Экзистенциальные основы смыслового контекста инклюзивной среды музея

Авторы

  • Светлана Тимофеевна Посохова Санкт Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-5172-6774
  • Аркадий Игоревич Извеков Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова https://orcid.org/0000-0003-2392-8023
  • Маргарита Хаджумаровна Изотова Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет https://orcid.org/0000-0001-6085-1913
  • Игорь Карлович Малкиель Лаборатория научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-236-246

Ключевые слова:

экзистенциальный переворот, смысл, музей, инклюзия, инклюзивная среда музея, инклюзивная культура

Аннотация

Введение. В статье проанализированы экзистенциальные истоки смыслового аспекта инклюзивной среды музея. Отмечена роль экзистенциального переворота в понимании предназначения музейной среды. Музей как уникальная форма культуры выполняет ряд уникальных функций и обладает широким идентификационным потенциалом. К основным функциям современного музея относятся собрание, сохранение и трансляция культурного наследия, а также формирование смысловой сферы личности.

Материалы и методы. Раскрывают возможности конструирования инклюзивной среды музея в Государственном Эрмитаже во время выставки «Незримое искусство: расширяя границы возможного». Выставка предназначена для ориентации в языке изобразительного искусства лиц с нарушениями зрения. Экспонаты визуально и тактильно были доступны для посетителей с ограниченными возможностями здоровья и без таких ограничений. Демонстрировались специально созданные тактильные модели мировых шедевров: автопортрет Рембрандта (Лейденская коллекция, США), отдельные сцены настенной живописи «Битва Амазонок» (древний Пенджикент), фрагменты древнейшего войлочного ковра (IV–III вв. до н. э., Пазырык), войлочная фигурка лебедя (древний Алтай). Эмпирический материал получен на основании контент-анализа 104 свободных отзывов разных посетителей выставки.

Результаты исследования. Описано содержание личностного смысла инклюзивной выставки. Выявлены аксиологический, инклюзивный, уникальный, сенсорный, эмоциональный, познавательный и эстетический смыслы, отражающие социальную и психологическую суть инклюзии в музейной среде. Каждый смысл проиллюстрирован записями посетителей выставки. Значительная часть отзывов отражает ценностный и инклюзивный смысл выставки. Ценностный смысл раскрывается в благодарностях, которые содержатся в отзывах. Аксиология благодарности передает наиболее существенные для личности моменты восприятия окружающей реальности. В содержании отзывов прослеживался инклюзивный смысл выставки — объединение людей с разными возможностями здоровья в специально подготовленной среде музея, возникновение общности между ними, появление точек сближения и взаимного понимания.

Заключение. Полученный материал восполняет дефицит смыслового анализа социальной инклюзии. В обсуждении результатов определяется одна из ключевых функций инклюзивной музейной среды — формирование смыслового контекста инклюзии, сближающего лиц с разными возможностями здоровья.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Адлер, А. (2002) Очерки по индивидуальной психологии. М.: Когито-Центр, 220 с.

Адорно, Т. В. (2000) Проблемы философии морали. М.: Республика, 239 с.

Бахтин, М. М. (1986) К философии поступка. В кн.: И. Фролов (ред.). Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984–1985. М.: Наука, с. 80–160.

Бодрийяр, Ж. (1995) Система вещей. М.: Рудомино, 168 с.

Бубер, М. (1995) Два образа веры. М.: Республика, 464 с.

Гуриева, С. Д., Харитонова, Т. Ю., (2017) Особенности музейной коммуникации: оправданность ожиданий и удовлетворение эстетической потребности (на примере посетителей музея). Современные исследования социальных проблем, т. 8, № 8, с. 41–58. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-8-41-58

Извеков, А. И. (2020) После теологии: проблема духовной свободы в «постматериальных» обществах. Научное мнение, № 10, с. 10–17. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.10.10.17

Изотова, М. Х. (2018) Развитие эмпатии подростков с легкой степенью умственной отсталости средствами музыкальной терапии. Проблемы современного педагогического образования, № 58-1, с. 317–322.

Леонтьев, Д. А. (2003) Психология смысла: природа, строение, динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 486 с.

Лиотар, Ж.-Ф. (2018) Феноменология. М.; СПб.: Институт Гайдара; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 472 с.

Посохова, С. Т., Белан, Е. Е. (2020) Психология инклюзии: Диалог детей с разными возможностями здоровья. СПб.: СПбГУ, 172 с.

Суворова, А. (2020) Аутсайдерское искусство в России: тенденции, темы, образы. М.: Городец, 160 с.

Ухтомский, А. А. (2002) Доминанта. СПб.: Питер, 448 с.

Фромм, Э. (2004) Бегство от свободы. Человек для себя. М.: Изида, 398 с.

Хайдеггер, М. (1993) Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 445 с.

Хесле, В. (1994) Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. Вопросы философии, № 10, с. 112–123.

Щекочихина, М. (2020) Понимание и реализация инклюзии в российских музеях. The Garage Journal: исследования в области искусства, музеев и культуры, № 1, с. 98–123. https://doi.org/10.35074/GJ.2020.1.1.008

Эриксон, Э. (1996) Идентичность: Юность и кризис. М.: Прогресс, 340 с.

REFERENCES

Adler, A. (2002) Ocherki po individual’noj psikhologii [Essays on individual psychology]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 220 p. (In Russian)

Adorno, T. W. (2000) Problemy filosofii morali [Problems of moral philosophy]. Moscow: Respublika Publ., 239 p. (In Russian)

Bakhtin, M. M. (1986) K filosofii postupka [Towards the philosophy of action]. In: I. Frolov (ed.). Filosofiya i sotsiologiya nauki i tekhniki. Ezhegodnik 1984–1985 [Philosophy and sociology of science and technology. Yearbook 1984–1985]. Moscow: Nauka Publ., pp. 80–160. (In Russian)

Baudrillard, J. (1995) Sistema veshchej [The system of things]. Moscow: Rudomino Publ., 168 p. (In Russian)

Buber, M. (1995) Dva obraza very [Two types of faith]. Moscow: Respublika Publ., 464 p. (In Russian)

Erikson, E. (1996) Identichnost’: yunost’ i krizis [Identity: Youth and crisis]. Moscow: Progress Publ., 340 p. (In Russian)

Fromm, E. (2004) Begstvo ot svobody. Chelovek dlya sebya [Escape from freedom. A man for himself]. Moscow: Izida Publ., 398 p. (In Russian)

Gurieva, S. D., Kharitonova, T. Yu. (2017) Osobennosti muzejnoj kommunikatsii: opravdannost’ ozhidanij i udovletvorenie esteticheskoj potrebnostj (na primere posetitelei muzeya) [The features of museum communication: the justification of expectations and the satisfaction of aesthetic need (on the example of the museum visitors)]. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem — Society of Russia: Educational space, psychological structures and social values, vol. 8, no. 8, pp. 41–58. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-8-41-58 (In Russian)

Heidegger, M. (1993) Vremya i bytie: stat’i i vystupleniya [Time and Being: Articles and speeches]. Moscow: Respublika Publ., 445 p. (In Russian)

Hösle, V. (1994) Krizis individual’noj i kollektivnoj identichnosti [The crisis of individual and collective identity]. Voprosy filosofii, no. 10, pp. 112–123. (In Russian)

Izotova, M. Kh. (2018) Razvitie empatii podrostkov s legkoj stepen’yu umstvennoj otstalosti sredstvami muzykal’noj terapii [Development of empathy of adolescents with a mild degree of mental retardation by means of music therapy]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 58-1, pp. 317–322. (In Russian)

Izvekov, A. I. (2020) Posle teologii: problema dukhovnoj svobody v “postmaterial’nykh” obshchestvakh [After Theology: The issue of spiritual freedom in “postmaterial” societies]. Nauchnoe mnenie — The Scientific Opinion, no. 10, pp. 10–17. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.10.10.17 (In Russian)

Leontiev, D. A. (2003) Psikhologiya smysla: priroda, stroenie, dinamika smyslovoj real’nosti [Psychology of meaning: Nature, structure, dynamics of semantic reality]. Moscow: Smysl Publ., 486 p. (In Russian)

Lyotard, J.-F. (2018) Fenomenologiya [Phenomenology]. Moscow; Saint Petersburg: Gaidar Institute Publ.; Faculty of Liberal Arts and Sciences of Saint Petersburg State University Publ., 472 p. (In Russian)

Posokhova, S. T., Belan, E. E. (2020) Psikhologiya inklyuzii: Dialog detej s raznymi vozmozhnostyami zdorov’ya [Psychology of inclusion: Dialogue of children with different health opportunities]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., 172 p. (In Russian)

Shchekochikhina, M. (2020) Ponimanie i realizatsiya inklyuzii v rossijskikh muzeyakh [Understanding and implementing inclusion in Russian museums]. The Garage Journal: issledovaniya v oblasti iskusstva, muzeev i kul’tury — The Garage Journal: Studies in Art, Museums and Culture, no. 1, pp. 98–123. https://doi.org/10.35074/GJ.2020.1.1.008 (In Russian)

Suvorova, A. (2020) Autsaiderskoe iskusstvo v Rossii: tendentsii, temy, obrazy [Outsider art in Russia: Trends, themes, images]. Moscow: Gorodets Publ., 160 p. (In Russian)

Ukhtomskij, A. A. (2002) Dominanta [Dominant]. Saint Petersburg: Piter Publ., 448 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

12.07.2023

Выпуск

Раздел

Статьи