Взаимосвязь уровня развития критического мышления подростков с их личностными характеристиками и показателями интеллекта

Авторы

  • Даниил Павлович Талов Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Анна Валерьевна Орлова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-2748-9478

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-153-161

Ключевые слова:

критическое мышление, подростки, личностные характеристики, интеллект, эмоциональная стабильность

Аннотация

Критическое мышление называют одним из важнейших навыков XXI века. Однако, несмотря на его актуальность, остаются вопросы о структуре этого феномена. Большинство исследователей выделяют два базовых компонента критического мышления: интеллектуальный и личностный. В настоящий момент есть подтверждения связи критического мышления с интеллектом, но данные о связи с личностными характеристиками остаются противоречивыми. Кроме того, исследования критического мышления преимущественно проводятся за рубежом, о русскоязычных старших школьниках информации крайне мало. В связи с этим целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи личностных характеристик «большой пятерки» и показателей интеллекта с уровнем развития критического мышления на выборке российских подростков.

В исследовании приняли участие 104 петербургских школьника в возрасте 15–17 лет (44 девушки и 60 юношей). Для сбора данных использовался тест оценки критического мышления Л. Старки (Starkey critical thinking test) в адаптации Е. Л. Луценко, краткий пятифакторный опросник личности (TIPI-RU) (TIPI) С. Гослинга и др. в адаптации А. С. Сергеевой и др., а также тест интеллектуального потенциала детей и подростков П. Ржичана в адаптации Л. И. Вассермана и др.

По результатам исследования можно сделать вывод, что уровень критического мышления подростков сопоставим с показателями взрослых. Лучше всего у школьников оказалась развита способность к умозаключениям, а хуже всего — способность к распознаванию манипуляций. Была обнаружена сильная связь невербального интеллекта с общим уровнем критического мышления. Таким образом, доказано, что невербальный интеллект наравне с вербальным может входить в интеллектуальную составляющую критического мышления. Помимо этого, обнаружена связь эмоциональной стабильности с некоторыми показателями критического мышления. Так, эмоционально стабильные респонденты лучше справлялись с заданиями на влияние эмоций в процессе принятия решений и с заданиями на поиск подходящих информационных ресурсов. По результатам исследования можно говорить о необходимости дальнейшего исследования связи данного феномена с личностными характеристиками на различном стимульном материале и на большей кросскультурной выборке.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Вассерман, Л. И., Щелкова, О. Ю., Малкова, Е. Е. и др. (2008) Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков: стандартизация и практическая апробация. СПб.: б. и., 31 с.

Воронкова, Я. Ю., Радюк, О. М., Басинская, И. В. (2017) «Большая пятерка», или пятифакторная модель личности. В кн.: Е. Н. Ткач (ред.). Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, с. 39–45.

Луценко, Е. Л. (2014) Aдаптация теста критического мышления Л. Старки. Вісник Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна. Серія: Психологія, № 1110, с. 65–70.

Пинская, М. А., Михайлова, А. М., Рыдзе, О. А. и др. (2019) Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? Образовательная политика, № 3 (79), с. 50–62.

Регуш, Л. А., Орлова, А. В., Алексеева, Е. В. и др. (2019) Возрастно-половые характеристики погруженности подростков в интернет-среду. Письма в Эмиссия.Оффлайн, № 6, статья 2737. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2019/2737.htm (дата обращения 30.01.2021).

Сергеева, А. С., Кириллов, Б. А., Джумагулова, А. Ф. (2016) Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тест- ретестовой надежности. Экспериментальная психология, т. 9, № 3, с. 138–154. https://doi.org/10.17759/ exppsy.2016090311

Талов, Д. П., Орлова, А. В. (2020) Проблемы психологической диагностики критического мышления подростков. В кн.: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1–2 октября 2020 г. Вып. 3. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, с. 691–696. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-30

Угланова, И. Л., Брун, И. В., Васин, Г. М. (2018) Методология «Evidence-Centered Design» для измерения комплексных психологических конструктов. Современная зарубежная психология, т. 7, № 3, с. 18–27. https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070302

Халперн, Д. (2000) Психология критического мышления. 4-е изд. СПб.: Питер, 512 с.

Allcott, H., Gentzkow, M. (2017) Social media and fake news in the 2016 election. Journal of Economic Perspectives, vol. 31, no. 2, pp. 211–236. https://doi.org/10.1257/jep.31.2.211

Clifford, J. S., Boufal, M. M., Kurtz, J. E. (2004) Personality traits and critical thinking skills in college students: Empirical tests of a two-factor theory. Assessment, vol. 11, no. 2, pp. 169–176. https://doi.org/10.1177/1073191104263250

Cooke, N. A. (2017) Posttruth, truthiness, and alternative facts: Information behavior and critical information consumption for a new age. The Library Quarterly, vol. 87, no. 3, pp. 211–221. https://doi.org/10.1086/692298

D’Alessio, F. A., Avolio, B. E., Charles, V. (2019) Studying the impact of critical thinking on the academic performance of executive MBA students. Thinking Skills and Creativity, vol. 31, pp. 275–283. https://doi.org/10.1016/j. tsc.2019.02.002

Facione, P. (1990) Critical thinking: A statement of expert consensus for purposes of educational assessment and instruction. Research findings and recommendations. Fullerton: California State University, 112 p.

Garett, K., Wulf, K. (1978) The relationship of a measure of critical thinking ability to personality variables and to indicators of academic achievement. Educational and Psychological Measurement, vol. 38, no. 4, pp. 1181–1187. https://doi.org/10.1177/001316447803800440

Ku, K. Y. L., Ho, I. T. (2010) Dispositional factors predicting Chinese students’ critical thinking performance. Personality and Individual Differences, vol. 48, no. 1, pp. 54–58. https://doi.org/10.1016/j.paid.2009.08.015

Lai, E. R. (2011) Critical thinking: A literature review. Pearson’s Research Reports, vol. 6, pp. 40–41.

Lee, M. F., Shariffudin, R. S., Mislan, N. (2012) Pattern and relationship between multiple intelligences, personality traits and critical thinking skills among high achievers in Malaysia. In: Proceedings of the 3rd International Conference on e-Education, e-Business, e-Management and e-Learning. Singapore: IACSIT Press, pp. 205–209. (International Proceedings of economics development and research (IPEDR). Vol. 27).

Mohammadimehr, M. (2020) The relationship of critical thinking according to the five-factor model through metacognition mediation: A path analysis model. Journal of Medical Education Development, vol. 13, no. 38, pp. 35–44. https://doi.org/10.29252/edcj.13.38.35

O’Hare, L., McGuinness, C. (2009) Measuring critical thinking, intelligence, and academic performance in psychology undergraduates. The Irish Journal of Psychology, vol. 30, no. 3–4, pp. 123–131. https://doi.org/10.1080/030339 10.2009.10446304

Orluwene, G. W., Okoye, O. J. (2020) Personality traits as predictor of critical thinking ability among underguate students of university of port hardcourt. EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR), vol. 6, no. 4, pp. 174–186. https://doi.org/10.36713/epra2013

Sepahvand, E., Shehni Yailagh, M., Allipour, S. (2017) Testing a model of causal relationships of family communication patterns, metacognition, and personality traits with critical thinking disposition, mediated by epistemic beliefs of female high school students in Ahvaz. International Journal of Psychology (IPA), vol. 12, no. 1 (Serial no. 23), pp. 50–80. https://dx.doi.org/10.24200/ijpb.2018.58145

Taube, K. T. (1997) Critical thinking ability and disposition as factors of performance on a written critical thinking test. The Journal of General Education, vol. 46, no. 2, pp. 129–164.

REFERENCES

Allcott, H., Gentzkow, M. (2017) Social media and fake news in the 2016 election. Journal of Economic Perspectives, vol. 31, no. 2, pp. 211–236. https://doi.org/10.1257/jep.31.2.211 (In English)

Clifford, J. S., Boufal, M. M., Kurtz, J. E. (2004) Personality traits and critical thinking skills in college students: Empirical tests of a two-factor theory. Assessment, vol. 11, no. 2, pp. 169–176. https://doi.org/10.1177/1073191104263250 (In English)

Cooke, N. A. (2017) Posttruth, truthiness, and alternative facts: Information behavior and critical information consumption for a new age. The Library Quarterly, vol. 87, no. 3, pp. 211–221. https://doi.org/10.1086/692298 (In English)

D’Alessio, F. A., Avolio, B. E., Charles, V. (2019) Studying the impact of critical thinking on the academic performance of executive MBA students. Thinking Skills and Creativity, vol. 31, pp. 275–283. https://doi.org/10.1016/j. tsc.2019.02.002 (In English)

Facione, P. (1990) Critical thinking: A statement of expert consensus for purposes of educational assessment and instruction. Research findings and recommendations. Fullerton: California State University, 112 p. (In English)

Garett, K., Wulf, K. (1978) The relationship of a measure of critical thinking ability to personality variables and to indicators of academic achievement. Educational and Psychological Measurement, vol. 38, no. 4, pp. 1181–1187. https://doi.org/10.1177/001316447803800440 (In English)

Halpern, D. F. (2000) Thought and knowledge: An introduction to critical thinking. 4th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 512 p. (Mastera psikhologii [Masters of Psychology]). (In Russian)

Ku, K. Y. L., Ho, I. T. (2010) Dispositional factors predicting Chinese students’ critical thinking performance. Personality and Individual Differences, vol. 48, no. 1, pp. 54–58. https://doi.org/10.1016/j.paid.2009.08.015 (In English)

Lai, E. R. (2011) Critical thinking: A literature review. Pearson’s Research Reports, vol. 6, pp. 40–41. (In English)

Lee, M. F., Shariffudin, R. S., Mislan, N. (2012) Pattern and relationship between multiple intelligences, personality traits and critical thinking skills among high achievers in Malaysia. In: Proceedings of the 3rd International Conference on e-Education, e-Business, e-Management and e-Learning. Singapore: IACSIT Press, pp. 205–209. (International Proceedings of economics development and research (IPEDR). Vol. 27). (In English)

Lutsenko, E. L. (2014) Adaptatsiya testa kriticheskogo myshleniya L. Starki [Adaptation of L. Starkey’s critical thinking test]. Vіsnik Kharkіvs’kogo natsіonal’nogo unіversitetu іmenі V. N. Karazіna. Serіya: Psikhologіya — The Journal of V. N. Karazin Kharkiv National University. A Series of “Psychology”, no. 1110, pp. 65–70. (In Russian)

Mohammadimehr, M. (2020) The relationship of critical thinking according to the five-factor model through metacognition mediation: A path analysis model. Journal of Medical Education Development, vol. 13, no. 38, pp. 35–44. https://doi.org/10.29252/edcj.13.38.35 (In English)

O’Hare, L., McGuinness, C. (2009) Measuring critical thinking, intelligence, and academic performance in psychology undergraduates. The Irish Journal of Psychology, vol. 30, no. 3–4, pp. 123–131. https://doi.org/10.1080/030339 10.2009.10446304 (In English)

Orluwene, G. W., Okoye, O. J. (2020) Personality traits as predictor of critical thinking ability among underguate students of university of port hardcourt. EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR), vol. 6, no. 4, pp. 174–186. https://doi.org/10.36713/epra2013 (In English)

Pinskaya, M. A., Mikhajlova, A. M., Rydze, O. A. et al. (2019) Navyki XXI veka: kak formirovat’ i otsenivat’ na uroke? [Skills of the XXI century: How to form and evaluate in a lesson?]. Obrazovatel’naya politika — Educational Policy, no. 3 (79), pp. 50–62. (In Russian)

Regush, L. A., Orlova, A. V., Alekseeva, E. V. et al. (2019) Vozrastno-polovye kharakteristiki pogruzhennosti podrostkov v Internet-sredu [Age and sex characteristics of adolescents’ immersion in the Internet environment]. Pis’ma v Emissiya.Offlajn — The Emissia.Offline Letters, no. 6, article 2737. [Online]. Available at: http://www.emissia.org/offline/2019/2737.htm (accessed 30.01.2021). (In Russian)

Sepahvand, E., Shehni Yailagh, M., Allipour, S. (2017) Testing a model of causal relationships of family communication patterns, metacognition, and personality traits with critical thinking disposition, mediated by epistemic beliefs of female high school students in Ahvaz. International Journal of Psychology (IPA), vol. 12, no. 1 (Serial no. 23), pp. 50–80. https://dx.doi.org/10.24200/ijpb.2018.58145 (In English)

Sergeeva, A. S., Kirillov, B. A., Dzhumagulova, A. F. (2016) Perevod i adaptatsiya kratkogo pyatifaktornogo oprosnika lichnosti (TIPI-RU): otsenka konvergentnoj validnosti, vnutrennej soglasovannosti i test-retestovoj nadezhnosti [Translation and adaptation of the short five-factor personality questionnaire (TIPI-RU): Assessment of convergent validity, internal consistency and test-retest reliability]. Eksperimental’naya psikhologiya — Experimental Psychology (Russia), vol. 9, no. 3, рр. 138–154. https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090311 (In Russian)

Talov, D. P., Orlova, A. V. (2020) Problemy psikhologicheskoj diagnostiki kriticheskogo myshleniya podrostkov [Psychological assessment of critical thinking in adolescents]. In: Gercenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Sankt-Peterburg, 1–2 oktyabrya 2020 g. [The Herzen University Studies: Psychology in Education. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference. Saint Petersburg, 1–2 October 2020]. Iss. 3. Saint Peterburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 691–696. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-30 (In Russian)

Taube, K. T. (1997) Critical thinking ability and disposition as factors of performance on a written critical thinking test. The Journal of General Education, vol. 46, no. 2, pp. 129–164. (In English)

Uglanova, I. L., Brun, I. V., Vasin, G. M. (2018) Metodologiya “Evidence-Centered Design” dlya izmereniya kompleksnykh psikhologiсcheskikh konstruktov [Evidence-Centered Design method for measuring complex psychological сonstructs]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 7, no. 3, pp. 18–27. https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070302 (In Russian)

Vasserman, L. I., Shchelkova, O. Yu., Malkova, E. E. et al. (2008) Testovaya metodika dlya opredeleniya intellektual’nogo potentsiala u detej i podrostkov: standartizatsiya i prakticheskaya aprobatsiya [Test method for determining the intellectual potential of children and adolescents: Standardization and practical approbation]. Saint Petersburg: s. n., 31 p. (In Russian)

Voronkova, J. J., Radyuk, O. M., Basinskaya, I. V. (2017) “Bo’shaya pyaterka”, ili pyatifaktornaya model’ lichnosti [The “Big Five” or Five-factor model of personality]. In: E. N. Tkach (ed.). Smysl, funktsii i znachenie raznykh otraslej prakticheskoj psikhologii v sovremennom obshchestve [Sense, functions and significance of different branches of practical psychology in modern society]. Khabarovsk: Pacific National University Publ., pp. 39–45. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.06.2021

Выпуск

Раздел

Статьи