Позитивно-психологическое содержание обучения предпринимательству в контексте профилактики деструктивного поведения молодежи

Авторы

  • Елена Николаевна Махмутова Московский государственный институт международных отношений МИД России https://orcid.org/0000-0002-2341-1131
  • Артур Александрович Реан Московский педагогический государственный университет https://orcid.org/0000-0002-1107-9530

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-125-132

Ключевые слова:

позитивная психология, социализация молодежи, психология предпринимательства, профилактика деструктивного поведения, обучение предпринимательству

Аннотация

Многомерность понятия и процесса социализации в современных условиях актуализирует научный поиск методологических оснований и практических способов обучения и воспитания молодежи.

Во введении представлен социально-психологический ракурс проблемы социализации. Целью статьи является позитивно-психологическое обоснование возможности управления процессом социализации через обучение школьников и студентов предпринимательству.

Материалы и методы составляют методологический потенциал позитивной психологии в аспекте его легитимного использования в программах профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи через обучение предпринимательству.

Результаты исследования заключаются в анализе отечественной и зарубежной литературы на предмет оценки обоснованности использования позитивно-психологического подхода в качестве частной методологии разработки программ обучения предпринимательству как возможной конструктивной альтернативы асоциальному поведению молодежи. Психолого-педагогическая аксиома единства образования и воспитания рассмотрена в интерпретации как М. Селигмана и его последователей, так и отечественных исследователей. Обобщение условий возникновения молодежной делинквентности и девиантности, вовлеченности молодежи в асоциальные группы и криминальные субкультуры в различных странах выявило недостаток цивилизованных альтернатив деструктивному поведению, в том числе практико-ориентированных образовательных проектов и программ для подростков и молодежи. В качестве такой альтернативы предлагается обучение предпринимательству, сочетающее по позитивно-психологическому содержанию обучение молодежи как навыкам благополучия, так и навыкам достижений. Рассмотрен пример конкретного образовательного проекта.

В обсуждении результатов обучению предпринимательству отводится роль фактора конструктивного направления социализации молодежи. Если на рубеже «школа — вуз» молодые люди не находят применение своим «сильным сторонам личности», становится возможным развитие процесса их социализации в деструктивном направлении. Позитивное образование, основанное на сильных сторонах личности, может существенно обогащать как индивидуальное, так и общественное развитие. Проведенное исследование завершается основным выводом о том, что профилактику и преодоление асоциального и деструктивного поведения молодежи возможно осуществлять в ракурсе прикладного воплощения позитивно-психологического подхода через обучение школьников и студентов предпринимательству. Актуальный поиск новых подходов к профилактике и преодолению асоциального и деструктивного поведения молодежи привел к раскрытию конструктивного потенциала позитивной психологии в форме специализированных образовательных программ и проектов по обучению предпринимательству.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Андреева, Г. М., Хелкама, К., Дубовская, Е. М. и др. (1997) Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 4, с. 31–41.

Андреева, Е. А., Гонина, О. О. (2020) Влияние неформальных объединений на социализацию подростков. В кн.: О. О. Гонина (ред.). Проблемы теории и практики психологии развития. Материалы VII региональной научно-практической конференции 06 декабря 2019 г. Тверь: Тверской государственный университет, с. 47–49.

Донцов, А. И., Донцов, Д. А. (2018) Научно-методологические основания понимания контекста социализации и социально-психологического развития личности. Школьные технологии, № 4, с. 10–17.

Ильин, Е. П., Ярмолин, С. А. (2012) Предприимчивость как профессионально важное свойство личности. В кн.: Н. В. Бордовская (ред.). Ананьевские чтения — 2012. Психология образования в современном мире. Материалы научной конференции 16–18 октября 2012 г. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, с. 21–22.

Леонтьев, Д. А. (2012) Позитивная психология — повестка дня нового столетия. Психология. Журнал высшей школы экономики, т. 9, № 4, с. 36–58.

Марцинковская, Т. Д. (2016) Социализация в эпоху транзитивности: методологический аспект. Психологический журнал, т. 37, № 5, с. 14–21.

Махмутова, Е. Н., Кузьмина, А. А. (2019) Психологические слагаемые успеха экономической социализации молодежи в цифровую эпоху. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 2, с. 447–450. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-55

Парыгин, Б. Д. (1971) Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 351 с.

Реан, А. А., Коновалов, И. А., Новикова, М. А., Молчанова, Д. В. (2021) Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта. СПб.: КОСТА, 296 с.

Реан, А. А., Ставцев, А. А. (2021) Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, т. 11, № 4, с. 371–388. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.406

Реан, А. А., Ставцев, А. А., Егорова, А. В. (2021). Позитивная психология как инструмент модерации процесса социализации школьников. Сибирский психологический журнал, № 82, с. 191–207. https://doi.org/10.17223/17267080/82/11

Реан, А. А., Ставцев, А. А., Кузьмин, Р. Г. (2021) Позитивно-психологический подход как фактор стимулирования психологического благополучия и редуцирования рисков профессионального выгорания педагога. Психология человека в образовании, т. 3, № 4, с. 461–473. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-461-473

Сергиенко, Е. А. (2019) Социализация: подходы и механизмы. Мир психологии, № 4 (100), с. 59–71.

Серебрякова, П. В., Гонина, О. О. (2021) Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании подростков. В кн.: О. О. Гонина (ред.). Проблемы теории и практики психологии развития. Материалы VIII региональной научно-практической конференции 1 декабря 2020 г. Тверь: Тверской государственный университет, с. 82–84.

Эбнер, М., Франк, Г., Корунка, К., Люгер, М. (2010) Предпринимательская ориентация в организации. Внутреннее предпринимательство. Харьков: Гуманитарный центр, 284 с.

Pareek, S., Rathore, N. S. (2014) Educating positively: Quality enrichment in higher education. Indian Journal of Positive Psychology, vol. 5, no. 4, pp. 508–512.

Seligman, M. E. P., Ernst, R. M., Gillham, J. et al. (2009) Positive education: Positive psychology and classroom interventions. Oxford Review of Education, vol. 35, no. 3, pp. 293–311. https://www.doi.org/10.1080/03054980902934563

REFERENCES

Andreeva, E. A., Gonina, O. O. (2020) Vliyanie neformal’nykh ob’edinenij na sotsializatsiyu podrostkov [The influence of informal associations on the socialization of adolescents]. In: O. O. Gonina (ed.). Problemy teorii i praktiki psikhologii razvitiya. Materialy VII regional’noj nauchno-prakticheskoj konferentsii 6 dekabrya 2019 g. [Problems of the theory and practice of developmental psychology. Materials of the VII regional scientific and practical conference December 06, 2019]. Tver: Tver State University Publ., pp. 47–49. (In Russian)

Andreeva, G. M., Khelkama, K., Dubovskaya, E. M. et al. (1997) Uroven’ sotsial’noj stabil’nosti i osobennosti sotsializatsii v starshem shkol’nom vozraste [The level of social stability and features of socialization in high school age]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 4. Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 4, pp. 31–41. (In Russian)

Dontsov, A. I., Dontsov, D. A. (2018) Nauchno-metodologicheskie osnovaniya ponimaniya konteksta sotsializatsii i sotsial’no-psikhologicheskogo razvitiya lichnosti [Scientific and methodological basis for understanding the context of socialization and socio-psychological development of a person]. Shkol’nye tekhnologii — Journal of School Technology, no. 4, pp. 10–17. (In Russian)

Ebner, M., Frank, H., Korunka, C., Lueger, M. (2010) Predprinimatel’skaya orientatsiya v organizatsii. Vnutrennee predprinimatel’stvo [Entrepreneurial orientation in the organization. Internal entrepreneurship]. Kharkov: Gumanitarnyj tsentr Publ., 284 p. (In Russian)

Il’in, E. P., Yarmolin, S. A. (2012) Predpriimchivost’ kak professional’no vazhnoe svojstvo lichnosti [Entrepreneurship as a professionally important personality trait]. In: N. V. Bordovskaya (ed.). Anan’evskie chteniya — 2012. Psikhologiya obrazovaniya v sovremennom mire. Materialy nauchnoj konferentsii, Sankt-Peterburg, 16–18 oktyabrya 2012 g. [Ananiev Readings–2012. Psychology of education in the modern world. Proceedings of the scientific conference October 16–18, 2012]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 21–22. (In Russian)

Leont’ev, D. A. (2012) Pozitivnaya psikhologiya — povestka dnya novogo stoletiya [Positive psychology: An agenda for the new century]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Psychology. Journal of Higher School of Economics, vol. 9, no. 4, pp. 36–58. (In Russian)

Makhmutova, E. N., Kuzmina, A. A. (2019) Psikhologicheskie slagaemye uspekha ekonomicheskoj sotsializatsii molodezhi v tsifrovuyu epokhu [Psychological aspects of success in the economic socialization of young people of the digital era]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — The Herzen University Studies: Psychology in Education, no. 2, pp. 447–450. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-55 (In Russian)

Martsinkovskaya, T. D. (2016) Sotsializatsiya v epokhu tranzitivnosti: metodologicheskij aspekt [Socialization in transitivity era: Methodological aspect]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 37, no. 5, pp. 14–21. (In Russian)

Pareek, S., Rathore, N. S. (2014) Educating positively: Quality enrichment in higher education. Indian Journal of Positive Psychology, vol. 5, no. 4, pp. 508–512. (In English)

Parygin, B. D. (1971) Osnovy sotsial’no-psikhologicheskoj teorii [Fundamentals of socio-psychological theory]. Moscow: Mysl’ Publ., 351 p. (In Russian)

Rean, A. A., Konovalov, I. A., Novikova, M. A., Molchanova, D. V. (2021) Profilaktika agressii i destruktivnogo povedeniya molodezhi: Analiz mirovogo opyta [Prevention of aggression and destructive behavior of youth: Analysis of world experience]. Saint Petersburg: KOSTA Publ., 296 p. (In Russian)

Rean, A. A., Stavtsev, A. A. (2021) Sil’nye storony lichnosti v modeli VIA kak prediktor lichnostnogo blagopoluchiya pedagoga v professional’noj deyatel’nosti [Personal strength in the “VIA” model as a predictor of a teacher’s well-being in the professional sphere]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya — Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, vol. 11, no. 4, pp. 371–388. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.406 (In Russian)

Rean, A. A., Stavtsev, A. A., Egorova, A. V. (2021) Pozitivnaya psikhologiya kak instrument moderatsii protsessa sotsializatsii shkol’nikov [Positive psychology as a tool for moderating the socialization process of school-age children]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal — Siberian Journal of Psychology, no. 82, pp. 191–207. https://doi.org/10.17223/17267080/82/11 (In Russian)

Rean, A. A., Stavtsev, A. A., Kuzmin, R. G. (2021) Pozitivno-psikhologicheskij podkhod kak faktor stimulirovaniya psikhologicheskogo blagopoluchiya i redutsirovaniya riskov professional’nogo vygoraniya pedagoga [Positive psychology approach as a factor of stimulating psychological well-being and reducing the risks of professional burnout of a teacher]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 3, no. 4, pp. 461–473. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-461-473 (In Russian)

Seligman, M. E. P., Ernst, R. M., Gillham, J. et al. (2009) Positive education: Positive psychology and classroom interventions. Oxford Review of Education, vol. 35, no. 3, pp. 293–311. https://www.doi.org/10.1080/03054980902934563 (In English)

Serebryakova, P. V., Gonina, O. O. (2021) Obostrenie potrebnosti v obshchenii, samoutverzhdenii i priznanii podrostkov [Exacerbation of the need for communication, self-affirmation and recognition of adolescents]. In: O. O. Gonina (ed.). Problemy teorii i praktiki psikhologii razvitiya. Materialy VIII regional’noj nauchno-prakticheskoj konferentsii 1 dekabrya 2020 g. [Problems of the theory and practice of developmental psychology. Proceedings of the VIII regional scientific and practical conference December 1, 2020]. Tver: Tver State University Publ., pp. 82–84. (In Russian)

Sergienko, E. A. (2019) Sotsializatsiya: Podkhody i mekhanizmy [Socialization: Approaches and mechanisms]. Mir psikhologii, no. 4 (100), pp. 59–71. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.08.2022

Выпуск

Раздел

Статьи