson, C., Barrow, J., Draper, M. (2006) Nature and severity of college students’ psychological concerns: A comparison of clinical and nonclinical national samples. Professional Psychology: Research and Practice, vol. 37, no. 3, pp. 317–323. https://10.1037/0735-7028.37.3.317

Kostromina, S., Zinovyeva, E., Beykina, A. (2015) Description of problematic situations for students referring to the psychological support center of the St. Petersburg State University. Procedia-Social and Behavioral Sciences, vol. 165, pp. 69–77. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.606

Laugharne, R., Priebe, S. (2006) Trust, choice and power in mental health. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, vol. 41, no. 11, pp. 843–852.

Liddon, L., Kingerlee, R., Barry, J. A. (2018) Gender differences in preferences for psychological treatment, coping strategies, and triggers to help-seeking. British Journal of Clinical Psychology, vol. 57, no. 1, pp. 42–58. https://doi.org/10.1111/bjc.12147

Mental health of students in higher education. College Report CR166. (2011) London: Royal College of Psychiatrists. [Online]. Available at: https://www.rcpsych.ac.uk/publications/collegereports/cr/cr166.aspx (accessed 10.11.2020).

Nam, S. K., Chu, H. J., Lee, M. K. et al. (2010) A meta-analysis of gender differences in attitudes toward seeking professional psychological help. Journal of American College Health, vol. 59, no. 2, pp. 110–116. https://doi.org/10.1080/07448481.2010.483714

Sharp, J., Theiler, S. (2018) A review of psychological distress among university students: Pervasiveness, implications and potential points of intervention. International Journal for the Advancement of Counselling, vol. 40, no. 3, pp. 193–212.

Spring 2014 Reference Group Data Report. (2014) American College Health Association. [Online]. Available at: https://www.acha.org/documents/ncha/ACHA-NCHA-II_ReferenceGroup_DataReport_Spring2014.pdf (accessed 10.11.2020).

Stallman, H. M. (2012) University counselling services in Australia and New Zealand: Activities, changes, and challenges. Australian Psychologist, vol. 47, no. 4, pp. 249–253. https://doi.org/10.1111/j.1742-9544.2011.00023.x

Surtees, P., Pharoah, P., Wainwright, N. (1998) A follow-up study of new users of a university counselling service. British Journal of Guidance and Counselling, vol. 26, no. 2, pp. 255–272. https://doi.org/10.1080/03069889808259705

REFERENCES

Antonova, N. А. (2020) Ustanovki studentov k polucheniyu pomoshchi v sfere psikhicheskogo zdorov’ya [Student’s attitudes toward communication with mental health professionals]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 195, pp. 213–222. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-195-213-222 (In Russian)

Arnett, J. J. (2000) Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist, vol. 55, no. 5, pp. 469–480. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.5.469 (In English)

Auerbach, R. P., Mortier, P., Bruffaerts, R. et al. (2018) WHO World Mental Health Surveys International College Student project: Prevalence and distribution of mental disorders. Journal of Abnormal Psychology, vol. 127, no. 7, pp. 623–638. PMID: 30211576. https://doi.org/10.1037/abn0000362 (In English)

Dubrovina, I. V. (ed.). (2009) Psikhologicheskaya sluzhba v sovremennom obrazovanii [Psychological service in modern education]. Saint Petersburg: Piter Publ., 400 p. (In Russian)

Eisenberg, D., Hunt, J., Speer, N. (2013) Mental health in American colleges and universities: Variation across student subgroups and across campuses. The Journal of Nervous and Mental Disease, vol. 201, no. 1, pp. 60–67. PMID: 23274298. https://doi.org/10.1097/NMD.0b013e31827ab077 (In English)

Erdur-Baker, O., Aberson, C., Barrow, J., Draper, M. (2006) Nature and severity of college students’ psychological concerns: A comparison of clinical and nonclinical national samples. Professional Psychology: Research and Practice, vol. 37, no. 3, pp. 317–323. https://10.1037/0735-7028.37.3.317 (In English)

Greenberg, J. (2002) Comprehensive stress management. 7th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 496 p. (In Russian)

Kholmogorova A. B., Yakubova L. N., Gorshkova D. A. et al. (2010) Sluzhba psikhologicheskogo soprovozhdeniya studentov vuzov: problemy stanovleniya, osnovnye napravleniya, metody i printsipy raboty [Psychological accompaniment service in higher education institutions: Problems of formation, principal directions, methods and principles]. Voprosy psychologii, no. 4, pp. 55–63. (In Russian)

Kontseptsiya razvitiya psikhologicheskoj sluzhby v sisteme obrazovaniya v Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda [Concept for the development of psychological services in the education system in the Russian Federation for the period up to 2025]. (2017) [Online]. Available at: https://clck.ru/Rjaeh (accessed 01.11.2020). (In Russian)

Kostromina, S., Zinovyeva, E., Beykina, A. (2015) Description of problematic situations for students referring to the psychological support center of the St. Petersburg State University. Procedia-Social and Behavioral Sciences, vol. 165, pp. 69–77. https://10.1016/j.sbspro.2014.12.606 (In English)

Laugharne, R., Priebe, S. (2006) Trust, choice and power in mental health. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, vol. 41, no. 11, pp. 843–852. (In English)

Liddon, L., Kingerlee, R., Barry, J. A. (2018) Gender differences in preferences for psychological treatment, coping strategies, and triggers to help-seeking. British Journal of Clinical Psychology, vol. 57, no. 1, pp. 42–58. https://doi.org/10.1111/bjc.12147 (In English)

Loseva, V. K., Lun’kov, A. I. (1995) Rassmotrim problemu... Diagnostika perezhivanij detej i vzroslykh po ikh rechi i risunkam [Consider the problem... Diagnostics of the experiences of children and adults by their speech and drawings]. Moscow: APE Publ., 48 p. (Psikhologicheskaya pomoshch’ i konsul’tirovanie [Psychological assistance and counseling]. Iss. 3). (In Russian)

Mental health of students in higher education. College Report CR166. (2011) London: Royal College of Psychiatrists. [Online]. Available at: https://www.rcpsych.ac.uk/publications/collegereports/cr/cr166.aspx (accessed 10.11.2020). (In English)

Nam, S. K., Chu, H. J., Lee, M. K. et al. (2010) A meta-analysis of gender differences in attitudes toward seeking professional psychological help. Journal of American College Health, vol. 59, no. 2, pp. 110–116. https://doi.org/10.1080/07448481.2010.483714 (In English)

Natsional’nyj proekt RF “Obrazovaniye” [National project of the Russian Federation “Education”]. (2018) Strategiya 24 [Strategy 24]. [Online]. Available at: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (accessed 01.11.2020). (In Russian)

Olifirovich, N. I., Kopteva, S. I., Ulasevich, T. V. (2010) Psikhologicheskaya sluzhba obrazovaniya: konsul’tativnaya rabota psikhologa v vuze [Psychological service of education: Consultative work of a psychologist at university]. Minsk: Belarusian State Pedagogical University Named after Maxim Tank Publ., 132 p. (In Russian)

Prava cheloveka i zdorov’ye [Human rights and health]. (2017) Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya [World Health Organization]. [Online]. Available at: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/human-rights-and-health (accessed 10.11.2020). (In Russian)

Sharp, J., Theiler, S. (2018) A review of psychological distress among university students: Pervasiveness, implications and potential points of intervention. International Journal for the Advancement of Counselling, vol. 40, no. 3, pp. 193–212. (In English)

Spring 2014 Reference Group Data Report. (2014) American College Health Association. [Online]. Available at: https://www.acha.org/documents/ncha/ACHA-NCHA-II_ReferenceGroup_DataReport_Spring2014.pdf (accessed 10.11.2020). (In English)

Stallman, H. M. (2012) University counselling services in Australia and New Zealand: Activities, changes, and challenges. Australian Psychologist, vol. 47, no. 4, pp. 249–253. https://doi.org/10.1111/j.1742-9544.2011.00023.x (In English)

Surtees, P., Pharoah, P., Wainwright, N. (1998) A follow-up study of new users of a university counselling service. British Journal of Guidance and Counselling, vol. 26, no. 2, pp. 255–272. https://doi.org/10.1080/03069889808259705 (In English)

Tsvetkova, L. A., Volkova, Ye. N., Korzhova, E. Yu., Miklyayeva, A. V. (2017) K probleme soderzhaniya deyatel’nosti psikhologicheskoj sluzhby v razlichnykh obrazovatel’nykh organizatsiyakh [Psychological service activities in various educational institutions]. Rossiyskiy psikhologicheskii zhurnal — Russian Psychological Journal, vol. 14, no. 4, pp. 26–48. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.2 (In Russian)

Yagnyuk, K. V. (2017) Kontseptsiya zaprosa na psikhologicheskuyu i psikhoterapevticheskuyu pomoshch’: opredeleniye ponyatij [The concept of requesting psychological and psychotherapeutic assistance: Definition of concepts]. Zhurnal prakticheskoy psikhologii i psikhoanaliza, no. 1. [Online]. Available at: https://psyjournal.ru/articles/koncepciya-zaprosa-na-psihologicheskuyu-i-psihoterapevticheskuyu-pomoshch-opredelenie (accessed 12.04.2021). (In Russian)

Yanicheva, T. G. (2020) Sotsializatsiya lichnosti [Socialization of personality]. In: A. L. Sventsitskij, S. D. Gurieva (eds.). Sotsial’naya psikhologiya. Traditsii i sovremennost’ [Social psychology. Tradition and modernity]. Saint Petersburg: Skifiya-print Publ., pp. 47–63. (In Russian)

Опубликован

27.06.2021

Выпуск

Раздел

Статьи