Научный статус и практический опыт преподавателя как факторы социально-психологической интерпретации его личности студентами-психологами

Авторы

  • Артем Сергеевич Иванов Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-8377-309X

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-41-51

Ключевые слова:

научный статус, практический опыт, восприятие преподавателей, социально-психологическая интерпретация личности, социальная перцепция

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования научного статуса и практического опыта работы преподавателя как факторов социально-психологической интерпретации его личности. В исследовании приняло участие 58 студентов-психологов вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Участникам исследования, поделенным на четыре группы, демонстрировалась видеолекция об огрупплении мышления. Лекцию провел преподаватель женского пола с опытом работы в психологической практике и в научной популяризации. Научный статус и практический опыт преподавателя варьировались для каждой из групп при помощи демонстрации информации о преподавателе в начале и конце видеоролика. Информация была подобрана на основе опроса студентов психологических специальностей. По результатам опроса мы выявили, что студенты оценивают научный статус преподавателя в первую очередь на основе наличия/отсутствия у того ученой степени, количества публикаций (в том числе в зарубежных изданиях) и стажа исследовательской работы. Практический опыт оценивается ими на основе стажа работы и количества положительных отзывов о работе психолога-практика. Испытуемым из контрольной группы демонстрировалось только ФИО преподавателя, для экспериментальных групп: 1) научный статус; 2) практический опыт; 3) научный статус и практический опыт. После просмотра участники исследования оценивали выраженность тех или иных черт личности преподавателя по семибалльной шкале. Факторный анализ показал, что студенты оценили преподавателя, исходя из шкал «Замкнутость — Открытость», «Компетентность — Некомпетентность», «Безнравственность — Нравственность», «Отзывчивость — Равнодушие», значимые различия были выявлены для шкалы «Компетентность» для групп студентов, которым предъявлялся / не предъявлялся научный статус преподавателя. Результаты исследования показали, что предъявление научного статуса повышает воспринимаемую компетентность преподавателя, а предъявление практического опыта работы не оказало влияния на первое впечатление о преподавателе.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бодалев, А. А., Васина, Н. В. (2005) Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты). СПб.: Речь, 322 с.

Кан-Калик, В. А. (1987) Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 190 с.

Кондратьева, С. В. (1977) Межличностное понимание и его роль в общении. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. Л., ЛГПИ им. А. И. Герцена, 51 с.

Крушельницкая, О. Б., Панасюк, А. С. (2003) Условия эффективности перцептивного общения преподавателя со студентами. Психологическая наука и образование, т. 8, № 3, с. 48–51.

Ксёнда, О. Г. (2010) Образ психолога в представлении студентов-психологов. Психологический журнал, № 2 (26), с. 55–59.

Панферов, В. Н., Микляева, А. В., Безгодова, С. А. и др. (2019) Разработка инструментария для изучения социально-психологической интерпретации личности преподавателя студентами на основе моделирования эталона его ролевого образа. Психология человека в образовании, т. 1, № 2, с. 158–168. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-158-168

Панферов, В. Н. (1973) Социально-психологическая характеристика ролевой структуры общения в студенческой учебной группе. В кн.: Е. С. Кузьмин, А. А. Бодалев (ред.). Социальная психология и социальное планирование. Л.: ЛГУ, с. 144–152.

Разина, Т. В., Володарская, Е. А. (2017) Образ идеального ученого у современной российской молодежи. Российский психологический журнал, т. 14, № 4, с. 8–25. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.1

Рубинштейн, С. Л. (2009) Основы общей психологии. СПб.: Питер, 705 с.

Собкин, В. С., Ткаченко, О. В. (2007) Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. М.: Центр социологии образования РАО, 200 с.

Чертыкова, И. П. (2002) Представления студентов об имидже преподавателя вуза. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М., МГГУ им. М. А. Шолохова, 163 с.

Шлыкова, Н. Л. (1998) Восприятие преподавателя студентами. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Иваново, ИвГУ, 132 с.

Bennett, S. K. (1982) Student perceptions of and expectations for male and female instructors: Evidence relating to the question of gender bias in teaching evaluation. Journal of Educational Psychology, vol. 74, no. 2, pp. 170–179. https://doi.org/10.1037/0022-0663.74.2.170

Bonds-Raacke, J., Raacke, J. D. (2007) The relationship between physical attractiveness of professors and students’ ratings of professor quality. Journal of Psychiatry, Psychology and Mental Health, vol. 1, no. 2, pp. 1–7.

Cadez, S., Dimovski, V., Zaman Groff, M. (2017) Research, teaching and performance evaluation in academia: The salience of quality. Studies in Higher Education, vol. 42, no. 8, pp. 1455–1473.

Clayson, D. E. (2020) Student perception of instructors: The effect of age, gender and political leaning. Assessment & Evaluation in Higher Education, vol. 45, no. 4, pp. 607–616.

Collins, K., Davies, J. (2009) Feedback through student essay competitions: What makes a good engineering lecturer? Engineering Education, vol. 4, no. 1, pp. 8–15.

Dawson, M., DeFranco, A., Draper, J. (2020) Are all student evaluation scores created equally? Identifying factors that hospitality administrators should consider when assessing student feedback. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education, vol. 26, article 100246. https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2020.100246

Galbraith, C. S., Merrill, G. B. (2012) Faculty research productivity and standardized student learning outcomes in a university teaching environment: A Bayesian analysis of relationships. Studies in Higher Education, vol. 37, no. 4, pp. 469–480. https://doi.org/10.1080/03075079.2010.523782

Hartman, K. B., Hunt, J. B. (2013) What RateMyProfessors.com reveals about how and why students evaluate their professors: A glimpse into the student mind-set. Marketing Education Review, vol. 23, no. 2, pp. 151–162. https://doi.org/10.2753/MER1052-8008230204

Lilienfeld, S. O., Ritschel, L. A., Lynn, S. J. et al. (2014) Science–practice gap. In: The encyclopedia of clinical psychology. Hoboken: Wiley-Blackwell, pp. 1–7. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118625392.wbecp566

McLean, M. (2001) Qualities attributed to an ideal educator by medical students: should faculty take cognizance? Medical Teacher, vol. 23, no. 4, pp. 367–370. https://doi.org/10.1080/01421590120057030

Onwuegbuzie, A. J., Witcher, A. E., Collins, K. M. et al. (2007) Students’ perceptions of characteristics of effective college teachers: A validity study of a teaching evaluation form using a mixed-methods analysis. American Educational Research Journal, vol. 44, no. 1, pp. 113–160. https://doi.org/10.3102/0002831206298169

Riniolo, T. C., Johnson, K. C., Sherman, T. R., Misso, J. A. (2006) Hot or not: Do professors perceived as physically attractive receive higher student evaluations? The Journal of General Psychology, vol. 133, no. 1, pp. 19–35. https://doi.org/10.3200/GENP.133.1.19-35

Sander, P., Stevenson, K., King, M., Coates, D. (2000) University students’ expectations of teaching. Studies in Higher Education, vol. 25, no. 3, pp. 309–323. https://doi.org/10.1080/03075070050193433

Wilson, J. H., Beyer, D., Monteiro, H. (2014) Professor age affects student ratings: Halo effect for younger teachers. College Teaching, vol. 62, no. 1, pp. 20–24. https://doi.org/10.1080/87567555.2013.825574

Wilson, P. R. (1968) Perceptual distortion of height as a function of ascribed academic status. The Journal of Social Psychology, vol. 74, no. 1, pp. 97–102. https://doi.org/10.1080/00224545.1968.9919806

REFERENCES

Bennett, S. K. (1982) Student perceptions of and expectations for male and female instructors: Evidence relating to the question of gender bias in teaching evaluation. Journal of Educational Psychology, vol. 74, no. 2, pp. 170–179. https://doi.org/10.1037/0022-0663.74.2.170 (In English)

Bodalev, A. A., Vasina, N. V. (2005) Poznanie cheloveka chelovekom (vozrastnoj, gendernyj, etnicheskij i professional’nyj aspekty) [Cognition of a person by a person (age, gender, ethnic and professional aspects)]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 336 p. (In Russian)

Bonds-Raacke, J., Raacke, J. D. (2007) The relationship between physical attractiveness of professors and students’ ratings of professor quality. Journal of Psychiatry, Psychology and Mental Health, vol. 1, no. 2, pp. 1–7. (In English)

Cadez, S., Dimovski, V., Zaman Groff, M. (2017) Research, teaching and performance evaluation in academia: The salience of quality. Studies in Higher Education, vol. 42, no. 8, pp. 1455–1473. (In English)

Chertykova, I. P. (2002) Predstavleniya studentov ob imidzhe prepodavatelya vuza [Students’ ideas about the image of a university teacher]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Sholokhov Moscow State University for Humanities, 163 p. (In Russian)

Clayson, D. E. (2020) Student perception of instructors: The effect of age, gender and political leaning. Assessment & Evaluation in Higher Education, vol. 45, no. 4, pp. 607–616. (In English)

Collins, K., Davies, J. (2009) Feedback through student essay competitions: What makes a good engineering lecturer? Engineering Education, vol. 4, no. 1, pp. 8–15. (In English)

Dawson, M., DeFranco, A., Draper, J. (2020) Are all student evaluation scores created equally? Identifying factors that hospitality administrators should consider when assessing student feedback. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education, vol. 26, article 100246. https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2020.100246 (In English)

Galbraith, C. S., Merrill, G. B. (2012) Faculty research productivity and standardized student learning outcomes in a university teaching environment: A Bayesian analysis of relationships. Studies in Higher Education, vol. 37, no. 4, pp. 469–480. https://doi.org/10.1080/03075079.2010.523782 (In English)

Hartman, K. B., Hunt, J. B. (2013) What RateMyProfessors.com reveals about how and why students evaluate their professors: A glimpse into the student mind-set. Marketing Education Review, vol. 23, no. 2, pp. 151–162. https://doi.org/10.2753/MER1052-8008230204 (In English)

Kan-Kalik, V. A. (1987) Uchitelyu o pedagogicheskom obshhenii [About pedagogical communication. Guidebook for Teacher]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 190 p. (In Russian)

Kondratieva, S. V. (1977) Mezhlichnostnoe ponimanie i ego rol’ v obshchenii [Interpersonal perception and its role in communication]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Leningrad, Leningrad State Pedagogical Institute, 51 p. (In Russian)

Krushel’nitskaya, O. B., Panasyuk, A. S. (2003) Usloviya effektivnosti pertseptivnogo obshcheniya prepodavatelya so studentami [Conditions for the effectiveness of perceptual communication between a teacher and students]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 8, no. 3, pp. 48–51. (In Russian)

Ksenda, O. G. (2010) Obraz psikhologa v predstavlenii studentov-psikhologov [The image of psychologists as seen by psychology students]. Psikhologicheskij zhurnal, no. 2 (26), pp. 55–59. (In Russian)

Lilienfeld, S. O., Ritschel, L. A., Lynn, S. J. et al. (2014) Science–practice gap. In: The encyclopedia of clinical psychology. Hoboken: Wiley-Blackwell, pp. 1–7. https://doi.org/10.1002/9781118625392.wbecp566 (In English)

McLean, M. (2001) Qualities attributed to an ideal educator by medical students: Should faculty take cognizance? Medical Teacher, vol. 23, no. 4, pp. 367–370. https://doi.org/10.1080/01421590120057030 (In English)

Onwuegbuzie, A. J., Witcher, A. E., Collins, K. M. et al. (2007) Students’ perceptions of characteristics of effective college teachers: A validity study of a teaching evaluation form using a mixed-methods analysis. American Educational Research Journal, vol. 44, no. 1, pp. 113–160. https://doi.org/10.3102/0002831206298169 (In English)

Panferov, V. N., Miklyaeva, A. V., Bezgodova, S. A. et al. (2019) Razrabotka instrumentariya dlya izucheniya sotsial’no-psikhologicheskoj interpretatsii lichnosti prepodavatelya studentami na osnove modelirovaniya etalona ego rolevogo obraza [Development of a tool for studying students’ social and psychological interpretation of the teacher’s person based on reference role image simulation]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 1, no. 2, pp. 158–168. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-158-168 (In Russian)

Panferov, V. N. (1973) Sotsial’no-psikhologicheskaya kharakteristika rolevoj struktury obshcheniya v studencheskoj uchebnoj gruppe [Socio-psychological characteristics of the communication role structure in the student study group]. In: E. S. Kuz’min, A. A. Bodalev (eds.). Sotsial’naya psikhologiya i sotsial’noe planirovanie [Social psychology and social planning]. Leningrad: LSU Publ., pp. 144–152. (In Russian)

Razina, T. V., Volodarskaya, E. A. (2017) Obraz ideal’nogo uchenogo u sovremennoj rossijskoj molodezhi [The image of the ideal scientist among modern Russian youth]. Rossijskij psikhologicheskij zhurnal — Russian Psychology Journal, vol. 14, no. 4, pp. 8–25. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.4.1 (In Russian)

Riniolo, T. C., Johnson, K. C., Sherman, T. R., Misso, J. A. (2006) Hot or not: Do professors perceived as physically attractive receive higher student evaluations? The Journal of General Psychology, vol. 133, no. 1, pp. 19–35. https://doi.org/10.3200/GENP.133.1.19-35 (In English)

Rubinshtejn, S. L. (2009) Osnovy obshchej psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 720 pp. (In Russian)

Sander, P., Stevenson, K., King, M., Coates, D. (2000) University students’ expectations of teaching. Studies in Higher Education, vol. 25, no. 3, pp. 309–323. https://doi.org/10.1080/03075070050193433 (In English)

Shlykova, N. L. (1998) Vospriyatie prepodavatelya studentami [Student perception of the teacher]. PhD dissertation (Psychology). Ivanovo, Ivanovo State University, 132 p. (In Russian)

Sobkin, V. S., Tkachenko, O. V. (2007) Student pedagogicheskogo vuza: zhiznennye i professional’nye perspektivy [Pedagogical university student: Life and professional prospects]. Moscow: Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO Publ., 200 p. (In Russian)

Wilson, J. H., Beyer, D., Monteiro, H. (2014) Professor age affects student ratings: Halo effect for younger teachers. College Teaching, vol. 62, no. 1, pp. 20–24. https://doi.org/10.1080/87567555.2013.825574 (In English)

Wilson, P. R. (1968) Perceptual distortion of height as a function of ascribed academic status. The Journal of Social Psychology, vol. 74, no. 1, pp. 97–102. https://doi.org/10.1080/00224545.1968.9919806 (In English)

Загрузки

Опубликован

30.03.2021

Выпуск

Раздел

Статьи