Развивающая беседа как метод работы с обучающимися современных образовательных организаций

Авторы

  • Сергей Михайлович Шингаев Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования https://orcid.org/0000-0001-7546-7375
  • Светлана Шершун ITC ProDevelopment OÜ

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-4-380-387

Ключевые слова:

развивающая беседа, образовательная организация, обучающиеся, родители, учителя, программа подготовки, опросник

Аннотация

В современной системе образования постоянно идет поиск новых форм и методов мотивации учащихся, их воспитания, обучения и развития. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют образовательные организации сосредоточить свое внимание на духовно-нравственном развитии, воспитании обучающихся и сохранении их здоровья, становлении личностных характеристик выпускника. В этой связи заслуживает внимания опыт европейских стран, в частности, Эстонии, где в работе с учениками школ применяется развивающая беседа.

В статье описывается технология подготовки и проведения развивающих бесед. Сформулирована главная цель развивающей беседы, заключающаяся в повышении и поддержании совместных усилий ученика, его родителей и школы в помощи ребенку достичь поставленных в учебной программе воспитательных целей. Сформулированы задачи развивающей беседы, состоящие в совместной оценке учителями и родителями достижений ученика, планировании целей на будущее и необходимых действий для их достижения, направлении усилий родителей и школы на поддержание развития ребенка, предоставлении родителям информации об ожиданиях школы и получении обратной связи о развитии ребенка. Следует отметить, что в Эстонии проведение развивающих бесед регламентировано Законом об основной школе и гимназии, в России это предстоит проводить в рамках инициативных проектов.

Приводится вариант опросника, который заполняет ученик перед развивающей беседой. Описывается программа подготовки российских педагогов к проведению развивающих бесед, цели и основные модули программы. В содержание программы входят такие темы, как базовая подготовка (развитие конгруэнтности педагога), содержательная подготовка (разработка положения о развивающих беседах и анкет для учеников), организационная и психологическая подготовка, барьеры в коммуникации и их преодоление, ключевые правила проведения развивающей беседы, установление и поддержание контакта с учеником в ходе беседы, типичные ошибки при постановке вопросов ученикам, техники активного слушания, навыки эффективной аргументации и контраргументации, мотивация ученика в ходе и после беседы, контроль эмоционального напряжения учителя.

Приводятся результаты апробации программы на примере ряда образовательных организаций г. Москвы.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ильин, Е. П. (2002) Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 508 с.

Ильин, Е. П. (2009) Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 364 с.

Ильин, Е. П. (2013a) Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 573 с.

Ильин, Е. П. (2013b) Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 304 с.

Ильин, Е. П. (2014) Психология агрессивного поведения. М.: Питер, 365 с.

Пежемская, Ю. С. (2011) Развивающий диалог в образовании. В кн.: Н. К. Сергеев (ред.). Психология образования в XXI веке: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции, Волгоград, 14–16 сентября 2011 г.: к 80-летию Волгоградского государственного социально- педагогического университета. Волгоград: Перемена, с. 143–148.

Фролова, Л. С. (2009) Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, ЯГПУ, 346 с.

Чеснокова, Е. Н. (2005a) Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель–ученик». Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ, 259 с.

Чеснокова, Е. Н. (2005b) Структура и функции развивающего диалога в образовании. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 5 (12), с. 71–83.

REFERENCES

Chesnokova, E. N. (2005a) Metod postroeniya razvivaushchikh dialogicheskikh otnoshenij “uchitel’–uchenik” [Method of building developing dialogic relations “teacher–student”]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 259 p. (In Russian)

Chesnokova, E. N. (2005b) Struktura i funktsii razvivayushchego dialoga v obrazovanii [The structure and functions of the developing dialogue in education]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 5 (12), pp. 71–83. (In Russian)

Frolova, L. S. (2009) Uchebnyj dialog kak organizuyushchij instrument edinogo kommunikativnogo prostranstva sistemy razvivayushchego obucheniya [Educational dialogue as an organizing tool of the unified communicative space of the system of developing learning]. PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, 346 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2002) Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg: Piter Publ., 508 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2009) Psikhologiya voli [Psychology of will]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 364 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2013a) Psikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnykh otnoshenij [Psychology of communication and interpersonal relationships]. Saint Petersburg: Piter Publ., 573 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2013b) Psikhologiya pomoshchi. Al’truizm, egoizm, empatiya [Psychology of help. Altruism, selfishness, empathy]. Saint Petersburg: Piter Publ., 304 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2014) Psikhologiya agressivnogo povedeniya [Psychology of aggressive behavior]. Moscow: Piter Publ., 365 p. (In Russian)

Pegemskaya, Yu. S. (2011) Razvivaushchij dialog v obrazovanii [Educational dialogue in education]. In: N. K. Sergeev (ed.). Psikhologiya obrazovaniya v XXI veke: Teoriya i praktika. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Volgograd, 14–16 sentyabrya 2011 g.: K 80-letiyu Volgogradskogo gosudarstvennogo sotsial’no-pedagogicheskogo universiteta [Psychology of education in the XXI century: Theory and practice. Proceedings of the international scientific and practical conference, Volgograd, September 14–16, 2011: On the 80th anniversary of the Volgograd State Social and Pedagogical University]. Volgograd: Peremena Publ., pp. 143–148. (In Russian)

Опубликован

30.12.2019

Выпуск

Раздел

Статьи