Уровневая периодизация онтогенеза: эмпирические характеристики уровней организации

Авторы

  • Юрий Николаевич Карандашев Независимый исследователь

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-1-5-25

Ключевые слова:

онтогенез, периодизация онтогенеза, уровневая периодизация онтогенеза, эмпирические характеристики уровней организации

Аннотация

Описываемая в данной и предыдущей статьях схема периодизации называется (много)уровневой, поскольку основана на понятии уровня организации и соответственно на иерархии уровней, которая следует из него. Основным преимуществом такого подхода к проблеме периодизации является реальная возможность описать ход развития живого существа, начиная с минимального уровня, т. е. созревающей яйцеклетки, и заканчивая уровнем организации, предельным для данного биологического вида. Что касается не-уровневого и полу-уровневого подходов, они не имеют такой возможности, а потому их доминирование в науке задерживает развитие психологии.

В свое время Л. С. Выготский настойчиво указывал на необходимость конструктивного подхода как в общей психологии, так и в психологии развития, но, к сожалению, не успел довести результаты своей плодотворной работы до уровневого воплощения. Поэтому представляемые здесь материалы являются в некотором смысле продолжением данного теоретического направления.

Их изложение началось в предыдущей статье (Карандашев 2019) с традиционного понятия временнóй шкалы. Затем было введено понятие уровня организации, последовательно развертывающееся до иерархии уровней. А потом на основе уровневых относительных шкал была построена абсолютная хронологическая шкала онтогенеза, открывая путь к процессу эмпирического наполнения уровневой периодизации онтогенеза.

В данной же статье излагаются эмпирические характеристики уровней организации. Они выстроены в таблицу, колонками которой выступают: 1) порядковый номер уровня, 2) уровень организации, 3) название формации, 4) объяснение формации, 5) начальная функция, 6) объяснение функции, 7) начальный период, и 8) возраст перехода к новому периоду. Строками таблицы выступают следующие уровни организации: (−2) рибонуклеиновый, (−1) генетический, (0) цитологический, 1) морфологический, 2) физиологический, 3) интероцептивный, 4) проприоцептивный, 5) экстероцептивный, 6) атрибутивный, 7) рефлексивный, 8) когнитивный, 9) персональный, 10) институциональный, и 11) конституциональный. Каждая из позиций, находящихся на пересечении одной из названных характеристик с одним из перечисленных уровней организации, подвергнута детальному описанию, а их совокупность дает первичное представление о рассматриваемом уровне.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аристотель (1975) О душе. В кн.: Сочинения: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, с. 369–448.

Выготский, Л. С. (1984) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 433 c.

Карандашев, Ю. Н. (2013) Эволюционная концепция и периодизация онтогенетического развития. Бельско- Бяла: Издательство Ю. Н. Карандашева, 110 с.

Карандашев, Ю. Н. (2017) Механизм становления материи в гегелевском учении о бытии. Бельско-Бяла: Addendum, 260 с.

Карандашев, Ю. Н. (2019) Топология, метрика и хронология уровневой периодизации онтогенеза. Психология человека в образовании, т. 1, № 1, с. 5–21. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-1-5-21

REFERENCES

Aristotle (1975) O dushe [About the soul]. In: Sochineniya: v 4 t. [Collected work: In 4 vols]. Vol. 1. Moscow: Mysl’ Publ., pp. 369–448. (In Russian)

Karandashev, Yu. N. (2013) Evolyutsionnaya kontseptsiya i periodizatsiya ontogeneticheskogo razvitiya [The evolutionary concept and periodization of ontogenetic development]. Belsko-Biała: Yu. N. Karandashev Publ., 110 p. (In Russian)

Karandashev, Yu. N. (2017) Mekhanizm stanovleniya materii v gegelevskom uchenii o bytii [The mechanism of the formation of matter in the Hegelian doctrine of being]. Belsko-Biała: Addendum Publ., 260 p. (In Russian)

Karandashev, Yu. N. (2019) Topologiya, metrika i khronologiya urovnevoj periodizatsii ontogeneza [Topology, metrics and chronology of level periodization of ontogenesis]. Psikhologiya v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 1, no. 1, pp. 5–21. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-1-5-21 (In Russian)

Vygotskij, L. S. (1984) Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 4. Detskaya psikhologiya [Collected works: In 6 vols. Vol. 4. Child psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 433 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

13.05.2020

Выпуск

Раздел

Статьи