Идея интегративного образования

Авторы

  • Владимир Николаевич Панфёров Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-3528-3122

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-3-197-204

Ключевые слова:

интегративное образование, принцип объект/предметного синтеза знаний, принцип взаимодействия при дифференциации знаний, объектная и предметная классификация знаний, интегративные учебные дисциплины, информационный и концептуальный уровни знаний, человекознание, психология человека

Аннотация

В статье рассматривается идея интегративного образования применительно к проблеме синтеза информационного уровня знаний в смысловых конструктах учебных дисциплин. Такая постановка проблемы обусловлена характером современного научного знания, которое последовательно трансформируется из простой совокупности известных фактов в сложные структурные композиции, репрезентирующие сущностные характеристики познаваемых объектов. Именно концептуальная целостность знаний об объекте является важнейшим условием для понимания внутренней структуры объекта, а также его сущностных связей с внешним миром. В статье предлагается принцип объект/предметного единства как методологической основы межпредметного синтеза эмпирического знания в интегративных учебных дисциплинах. Приводится описание разработанной нами матрицы моделирования интегративных учебных дисциплин, необходимых и достаточных для постоянного синтеза новых информационных потоков в концептуальной логике познания и практического использования знаний. Матрица построена с учетом объектных и предметных оснований для классификации наук. С ее помощью определяется номенклатура интегративных учебных дисциплин на основе объект/предметной классификации знаний, охватывающей информационные поля всех наук. Подчеркивается, что в основание дифференциального синтеза знаний может быть положен феномен человека как носитель всех свойств природы на уровне способностей к ее преобразованию. Предметная классификация знаний предполагает включение в этот перечень физических, химических, биологических, психических, социальных и математических наук, предметом которых становятся отдельные аспекты функционирования человека и его взаимодействия со средой. Практический уровень интеграции знания предполагает ознакомление со способами взаимодействия с объектами для достижения целей той или иной деятельности, представленными технологиями их использования в различных сферах жизни. В качестве примера приводится разработка одной из возможных интегративных дисциплин для школьного образования под названием «человекознание». Представлен результат опыта разработки интегративной учебной дисциплины «психология человека» (для ступени высшего образования), описан опыт ее реализации, на этой основе охарактеризована эффективность предложенного подхода.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев, Б. Г. (1968) Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 339 с.

Панфёров, В. Н. (2000) Психология человека. Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 154 с.

Панфёров, В. Н. (2003) Интегративный подход в образовании. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 3 (6), с. 114–124.

Панфёров, В. Н. (ред.). (2013) Психология. СПб.: Питер, 480 с.

Панфёров, В. Н. (2015) Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 761 с.

Панфёров, В. Н., Микляева, А. В., Румянцева, П. В. (2009) Основы психологии человека. СПб.: Речь, 431 с.

Рубинштейн, С. Л. (2012) Человек и мир. СПб.: Питер, 224 с.

Тейяр де Шарден, П. (1987) Феномен человека. М.: Наука, 240 с.

Якубовская, К. (2019) Цифровое безумие. Как смартфоны взращивают поколение одиноких людей. Аргументы и факты — Петербург, № 24, 13 июня. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spb.aif.ru/society/people/cifrovoe_bezumie_kak_smartfony_mogut_vzrastit_pokolenie_slaboumnyh_lyudey (дата обращения 21.06.2019).

REFERENCES

Ananiev, B. G. (1969) Chelovek kak predmet poznaniya [Man as the object of cognition]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 339 p. (In Russian)

Panferov, V. N. (2000) Psikhologiya cheloveka. Dusha i telo. Organizm i psikhika. Funktsii psikhiki. Struktura psikhiki [Human psychology. Body and soul. Body and mind. Mental functions. Mental structure]. Saint Petersburg: Mikhajlov V. A. Publ., 154 p. (In Russian)

Panferov, V. N. (2003) Integrativnyj podkhod v obrazovanii [Integrative approach in education]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, № 3 (6), pp. 114–124. (In Russian)

Panferov, V. N. (ed.). (2013) Psikhologiya [Psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 480 p. (In Russian)

Panferov, V. N. (2015) Integral’nyj sintez psikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial’nom vzaimodejstvii [Integral synthesis of human psychology in science, in education, in social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 761 p. (In Russian)

Panferov, V. N., Miklyaeva, A. V., Rumyantseva, P. V. (2009) Osnovy psikhologii cheloveka [Fundamentals of human psychology]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 431 p. (In Russian)

Rubinshtejn, S. L. (2012) Chelovek i mir [Man and the world]. Saint Petersburg: Piter Publ., 224 p. (In Russian)

Teilhard de Chardin, P. (1987) Fenomen cheloveka [Human phenomenon]. Moscow: Nauka Publ., 240 p. (In Russian)

Yakubovskaya, K. (2019) Tsifrovoe bezumie. Kak smartfony vzrashchivayut pokolenie odinokikh lyudej [Digital madness. How smartphones nurture a generation of lonely people]. Argumenty i fakty — Peterburg, № 24, 13 June. [Online]. Available at: http://www.spb.aif.ru/society/people/cifrovoe_bezumie_kak_smartfony_mogut_vzrastit_pokolenie_slaboumnyh_lyudey (accessed 21.06.2019). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

07.10.2019

Выпуск

Раздел

Статьи