Уровневая периодизация онтогенеза. Становление системы ведущих функций для произвольного уровня организации.

Часть 1

Авторы

  • Юрий Николаевич Карандашев Независимый исследователь

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-6-23

Ключевые слова:

онтогенез, периодизация онтогенеза, уровень организации, уровневая периодизация, формация уровня, начальная функция, ведущая функция, цикл взаимодействия, конфигурация цикла

Аннотация

Схема периодизации, описываемая в данной и двух предшествующих статьях, называется (много)уровневой, поскольку основана на понятии уровня организации и соответственно на мысли об иерархии уровней, которая из него следует. Основным преимуществом такого подхода к проблеме периодизации является реальная возможность описать ход развития живого существа, начиная с минимального уровня созревающей яйцеклетки и заканчивая пороговым уровнем организации для данного биологического вида.

В свое время Л. С. Выготский настойчиво указывал на необходимость конструктивного подхода к общей психологии, которую, следуя движению его мысли, уже давно надлежало бы заменить психологией развития. Что до возрастной психологии, она по-прежнему занималась бы психологией возрастных периодов во всем богатстве их конкретного эмпирического содержания. К сожалению, Выготский не успел довести результаты своей плодотворной работы до уровневого воплощения.

Изложение материала началось в первой статье «Топология, метрика и хронология уровневой периодизации онтогенеза» с традиционного понятия временнóй шкалы. Затем было введено понятие уровня организации, последовательно развертывающееся до иерархии уровней. А потом на основе уровневых относительных шкал была построена абсолютная хронологическая шкала онтогенеза, открывающая путь к процессу эмпирического наполнения уровневой периодизации развития. Во второй, предыдущей статье «Уровневая периодизация онтогенеза: эмпирические характеристики уровней организации» были изложены исходные базовые эмпирические характеристики всех уровней организации онтогенеза, начиная с рибонуклеинового и заканчивая конституциональным.

В данной статье рассматривается становление системы ведущих функций для произвольного уровня организации. Произвольного — это значит любого и каждого, без учета их эмпирической конкретики. Что касается становления, кроме верхнего уровня к нему добавляется также четверка предшествующих. И наконец, само содержание становления выводится из конфигурации циклов взаимодействия внутриуровневых слоев, которая выступает в виде системы ведущих функций. Предлагаемая схема анализа заявляется как основа описания каждого отдельного конкретного уровня организации онтогенеза.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аристотель. (1975) О душе. В кн.: Сочинения: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, с. 369–448.

Выготский, Л. С. (1984) Вопросы детской (возрастной) психологии. В кн.: Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, с. 256–260.

Карандашев, Ю. Н. (2005a) Сравнительный анализ формализмов развертывания системы в теориях Л. C. Выготского и В. А. Лефевра. Психологический журнал, № 4, с. 4–8.

Карандашев, Ю. Н. (2005b) Структура и динамика возраста: Комментарий к Л. С. Выготскому. Психологическая служба, № 1 (12), с. 14–21.

Карандашев, Ю. Н. (2009) Идея происхождения в трактате «О душе» Аристотеля. Психологический журнал, № 4 (24), с. 3–10.

Карандашев, Ю. Н. (2017) Становление материи. В кн.: Ю. Н. Карандашев. Механизм становления материи в учении Гегеля о бытии. Бельско-Бяла: Addendum, с. 199–252.

Карандашев, Ю. Н. (2019) Топология, метрика и хронология уровневой периодизации онтогенеза. Психология человека в образовании, т. 1, № 1, с. 5–21. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-1-5-21

Карандашев, Ю. Н. (2020) Уровневая периодизация онтогенеза: Эмпирические характеристики уровней организации. Психология человека в образовании, т. 2, № 1, с. 5–25. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-1-5-25

Шемякин, Ф. Н. (1959) Ориентация в пространстве. В кн.: Психологическая наука в СССР: в 2 т. Т. 1. М.: Просвещение, с. 140–192.

Vygotsky, L. S. (1998) The problem of age. In: The collected works of L. S. Vygotsky. Vol. 5. Child psychology. New York: Plenum Press, pp. 187–205.

REFERENCES

Aristotle. (1975) O dushe [On the soul]. In: Sochineniya [Collected works]: In 4 vols. Vol. 1. Moscow: Mysl’ Publ., pp. 369–448. (In Russian)

Karandashev, Yu. N. (2005a) Sravnitel’nyj analiz formalizmov razvertyvaniya sistemy v teoriyah L. C. Vygotskogo i V. A. Lefevra [Comparative analysis of system deployment formalisms in the theories of L. S. Vygotsky and V. A. Lefebvre]. Psikhologicheskij zhurnal, no. 4 (8), pp. 4–8. (In Russian)

Karandashev, Yu. N. (2005b) Struktura i dinamika vozrasta: Kommentarij k L. S. Vygotskomu [Age structure and dynamics: Commentary on L. S. Vygotsky]. Psihologicheskaya sluzhba, no. 1 (12), pp. 14–21. (In Russian)

Karandashev, Yu. N. (2009) Ideya proiskhozhdeniya v traktate “O dushe” Aristotelya [The idea of origin in the treatise “On the soul” by Aristotle]. Psikhologicheskij zhurnal, no. 4 (24), pp. 3–10. (In Russian)

Karandashev, Yu. N. (2017) Stanovleniye materii [Formation of matter]. In: Yu. N. Karandashev. Mekhanizm stanovleniya materii v uchenii Gegelia o bytii [The mechanism of the formation of matter in Hegel’s doctrine of being]. Belsko-Biała: Addendum Publ., pp. 199–252. (In Russian)

Karandashev, Yu. N. (2019) Topologiya, metrika i khronologiya urovnevoj periodizatsii ontogeneza [Topology, metrics and chronology of level periodization of ontogenesis]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 1, no. 1, pp. 5–21. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-1-5-21 (In Russian)

Karandashev, Yu. N. (2020) Urovnevaya periodizatsia ontogeneza: Empiricheskiye kharakteristiki urovnevoj organizatsii [Multi-level periodization of ontogenesis: Empirical charakteristics of organisation levels]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 2, no. 1, pp. 5–21. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-1-5-25 (In Russian)

Shemyakin, F. N. (1959) Orientatsiya v prostranstve [Orientation in space]. In: Psikhologicheskaya nauka v SSSR [Psychological science in the USSR]: In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Prosveshchenie Publ., pp. 140–192. (In Russian)

Vygotskij, L. S. (1984) Voprosy detskoy (vozrastnoy) psikhologii [Issues of child (developmental) psychology]. In: Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 4. Detskaya psikhologiya [Collected works: In 6 vols. Vol. 4. Child psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., pp. 256–260. (In Russian)

Vygotsky, L. S. (1998) The problem of age. In: The collected works of L. S. Vygotsky. Vol. 5. Child psychology. New York: Plenum Press, pp. 187–205. (In English)

Загрузки

Опубликован

30.03.2021

Выпуск

Раздел

Статьи