Запретить нельзя использовать: разработка, предварительная валидизация и апробация опросника родительской позиции в медиации цифрового поведения школьников

Авторы

  • Юлия Львовна Проект Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-1914-9118
  • Елена Борисовна Спасская Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена https://orcid.org/0009-0005-7425-8236
  • Нина Олеговна Иванушкина Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена https://orcid.org/0009-0000-1914-6059
  • Елена Вадимовна Сидненко Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена https://orcid.org/0009-0002-0440-5390

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-2-165-183

Ключевые слова:

школьники, родители, цифровое поведение, гаджеты, родительская медиация, стратегии воспитания

Аннотация

Введение. Увеличивающийся темп развития мобильных технологий побуждает родителей адаптировать свои воспитательные стратегии в соответствии с меняющимися реалиями цифровой среды взросления их детей, что, в свою очередь, требует расширения инструментальной базы изучения родительской медиации цифрового поведения детей. Статья посвящена изложению результатов разработки и апробации опросника родительской позиции в медиации цифрового поведения школьников. Опросник построен на основе двух теоретических подходов к определению родительской медиации, которые обращены к паттернам родительского поведения и характеру детско-родительских отношений в ходе медиации цифрового поведения ребенка.

Материалы и методы. Предложенная версия опросника состояла из 30 вопросов, отражающих пять стратегий родительской медиации и характеристику психологической комфортности ее реализации. Проверка валидности и надежности разрабатываемой методики осуществлялась посредством сбора L- и Q-данных о характере вовлечения детей в использование гаджетов, опросника отношения к технологиям Г. У. Солдатовой и коллег, опросника стратегий родительского поведения С. С. Степанова, статистического анализа. Проведен эксплораторный и конфирматорный факторные анализы, оценка значений коэффициента α Кронбаха, оценка различий в показателях разрабатываемого опросника в зависимости от социально-демографических параметров семьи, корреляционный анализ шкал опросника. Выборку апробации составили 755 родителей школьников в возрасте от 25 до 63 лет (средний возраст — 40,99 лет, 96,3 % — женщины).

Результаты исследования. Разработанный опросник состоит из 28 пунктов и включает шесть шкал, отражающих ключевые стратегии родительской медиации цифрового поведения школьников. Проверка одномоментной надежности показала удовлетворительные результаты (0,728 ≤ α ≤ 0,888). Факторная валидность подтверждена результатами конфирматорного факторного анализа (c2 = 1008,9; df = 313; CFI = 0,936; TLI = 0,923; SRMR = 0,055; RMSEA = 0,054). Проверка критериальной валидности показала наличие связей шкал опросника с характеристиками вовлечения детей в использование гаджетов, стратегий родительского воспитания и отношения родителей к технологиям. В целом, результаты исследования показывают, что разработанный опросник удовлетворяет ключевым критериям надежности и валидности.

Заключение. Результаты разработки и апробации опросника позволяют рекомендовать его применение в рамках консультирования родителей по вопросам цифровой социализации детей, а также разработки программ формирования цифровой родительской компетентности.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Андреева, А. Д. (2018) Информационная среда как фактор социальной ситуации развития современного ребенка. Научный диалог, № 3, с. 234–252. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-234-252

Бесчасная, А. А. (2019) Исследование префигуративных аспектов современного детства. Вестник Санкт- Петербургского университета. Социология, т. 12, № 4, с. 297–316. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.401

Богдановская, И. М., Проект, Ю. Л., Богдановская, А. Б. (2013) Роль информационно-коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков. Психологическая наука и образование, т. 18, № 6, с. 49–56. EDN: SENSRJ

Денисенкова, Н. С., Тарунтаев, П. И., Федоров, В. В. (2023) Адаптация опросника родительского посредничества детской медиа-активности Г. Нимрод, Д. Лемиш, Н. Элиас на российской выборке родителей старших дошкольников. Психолого-педагогические исследования, т. 15, № 3, с. 96–114. https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150307

Исакова, И. А. (2020) Трансформация родительства в эпоху гаджетизации практик взаимодействия школьников. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, № 1 (57), с. 95–101. EDN: AQFBMH

Марциновская, Т. Д. (2015) Психическое развитие современного дошкольника — константы и трансформации. Мир психологии, № 1 (81), с. 42–53. EDN: TYNRDX

Осорина, М. В. (2011) Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 359 с.

Поливанова, К. Н., Бочавер, А. А., Павленко, К. В. (2020) Развитие поведенческой автономии подростков и родительский контроль на примере независимых перемещений по городу. Современная зарубежная психология, т. 9, № 4, с. 45–55. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090404

Руднова, Н. А., Корниенко, Д. С., Волкова, Е. Н., Исаева, О. М. (2023) Цифровая родительская медиация и ее связь с показателями психологического благополучия детей школьного возраста. Наука телевидения, т. 19, № 1, с. 175–198. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2023-19.1-175-198

Солдатова, Г. У., Нестик, Т. А., Рассказова, Е. И., Дорохов, Е. А. (2021) Психодиагностика технофобии и технофилии: разработка и апробация опросника отношения к технологиям для подростков и родителей. Социальная психология и общество, т. 12, № 4, с. 170–188. https://doi.org/10.17759/sps.2021120410

Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2019) Неосведомленность родителей о столкновении подростков с рисками в интернете: содержание и психологические факторы. Психологический журнал, т. 40, № 1, с. 71–83. https://doi.org/10.31857/S020595920002251-2

Спасская, Е. Б., Проект, Ю. Л., Иванушкина, Н. О. (2023) Что думают родители о значении мобильных устройств в обучении их детей: роль установок и родительской медиации. Психология человека в образовании, т. 5, № 4, с. 536–555. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-536-555

Степанов, С. С. (2000) Стратегии семейного воспитания. Школьный психолог, № 8, с. 21–22.

Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2021) Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей. Системная психология и социология, № 2 (38), с. 41–55. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04

Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2023) Факторная структура короткой версии опросника оценки незащищенности от кибербуллинга. Системная психология и социология, № 1 (45), с. 18–30. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2023.45.1.02

Blackwell, L., Gardiner, E., Schoenebeck, S. (2016) Managing expectations: Technology tensions among parents and teens. In: Proceedings of the 19th ACM Conference on Computer-Supported Cooperative Work & Social Computing. San Francisco: ACM Publ., pp. 1390–1401. https://doi.org/10.1145/2818048.2819928

Fox, A. K., Hoy, M. G. (2019) Smart devices, smart decisions? Implications of parents’ sharenting for children’s online privacy: An investigation of mothers. Journal of Public Policy & Marketing, vol. 38, no. 4, pp. 414–432. https://doi.org/10.1177/0743915619858290

Fu, X., Liu, J., Liu, R.-D. et al. (2020) Parental monitoring and adolescent problematic mobile phone use: The mediating role of escape motivation and the moderating role of shyness. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 5, article 1487. https://doi.org/10.3390/ijerph17051487

Herring, S. C. (2008) Questioning the Generational Divide: Technological Exoticism in Adult Construction of online youth identity. In: D. Buckingham (ed.). Youth, Identity, and Digital Media. Cambridge: The MIT Press, pp. 71– 92. https://doi.org/10.1162/dmal.9780262524834.071

Koning, I. M., Peeters, M., Finkenauer, C., Van Den Eijnden, R. J. (2018) Bidirectional effects of Internet-specific parenting practices and compulsive social media and Internet game use. Journal of Behavioral Addictions, vol. 7, no. 3, pp. 624–632. https://psycnet.apa.org/doi/10.1556/2006.7.2018.68

Livingstone, S., Haddon, L., Görzig, A., Ólafsson, K. (2011) Risks and safety on the internet: The perspective of European children. Full Findings. London: EU Kids Online Publ. [Online]. Available at: https://eprints.lse.ac.uk/33731/1/Risks%20and%20safety%20on%20the%20internet%28lsero%29.pdf (accessed 10.09.2024).

Livingstone, S., Helsper, E. J. (2008) Parental mediation of children’s internet use. Journal of Broadcasting & Electronic Media, vol. 52, no. 4, pp. 581–599. https://doi.org/10.1080/08838150802437396

Lukavská, K., Vacek, J., Hrabec, O. et al. (2021) Measuring parental behavior towards children’s use of media and screen-devices: The development and psychometrical properties of a media parenting scale for parents of school-aged children. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 18, no. 17, article 9178. https://doi.org/10.3390/ijerph18179178

Lwin, M. O., Stanaland, A. J. S., Miyazaki, A. D. (2008) Protecting children’s privacy online: How parental mediation strategies affect website safeguard effectiveness. Journal of Retailing, vol. 84, no. 2, pp. 205–217. https://doi.org/10.1016/j.jretai.2008.04.004

Plowman, L., Stephen, C., McPake, J. (2010) Growing Up with Technology: Young children learning in a digital world. London: Routledge Publ., 192 p. https://doi.org/10.4324/9780203863619

REFERENCES

Andreeva, A. D. (2018) Informatsionnaya sreda kak faktor sotsial’noj situatsii razvitiya sovremennogo rebenka [The information environment as a factor of the social situation of the development of a modern child]. Nauchnyj dialog, no. 3, pp. 234–252. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-234-252 (In Russian)

Beschasnaya, A. A. (2019) Issledovanie prefigurativnykh aspektov sovremennogo detstva [Research of modern childhood’s prefigurative aspects]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sotsiologiya — Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology, vol. 12, no. 4, pp. 297–316. https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.401 (In Russian)

Blackwell, L., Gardiner, E., Schoenebeck, S. (2016) Managing expectations: Technology tensions among parents and teens. In: Proceedings of the 19th ACM Conference on Computer-Supported Cooperative Work & Social Computing. San Francisco: ACM Publ., pp. 1390–1401. https://doi.org/10.1145/2818048.2819928 (In English)

Bogdanovskaya, I. M., Proekt, Yu. L., Bogdanovskaya, A. B. (2013) Rol’ informatsionno-kommunikatsionnoj sredy v protsesse sotsializatsii detej i podrostkov [The role of information and communication environment in the socialization process of children and adolescents]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 18, no. 6, pp. 49–56. (In Russian)

Fox, A. K., Hoy, M. G. (2019) Smart devices, smart decisions? Implications of parents’ sharenting for children’s online privacy: An investigation of mothers. Journal of Public Policy & Marketing, vol. 38, no. 4, pp. 414–432. https://doi.org/10.1177/0743915619858290 (In English)

Denisenkova, N. S., Taruntaev, P. I., Fedorov, V. V. (2023) Adaptatsiya oprosnika roditel’skogo posrednichestva detskoj media-aktivnosti G. Nimrod, D. Lemish, N. Elias na rossijskoj vyborke roditelej starshikh doshkol’nikov [Adaptation of the Questionnaire Parental Mediation of Children’s Media Activity by G. Nimrod, D. Lemish, N. Elias on a Russian Sample of Parents of Older Preschoolers]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya — Psychological-Educational Studies, vol. 15, no. 3, pp. 96–114. https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150307 (In Russian)

Fu, X., Liu, J., Liu, R.-D. et al. (2020) Parental monitoring and adolescent problematic mobile phone use: The mediating role of escape motivation and the moderating role of shyness. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 5, article 1487. https://doi.org/10.3390/ijerph17051487 (In English)

Herring, S. C. (2008) Questioning the Generational Divide: Technological Exoticism in Adult Construction of online youth identity. In: D. Buckingham (ed.). Youth, Identity, and Digital Media. Cambridge: The MIT Press, pp. 71–92. https://doi.org/10.1162/dmal.9780262524834.071 (In English)

Isakova, I. A. (2020) Transformatsiya roditel’stva v epokhu gadzhetizatsii praktik vzaimodejstviya shkol’nikov [Transformation of parenthood in the era of gadgetization of schoolchildren’s interaction practices]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nye nauki — Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences, no. 1 (57), pp. 95–101. (In Russian)

Koning, I. M., Peeters, M., Finkenauer, C., Van Den Eijnden, R. J. (2018) Bidirectional effects of Internet-specific parenting practices and compulsive social media and Internet game use. Journal of Behavioral Addictions, vol. 7, no. 3, pp. 624–632. https://psycnet.apa.org/doi/10.1556/2006.7.2018.68 (In English)

Livingstone, S., Haddon, L., Görzig, A., Ólafsson, K. (2011) Risks and safety on the internet: The perspective of European children. Full Findings. London: EU Kids Online Publ. [Online]. Available at: https://eprints.lse.ac.uk/33731/1/Risks%20and%20safety%20on%20the%20internet%28lsero%29.pdf (accessed 10.09.2024). (In English)

Livingstone, S., Helsper, E. J. (2008) Parental mediation of children’s internet use. Journal of Broadcasting & Electronic Media, vol. 52, no. 4, pp. 581–599. https://doi.org/10.1080/08838150802437396 (In English)

Lukavská, K., Vacek, J., Hrabec, O. et al. (2021) Measuring parental behavior towards children’s use of media and screen-devices: The development and psychometrical properties of a media parenting scale for parents of school-aged children. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 18, no. 17, article 9178. https://doi.org/10.3390/ijerph18179178 (In English)

Lwin, M. O., Stanaland, A. J. S., Miyazaki, A. D. (2008) Protecting children’s privacy online: How parental mediation strategies affect website safeguard effectiveness. Journal of Retailing, vol. 84, no. 2, pp. 205–217. https://doi.org/10.1016/j.jretai.2008.04.004 (In English)

Martsinovskaya, T. D. (2015) Psikhicheskoe razvitie sovremennogo doshkol’nika — konstanty i transformatsii [Mental development of a modern preschooler — constants and transformations]. Mir psikhologii — World of Psychology, no. 1 (81), pp. 42–53.

Osorina, M. V. (2011) Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslykh [Secret world of children in the space the adult world]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 359 p. (In Russian)

Plowman, L., Stephen, C., McPake, J. (2010) Growing Up with Technology: Young children learning in a digital world. London: Routledge Publ., 192 p. https://doi.org/10.4324/9780203863619 (In English)

Polivanova, K. N., Bochaver, A. F., Pavlenko, K. V. (2020) Razvitie povedencheskoj avtonomii podrostkov i roditel’skij kontrol’ na primere nezavisimykh peremeshhenij po gorodu [The development of adolescent behavioral autonomy and parental control on the example of independent city movements]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 9, no. 4, pp. 45–55. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090404 (In Russian)

Rudnova, N. A., Kornienko, D. S., Volkova, E. N., Isaeva, O. M. (2023) Tsifrovaya roditel’skaya mediatsiya i ee svyaz’ s pokazatelyami psikhologicheskogo blagopoluchiya detej shkol’nogo vozrasta [Parental digital mediation and its association with the psychological well-being in school-age children]. Nauka Televidenya — The Art and Science of Television, vol. 19, no. 1, pp. 175–198. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2023-19.1-175-198 (In Russian)

Sheinov, V. P., Devitsyn, A. S. (2021). Razrabotka nadezhnogo i validnogo oprosnika zavisimosti ot sotsial’nykh setej [Development of a reliable and valid social media addiction questionnaire]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 2 (38), pp. 41–55. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04 (In Russian)

Sheinov, V. P., Devitsyn, A. S. (2023) Faktornaya struktura korotkoj versii oprosnika otsenki nezashchishchennosti ot kiberbullinga [The factor structure of the short version of the Cyberbullying Vulnerability Assessment Questionnaire]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 1 (45), pp. 18–30. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2023.45.1.02 (In Russian)

Soldatova, G. U., Nestik, T. A., Rasskazova, E. I., Dorokhov, E. A. (2021) Psikhodiagnostika tekhnofobii i tekhnofilii: razrabotka i aprobatsiya oprosnika otnosheniya k tekhnologiyam dlya podrostkov i roditelej [Psychodiagnostics of technophobia and technophilia: Development and testing a questionnaire of attitudes towards technology for adolescents and parents]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 12, no. 4, pp. 170–188. https://doi.org/10.17759/sps.2021120410 (In Russian)

Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I. (2019) Neosvedomlennost’ roditelej o stolknovenii podrostkov s riskami v internete: soderzhanie i psikhologicheskie faktory [Parental unawareness about online risks in adolescence: Revalence and psychological factors]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 40, no. 1, pp. 71–83. https://doi.org/10.31857/S020595920002251-2 (In Russian)

Spasskaya, E. B., Proekt, Yu. L., Ivannushkina, N. O. (2023) Chto dumayut roditeli o znachenii mobil’nykh ustrojstv v obuchenii ikh detej: rol’ ustanovok i roditel’skoj mediatsii [What do parents think about the implication of mobile devices in the learning agency of their children: The role of attitudes and parental mediation]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 5, no. 4, pp. 536–555. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-536-555 (In Russian)

Stepanov, S. S. (2000) Strategii semejnogo vospitaniуa [Family parenting strategies]. Shkol’nyj psikholog, no. 8, pp. 21–22. (In Russian)

Опубликован

14.07.2025

Как цитировать

Проект, Ю. Л., Спасская, Е. Б., Иванушкина, Н. О., & Сидненко, Е. В. (2025). Запретить нельзя использовать: разработка, предварительная валидизация и апробация опросника родительской позиции в медиации цифрового поведения школьников. Психология человека в образовании, 7(2), 165–183. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-2-165-183

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)