Интегральные психологические феномены в семейном взаимодействии
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-1-57-67Ключевые слова:
детско-родительские отношения, интеграция, информация, интегративный подход, информационная среда, семья, дети, целостностьАннотация
Семейная информационная среда и детско-родительские отношения раскрыты с позиций интеграции психологических феноменов семейного взаимодействия, которые отражают возможность сохранения целостности семьи в условиях глобальных социальных трансформаций и в конкретных жизненных ситуациях. Информационная среда семьи рассмотрена как система внутрисемейных отношений, которая включает отношение родителей и детей к существующим информационным ресурсам, а также переживания под влиянием средств информации. Представлены результаты эмпирического исследования ценностного смысла информационных источников, приверженности семьи определенным информационным ресурсам, эмоционального фона взаимодействия с источниками информации. Доказано, что информационная среда семьи определяется общим для родителей и детей интересом к интернету как предпочитаемому источнику информации, их доверием интернету, общей ценностью новостной и профессионально значимой информации. Установлено, что информационная среда поддерживает как общие, так и индивидуальные отношения родителей и детей к информационным ресурсам, ценностные установки относительно интернета и эмоции при взаимодействии с интернетом.
В условиях совместного проживания родителей и детей юношеского возраста детско-родительские отношения отражаются в интеграции систем отношений родителей и молодых людей при ведущей роли родительской системы. Эмпирически выявлены статистически значимые отрицательные взаимосвязи родительской и детской систем отношений. При совместном проживании отношение родителей к детям полностью не соответствует восприятию молодыми людьми себя. Свойственная родителям система отношений может провоцировать протестные реакции молодых людей, которые, в свою очередь, противоречат родительским экспектациям. Родительская и детская система отношений оказывают автономное влияние на стили воспитания и семейную атмосферу. Родители в реализации стилей воспитания ориентируются на собственную систему отношений, не учитывая роль этих стилей в формировании отношений молодых людей. Некоторые стили воспитания реализуются под влиянием только отношения молодых людей к себе, семье и семейным ценностям. Молодые люди могут игнорировать воспитательную направленность, транслируемую родителями.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бейкер, К., Варга, А. Я. (ред.). (2008) Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. М.: Когито-центр, 321 с.
Берталанфи, Л. (1969) Общая теория систем — критический обзор исследования по общей теории систем. В кн.: В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин (ред.). Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, с. 23–82.
Вацлавик, П., Бивин, Д., Джексон, Д. (2000) Прагматика человеческих коммуникаций. Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 320 с.
Извеков, А. И. (2017) Новое время как проекция в будущее: к вопросу о смысле экзистенциального переворота. В кн.: С. Т. Посохова, А. И. Извеков (ред.). Перспектива человека: будущее как универсалия. СПб.: Aliter, с. 17–25.
Колин, К. К. (2006) Информационная культура в информационном обществе. Открытое образование, № 6, с. 50–57.
Марцинковская, Т. Д., Орестова, В. Р. (2017) Эстетическая парадигма в транзитивном мире. Артикульт, № 3 (27), с. 134–143. DOI: 10.28995/2227-6165-2017-3-134-143
Панферов, В. Н. (2015) Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: РГПУ, 761 с.
Посохова, С. Т. (2017) Социокультурные факторы и проявления психологической уязвимости современной молодежи. Вопросы психического здоровья детей и подростков, т. 17, № S2, с. 195–196.
Посохова, С. Т., Диденко, Е. Я. (2017) Модели интеграции родительских и детских отношений в семьях молодых людей с разными сенсорными возможностями. В кн.: Е. Ю. Коржова (ред.). Интегративный подход к познанию психологии человека. СПб.: РГПУ, с. 248–267.
Посохова, С. Т., Колпакова, А. Е., Стряпухина, Ю. В. (2018) Содержание и структура информационной среды семьи. В кн.: А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриева (ред.). Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание. Т. 1. СПб.: ВВМ, с. 435–442.
Посохова, С. Т., Колпакова, А. Е., Стряпухина, Ю. В. (2019) Информационная семейная культура как ресурс конструктивного социального взаимодействия подростков. В кн.: Психологическое здоровье и технологии здоровьесбережения в современной образовательной среде. СПб.: НИЦ АРТ, с. 346–362.
REFERENCES
Bejker, K., Varga, A. Ya. (eds.). (2008) Teoriya semejnykh sistem Myurreya Bouena: Osnovnye ponyatiya, metody i klinicheskaya praktika [Pragmatics of human communication. The study of patterns, pathologies and paradoxes of interaction]. Moscow: Kogito-tsentr Publ., 321 p. (In Russian)
Bertalanffy, L. von (1969) Obshchaya teoriya sistem — kriticheskij obzor issledovaniya po obshchej teorii sistem [General systems theory — a critical review of a study on general systems theory]. In: V. N. Sadovskij, E. G. Yudin (eds.). Issledovaniya po obshchej teorii sistem [Research on the general theory of systems]. Moscow: Progress Publ., pp. 23–82. (In Russian)
Izvekov, A. I. (2017) Novoe vremya kak proektsiya v budushchee: k voprosu o smysle ekzistentsial’nogo perevorota [New time as a projection into the future: To the question of the meaning of existential coup]. In: S. T. Posokhova, A. I. Izvekov (eds.). Perspektiva cheloveka: budushchee kak universaliya [Human perspective: The future is universal]. Saint Petersburg: Aliter Publ., pp. 17–25. (In Russian)
Kolin, K. K. (2006) Informatsionnaya kul’tura v informatsionnom obshchestve [Information culture in the information society]. Otkrytoe obrazovanie — Open Education, no. 6, pp. 50–57. (In Russian)
Martsinkovskaya, T. D., Orestova, V. R. (2017) Esteticheskaya paradigma v tranzitivnom mire [Aesthetic paradigm in a transitive world]. Artikul’t — Articult, no. 3 (27), pp. 134–143. DOI: 10.28995/2227-6165-2017-3-134-143 (In Russian)
Panferov, V. N. (2015) Integral’nyj sintez psikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial’nom vzaimodejstvii [Integral synthesis of human psychology in science, in education, in social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 761 p. (In Russian)
Posokhova, S. T. (2017) Sotsiokul’turnye faktory i proyavleniya psikhologicheskoj uyazvimosti sovremennoj molodezhi [Socio-cultural factors and manifestations of psychological vulnerability of modern youth]. Voprosy psikhicheskogo zdorov’ya detej i podrostkov — Mental Health of Children and Adolescent, vol. 17, no. S2, pp. 195–196. (In Russian)
Posokhova, S. T., Didenko, E. Ya. (2017) Modeli integratsii roditel’skikh i detskikh otnoshenij v sem’yakh molodykh lyudej s raznymi sensornymi vozmozhnostyami [Models of integration of parental and children’s relationships in families of young people with different sensory capabilities]. In: E. Yu. Korzhova (ed.). Integrativnyj podkhod k poznaniyu psikhologii cheloveka [Integrative approach to the knowledge of human psychology]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 248–267. (In Russian)
Posokhova, S. T., Kolpakova A. E., Stryapukhina Yu. V. (2018) Soderzhanie i struktura informatsionnoj sredy sem’i [The content and structure of the family information environment]. In: A. V. Shaboltas, S. D. Gurieva (eds.). Psikhologiya XXI veka: psikhologiya kak nauka, iskusstvo i prizvanie [Psychology XXI century: Psychology as a science, art and vocation]. Vol. 1. Saint Petersburg: VVM Publ., pp. 435–442. (In Russian)
Posokhova, S. T., Kolpakova, A. E., Stryapukhina, Yu. V. (2019) Informatsionnaya semejnaya kul’tura kak resurs konstruktivnogo sotsial’nogo vzaimodejstviya podrostkov [Information family culture as a resource for constructive social interaction among adolescents]. In: Psikhologicheskoe zdorov’e i tekhnologii zdorov’esberezheniya v sovremennoj obrazovatel’noj srede [Psychological health and health-saving technologies in the modern educational environment]. Saint Petersburg: NITs ART Publ., pp. 346–362. (In Russian)
Watzlawick, P., Beavin, D., Jackson, D. (2000) Pragmatika chelovecheskikh kommunikatsij. Izuchenie patternov, patologij i paradoksov vzaimodejstviya [Pragmatics of human communication. The study of patterns, pathologies and paradoxes of interaction]. Moscow: Aprel’-Press Publ.; EKSMO-Press Publ., 320 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Светлана Тимофеевна Посохова, Елена Яковлевна Диденко, Анастасия Евгеньевна Колпакова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.