Virtual forum as a methodological strategy for the development of critical thinking at the university [Виртуальный форум как методологическая стратегия развития критического мышления у студентов вузов]

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-4-368-379

Ключевые слова:

критическое мышление, виртуальный форум, информационные и коммуникативные технологии (ИКТ), дидактика высшей школы, высшее образование, Коста-Рика

Аннотация

Современный мир претерпевает множественные сложные изменения. В этих условиях одной из значимых целей для любого человека вне зависимости от места его проживания становится развитие и совершенствование качества мыслительной деятельности.

В этой связи перед вузами стоит важная задача развития критического мышления будущих специалистов, что требует не только модернизации содержания образовательных программ, но и модификации существующих методик обучения. Для достижения этой цели вузовской педагогике необходимо разработать адекватные методологические стратегии, а также пересмотреть роли преподавателей и студентов в учебном процессе.

Статья посвящена использованию виртуального форума как метода развития критического мышления. Дан обзор мнений по заявленной проблематике и частично представлены результаты описательного исследования, проведенного в Технологическом институте Коста-Рики.

Исследование показало, что студенты считают виртуальный форум эффективным методом развития критического мышления. Уточняется структура понятия «критическое мышление». Показано, насколько важную роль в развитии критического мышления играют установки и саморегуляция, подчеркивается их важная роль в улучшении когнитивных способностей и доведении их до высочайшего уровня компетентности.

Библиографические ссылки

Jones, J. M., Safrit, R. D. (1994) Developing critical thinking skills in adult learners through innovative distance learning. [Online]. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED373159.pdf (accessed 07.09.2019). (In English)

Kubrushko, P. F., Bekbaeva, Zh. S. (2018) Formirovanie kriticheskogo myshleniya studentov universiteta [Formation of critical thinking of students of the university]. In: O. B. Akimova (ed.). Akmeologiya professional’nogo obrazovaniya: Materialy 14-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Acmeology of vocational education: Proceedings of the 14th All-Russian scientific and practical conference]. Ekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University Publ., pp. 364–367. (In Russian)

León, F. R. (2014) Sobre el pensamiento reflexivo, también llamado pensamiento crítico [About the reflexive thinking, also called critical thinking]. Propósitos y Representaciones, vol. 2, no. 1, pp. 161–214. DOI: 10.20511/pyr2014. v2n1.56 (In Spanish)

Markel, S. L. (2001) Technology and education online discussion forums: It’s in the response. Online Journal of Distance Learning Administration, vol. 4, no. 2. [Online]. Available at: https://www.westga.edu/~distance/ojdla/ summer42/markel42.html (accessed 12.03.2019). (In English)

Modelo académico del Instituto Tecnológico de Costa Rica. III Congreso Institucional [Academic model of Costa Rica Institute of Technology. 3 Institutional Congress]. (2003) Tecnológico de Costa Rica. [Online]. Available at: https://www.tec.ac.cr/sites/default/files/media/doc/modelo_academico_del_itcr.pdf (accessed 05.09.2019). (In Spanish)

Mushtavinskaya, I. V. (2009) Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na uroke i v sisteme podgotovki uchitelya [Technology for the development of critical thinking in the lesson and in the teacher training system]. Saint Petersburg: KARO Publ., 140 p. (In Russian)

Novikova, I. Yu., Grevtseva, G. Y. (2015) Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov v protsesse poznavatel’noj samostoyatel’noj deyatel’nosti [Students’ critical thinking development through cognitive independent activities]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University, vol. 5, pp. 47–52. (In Russian)

Reglamento del régimen enseñanza-aprendizaje del Instituto Tecnológico de Costa Rica [Regulation of the teaching-learning regime of Costa Rica Institute of Technology]. (1986) Tecnológico de Costa Rica. [Online]. Available at: https://www.tec.ac.cr/reglamentos/reglamento-regimen-ensenanza-aprendizaje-tecnologico-costa-rica-sus-reformas (accessed 05.09.2019). (In Spanish)

Smirnova, I. V. (2015) Ponyatie kriticheskogo myshleniya v sovremennoj pedagogicheskoj nauke [The concept of critical thinking in modern pedagogical science]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education, vol. 5. [Online]. Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=22783 (accessed 26.08.2019). (In Russian)

Wilkins, E. (2002) Facilitating online learning: Training TA’s to facilitate community, collaboration, and mentoring in the online environment. Master’s thesis. Provo, UT, Brigham Young University (as a manuscript), vii, 65 p. (In English)Arango, M. M. (2004) Foros virtuales como estrategia de aprendizaje [Virtual forums as a learning strategy]. Debates Latinoamericanos, vol. 2, no. 2, pp. 85–105. (In Spanish)

Betancourth Zambrano, S. (2015) Desarrollo del pensamiento crítico en docentes universitarios. Una mirada cualitativa [Development of critical thinking in university teachers. A qualitative approach]. Revista Virtual Universidad Católica del Norte, no. 44, pp. 238–252. (In Spanish)

Bezanilla Albisua, M. J., Poblete Ruiz, M., Fernández Nogueira, D. et al. (2018) El pensamiento crítico desde la perspectiva de los docentes universitarios [Critical thinking from the perspective of university teachers]. Estudios pedagógicos, vol. 44, no. 1, pp. 89–113. DOI: 10.4067/S0718-07052018000100089 (In Spanish)

Boisvert, J. (2004) La formación del pensamiento crítico: Teoría y práctica [The training to critical thinking: Theory and practice]. México: Fondo de Cultura Económica, 214 p. (In Spanish)

Calle Álvarez, G. Y. (2014) Las habilidades del pensamiento crítico durante la escritura digital en un ambiente de aprendizaje apoyado por herramientas de la web 2.0 [The critical thinking skills for digital writing in a learning environment supported by Web 2.0 tools]. Encuentros, vol. 12, no. 1, pp. 27–45. (In Spanish)

Delors, J., Al Mufti, I., Amagi, I. et al. (1996) Learning: The treasure within. Report to UNESCO of the International commission on education for the twenty-first century. Paris: UNESCO Publ., 46 p. (In English)

Documento de política para el cambio y el desarrollo de la educación superior [Policy document for change and development of higher education]. (1995) Paris: UNESCO Publ., 54 p. (In Spanish)

Domínguez Figaredo, D., Alonso Díaz, L. (2004) Metodología para el análisis didáctico de foros virtuales [Methodology for the didactic analysis of virtual forums]. [Online]. Available at: http://www.lmi.ub.es/edutec2004/pdf/46.pdf (accessed 12.03.2018). (In Spanish)

Facione, P. A. (2007) Pensamiento crítico: ¿qué es y por qué es importante? [Critical thinking: What is it and why is it important?]. [Online]. Available at: http://eduteka.icesi.edu.co/pdfdir/PensamientoCriticoFacione.pdf (accessed 15.03.2018). (In Spanish)

Fedorenko, O. A. (2018) Formirovanie kriticheskogo myshleniya u studentov neyazykovogo vuza [The formation of critical thinking among students of a non-linguistic university]. In: S. D. Vaulin (ed.). Nauka YuUrGU: Materialy 66-j nauchnoj konferentsii. Sektsii sotsial’no-gumanitarnykh nauk [Science of South Ural State University: Proceedings of the 66th scientific conference. Sections of social and human sciences]. Chelyabinsk: South Ural State University Publ., pp. 1711–1715. (In Russian)

Fedorov, A. V. (2007) Razvitie kriticheskogo myshleniya v mediaobrazovanii: Osnovnye ponyatiya [The development of critical thinking in media education: Basic concepts]. Innovatsii v obrazovanii, vol. 4, pp. 30–47. (In Russian)

Fulton, R. D. (1989) Critical thinking in adulthood. [Online]. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED320015. pdf (accessed 09.09.2019). (In English)

Gabdulkhakov, V. F. (ed.). (2019) Razvivayushchee obuchenie v usloviyakh sovremennogo informatsionnogo prostranstva [Developing education in the modern information space]. Kazan: Otechestvo Publ., 330 p. (In Russian)

Gros Salvat, B., Adrián, M. (2004) Estudio sobre el uso de los foros virtuales para favorecer las actividades colaborativas en la enseñanza superior [Study of the use of virtual forums to promote collaborative activities in higher education]. Teoría de la educación: Educación y cultura en la sociedad de la información, vol. 5. [Online]. Available at: https://gredos.usal.es/bitstream/handle/10366/56472/TE2004_V5_%20estudiosobreel. pdf?sequence=1&isAllowed=y (accesses 09.09.2019). (In Spanish)

Hitchcock, D. (2018) Critical thinking. In: E. N. Zalta (ed.). The Stanford Encyclopedia of Philosophy. [Online]. Available at: https://plato.stanford.edu/archives/fall2018/entries/critical-thinking (accessed 09.09.2019). (In English) Ilyin, E. P. (2009) Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, creativity, giftedness]. Saint Petersburg: Piter Publ., 444 p. (In Russian)

Опубликован

30.12.2019

Выпуск

Раздел

Статьи