Психологическая готовность студентов к научно-исследовательской деятельности, или Какие они, студенты БелГАУ им. В. Я. Горина

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-1-44-56

Ключевые слова:

психологическая готовность, научно-исследовательская деятельность студентов, креативность, достижение успеха, выделение существенных признаков, психогеометрический анализ личности, корреляционный анализ

Аннотация

Научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью жизни любого человека на этапе школьного обучения и на последующих образовательных ступенях (профессиональное училище, колледж, институт, академия, университет и пр.). В нашей работе речь пойдет об изучении психологической готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. В процессе получения высшего образования студент разносторонне может проявить свою активность в учебном заведении. Одной из возможностей является проявление себя в научно-исследовательской деятельности, которая представляет собой важную часть самостоятельной работы, обеспечивающую развитие разнообразных компетенций по дисциплинам учебного плана. Вовлеченность в научно-исследовательскую деятельность на ранних курсах создает устойчивые предпосылки для формирования психологической готовности к дальнейшему развитию. Ряд исследователей отмечают, что уровень готовности студента вуза к научно-исследовательской деятельности можно рассматривать в качестве объективного показателя его профессиональной конкурентоспособности. Научно-исследовательская деятельность в вузе — это не только неотъемлемая часть работы обучающихся, но и полезная составляющая для профессиональной подготовки «на перспективу». Изучая требования рынка к выпускнику вуза, можно отметить, что работодатель отдает предпочтение тем лицам, которые наделены высоким уровнем мотивации и креативности, составляющих потенциал успешной профессиональной деятельности. Это факт позволяет судить также о том, что студенты, обладающие высоким уровнем готовности к научно-исследовательской деятельности, сохраняют свой потенциал и после окончания обучения, что позволяет им быть самоактуализирующимися и самодостаточными личностями в любой сфере профессиональной деятельности. Несомненно, особую роль в формировании такого рода готовности играет профессиональная деятельность педагога, научного руководителя, способствующего успешному овладению навыками и способностями к исследовательской деятельности, а также формированию психологической готовности к подобного рода деятельности как в рамках образовательного процесса, так и в профессиональной деятельности.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бохан, Т. Г., Шабаловская, М. В., Малкова, И. Ю. и др. (2017) Личностные и когнитивные критерии психологической готовности к научно-исследовательской деятельности. Интернет-журнал «Мир науки», т. 5, № 1, статья 03PSMN117. [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/03PSMN117. pdf (дата обращения 25.01.2020).

Волков, В. В., Иродова, И. А. (2007) Проблемы формирования компонентов научного познания в естественнонаучном образовании. Ярославский педагогический вестник, № 4 (53), с. 37–41.

Иванова, Е. М. (2011) Психология профессиональной деятельности. М.: Персэ, 336 с.

Кораблина, Е. П. (2006) Психология подготовки к профессиональной деятельности психолога-консультанта. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. СПб., РГПУ, 43 с.

Лохонова, Г. (2010) Научно-исследовательская работа студентов вуза как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов. [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/i/35274 (дата обращения 07.09.2019).

Матерова, А. В. (2012) Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, № 1, с. 132–137.

Миронов, В. А., Майкова, Э. Ю. (2004) Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов. Тверь: Тверской государственный технический университет, 99 с.

Назарова, Т. С. (2001) «Синергетический синдром» в педагогике. Педагогика, № 9, c. 13–21.

Нужнова, С. В. (2012) Организация научно-исследовательской деятельности студентов при подготовке к профессиональной мобильности. Троицк: Челябинский государственный университет, 188 с.

Сорокина, Ж. А. (2006) Развитие психологической готовности студентов к профессиональной деятельности средствами саморегуляции. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Курск, Курский государственный университет, 28 с.

Чемоданова, Г. И., Пустовалова, Н. И. (2013) Об эффективности научно-исследовательской деятельности на факультете ВУЗа. Вектор науки Тольяттинского государственного университета, № 1 (12), c. 270–272.

Чернецов, П. И., Шадчин, И. В. (2012) К вопросу о формировании готовности студентов вуза к научно- исследовательской деятельности. Современные проблемы науки и образования, № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5478 (дата обращения 03.11.2019).

Чикова, О. М. (2014) Психологическая готовность к учебной деятельности студентов бакалавров вуза педагогической направленности. Теория и практика общественного развития, № 18. [Электронный ресурс]. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/18/psychology/chikova.pdf (дата обращения 25.01.2020).

Щепочкина, Ю. А. (2017) Роль патентных исследований в подготовке научных кадров. Высшее образование сегодня, № 6, с. 16–17.

Grosul, M., Feist, G. J. (2014) The creative person in science. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, vol. 8, no. 1, pp. 30–43.

Sim, K. S., Duffy, A. H. (2004) Knowledge transformers: A link between learning and creativity. Artificial Intelligence for Engineering Design, Analysis and Manufacturing, vol. 18, no. 3, pp. 271–279. DOI: 10.1017/S0890060404040181

Wadaani, M. R. (2015) Teaching for creativity as human development toward self-actualization: The essence of authentic learning and optimal growth for all students. Creative Education, vol. 6, no. 7, pp. 669–679. DOI: 10.4236/ce.2015.67067

REFERENCES

Bokhan, T. G., Shabalovskaya, M. V., Malkova, I. Yu. et al. (2017) Lichnostnye i kognitivnye kriterii psikhologicheskoj gotovnosti k nauchno-issledovatel’skoj deyatel’nosti [Personal and cognitive criteria of psychological readiness for research activities]. Internet-zhurnal “Mir nauki”, vol. 5, no. 1, article 03PSMN117. [Online]. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/03PSMN117.pdf (accessed 25.01.2020) (In Russian)

Chemodanova, G. I., Pustovalova, N. I. (2013) Ob effektivnosti nauchno-issledovatel’skoj deyatel’nosti na fakul’tete VUZa [On the effectiveness of research activities at the university faculty]. Vektor nauki Tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta — Science Vector of Togliatti State University, no. 1 (12), pp. 270–272. (In Russian)

Chernetsov, P. I., Shadchin, I. V. (2012) K voprosu o formirovanii gotovnosti studentov vuza k nauchno-issledovatel’skoj deyatel’nosti [To the question of the formation of readiness of university students for research activities]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education, no. 1. [Online]. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5478 (accessed 03.11.2019). (In Russian)

Chikova, O. M. (2014) Psikhologicheskaya gotovnost’ k uchebnoj deyatel’nosti studentov bakalavrov vuza pedagogicheskoj napravlennosti [Psychological readiness for educational activity of higher school students majoring in teaching]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya — Theory and Practice of Social Development no. 18. [Online]. Available at: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/18/psychology/chikova. pdf (accessed 25.01.2020). (In Russian)

Grosul, M., Feist, G. J. (2014) The creative person in science. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, vol. 8, no. 1, pp. 30–43. (In English)

Ivanova, E. M. (2011) Psikhologiya professional’noj deyatel’nosti [Psychology of professional activity]. Moscow: Perse Publ., 336 p. (In Russian)

Korablina, E. P. (2006) Psikhologiya podgotovki k professional’noj deyatel’nosti psikhologa-konsul’tanta [Psychology of preparation for the professional activity of a counseling psychologist]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 43 p. (In Russian)

Lokhonova, G. (2010) Nauchno-issledovatel’skaya rabota studentov vuza kak komponent professional’noj podgotovki budushchikh spetsialistov [Research work of university students as a component of professional training of future specialists]. [Online]. Available at: https://sibac.info/conf/pedagog/i/35274 (accessed 07.09.2019) (In Russian)

Materova, A. V. (2012) Motivatsiya nauchno-issledovatel’skoj deyatel’nosti studentov [Motivation of students’ research activity]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika — RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, no. 1, pp. 132–137. (In Russian)

Mironov, V. A., Majkova, E. Yu. (2004) Sotsial’nye aspekty aktivizatsii nauchno-issledovatel’skoj deyatel’nosti studentov vuzov [Social aspects of intensifying the research activities of university students]. Tver: Tver State Technical University Publ., 99 p. (In Russian)

Nazarova, T. S. (2001) “Sinergeticheskij sindrom” v pedagogike [“Synergetic syndrome” in pedagogy]. Pedagogika, no. 9, pp. 13–21. (In Russian)

Nuzhnova, S. V. (2012) Organizatsiya nauchno-issledovatel’skoj deyatel’nosti studentov pri podgotovke k professional’noj mobil’nosti [Organization of research activities of students in preparation for professional mobility]. Troitsk: Chelyabinsk State University Publ., 188 p. (In Russian)

Shchepochkina, Yu. A. (2017) Rol’ patentnykh issledovanij v podgotovke nauchnykh kadrov [The role of patent research in the training of scientific personnel]. Vysshee obrazovanie segodnya — Higher Education Today, no. 6, pp. 16–17. (In Russian)

Sim, K. S., Duffy, A. H. (2004) Knowledge transformers: A link between learning and creativity. Artificial Intelligence for Engineering Design, Analysis and Manufacturing, vol. 18, no. 3, pp. 271–279. DOI: 10.1017/S0890060404040181 (In English)

Sorokina, Zh. A. (2006) Razvitie psikhologicheskoj gotovnosti studentov k professional’noj deyatel’nosti sredstvami samoregulyatsii [The development of students’ psychological readiness for professional activities by means of self-regulation]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Kursk, Kursk State University, 28 p. (In Russian)

Volkov, V. V., Irodova, I. A. (2007) Problemy formirovaniya komponentov nauchnogo poznaniya v estestvennonauchnom obrazovanii [Problems of formation of the components of scientific knowledge in science education]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik — Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 4 (53), pp. 37–41. (In Russian)

Wadaani, M. R. (2015) Teaching for creativity as human development toward self-actualization: The essence of authentic learning and optimal growth for all students. Creative Education, vol. 6, no. 7, pp. 669–679. DOI: 10.4236/ce.2015.67067 (In English)

Опубликован

13.05.2020

Выпуск

Раздел

Статьи