Роль источника информации и стиля информационного сообщения в восприятии сообщений о здоровье: экспериментальное исследование антивейпинговой социальной рекламы среди студенческой молодежи

Авторы

  • Юлия Бенидовская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0009-0006-3031-2381
  • Ксения Юрьевна Ерицян Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-4400-0593

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-2-199-209

Ключевые слова:

социальная реклама, вейпинг, убеждаюшая коммуникация, автор, нарратив, студенческая молодежь

Аннотация

Введение. На сегодняшний день, курение электронных сигарет (вейпинг) можно считать одной из наиболее распространенных и важных проблем, связанных со здоровьем молодежи, учитывая резкий рост потребления электронных сигарет, наблюдаемый ежегодно. Поэтому разработка эффективной социальной рекламы крайне необходима для того, чтобы регулярно информировать аудиторию о реальных последствиях вейпинга и предотвращать это поведение. Тем не менее, не так много исследований изучили влияние разных аспектов социальной рекламы на отношение к вейпингу и намерение курить электронные сигареты, особенно рассматривая их совместное воздействие. В этом исследовании мы рассматриваем факторы восприятия антивейпинговых информационных сообщений, ориентированных на молодежную аудиторию. В частности, оценивается роль автора сообщений (эксперта или сверстника со схожим опытом) и стиля повествования (нарративного и ненарративного), а также их эффект взаимодействия.

Материалы и методы. В исследовании использовался факторный экспериментальный 2х2 анализ для сравнения влияния различных источников сообщений и стилей на установки и поведение участников, представленных курящими электронные сигареты студентами бакалавриата (N = 112).

Результаты. Исследование показало, что использование эксперта в качестве автора информационного сообщения было более эффективной стратегией в контексте отношения к социальной рекламе, так как такие сообщения воспринимались более позитивно. Прочтение сообщения, выполненного в нарративном стиле, было связано с выражением респондентами более негативного отношения к вейпингу по сравнению с ненарративной подачей информации. Однако ни манипуляция авторством, ни стилем информации не была связана с более выраженным намерением сократить использование вейпинга. Вопреки выдвинутой гипотезе, не наблюдается взаимодействия между типом автора и типом повествования, так как разные комбинации этих характеристик сообщения не имеют статистически значимого влияния на зависимые переменные.

Заключение. Полученные результаты могут быть использованы для разработки более эффективной антивейпинговой социальной рекламы. Обсуждаются ограничения и направления будущих исследований.

     

Библиографические ссылки

Ahn, H.-Y., Paek, H.-J., Tinkham, S. (2019) The role of source characteristics and message appeals in public service advertising (PSA) messages: An application of fishbein’s expectancy-value model and the match-up hypothesis for anti-binge-drinking campaigns targeting college students. Journal of Current Issues & Research in Advertising, vol. 40, no. 2, pp. 147–170. https://doi.org/10.1080/10641734.2018.1503112 (In English)

Allen, M., Preiss, R. W. (1997) Comparing the persuasiveness of narrative and statistical evidence using meta-analysis. Communication Research Reports, vol. 14, no. 2, pp. 125–131. https://doi.org/10.1080/08824099709388654 (In English)

Bekalu, M. A., Bigman, C. A., McCloud, R. F. et al. (2018) The relative persuasiveness of narrative versus non-narrative health messages in public health emergency communication: Evidence from a field experiment. Preventive Medicine, vol. 111, pp. 284–290. https://doi.org/10.1016/j.ypmed.2017.11.014 (In English)

Outbreak of lung injury associated with the use of e-cigarette, or vaping, products (2021) Centers for Disease Control and Prevention (CDC). [Online]. Available at: https://www.cdc.gov/tobacco/basic_information/e-cigarettes/severe-lung-disease.html (accessed 13.03.2023). (In English)

Dai, H., Leventhal, A. M. (2019) Prevalence of e-cigarette use among adults in the United States, 2014–2018. Jama, vol. 322, no. 18, pp. 1824–1827. https://doi.org/10.1001/jama.2019.15331 (In English)

Gilly, M. C., Graham, J. L., Wolfinbarger, M. F., Yale, L. J. (1998) A dyadic study of interpersonal information search. Journal of the Academy of Marketing Science, vol. 26, no. 2, pp. 83–100. https://doi.org/10.1177/0092070398262001 (In English)

Grier, S., Bryant, C. A. (2005) Social marketing in public health. Annual Review of Public Health, vol. 26, pp. 319– 339. https://doi.org/10.1146/annurev.publhealth.26.021304.144610 (In English)

Han, B., Fink, E. L. (2012) How do statistical and narrative evidence affect persuasion?: The role of evidentiary features. Argumentation and Advocacy, vol. 49, no. 1, pp. 39–58. https://doi.org/10.1080/00028533.2012.11821779 (In English)

Hill, L. (2004) Alcohol health promotion via mass media: The evidence on (in) effectiveness. In: Eurocare “Bridging the Gap” Conference 16–19 June 2004. Warsaw: New Zealand Drug Foundation Publ.; Global Alcohol Policy Alliance Publ. [Online]. Available at: https://studyres.com/doc/16361235/alcohol-health-promotion-via-mass-media (accessed 15.03.2024). (In English)

Hinyard, L. J., Kreuter, M. W. (2007) Using narrative communication as a tool for health behavior change: A conceptual, theoretical, and empirical overview. Health Education & Behavior, vol. 34, no. 5, pp. 777–792. https://doi.org/10.1177/1090198106291963 (In English)

Hu, Y., Shyam Sundar, S. (2010) Effects of online health sources on credibility and behavioral intentions. Communication Research, vol. 37, no. 1, pp. 105–132. https://doi.org/10.1177/0093650209351512 (In English)

Igartua, J. J., Vega Casanova, J. (2016) Identification with characters, elaboration, and counterarguing in entertainment-education interventions through audiovisual fiction. Journal of Health Communication, vol. 21, no. 3, pp. 293– 300. https://doi.org/10.1080/10810730.2015.1064494 (In English)

Ivanov, A. S. (2021) Nauchnyj status i prakticheskij opyt prepodavatelya kak faktory sotsial’no-psikhologicheskoj interpretatsii ego lichnosti studentami-psikhologami [Academic status and practical experience of university teachers as factors of socio-psychological interpretation of their personality by students]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii— Psychology in Education, vol. 3, no. 1, pp. 41–51. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-41-51 (In Russian)

Jones, L. W., Sinclair, R. C., Courneya, K. S. (2003) The effects of source credibility and message framing on exercise intentions, behaviors, and attitudes: An integration of the elaboration likelihood model and prospect theory 1. Journal of Applied Social Psychology, vol. 33, no. 1, pp. 179–196. https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.2003.tb02078.x (In English)

Kamins, M. A. (1990) An investigation into the “match-up” hypothesis in celebrity advertising: When beauty may be only skin deep. Journal of Advertising, vol. 19, no. 1, pp. 4–13. https://doi.org/10.1080/00913367.1990.10673175 (In English)

Kuril’shchikov vejpov v Rossii stalo v tri raza bol’she [There are three times more vaping smokers in Russia]. (2023) RBK. [Online]. Available at: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6513cfa69a794715e1bd11cd?from=copy (accessed 05.03.2024). (In Russian)

Love, M., Gierer, S. (2022) Electronic cigarettes and vaping in allergic and asthmatic disease. Immunology and Allergy Clinics of North America, vol. 42, no. 4, pp. 787–800. https://doi.org/10.1016/j.iac.2022.06.002 (In English)

Nabi, R. L., Green, M. C. (2015) The role of a narrative’s emotional flow in promoting persuasive outcomes. Media Psychology, vol. 18, no. 2, pp. 137–162. https://doi.org/10.1080/15213269.2014.912585 (In English)

Nan, X. (2008) The influence of liking for a public service announcement on issue attitude. Communication Research, vol. 35, no. 4, pp. 503–528. https://doi.org/10.1177/0093650208316053 (In English)

Perloff, R. M. (2007) The dynamics of persuasion. Communication and attitudes in the 21st century. 2nd ed. New York: Routledge Publ., 424 p. https://doi.org/10.4324/9781410606884 (In English)

Pisinger, C., Døssing, M. (2014) A systematic review of health effects of electronic cigarettes. Preventive Medicine, vol. 69, pp. 248–260. https://doi.org/10.1016/j.ypmed.2014.10.009 (In English)

Raheem, O., Shah, T., Morenas, R., El-Shahawy, O. (2022) Association of poly-tobacco use with erectile dysfunction: Findings from the Population Assessment of Tobacco and Health (PATH) study. The Journal of Sexual Medicine, vol. 19, no. 1 (suppl.), p. S74. https://doi.org/10.1016/j.jsxm.2022.01.405 (In English)

Reinhard, M., Sporer, S. L. (2010) Content versus source cue information as a basis for credibility judgments. Social Psychology, vol. 41, no. 2, pp. 93–104. https://doi.org/10.1027/1864-9335/a000014 (In English)

Schank, R. C., Berman, T. R. (2003) The pervasive role of stories in knowledge and action. In: M. C. Green, J. J. Strange, T. C. Brock (eds.). Narrative Impact. Social and Cognitive Foundations. New York: Psychology Press, pp. 287–314. https://doi.org/10.4324/9781410606648 (In English)

Stephenson, M. T. (2003) Examining adolescents’ responses to antimarijuana PSAs. Human Communication Research, vol. 29, no. 3, pp. 343–369. https://doi.org/10.1111/j.1468-2958.2003.tb00843.x (In English)

Tret’ potrebitelej elektronnykh sigaret v Rossii prishlas’ na molodezh’ [One third of e-cigarette consumers in Russia are young people]. (2017) RBK. [Online]. Available at: https://www.rbc.ru/business/08/02/2017/589b10469a79477d222745dc (accessed 10.02.2023). (In Russian)

Zebregs, S., van den Putte, B., Neijens, P., de Graaf, A. (2015) The differential impact of statistical and narrative evidence on beliefs, attitude, and intention: A meta-analysis. Health Communication, vol. 30, no. 3, pp. 282–289. https://doi.org/10.1080/10410236.2013.842528 (In English)

Опубликован

31.07.2024

Выпуск

Раздел

Статьи