Дети как агенты психологического благополучия взрослых

Авторы

  • Константин Викторович Карпинский Гродненский государственный университет имени Янки Купалы; Мамун университет https://orcid.org/0000-0002-1820-4007

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-1-40-58

Ключевые слова:

психологическое благополучие, гедония, эвдемония, экзистенция, личностный смысл ребенка, терминальный смысл ребенка, прагматический смысл ребенка, ценностное отношение к детям

Аннотация

Введение. Представлены результаты теоретико-эмпирического анализа места и роли ребенка в контексте индивидуальной жизнедеятельности, личностного развития и функционирования, а также психологического благополучия взрослого. Формой психического отражения объективных детерминационных связей, в которых ребенок находится к процессу и результатам реализации личностных интенций взрослого, выступает личностный смысл ребенка для взрослого. Основываясь на том, что психологическое благополучие-неблагополучие производно от прогресса практической реализации личностно значимых интенций, этот личностный смысл рассматривается как субъективный индикатор воздействия ребенка на благополучие взрослого.

Материалы и методы. Общая гипотеза о взаимосвязи личностного смысла ребенка с психологическим благополучием взрослого тестировалась в цикле эмпирических исследований, охвативших родительскую (взрослые люди, воспитывающие ребенка/детей, N = 1965), клиническую (пациенты репродуктологического профиля с диагностированным бесплодием, N = 165) и профессиональную (специалисты педономического труда, N = 240) выборки. Диагностика личностного смысла ребенка осуществлялась методиками «Шкала ценностного отношения к детям» и «Смыслометрический психобиографический анализ». Психологическое благополучие взрослых, выполняющих родительские функции, оценивалось «Шкалой удовлетворенности жизнью», «Шкалой субъективного счастья», «Кратким опросником смысложизненного кризиса», «Шкалой позитивного и негативного аффекта», «Шкалой родительского стресса», «Опросником родительского выгорания», «Опросником родительского самоотношения», методикой «Диагностика переживаний в деятельности». Психологическое благополучие взрослых, проходящих лечение от бесплодия, определялось на основе «Шкалы совладания с бесплодием». Психологическое благополучие работников педономического труда измерялось посредством «Шкалы удовлетворенности карьерой», «Опросника переживаний в профессиональной деятельности», «Утрехтской шкалы увлеченности работой».

Результаты. Полученные данные свидетельствуют, что личностный смысл ребенка для взрослого является валидным эмпирическим маркером силы и направленности влияния первого на психологическое благополучие второго. Психологические типы личностного смысла ребенка высвечивают особенные функции, которые он выполняет в контексте индивидуальной жизнедеятельности и психологического благополучия взрослого. Позитивный смысл сигнализирует о том, что ребенок в жизни взрослого выступает условием психологического благополучия, тогда как негативный смысл указывает на то, что ребенок обусловливает психологическое неблагополучие взрослого на глобальном и доменном уровнях, в частности, в сферах репродукции, родительства и профессиональной педономической деятельности.

Заключение. Результаты исследования позволяют заключить, что дети являются активными со- субъектами жизни и влиятельными агентами психологического благополучия взрослых.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Асмолов, А. Г., Братусь, Б. С., Зинченко, В. П. и др. (1979) О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности. Вопросы психологии, № 3, с. 35–45. EDN: IHSKSF

Бажин, Е. Ф., Голынкина, Е. А., Эткинд, А. М. (1984) Метод исследования уровня субъективного контроля. Психологический журнал, т. 5, № 3, с. 152–162.

Бочавер, А. А., Ахмеджанова, Д. Р., Байрамян, Р. М., Поливанова, К. Н. (2024) Шкала родительского стресса: адаптация на русскоязычной выборке матерей школьников. Социальная психология и общество, т. 15, № 3, с. 202–221. https://doi.org/10.17759/sps.2024150312

Ефимова, И. Н. (2013) Возможности исследования родительского «выгорания». Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, № 4, с. 31–40. EDN: RRTXIZ

Карпинский, К. В. (2016) Неоптимальный смысл: психологические тупики жизненного пути личности. Гродно: Изд-во Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, 539 с.

Карпинский, К. В. (2019) Психология смысложизненного кризиса. Гродно: Изд-во Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, 624 с.

Карпинский, К. В. (2023) Личностный смысл ребенка: что дети значат для взрослых. Гродно: Изд-во Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, 515 с.

Карпинский, К. В. (2024a) Личностный смысл ребенка для взрослого как фактор психологического благополучия. Современная зарубежная психология, т. 13, № 4, с. 8–15. https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130401

Карпинский, К. В. (2024b) Смыслометрический психобиографический анализ. Гродно: Изд-во Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, 211 с.

Карпинский, К. В. (2024c) Личностный смысл ребенка и переживание смысложизненного кризиса в ситуации бесплодия. Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки, № 2, с. 40–55. EDN: HLXEAL

Карпинский, К. В. (2024d) Шкала ценностного отношения к детям: разработка, валидизация, стандартизация. Психология человека в образовании, т. 6, № 4, с. 543–567. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-4-543-567

Карпинский, К. В., Гижук, Т. В. (2017) Психология профессиональной успешности. Гродно: Изд-во Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, 169 с.

Кондратьев, М. Ю. (2011) «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости. Социальная психология и общество, т. 2, № 2, с. 17–28. EDN: OIZZON

Кроник, А. А., Кроник, Е. А. (1989) В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М.: Мысль, 204 с.

Кутузова, Д. А. (2006) Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, 213 с.

Леонтьев, Д. А. (1999) Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 487 с.

Леонтьев, Д. А., Сучков, Д. Д. (2015) Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия. Психологические исследования, т. 8, № 44. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n44/300-leontiev44.html (дата обращения 24.12.2024).

Микляева, А. В. (2014) Психология межвозрастных отношений. М.: Перо, 159 с.

Осин, Е. Н. (2012) Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS. Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 9, № 4, с. 91–110. EDN: QYXAPB

Осин, Е. Н., Леонтьев, Д. А. (2017) Диагностика переживаний в профессиональной деятельности: валидизация методики. Организационная психология, т. 7, № 2, с. 30–51. EDN: ZXOYKD

Осин, Е. Н., Леонтьев, Д. А. (2020) Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 1 (155), с. 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06

Салмина, А. В., Карпинский, К. В., Бойко, С. Л. (2024) Разработка и апробация психодиагностической методики «Шкала совладания с бесплодием». Репродуктивное здоровье. Восточная Европа, т. 14, № 3, с. 338–346. https://doi.org/10.34883/pi.2024.14.3.004

Blyth, D. A., Hill, J. P., Thiel, K. S. (1982) Early adolescents’ significant others: Grade and gender differences in perceived relationships with familial and nonfamilial adults and young people. Journal of Youth and Adolescence, vol. 11, no. 6, pp. 425–450. https://doi.org/10.1007/bf01538805

Buhl, H. M. (2009) My mother: My best friend? Adults’ relationships with significant others across the lifespan. Journal of Adult Development, vol. 16, no. 4, pp. 239–249. https://doi.org/10.1007/s10804-009-9070-2

Deci, E. L., Ryan, R. M. (2000) The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, vol. 11, no. 4, pp. 227–268. https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01

Diener, E., Oishi, S., Tay, L. (2018) Advances in subjective well-being research. Nature Human Behaviour, vol. 2, no. 4, pp. 253–260. https://doi.org/10.1038/s41562-018-0307-6

Fujita, F., Diener, E. (2005) Life satisfaction set point: Stability and change. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 88, no. 1, pp. 158–164. https://doi.org/10.1037/0022-3514.88.1.158

Garbarino, J., Burston, N., Raber, S. et al. (1978) The social maps of children approaching adolescence: Studying the ecology of youth development. Journal of Youth and Adolescence, vol. 7, no. 4, pp. 417–428. https://doi.org/10.1007/bf01537809

Green, S., Nixon, E. (2020) Children as agents in their worlds: A psychological-relational perspective. London: Routledge Publ., 256 p. https://doi.org/10.4324/9781315625911

Grundström, J., Kiviruusu, O., Konttinen, H., Berg, N. (2024) Reciprocal associations between parenthood and mental well-being — a prospective analysis from age 16 to 52 years. Current Psychology, vol. 43, no. 3, pp. 2238– 2252. https://doi.org/10.1007/s12144-023-04487-3

Gupta, K. (2022) Parental well-being: Another dimension of adult well-being. The Family Journal, vol. 31, no. 1, pp. 69–77. https://doi.org/10.1177/10664807221090948

Headey, B. W., Wearing, A. J. (1989) Personality, life events, and subjective well-being: Toward a dynamic equilibrium model. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 57, no. 4, pp. 731–739. https://doi.org/10.1037/0022-3514.57.4.731

Huppert, F. A., So, T. T. C. (2013) Flourishing across Europe: Application of a new conceptual framework for defining well-being. Social Indicators Research, vol. 110, no. 3, pp. 837–861. https://doi.org/10.1007/s11205-011-9966-7

Iasiello, M., Ali, K., van Agteren, J. et al. (2024) What’s the difference between measures of wellbeing, quality of life, resilience, and coping? An umbrella review and concept map of 155 measures of positive mental health. International Journal of Wellbeing, vol. 14, no. 2, pp. 3621–3645. https://doi.org/10.5502/ijw.v14i2.3621

Klug, H. J. P., Maier, G. W. (2015) Linking goal progress and subjective well-being: A meta-analysis. Journal of Happiness Studies: An Interdisciplinary Forum on Subjective Well-Being, vol. 16, no. 1, pp. 37–65. https://doi.org/10.1007/s10902-013-9493-0

Lerner, R. M. (1982) Children and adolescents as producers of their own development. Developmental Review, vol. 2, no. 4, pp. 342–370. https://doi.org/10.1016/0273-2297(82)90018-1

Levison, D., Maynes, M. J., Vavrus, F. (eds.). (2021) Children and youth as subjects, objects, agents: Innovative approaches to research across space and time. Cham: Palgrave Macmillan Publ., 277 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-63632-6

McLanahan, S., Adams, J. (1989) The effects of children on adults’ psychological well-being: 1957–1976. Social Forces, vol. 68, no. 1, pp. 124–146. https://doi.org/10.2307/2579223

Nelson, S. K., Kushlev, K., Lyubomirsky, S. (2014) The pains and pleasures of parenting: When, why, and how is parenthood associated with more or less well-being? Psychological Bulletin, vol. 140, no. 3, pp. 846–895. https://doi.org/10.1037/a0035444

Nelson-Coffey, S. K., Stewart, D. (2019) Well-being in parenting. In: M. H. Bornstein (ed.). Handbook of parenting. Vol. 3. Being and becoming a parent. 3rd ed. New York: Routledge Publ., pp. 596–619. https://doi.org/10.4324/9780429433214-17

Ng, J. Y. Y., Ntoumanis, N., Thøgersen-Ntoumani, C. et al. (2012) Self-determination theory applied to health contexts: A meta-analysis. Perspectives on Psychological Science, vol. 7, no. 4, pp. 325–340. https://doi.org/10.1177/1745691612447309

Nomaguchi, K., Milkie, M. A. (2020) Parenthood and well-being: A decade in review. Journal of Marriage and Family, vol. 82, no. 1, pp. 198–223. https://doi.org/10.1111/jomf.12646

Twenge, J. M., Campbell, W. K., Foster, C. A. (2003) Parenthood and marital satisfaction: A meta-analytic review. Journal of Marriage and Family, vol. 65, no. 3, pp. 574–583. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2003.00574.x

Umberson, D., Pudrovska, T., Reczek, C. (2010) Parenthood, childlessness, and well-being: A life course perspective. Journal of Marriage and Family, vol. 72, no. 3, pp. 612–629. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2010.00721.x

REFERENCES

Asmolov, A. G., Bratus, B. S., Zinchenko, V. P. et al. (1979) O nekotorykh perspektivakh issledovanij smyslovykh obrazovanij lichnosti [On the perspectives in research of meaning structures of personality]. Voprosy psikhologii, no. 3, pp. 35–45. (In Russian)

Bazhin, E. F., Golynkina, E. A., Etkind, A. M. (1984) Metod issledovaniya urovnya sub’ektivnogo kontrolya [The method for subjective control study]. Psikhologicheskij zhurnal, vol. 5, no. 3, pp. 152–162. (In Russian)

Blyth, D. A., Hill, J. P., Thiel, K. S. (1982) Early adolescents’ significant others: Grade and gender differences in perceived relationships with familial and nonfamilial adults and young people. Journal of Youth and Adolescence, vol. 11, no. 6, pp. 425–450. https://doi.org/10.1007/bf01538805 (In English)

Bochaver, A. A., Akhmedjanova, D. R., Bayramyan, R. M., Polivanova, K. N. (2024) Shkala roditel’skogo stressa: adaptatsiya na russkoyazychnoj vyborke materej shkol’nikov [Parental stress scale: Adaptation on the Russian-speaking sample of schoolchildren’s mother]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 15, no. 3, pp. 202–221. https://doi.org/10.17759/sps.2024150312 (In Russian)

Buhl, H. M. (2009) My mother: My best friend? Adults’ relationships with significant others across the lifespan. Journal of Adult Development, vol. 16, no. 4, pp. 239–249. https://doi.org/10.1007/s10804-009-9070-2 (In English)

Deci, E. L., Ryan, R. M. (2000) The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, vol. 11, no. 4, pp. 227–268. https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01 (In English)

Diener, E., Oishi, S., Tay, L. (2018) Advances in subjective well-being research. Nature Human Behaviour, vol. 2, no. 4, pp. 253–260. https://doi.org/10.1038/s41562-018-0307-6 (In English)

Efimova, I. N. (2013) Vozmozhnosti issledovaniya roditel’skogo “vygoraniya” [Potentials of studying the parent’s “burnout” syndrome]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki — Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology, no. 4, pp. 31–40. (In Russian)

Fujita, F., Diener, E. (2005) Life satisfaction set point: Stability and change. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 88, no. 1, pp. 158–164. https://doi.org/10.1037/0022-3514.88.1.158 (In English)

Garbarino, J., Burston, N., Raber, S. et al. (1978) The social maps of children approaching adolescence: Studying the ecology of youth development. Journal of Youth and Adolescence, vol. 7, no. 4, pp. 417–428. https://doi.org/10.1007/bf01537809 (In English)

Green, S., Nixon, E. (2020) Children as agents in their worlds: A psychological-relational perspective. London: Routledge Publ., 256 p. https://doi.org/10.4324/9781315625911 (In English)

Grundström, J., Kiviruusu, O., Konttinen, H., Berg, N. (2024) Reciprocal associations between parenthood and mental well-being — a prospective analysis from age 16 to 52 years. Current Psychology, vol. 43, no. 3, pp. 2238– 2252. https://doi.org/10.1007/s12144-023-04487-3 (In English)

Gupta, K. (2022) Parental well-being: Another dimension of adult well-being. The Family Journal, vol. 31, no. 1, pp. 69–77. https://doi.org/10.1177/10664807221090948 (In English)

Headey, B. W., Wearing, A. J. (1989) Personality, life events, and subjective well-being: Toward a dynamic equilibrium model. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 57, no. 4, pp. 731–739. https://doi.org/10.1037/0022-3514.57.4.731 (In English)

Huppert, F. A., So, T. T. C. (2013) Flourishing across Europe: Application of a new conceptual framework for defining well-being. Social Indicators Research, vol. 110, no. 3, pp. 837–861. https://doi.org/10.1007/s11205-011-9966-7 (In English)

Iasiello, M., Ali, K., van Agteren, J. et al. (2024) What’s the difference between measures of wellbeing, quality of life, resilience, and coping? An umbrella review and concept map of 155 measures of positive mental health. International Journal of Wellbeing, vol. 14, no. 2, pp. 3621–3645. https://doi.org/10.5502/ijw.v14i2.3621 (In English)

Karpinski, K. V. (2016) Neoptimal’nyj smysl: psikhologicheskie tupiki zhiznennogo puti lichnosti [Nonoptimal meaning: Psychological deadlocks on the life path]. Grodno: Yanka Kupala State University of Grodno Publ., 539 p. (In Russian)

Karpinski, K. V. (2019) Psikhologiya smyslozhiznennogo krizisa [Psychology of life-purpose crisis]. Grodno: Yanka Kupala State University of Grodno Publ., 624 p. (In Russian)

Karpinski, K. V. (2023) Lichnostnyj smysl rebenka: chto deti znachat dlia vzroslykh [Personal meaning of a child: What children mean for adults]. Grodno: Yanka Kupala State University of Grodno Publ., 515 p. (In Russian)

Karpinski, K. V. (2024a) Lichnostnyj smysl rebenka dlya vzroslogo kak faktor psikhologicheskogo blagopoluchiya [Personal meaning of a child for an adult as a factor of psychological well-being]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 13, no. 4, pp. 8–15. https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130401 (In Russian)

Karpinski, K. V. (2024b) Smyslometricheskij psikhobiograficheskij analiz [Meaningmetric psychobiographical analysis]. Grodno: Yanka Kupala State University of Grodno Publ., 211 p. (In Russian)

Karpinski, K. V. (2024bc) Lichnostnij smysl rebenka i perezhivanie smyslozhiznennogo krizisa v situatsii besplodiya [Personal meaning of a child and experience of a meaning of life crisis in a situation of infertility]. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta prosveshcheniya. Seriya: Psikhologicheskie nauki — Bulletin of State University of Education. Series: Psychological Sciences, no. 2, pp. 40–55. (In Russian)

Karpinski, K. V. (2024d) Shkala tsennostnogo otnosheniya k detyam: razrabotka, validizatsiya, standartizatsiya [The value of children scale: Development, validation, standardization]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 6, no. 4, pp. 543–567. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-4-543-567 (In Russian)

Karpinski, K. V., Gizhuk, T. V. (2017) Psikhologiya professional’noj uspeshnosti [Psychology of professional success]. Grodno: Yanka Kupala State University of Grodno Publ., 169 p. (In Russian)

Klug, H. J. P., Maier, G. W. (2015) Linking goal progress and subjective well-being: A meta-analysis. Journal of Happiness Studies: An Interdisciplinary Forum on Subjective Well-Being, vol. 16, no. 1, pp. 37–65. https://doi.org/10.1007/s10902-013-9493-0 (In English)

Kondratyev, M. Yu. (2011) “Znachimyj drugoj”: slagaemye mezhlichnostnoj znachimosti [“Significant other”: Components of interpersonal significance]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 2, no. 2, pp. 17–28. (In Russian)

Kronik, A. A., Kronik, E. A. (1989) V glavnykh rolyakh: Vy, My, On, Ty, Ya: Psikhologiya znachimykh otnoshenij [In the main roles: You, We, He, You, Me: Psychology of significant relations]. Moscow: Mysl’ Publ., 204 p. (In Russian)

Kutuzova, D. A. (2006) Organizatsiya deyatel’nosti i stil’ samoregulyatsii kak faktory professional’nogo vygoraniya pedagoga-psikhologa [Organization of activity and style of self-regulation as factors of professional burnout of a teacher-psychologist]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Sholokhov Moscow State University for Humanities, 213 p. (In Russian)

Leontiev, D. A. (1999) Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj realnosti [Psychology of meaning: Nature, structure and dynamics of meaningful reality]. Moscow: Smysl Publ., 487 p. (In Russian)

Leontiev, D. A., Suchkov, D. D. (2015) Postanovka i dostizhenie tselej kak faktor psikhologicheskogo blagopoluchiya [Setting and achieving goals as a factor of psychological well-being]. Psikhologicheskie issledovaniya — Psychological Studies, vol. 8, no. 44. [Online]. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n44/300-leontiev44. html (accessed 24.12.2024). (In Russian)

Lerner, R. M. (1982) Children and adolescents as producers of their own development. Developmental Review, vol. 2, no. 4, pp. 342–370. https://doi.org/10.1016/0273-2297(82)90018-1 (In English)

Levison, D., Maynes, M. J., Vavrus, F. (eds.). (2021) Children and youth as subjects, objects, agents: Innovative approaches to research across space and time. Cham: Palgrave Macmillan Publ., 277 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-63632-6 (In English)

McLanahan, S., Adams, J. (1989) The effects of children on adults’ psychological well-being: 1957–1976. Social Forces, vol. 68, no. 1, pp. 124–146. https://doi.org/10.2307/2579223 (In English)

Miklyaeva, A. V. (2014) Psikhologiya mezhvozrastnykh otnoshenij [Psychology of age-graded relations]. Moscow: Pero Publ., 159 p. (In Russian)

Nelson, S. K., Kushlev, K., Lyubomirsky, S. (2014) The pains and pleasures of parenting: When, why, and how is parenthood associated with more or less well-being? Psychological Bulletin, vol. 140, no. 3, pp. 846–895. https://doi.org/10.1037/a0035444 (In English)

Nelson-Coffey, S. K., Stewart, D. (2019) Well-being in parenting. In: M. H. Bornstein (ed.). Handbook of parenting. Vol. 3. Being and becoming a parent. 3rd ed. New York: Routledge Publ., pp. 596–619. https://doi.org/10.4324/9780429433214-17 (In English)

Ng, J. Y. Y., Ntoumanis, N., Thøgersen-Ntoumani, C. et al. (2012) Self-determination theory applied to health contexts: A meta-analysis. Perspectives on Psychological Science, vol. 7, no. 4, pp. 325–340. https://doi.org/10.1177/1745691612447309 (In English)

Nomaguchi, K., Milkie, M. A. (2020) Parenthood and well-being: A decade in review. Journal of Marriage and Family, vol. 82, no. 1, pp. 198–223. https://doi.org/10.1111/jomf.12646 (In English)

Osin, E. N. (2012) Izmerenie pozitivnykh i negativnykh emotsij: razrabotka russkoyazychnogo analoga metodiki PANAS [Measuring positive and negative affect: Development of a Russian-language analogue of PANAS]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Psychology. Journal of Higher School of Economics, vol. 9, no. 4, pp. 91–110. (In Russian)

Osin, E. N., Leontiev, D. A. (2017) Diagnostika perezhivanij v professional’noj deyatel’nosti: validizatsiya metodiki [Assessment of subjective experiences at work: Validation of an instrument]. Organizatsionnaya psikhologiya — Organizational Psychology, vol. 7, no. 2, pp. 30–51. (In Russian)

Osin, E. N., Leontiev, D. A. (2020) Kratkie russkoyazychnye shkaly diagnostiki sub’ektivnogo blagopoluchiya: psikhometricheskie kharakteristiki i sravnitel’nyj analiz [Brief Russian-language instruments to measure subjective well-being: Psychometric properties and comparitive analysis]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny — Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, no. 1 (155), pp. 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06 (In Russian)

Salmina, A. V., Karpinsky, K. V., Bojko, S. L. (2024) Razrabotka i aprobatsiya psikhodiagnosticheskoj metodiki “Shkala sovladaniya s besplodiem” [Development and testing of the psychodiagnostic method “Scale of coping with infertility”]. Reproduktivnoe zdorov’e. Vostochnaya Evropa — Reproductive Health. Eastern Europe, vol. 14, no. 3, pp. 338–346. https://doi.org/10.34883/pi.2024.14.3.004 (In Russian)

Twenge, J. M., Campbell, W. K., Foster, C. A. (2003) Parenthood and marital satisfaction: A meta-analytic review. Journal of Marriage and Family, vol. 65, no. 3, pp. 574–583. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2003.00574.x (In English)

Umberson, D., Pudrovska, T., Reczek, C. (2010) Parenthood, childlessness, and well-being: A life course perspective. Journal of Marriage and Family, vol. 72, no. 3, pp. 612–629. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2010.00721.x (In English)

Опубликован

31.03.2025

Как цитировать

Карпинский, К. В. (2025). Дети как агенты психологического благополучия взрослых. Психология человека в образовании, 7(1), 40–58. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-1-40-58

Выпуск

Раздел

Статьи