Ментальный фактор в интеграции эмоций и коммуникации подростков

Авторы

  • Светлана Тимофеевна Посохова Санкт-Петербургский государственный университет
  • Маргарита Хаджумаровна Изотова Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-3-266-275

Ключевые слова:

интеграция, коммуникативная сфера, ментальные нарушения, страхи, тревога, эмоциональная сфера, эмпатия

Аннотация

Рассмотрены особенности интеграции эмоциональной и коммуникативной сфер, важных для понимания целостности психической организации человека. Эмоциональная сфера охарактеризована способностью к дифференциации эмоций человека, тревогой и страхами, эмоциональными барьерами в общении и общим психофизиологическим напряжением. Коммуникативная сфера определена агрессией, создающей барьеры к сближению подростков с окружающими людьми, и эмпатией, расширяющей возможности сближения. Представлены результаты исследования, в котором участвовали подростки в возрасте 12–13 лет с ментальными нарушениями (99 человек) и сохранным интеллектом (94 человека). Все подростки дали добровольное согласие на участие в исследовании. Использовался комплекс методик для определения особенностей эмоциональной сферы и коммуникаций в подростковом возрасте. Некоторые методики были модифицированы с учетом ментальных ограничений подростков, проводились индивидуально. Ментальные нарушения в форме легкой степени умственной отсталости обусловливают устойчивость внутренней интеграции эмоциональной и коммуникативной сферы. Тесные взаимосвязи между сферами повышают психологическую уязвимость подростков с легкой степенью умственной отсталости, выражающуюся в низкой точности дифференциации эмоций человека, в склонности воспринимать многие стороны окружающего мира в виде угрозы, в эмоциональных барьерах в общении и общем психофизиологическом напряжении, в недостаточной регуляции агрессивных тенденций и трудностях проявления эмпатических способностей. Дисбаланс внутри эмоциональной сферы и напряжение эмоциональных процессов сочетаются с трудностями коммуникации этих подростков, создают условия для неконтролируемой агрессии, затрудняют ориентацию в выражении эмпатии. Интегративный подход открывает новые возможности для коррекции эмоций и коммуникации при ментальных нарушениях и в целом для инклюзивного взаимодействия.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев, Б. Г. (2001) О проблемах современного человекознания. 2-е изд. СПб.: Питер, 272 с.

Выготский, Л. С. (1986) Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 572 с.

Изотова, М. Х. (2017) Эмоциональные маркеры музыкального воздействия в перспективе развития личности. В кн.: С. Т. Посохова, А. И. Извеков (ред.). Перспектива человека: будущее как универсалия. СПб.: ALITER, с. 26–41.

Изотова, М. Х., Посохова, С. Т. (2018) Коррекционные возможности музыкотерапии: эмоциональный аспект. Психология и психотехника, № 4 (107), с. 77–87. DOI: 10.7256/2454-0722.2018.4.28390

Ильин, Е. П. (2002) Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 752 с.

Ильин, Е. П., Липина, А. Н. (2007) Динамика характеристик эмоциональной сферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости. Вестник практической психологии образования, № 4 (13), с. 42–46.

Панфёров, В. Н. (2015) Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 761 с.

Посохова, С. Т. (2001) Психология адаптирующейся личности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 240 с.

Посохова, С. Т., Изотова М. Х. (2017) Музыкальное воздействие в практике коррекционной психологии: эмоциональный аспект. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика, т. 7, вып. 4, с. 395–408. DOI: 10.7256/2454-0722.2018.4.28390

Тейяр де Шарден, П. (1987) Феномен человека. М.: Наука, 240 с.

Рубинштейн, С. Л. (2003) Сознание и бытие. Человек и мир. СПб.: Питер, 508 с.

REFERENCES

Ananiev, B. G. (2001) O problemakh sovremennogo chelovekoznanija [On the problems of the modern about the human nature]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 272 p. (In Russian)

Il’in, E. P. (2002) Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. Saint Petersburg: Piter Publ., 752 p. (In Russian)

Il’in, E. P., Lipina, A. N. (2007) Dinamika kharakteristik emotsional’noj sfery i agressivnosti na protyazhenii perioda ot yunosti do starosti [Dynamics characteristics of the emotional sphere and aggressiveness during the period from youth to old age]. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija — Bulletin of Practical Psychology of Education, no. 4 (13), рр. 42–46. (In Russian)

Izotova, M. Kh. (2017) Emotsional’nye markery muzykal’nogo vozdejstvija v perspektive razvitija lichnosti [Emotional musical influence tokens in the future development of the individual]. In: S. T. Posokhova, A. I. Izvekov (eds.). Perspektiva cheloveka: budushchee kak universaliya [The human perspective: The future as the universal]. Saint Petersburg: ALITER Publ., рр. 26–41. (In Russian)

Izotova, M. Kh., Posokhova, S. T. (2018) Korrektsionnye vozmozhnosti muzykoterapii: emotsional’nyj aspect [Corrective therapy opportunities: The emotional aspect]. Psikhologija i psikhotekhnika — Psychology and Psychotechnics, no. 4 (107), рр. 77–87. DOI: 10.7256/2454-0722.2018.4.28390 (In Russian)

Panferov, V. N. (2015) Integral’nyj sintez psikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial’nom vzaimodejstvii [Integrated synthesis of human psychology in science, in education, in social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 761 p. (In Russian)

Posokhova, S. T. (2001) Psikhologija adaptiruyushchejsya lichnosti [The psychology of adapting personality]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 240 p. (In Russian)

Posokhova, S. T., Izotova, M. Kh. (2017) Muzykal’noe vozdejstvie v praktike korrektsionnoj psikhologii: emotsional’nyj aspect [Musical influence in the practice of correctional psychology: The emotional aspect]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psihologija i pedagogika — Vestnik of Saint Petersburg State University. Psychology and Education, vol. 7, no. 4, рр. 395–408. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2017.407 (In Russian)

Rubinshtejn, S. L. (2003) Soznanie i bytie. Chelovek i mir [Consciousness and being. Man and the world]. Saint Petersburg: Piter Publ., 508 p. (In Russian)

Teilhard de Chardin, P. (1987) Fenomen cheloveka [The human phenomenon]. Moscow: Nauka Publ., 240 p. (In Russian)

Vygotskij, L. S. (1986) Psikhologija iskusstva [Psychology of art]. 3rd ed. Moscow: Iskusstvo Publ., 572 p. (In Russian)

Опубликован

07.10.2019

Выпуск

Раздел

Статьи