Тестирование системы образования на наркотики: проблемное поле

Авторы

  • Лариса Александровна Цветкова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-4080-7103
  • Роман Геннадьевич Дубровский Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-1-61-71

Ключевые слова:

наркопотребление, психологическое благополучие, психологическое тестирование, профилактика наркомании, психологическая помощь, система образования

Аннотация

Статья посвящена обсуждению роли системы образования в контроле здоровья подрастающих поколений, в частности, методологическим вопросам изучения психологического благополучия и наркопотребления среди учащихся. Поскольку жизнь несовершеннолетних тесно связана с обучением, система образования стала важнейшим институтом контроля подросткового девиантного поведения и неинфекционных заболеваний, имеющих сложную поведенческую этиологию, в том числе наркомании.

Тематика диагностики и профилактики наркопотребления в системе образования традиционно привлекает внимание профессионального сообщества. Главным событием последних месяцев в этой сфере стало участие ряда вузов страны в апробации единой методики всероссийского социально-психологического тестирования, рекомендованной Департаментом государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики при Министерстве науки и высшего образования (Минобрнауки) России. Эта методика может стать основой изучения наркопотребления в образовательных учреждениях страны в ближайшее время (п. 2.4. протокола заседания Государственного антинаркотического комитета № 39 от 24.12.2018).

В апробации указанной методики участвовал и РГПУ им. А. И. Герцена. Кроме того, в университете проводится собственное ежегодное исследование, посвященное оценке психологического благополучия студентов, в которое включены шкалы по оценке наркопотребления. Оба исследования состоялись в конце 2018 г., а их итоги позволили сформулировать ряд рекомендаций для развития системы диагностики наркопотребления в системе образования. Их изложению и посвящена настоящая статья.

Обсуждаемые в статье вопросы касаются законодательства относительно контроля подростковой девиантности в системе образования, концептуальных вопросов профилактики наркомании, принципов организации системы диагностики наркопотребления, а также ее результатов. В статье приводятся результаты исследования студентов РГПУ им. А. И. Герцена, свидетельствующие о необходимости развития системы мер по охране психологического благополучия в целом, которые должны стать основой для решения проблемы наркопотребления. Кроме этого, в статье приводится оценка организационных и временных затрат, необходимых учебному заведению для проведения сплошного обязательного исследования, как это предусматривает единая методика всероссийского социально-психологического тестирования.

Авторы выражают надежду, что обсуждаемые в статье вопросы, предложенные подходы и рекомендации будут учтены при развитии системы диагностики наркопотребления и охраны психологического благополучия учащихся.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Гурвич, И.Н., Антонова, Н.А., Дубровский, Р.Г. (2013) Диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения подростков в образовательной среде. СПб.: Эри, 144 с.

Дубровский, Р.Г. (2016) Профилактика наркомании: конец или начало. Наркология, № 12, с. 92–96.

Цветкова, Л.А., Антонова, Н.А. (2017) Система социально-психологического мониторинга – основа снижения поведения риска в образовательной среде. В кн.: Коржова Е.Ю. (ред.), Интегративный подход к познанию психологии человека. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, с. 280–292.

Цветкова, Л.А, Дубровский, Р.Г. (2018) Методические подходы к изучению наркопотребления в системе образования. Наркология, т. 17, № 10, с. 63–69.

National Survey on Drug Use and Health. Field Interviewer Manual. (2018) [Online]. Available at: https://www.samhsa.gov/data/sites/default/files/cbhsq-reports/NSDUHmrbFIManual2019.pdf (accessed 14.03.2019).

C. Currie и др. (ред.) (2012) Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья»: международный отчет по результатам обследования 2009–2010 гг. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 274 с. (Серия «Политика охраны здоровья детей и подростков», выпуск № 6). [Электронный ресурс]. URL: http://hbsc-ru.com/sites/default/files/projects/hbsc/E96444-Rus-full.pdf (дата обращения 14.03.2019).

Johnston, L.D., O’Malley, Miech, R.A. et al. (2019) Monitoring the Future national survey results on drug use, 1975–2018: Overview, key findings on adolescent drug use. Ann Arbor: Institute for Social Research, University of Michigan, 98 p.

Kann, L., McManus, T., Harris, W.A. et al. Youth Risk Behavior Surveillance — United States, 2017. (2018) Morbidity and Mortality Weekly Report Surveillance Summaries, vol. 67, no. 8, pp. 1–114.

The ESPAD Report 2015. Results from the European School Survey Project on Alcohol and Other Drugs. (2016) Luxembourg: Publications Office of the European Union, 101 p.

REFERENCES

National Survey on Drug Use and Health. Field Interviewer Manual. (2018) [Online]. Available at: https://www.samhsa.gov/data/sites/default/files/cbhsq-reports/NSDUHmrbFIManual2019.pdf (accessed 14.03.2019).

Currie, C. et al. (eds.) (2012) Social determinants of health and well-being among young people: Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 274 p. (Health Policy for Children and Adolescents, no. 6). [Online]. Available at: http://hbsc-ru.com/sites/default/files/projects/hbsc/E96444-Rus-full.pdf (accessed 14.03.2019). (In English)

Dubrovskij, R.G. (2016) Profilaktika narkomanii: konets ili nachalo [Drug abuse prevention: the end or the beginning]. Narkologiya, no. 12, pp. 92-96. (In Russian)

Gurvich, I.N., Antonova, N.A., Dubrovskij, R.G. (2013) Diagnostika i prognozirovanie otklonyayushchegosya povedeniya podrostkov v obrazovatel’noj srede [Diagnosis and prediction of deviant behavior of adolescents in the educational environment]. Saint Petersburg: Eri Publ., 144 p. (In Russian)

Johnston, L.D., O’Malley, Miech, R.A. et al. (2019) Monitoring the Future national survey results on drug use, 1975–2018: Overview, key findings on adolescent drug use. Ann Arbor: Institute for Social Research, University of Michigan, 98 p. (In English)

Kann, L., McManus, T., Harris, W.A. et al. Youth Risk Behavior Surveillance — United States, 2017. (2018) Morbidity and Mortality Weekly Report Surveillance Summaries, vol. 67, no. 8, pp. 1–114. (In English)

The ESPAD Report 2015. Results from the European School Survey Project on Alcohol and Other Drugs. (2016) Luxembourg: Publications Office of the European Union, 101 p. (In English)

Tsvetkova, L.A, Dubrovskij, R.G. (2018) Metodicheskie podkhody k izucheniyu narkopotrebleniya v sisteme obrazovaniya [Methodical approaches to the study of drug use in the education system]. Narkologiya, no.10, pp. 63-69. (In Russian)

Tsvetkova, L.A., Antonova, N.A. (2017) Sistema sotsial’no-psikhologicheskogo monitoringa – osnova snizheniya povedeniya riska v obrazovatel’noj srede [The system of socio-psychological monitoring is the basis for reducing risk behavior in the educational environment.] In: Korjova E.Yu. (ed.), Integrativnyj podkhod k poznaniyu psikhologii cheloveka [Integrative approach to the knowledge of human psychology]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 280-292. (In Russian)

Опубликован

04.06.2019

Выпуск

Раздел

Статьи