Компоненты эмоционального интеллекта, влияющие на социально-психологическую адаптацию студенческой молодежи в иноязычной среде

Авторы

  • Артур Александрович Реан Московский педагогический государственный университет https://orcid.org/0000-0002-1107-9530
  •  Юаньян Ван Московский педагогический государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-1-73-79

Ключевые слова:

социально-психологическая адаптация, эмоциональный интеллект, иностранные студенты, личностные ресурсы, иноязычная среда

Аннотация

Введение. В современном мире учеба за границей становится все более доступной для молодежи в разных странах. Однако не все молодые люди оказываются подготовленными к незнакомому миру и его вызовам вне защиты родителей. Многие из них сталкиваются с трудностями социально- психологической адаптации в иноязычной среде. Несмотря на то, что личностные черты считаются одними из наиболее важных факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию учащихся в незнакомой среде, было проведено мало целенаправленных исследований, доказывающих их прямое влияние на социально-психологическую адаптацию студентов, обучающихся за пределами родной страны. Эмоциональный интеллект как один из личностных ресурсов регулирует отношение студентов к окружающим в инокультурной среде и позволяет выстраивать межличностные отношения в учебной сфере несмотря на языковые барьеры, а также определяет академическую и профессиональную успешность студентов в учебной среде. Целью исследования является изучение влияния компонентов эмоционального интеллекта на успешность социально-психологической адаптации студентов, обучающихся в иноязычной среде.

Материалы и методы. Выборку составили 90 китайских студентов, обучающихся в российских вузах. Были использованы следующие методики для выявления уровней эмоционального интеллекта, а также социокультурной, межличностной адаптации и субъектности в изменяющих ситуациях: «MSCEIT v 2.0», «Адаптация личности к новой социокультурной среде» Л. В. Янковского в адаптации В. В. Константинова, «Методика изучения социально-психологической адаптации индивида в малой группе и неформальной подгруппе» (А. В. Сидоренков, Е. С. Коваль) и «Опросник жизненных ориентаций» (Е. Ю. Коржова). Для анализа полученных данных был использован простой регрессионный анализ.

Результаты исследования. По результатам регрессионного анализа было обнаружено значимое положительное влияние компонентов эмоционального интеллекта на показатели социально- психологической адаптации студенческой молодежи в иноязычной среде: «понимание и анализ эмоций» и «управление эмоциями» оказывают значимое влияние на «адаптацию к неофициальным отношениям в группе»; «управление эмоциями» так же является предиктором «трансситуационного локуса контроля»; «адаптивность и сопричастность» в социокультурной среде в значительной степени зависит от способности «идентификация эмоций».

Заключение. Результативность социально-психологической адаптации студенческой молодежи, которая обучаются в иноязычной среде, в значительной степени определяется разными аспектами эмоционального интеллекта.

Библиографические ссылки

Heng, T. T. (2019) Understanding the heterogeneity of international students’ experiences: A case study of Chinese international students in US universities. Journal of Studies in International Education, vol. 23, no. 5, pp. 607–623. https://doi.org/10.1177/1028315319829880 (In English)

Lin, Y. C., Chen, S. Y., Song, Y. C. (2012) Does your intelligence help to survive in a foreign jungle? The effects of cultural intelligence and emotional intelligence on cross–cultural adjustment. International Journal of Intercultural Relations, vol. 36, no. 4, pp. 541–552. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2012.03.001 (In English)

Long, J. H., Yan, W. H., Yang, H. D., van Oudenhoven, J. P. (2009) Cross-cultural adaptation of Chinese students in the Netherlands. US-China Education Review, vol. 6, no. 9. [Online]. Available at: https://www.academia.edu/5584449/Cross_cultural_Adaptation_of_Chinese_Students_in_the_Netherlands_Long_Yan_Yang_and_van_Oudenhoven_2009_ (accessed 19.09.2023). (In English)

Pei, S. (2018) An investigation of microaggression frequency and stress among Chinese international university students and the impacts. PhD dissertation (Philosophy). Ames, Iowa State University. [Online]. Available at: https://behost.lib.iastate.edu/DR/uploads/Pei_iastate_0097E_17420.pdf (accessed 19.09.2023). (In English)

Rana, M., Bhasin, J., Mushtaq, S. (2020) Measurement of cultural intelligence and its impact on psychological adaptation of international students in India. The Journal of Business Perspective, vol. 24, no. 4, pp. 452–459. https://doi.org/10.1177/0972262920939789 (In English)

Rean, A. A., Kudashev, A. R., Baranov, A. A. (2022) Psikhologiya adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika [Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice]. Moscow: Moscow Pedagogical State University Publ., 524p. (In Russian)

Reid, P. A. (2010) The role of emotional abilities in the development of cross–cultural competence and their impact on cross–cultural adjustment and job satisfaction. PhD dissertation (Psychology). Melbourne, Florida Institute of Technology, 478 p. (In English)

Shemyakina, T. P., Bogomaz, S. A. (2006) Emotsional’nyj, abstraktno-logicheskij i verbal’nyj intellekt v kontekste problemy sotsializatsii molodykh lyudej [Emotional, abstract-logical and verbal intelligence in the context of the problem of young people’s socialization]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal — Siberian Journal of Psychology, no. 24, pp. 87–90. EDN: KNVDJN (In Russian)

Tarabakina, L. V., Van, Yu. (2018) Sotsial’no-psikhologicheskaya adaptatsiya studencheskoj molodezhi v inoyazychnoj srede: resursnyj podkhod [Socio-psychological adaptation of students in foreign language environment: The method of resources]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya — Pedagogy and Psychology of Education, no. 3, pp. 139–150. (In Russian)

Tolochek, V. A. (2013) Problema stilej v psikhologii: istoriko-teoreticheskij analiz [The problem of styles in psychology: historical and theoretical analysis]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 318 p. (In Russian)

Tseng, W., Newton, F. B. (2002) International students’ strategies for well-being. College Student Journal, vol. 36, no. 4, pp. 591–597. (In English)

Wei, M., Ku, T.-Y., Russell, D. W. et al. (2008) Moderating effects of three coping strategies and self-esteem on perceived discrimination and depressive symptoms: A minority stress model for Asian international students. Journal of Counseling Psychology, vol. 55, no. 4, pp. 451–462. https://doi.org/10.1037/a0012511 (In English)

Wei, M., Wang, K. T., Heppner, P. P., Du, Y. (2012) Ethnic and mainstream social connectedness, perceived racial discrimination, and posttraumatic stress symptoms. Journal of Counseling Psychology, vol. 59, no. 3, pp. 486–493. https://doi.org/10.1037/a0028000 (In English)

Xie, M., Qin, D. B., Liu, S. et al. (2021) Crazy rich Chinese? A mixed-methods examination of perceived stereotypes and associated psychosocial adaptation challenges among Chinese international students in the United States. Applied Psychology: Health & Well-Being, vol. 13, no. 3, pp. 653–676. https://doi.org/10.1111/aphw.12233 (In English)

Yeo, H. T., Mendenhall, R., Harwood, S. A., Huntt, M. B. (2019) Asian international student and Asian American student: Mistaken identity and racial microaggressions. Journal of International Students, vol. 9, no. 1, pp. 39–65. https://doi.org/10.32674/jis.v9i1.278 (In English)

Загрузки

Опубликован

08.04.2024

Выпуск

Раздел

Статьи