Шкала ценностного отношения к детям: разработка, валидизация, стандартизация
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-4-543-567Ключевые слова:
личностный смысл ребенка, ценностное отношение к детям, психодиагностика, стандартизированный личностный опросник, валидность, надежностьАннотация
Введение. В статье представлены результаты психометрического исследования, направленного на создание оригинальной диагностической методики «Шкала ценностного отношения к детям». Теоретико- методологические основания исследования составила психологическая концепция личностного смысла ребенка. Методика операционализирует ценностное отношение в качестве одного из психологических типов личностного смысла ребенка для взрослого, а именно как позитивный терминальный смысл.
Материалы и методы. Пилотажная версия методики представляла собой опросник с 20 пунктами и шестиразрядной шкалой ответов ликертовского типа. Эмпирическая апробация методики осуществлялась на белорусской популяционной выборке взрослых (половозрелых) людей (N = 1920). Психометрическая разработка, валидизация и стандартизация методики производились в русле комбинированного подхода, объединяющего технологии классической (CTT) и стохастической (IRT) теории теста. Из двух конкурирующих IRT-моделей для методик с политомической шкалой ответов — модели рейтинговой шкалы (RSM) и модели частичных кредитов (PCM) — последняя показала лучшее соответствие эмпирическим данным и была положена в основу калибровки пунктов и общей шкалы. В процессе конструирования методики оценивались парциальные измерительные свойства, характеризующие отдельные пункты (дискриминативность, трудность, дифференциальное функционирование, пороговая статистика, критериальная и конструктная валидность) и интегральные измерительные свойства, характеризующие шкалу в целом (содержательная, очевидная, структурная, критериальная, конвергентная и дискриминатная валидность, а также консистентная и ретестовая надежность). В целях валидизации методики использовались различные методы и процедуры (независимые экспертные оценки, когнитивное интервью и т. д.).
Результаты исследования. В завершенном виде «Шкала ценностного отношения к детям» представляет собой одномерный стандартизированный опросник, который позволяет диагностировать индивидуальную выраженность позитивного терминального смысла ребенка (детей) для испытуемого. По своим измерительным свойствам методика полностью соответствует конвенциональным психометрическим стандартам, может применяться в рамках выборочного научно-психологического исследования и индивидуального психодиагностического обследования. Целевой диагностический контингент составляют взрослые люди, причем методика демонстрирует одинаково высокую экологическую валидность в отношении испытуемых как в актуальном, так и в потенциальном родительском статусе.
Заключение. Ближайшая перспектива психометрической проработки методики связана с определением ее устойчивости к действию фактора социальной желательности, поскольку в условиях политики пронатализма ценностное отношение к детям является социально одобряемым индивидуально- психологическим свойством взрослого человека.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Асмолов, А. Г., Братусь, Б. С., Зейгарник, Б. В. и др. (1979) О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности. Вопросы психологии, № 3, с. 35–45. EDN: IHSKSF
Бесчасная, А. А. (2018) Наблюдая грядущее: образы современного детства в прогнозировании будущего. Ценности и смыслы, № 3 (55), с. 65–78. EDN: XUAUDJ
Братусь, Б. С. (1988) Аномалии личности. М.: Мысль, 304 с.
Вилюнас, В. К. (1990) Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 288 с.
Илышев, А. М., Багирова, А. П. (2021) Введение в репродуктивистику. Становление науки о воспроизводстве человека. М.: Финансы и статистика, 304 с.
Капица, С. П. (2010) Парадоксы роста. Законы глобального развития человечества. М.: Альпина Нон- фикшн, 192 с.
Карпинский, К. В. (2019) Мотивационно-смысловая регуляция репродуктивного поведения человека: культурно-исторические трансформации и метаморфозы. Social Studies: Theory and Practice, vol. 7, no. 2, pp. 59–81. https://doi.org/10.34858/sstp.2.2019.005
Карпинский, К. В. (2021) Источники смысла жизни: новый метод психодиагностики личности. Гродно: Изд-во Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, 220 с.
Карпинский, К. В. (2022а) Личностный смысл ребенка в регуляции детско-родительских отношений. В кн.: Н. Л. Карпова, Е. А. Петрова, О. В. Зотова (ред.). Общение в эпоху конвергенции технологий. М.: Изд-во Психологического института Российской академии образования, с. 208–211. https://doi.org/10.24412/cl-36917-2022-208-211
Карпинский, К. В. (2022b) Преградный смысл ребенка: половозрастная и социально-демографическая изменчивость в белорусской популяционной мультивыборке. Вестник гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология, т. 12, № 3, с. 115–129. EDN: FVJVZY
Карпинский, К. В. (2023) Личностный смысл ребенка: что дети значат для взрослых. Гродно: Изд-во Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, 515 с.
Карпинский, К. В. (2024а) Личностный смысл ребенка в регуляции профессиональной педономической деятельности. Ярославский педагогический вестник, № 1 (136), с. 170–184. https://doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_170
Карпинский, К. В. (2024b) Личностный смысл ребенка и переживание смысложизненного кризиса в ситуации бесплодия. Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки, № 2, с. 40–55. https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-2-40-55
Кон, И. С. (2003) Ребенок и общество. М.: Академия, 336 с.
Леонтьев, Д. А. (1999) Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 487 с.
Рубинштейн, С. Л. (1959) Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 328 с.
Рубинштейн, С. Л. (1973) Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 424 с.
Салихова, Н. Р. (2010) Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности. Казань: Казанский университет, 451 с.
Салмина, А. В. Карпинский, К. В., Бойко, С. Л. (2024) Разработка и апробация психодиагностической методики «Шкала совладания с бесплодием». Репродуктивное здоровье. Восточная Европа, т. 14, № 3, с. 338–346. https://doi.org/10.34883/pi.2024.14.3.004
Тендрякова, М. В. (2022) Антропология детства. Прошлое о современном. М.: ЛитРес, 310 с.
Arnold, F., Bulatao, R. A., Buripakdi, Ch. et al. (eds.). (1975) The value of children. A cross-national study: In 4 vols. Vol. 1. Honolulu: East-West Population Institute Publ., 234 p.
Aunger, R., Curtis, V. (2013) The anatomy of motivation: An evolutionary-ecological approach. Biological Theory, vol. 8, no. 1, pp. 49–63. https://doi.org/10.1007/s13752-013-0101-7
Bernard, L. C., Mills, M., Swenson, L., Walsh, R. P. (2005) An evolutionary theory of human motivation. Genetic, Social, and General Psychology Monographs, vol. 131, no. 2, pp. 129–184. https://doi.org/10.3200/MONO.131.2.129-184
Buckels, E. E., Beall, A. T., Hofer, M. K. et al. (2015) Individual differences in activation of the parental care motivational system: Assessment, prediction, and implications. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 108, no. 3, pp. 497–514. https://doi.org/10.1037/pspp0000023
Fornell, C. Larcker, D. F. (1981) Evaluating structural equation models with unobservable variables and measurement errors. Journal of Marketing Research, vol. 18, no. 1, pp. 39–50. https://doi.org/10.2307/3151312
Henseler, J., Ringle, C., Sarstedt, M. (2015) A new criterion for assessing discriminant validity in variance-based structural equation modeling. Journal of the Academy of Marketing Science, vol. 43, pp. 115–135. https://doi.org/10.1007/s11747-014-0403-8
Kenrick, D. T., Griskevicius, V., Neuberg, S. L., Schaller, M. (2010) Renovating the pyramid of needs: Contemporary extensions built upon ancient foundations. Perspectives on Psychological Science, vol. 5, no. 3, pp. 292–314. https://doi.org/10.1177/1745691610369469
Li, C. H. (2016) Confirmatory factor analysis with ordinal data: Comparing robust maximum likelihood and diagonally weighted least squares. Behavioral Research Methods, vol. 48, pp. 936–949. https://doi.org/10.3758/s13428-015-0619-7
Schaller, M. (2006) Parasites, behavioral defenses, and the social psychological mechanisms through which cultures are evoked. Psychological Inquiry, vol. 17, no. 2, pp. 96–101. https://doi.org/10.1207/s15327965pli1702_2
Trommsdorff, G., Nauck, B. (eds.). (2005) The value of children in cross-cultural perspective: Case studies from eight societies. Lengerich: Pabst Science Publ., 288 p.
REFERENCES
Asmolov, A. G., Bratus, B. S., Zeigarnik, B. V. et al. (1979) O nekotorykh perspektivakh issledovanij smyslovykh obrazovanij lichnosti [On the perspectives in research of meaning structures of personality]. Voprosy Psykhologii, no. 3, pp. 35–45. EDN: IHSKSF (In Russian)
Arnold, F., Bulatao, R. A., Buripakdi, Ch. et al. (eds.). (1975) The value of children. A cross-national study: In 4 vols. Vol. 1. Honolulu: East-West Population Institute Publ., 234 p. (In English)
Aunger, R., Curtis, V. (2013) The anatomy of motivation: An evolutionary-ecological approach. Biological Theory, vol. 8, no. 1, pp. 49–63. https://doi.org/10.1007/s13752-013-0101-7 (In English)
Bernard, L. C., Mills, M., Swenson, L., Walsh, R. P. (2005) An evolutionary theory of human motivation. Genetic, Social, and General Psychology Monographs, vol. 131, no. 2, pp. 129–184. https://doi.org/10.3200/MONO.131.2.129-184 (In English)
Beschasnaya, A. A. (2018) Nablyudaya gryadushchee: obrazy sovremennogo detstva v prognozirovanii budushchego [Watching to the future: Images of modern childhood in predicting the future]. Tsennosti i smysly — Values and Meanings, no. 3 (55), pp. 65–78. EDN: XUAUDJ (In Russian)
Bratus, B. S. (1988) Anomalii lichnosti [Anomalies of personality]. Moscow: Mysl’ Publ., 304 p. (In Russian)
Buckels, E. E., Beall, A. T., Hofer, M. K. et al. (2015) Individual differences in activation of the parental care motivational system: Assessment, prediction, and implications. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 108, no. 3, pp. 497–514. https://doi.org/10.1037/pspp0000023 (In English)
Fornell, C. Larcker, D. F. (1981) Evaluating structural equation models with unobservable variables and measurement error. Journal of Marketing Research, vol. 18, no. 1, pp. 39–50. https://doi.org/10.2307/3151312 (In English)
Henseler, J., Ringle, C., Sarstedt, M. (2015) A new criterion for assessing discriminant validity in variance-based structural equation modeling. Journal of the Academy of Marketing Science, vol. 43, pp. 115–135. https://doi.org/10.1007/s11747-014-0403-8 (In English)
Ilyshev, A. M., Bagirova, A. P. (2021) Vvedenie v reproduktivistiku: stanovlenie nauki o vosproizvodstve cheloveka [Introduction to the reproductivistics: Raising of the science about human reproduction]. Moscow: Finansy i statistika Publ., 304 p. EDN: SUMWAR (In Russian)
Kapitsa, S. P. (2010) Paradoksy rosta: zakony razvitiya chelovechestva [Growth paradoxes: Regularities of humanity development]. Moscow: Alpina Non-fikshn Publ., 192 p. (In Russian)
Karpinski, K. V. (2019) Motivatsionno-smyslovaya regulyatsiya reproduktivnogo povedeniya cheloveka: kul’turno-istoricheskie transformatsii i metamorfozy [Motivational regulation of human reproductive behavior: Cultural-historical transformations and metamorphoses]. Social Studies: Theory and Practice, vol. 7, no. 2, pp. 59–81. https://doi.org/10.34858/sstp.2.2019.005 (In Russian)
Karpinski, K. V. (2021) Istochniki smysla zhizni: novyj metod psikhodiagnostiki lichnosti [Sources of the meaning of life: New tool for personality psychodiagnostic]. Grodno: Yanka Kupala state university of Grodno Publ., 219 p. (In Russian)
Karpinski, K. V. (2022a) Lichnostnyj smysl rebenka v regulyatsii detsko-roditel’skikh otnoshenij [Personal meaning of a child as a regulator of parent-child relations]. In: N. L. Karpova, E. A. Petrova, O. V. Zotova (eds.). Obshchenie v epokhu konvergentsii tekhnologij — Communication in an era of technology convergence. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 203–207. https://doi.org/10.24412/cl-36917-2022-208-211 (In Russian)
Karpinski, K. V. (2022b) Pregradnyj smysl rebenka: polovozrastnaya i sotsial’no-demograficheskaya izmenchivost’ v belorusskoj populyatsionnoj mul’tivyborke [The negative meaning of a child: Gender, age and socio-demographic variability in the belarusian population multi-sample]. Vestnik grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly. Seriya 3. Filologiya. Pedagogika. Psikhologiya — Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodnо. Series 3: Philology. Pedagogy. Psychology, vol. 12, no. 3, pp. 115–129. EDN: FVJVZY (In Russian)
Karpinski, K. V. (2023) Lichnostnyj smysl rebenka: chto deti znachat dlya vzroslykh [Personal meaning of a child: What children mean for adults]. Grodno: Yanka Kupala state university of Grodno Publ., 515 p. (In Russian)
Karpinski, K. V. (2024a) Lichnostnyj smysl rebenka v regulyatsii professional’noj pedonomicheskoj deyatel’nosti [Personal meaning of a child for an adult as a regulator of professional pedonomic activity]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik — Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 1 (136), pp. 170–184. https://doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_170 (In Russian)
Karpinski, K. V. (2024b) Lichnostnyj smysl rebenka i perezhivanie smyslozhiznennogo krizisa v situatsii besplodiya [Personal meaning of a child and experience of a meaning of life crisis in a situation of infertility]. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta prosveshcheniya. Seriya: Psikhologicheskie nauki — Bulletin of Federal State University of Education. Series: Psychological Sciences, no. 2, pp. 40–55. https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-2-40-55 (In Russian)
Kenrick, D. T., Griskevicius, V., Neuberg, S. L., Schaller, M. (2010) Renovating the pyramid of needs: Contemporary extensions built upon ancient foundations. Perspectives on Psychological Science, vol. 5, no. 3, pp. 292–314. https://doi.org/10.1177/1745691610369469 (In English)
Kon, I. S. (2003) Rebenok i obshchestvo [Child and society]. Moscow: Akademiya Publ., 336 p. (In Russian)
Leont’ev, D. A. (1999) Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real’nosti [The psychology of meaning: Nature, structure, and dynamics of personality]. Moscow: Smysl Publ., 487 p. (In Russian)
Li, C. H. (2016) Confirmatory factor analysis with ordinal data: Comparing robust maximum likelihood and diagonally weighted least squares. Behavioral Research Methods, vol. 48, pp. 936–949. https://doi.org/10.3758/s13428-015-0619-7 (In English)
Rubinshtein, S. L. (1959) Bytie i soznanie [The Being and The Mind] Moscow: AS USSR Publ., 328 p. (In Russian)
Rubinshtein, S. L. (1973) Problemy obshchej psikhologii [Problems of general psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 424 p. (In Russian)
Salikhova, N. R. (2010) Tsennostno-smyslovaya organizatsiya zhiznennogo prostranstva lichnosti [Value and meaning organization of life space of personality]. Kazan: Kazan Federal University Publ., 452 p. (In Russian)
Salmina, A. V. Karpinsky, K. V., Bojko, S. L. (2024) Razrabotka i aprobatsiya psikhodiagnosticheskoj metodiki “Shkala sovladaniya s besplodiem” [Development and testing of the psychodiagnostic method “Scale of coping with infertility”]. Reproduktivnoe zdorov’e. Vostochnaya Evropa — Reproductive Health. Eastern Europe, vol. 14, no. 3, pp. 338–346. https://doi.org/10.34883/pi.2024.14.3.004 (In Russian)
Schaller, M. (2006) Parasites, behavioral defenses, and the social psychological mechanisms through which cultures are evoked. Psychological Inquiry, vol. 17, no. 2, pp. 96–101. https://doi.org/10.1207/s15327965pli1702_2 (In English)
Tendryakova, M. V. (2022) Antropologiya detstva. Proshloe o sovremennom [Anthropology of childhood. Past about present]. Moscow: LitRes Publ., 310 p. (In Russian)
Trommsdorff, G., Nauck, B. (eds.). (2005) The value of children in cross-cultural perspective: Case studies from eight societies. Lengerich: Pabst Science Publ., 288 p. (In English)
Viliunas, V. K. (1990) Psikhologicheskie mekhanizmy motivatcii cheloveka [Psychological mechanisms of human motivation]. Moscow: Moscow state university named after M. V. Lomonosov Publ., 288 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Константин Викторович Карпинский

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.