Позитивно-психологический подход как фактор стимулирования психологического благополучия и редуцирования рисков профессионального выгорания педагога

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-461-473

Ключевые слова:

психологическое благополучие, позитивная психология, профессиональное выгорание, сильные стороны личности, российские педагоги

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования личностного потенциала педагогов, способов защиты от профессионального выгорания, а также поддержания и наращивания психологического благополучия педагогов. Существует большое количество подходов к описанию личностных черт и их взаимосвязи с профессиональной деятельностью человека, однако подходам к описанию личности в рамках профессиональной сферы с позиции позитивной психологии в отечественной научной литературе, на наш взгляд, уделено недостаточное внимание. Мы рассматриваем концепцию «24 сильных сторон личности» (в англоязычной литературе Values in Action; VIA), в соотношении с личностными показателями психологического благополучия индивида, выраженного удовлетворенностью жизнью, самооценкой и самоэффективностью, профессиональным выгоранием и рядом социально-демографических показателей на выборке педагогов России. Целью исследования было изучение общего уровня психологического благополучия и профессионального выгорания педагогов, проверка релевантности использования позитивно-психологической концепции «24 сильных сторон личности» как исследовательского инструмента для описания личности в профессиональной сфере, а также установление взаимосвязей между определенными сильными сторонами личности педагогов, их психологическим благополучием и профессиональным выгоранием.

В исследовании приняли участие 7946 педагогов (7466 — женщин; 480 — мужчин) из семи регионов РФ: Москва, Тверская, Курская, Орловская, Смоленская, Мурманская, Волгоградская области и ЯНАО. Возрастной состав выборки: мин. — 18 лет, макс. — 95 лет, средний возраст — 45 лет. В анкету были включены следующие методики: «Шкала удовлетворенности жизнью»; «Шкала самооценки»; «Шкала общей самоэффективности»; «Профессиональное выгорание»; «24 стороны личности».

Были сделаны следующие выводы: существует необходимость стимулирования психологического благополучия педагогов, в частности, в виде предоставления компетенций в сфере снижения негативного эффекта профессионального выгорания; концепция «24 сильных сторон личности» и подход с точки зрения позитивной психологии к изучению описанных выше проблематик представляется эффективным и релевантным.

Установлены специфические взаимосвязи между определенными сильными сторонами личности, психологическим благополучием и профессиональным выгоранием педагогов.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Безносов, С. П. (2012) Профессиональные деформации личности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, № 3 (55), с. 167–171.

Бодалев, А. А., Столин, В. В. (ред.). (1987) Общая психодиагностика. М.: Изд-во Московского университета, 304 с.

Буровихина, И. А., Леонтьев, Д. А., Осин, Е. Н. (2007) Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения профиля личных достоинств. Психологическая диагностика, № 1, с. 107–127.

Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. (2019) Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. М.: Юрайт, 299 с.

Корнеева, Л. Н. (2007) Профессиональная психология личности. В кн.: В. А. Бодров (сост.). Психологические основы профессиональной деятельности. М.: Логос, с. 301–310.

Леонтьев, Д. А. (2012) Позитивная психология — повестка дня нового столетия. Психология. Журнал высшей школы экономики, т. 9, № 4, с. 36–58.

Ломакина, А. Н., Егиньязова, А. Р. (2020) Профессионально важные качества личности сотрудника уголовно- исполнительной системы как условие эффективности профессиональной деятельности. В кн.: Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация. Материалы IX Всероссийской научно- практической конференции с международным участием 27 марта 2020 г. Владимир: Транзит-ИКС, с. 314–316.

Новикова, М. А., Реан, А. А. (2019) Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования. Вопросы образования, № 2, с. 78–97. http://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-78-97

Осин, Е. Н., Леонтьев, Д. А. (2020) Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 1, с. 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06

Реан, А. А., Ставцев, А. А. (2020) Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга. Вопросы образования, № 3, с. 37–59. http://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-37-59

Ставцев, А. А., Реан, А. А., Кузьмин, Р. Г. (2021) Сильные стороны личности российских педагогов в модели VIA: апробация русскоязычной версии опросника «24 сильные стороны личности» (VIA–IS120). Интеграция образования, т. 25, № 4, с. 681-699. https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.681-699

Токарева, И. Н. (2020) Влияние профессиональной деятельности на личностные качества человека. В кн.: Д. Р. Хисматуллин (ред.). Наука и инновации — современные концепции. Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума 5 июня 2020 г. Т. 2. Уфа: Инфинити, с. 155–158.

Шварцер, Р., Ерусалем, М., Ромек, В. (1996) Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема. Иностранная психология, № 7, c. 71–76.

Diener, E., Emmons, R. A., Larsen, R. J., Griffin, S. (1985). The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, vol. 49, no. 1, pp. 71–75. http://doi.org/10.1207/s15327752jpa4901_13

Kahneman, D., Riis, J. (2005) Living, and thinking about it: Two perspectives on life. In: F. A. Huppert, N. Baylis, B. Keverne (eds.). The Science of well-being. Oxford: Oxford University Press, pp. 285–304.

Maslach, C., Jackson, S. E., Leiter, M. P.et al. (1986) Maslach burnout inventory. Consulting Psychologists Press, no. 21, pp. 3463–3464.

Mercer, S., Oberdorfer, P., Saleem, M. (2016) Helping language teachers to thrive: Using positive psychology to promote teachers’ professional well-being. In: D. Gabryś-Barker, D. Gałajda (eds.). Positive psychology perspectives on foreign language learning and teaching. Cham: Springer Publ., pp. 213–229. https://doi.org/10.1007/978-3- 319-32954-3_12

Meyers, M. C., van Woerkom, M., Bakker, A. B. (2013) The added value of the positive: A literature review of positive psychology interventions in organizations. European Journal of Work and Organizational Psychology, vol. 22, no. 5, pp. 618–632. https://doi.org/10.1080/1359432X.2012.694689

Peterson, K., Seligman, M. (2004) Character strengths and virtues: A handbook and classification. Washington: American Psychological Association Publ.; New York Oxford University Press, 800 p.

Rosenberg, M. (1965) Society and adolescent Self-image. Princeton: Princeton University Press, 338 p.

Schaufeli, W. B., Maslach, C., Marek, T. (1993) Professional burnout: Recent developments in theory and research. London: Routledge Publ., 312 p. https://doi.org/10.4324/9781315227979

Schwarzer, R., Jerusalem, M. (1995) Self-efficacy measurement: Generalized self-efficacy scale. Measures in health psychology: A user’s portfolio. Causal and control beliefs. Windsor: NFER-NELSO Publ., pp. 35–37.

Stajkovic, A. D., Luthans, F. (1998) Self-efficacy and work-related performance: A meta-analysis. Psychological Bulletin, vol. 124, no. 2. pp. 240–261. https://doi.org/10.1037/0033-2909.124.2.240

REFERENCES

Beznosov, S. P. (2012) Professional’nye deformatsii lichnosti [Professional deformations of the personality]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii — Vestnik of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, no. 3 (55), pp. 167–171. (In Russian)

Bodalev, A. A., Stolin, V. V. (eds.). (1987) Psihologicheskaya diagnostika [Psychological diagnostics]. Moscow: Moscow University Press, 304 p. (In Russian)

Burovikhina, I. A., Leont’ev, D. A., Osin, E. N. (2007) Sily kharaktera kak resursy lichnosti podrostka: opyt primeneniya profilya lichnykh dostoinstv [Strengths of character as resources of the personality of a teenager: experience of applying the profile of personal merit]. Psikhologicheskaya diagnostika, no. 1, pp. 107–127. (In Russian)

Diener, E., Emmons, R. A., Larsen, R. J., Griffin, S. (1985). The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, vol. 49, no. 1, pp. 71–75. http://doi.org/10.1207/s15327752jpa4901_13 (In English)

Kahneman, D., Riis, J. (2005) Living, and thinking about it: Two perspectives on life. In: F. A. Huppert, N. Baylis, B. Keverne (eds.). The Science of well-being. Oxford: Oxford University Press, pp. 285–304. (In English)

Korneeva, L. N. (2007) Professional’naya psikhologiya lichnosti [Professional psychology of personality]. In: V. A. Bodrov (comp.). Psikhologicheskie osnovy professional’noj deyatel’nosti [Psychological foundations of professional activity]. Moscow: Logos Publ., pp. 301–310. (In Russian)

Leontiev, D. A. (2012). Pozitivnaya psikhologiya — povestka dnya novogo stoletiya [Positive psychology: An agenda for the new century]. Psikhologiya. Zhurnal vysshej shkoly ekonomiki — The Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 9, no. 4, pp. 36–58. (In Russian)

Lomakina, A. N., Egin’yazova, A. R. (2020) Professional’no vazhnye kachestva lichnosti sotrudnika ugolovno-ispolnitel’noj sistemy kak uslovie effektivnosti professional’noj deyatel’nosti [Professionally important personal qualities of an employee of the penitentiary system as a condition for the effectiveness of professional activity]. In: Molodezh’ i budushchee: professional’naya i lichnostnaya samorealizatsiya. Materialy IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem 27 marta 2020 g. [Youth and the future: Professional and personal self-realization. Proceedings of the IX All-Russian scientific and practical conference with international participation March 27, 2020]. Vladimir: Tranzit-IKS Publ., pp. 314–316. (In Russian)

Maslach, C., Jackson, S. E., Leiter, M. P. et al. (1986) Maslach burnout inventory. Consulting Psychologists Press, no. 21, pp. 3463–3464. (In English)

Mercer, S., Oberdorfer, P., Saleem, M. (2016) Helping language teachers to thrive: Using positive psychology to promote teachers’ professional well-being. In: D. Gabryś-Barker, D. Gałajda (eds.). Positive psychology perspectives on foreign language learning and teaching. Cham: Springer Publ., pp. 213–229. https://doi.org/10.1007/978-3-319-32954-3_12 (In English)

Meyers, M. C., van Woerkom, M., Bakker, A. B. (2013) The added value of the positive: A literature review of positive psychology interventions in organizations. European Journal of Work and Organizational Psychology, vol. 22, no. 5, pp. 618–632. https://doi.org/10.1080/1359432X.2012.694689 (In English)

Novikova, M. A., Rean, A. A. (2019) Vliyanie shkol’nogo klimata na vozniknovenie travli: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt issledovaniya [Influence of school climate on bullying prevalence: Russian and International research experience]. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies Moscow, no. 2, pp. 78–97. http://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-78-97 (In Russian)

Osin, E. N., Leontiev, D. A. (2020) Kratkie russkoyazychnye shkaly diagnostiki sub’ektivnogo blagopoluchiya: psikhometricheskie kharakteristiki i sravnitel’nyj analiz [Brief Russian-language instruments to measure subjective well-being: Psychometric properties and comparative analysis]. Monitoring obshchestvennogo mneniya, Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny — Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, no. 1, pp. 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06 (In Russian)

Peterson, K., Seligman, M. (2004) Character strengths and virtues: A handbook and classification. Washington: American Psychological Association Publ.; New York Oxford University Press, 800 p. (In English)

Rean, A. A., Stavtsev, A. A. (2020) Pozitivnye psikhologicheskie interventsii kak profilaktika shkol’nogo neblagopoluchiya, agressii i bullinga [Positive psychological interventions to prevent well-being issues, aggression and bullying in school students]. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies Moscow, no. 3, pp. 37–59. http://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-37-59 (In Russian)

Rosenberg, M. (1965) Society and adolescent Self-image. Princeton: Princeton University Press, 338 p. (In English)

Schaufeli, W. B., Maslach, C., Marek, T. (1993) Professional burnout: Recent developments in theory and research. London: Routledge Publ., 312 p. https://doi.org/10.4324/9781315227979 (In English)

Schwarzer, R., Jerusalem, M. (1995) Self-efficacy measurement: Generalized self-efficacy scale. Measures in health psychology: A user’s portfolio. Causal and control beliefs. Windsor: NFER-NELSO Publ., pp. 35–37. (In English)

Schwarzer, R., Jerusalem, M., Romek, V. (1996) Russkaya versiya shkaly obshchchej samoeffektivnosti R. Schwarzera i M. Erusalema [Russian version of the general self-efficacy scale]. Inostrannaya psikhologiya — Foreign Psychology, no. 7, pp. 71–76. (In Russian)

Stavtsev, A. A., Rean, A. A., Kuz’min, R. G. (2021) Sil’nye storony lichnosti rossijskikh pedagogov v modeli VIA: aprobatsiya russkoyazychnoj versii oprosnika “24 sil’nye storony lichnosti” (VIA–IS120) [ Personal strengths of Russian teachers in VIA model: Approbation of the Russian-language version of the questionnaire “Values in Action Inventory of Strengths” (VIA–IS120)]. Integratsiya obrazovaniya — Integration of Education, vol. 25, no. 4, pp. 681-699. https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.681-699 (In Russian)

Stajkovic, A. D., Luthans, F. (1998) Self-efficacy and work-related performance: A meta-analysis. Psychological Bulletin, vol. 124, no. 2. pp. 240–261. https://doi.org/10.1037/0033-2909.124.2.240 (In English)

Tokareva, I. N. (2020) Vliyanie professional’noj deyatel’nosti na lichnostnye kachestva cheloveka [The influence of professional activity on the personal qualities of a person]. In: D. R. Khismatullin (ed.). Nauka i innovatsii — sovremennye kontseptsii. Sbornik nauchnykh statej po itogam raboty Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma 5 iyunya 2020 g. [Science and innovation — modern concepts. Collection of scientific articles on the results of the work of the International Scientific Forum (June 5, 2020)]. Vol. 2. Ufa: Infiniti Publ., pp. 155–158. (In Russian)

Vodop’yanova, N. E., Starchenkova, E. S. (2019) Sindrom vygoraniya. Diagnostika i profilaktika: prakticheskoe posobie [Burnout syndrome. Diagnostics and prevention: A practical guide]. Moscow: Yurajt Publ., 299 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.01.2022

Выпуск

Раздел

Статьи