Образ врача в сознании студентов-медиков 2-го и 3-го курсов лечебного факультета

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-3-338-352

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение, образ профессионального Я, профессиональная идентичность, подготовка студентов-медиков, семантические характеристики компетенций врача

Аннотация

Введение. Успех клинической работы молодого врача обусловлен профессиональной идентичностью, сформированной в период его обучения. Статья знакомит с результатами исследования представлений о профессиональном будущем студентов-медиков 2-го и 3-го курсов обучения как признаке формирования их профессиональной идентичности.

Материалы и методы. Материалом лонгитюдного исследования послужили семантические единицы, с помощью которых студенты 2-го и 3-го курсов лечебного факультета описывали представления о своем профессиональном будущем. Использовалась методика М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?» в модификации Т. В. Румянцевой. В исследовании приняли участие студенты лечебного факультета (2-й курс — 301 человек, 3-й курс — 249 человек).

Результаты. Анализ полученных данных позволил зафиксировать особенности и динамику структуры профессиональной идентичности студентов-медиков 2-го и 3-го курсов обучения. Особенности представлений о профессиональном будущем обучающихся выявлены с помощью контент-анализа семантических единиц, описывающих их образ профессионального будущего. Первая особенность заключается в том, что дифференциация медицинских профессий начинается с 3-го курса обучения. Вторая особенность состоит в расширении фокуса внимания студентов 3-го курса к перспективам карьеры. Третья особенность — морально-нравственный аспект отношений «врач — пациент» у студентов 3-го курса дополняется их материальной оценкой труда врача.

Заключение. Представления о враче студентов-медиков, во-первых, выполняют целеобразующую функцию и формируют профессиональную идентичность студентов на 2-м и 3-м курсах обучения, во-вторых, демонстрируют динамику этой идентичности. Анализ последней позволяет сделать вывод о формировании профессионального самоопределения как психологического новообразования. Преподавателям медицинских университетов стоит сфокусировать внимание студентов 2-го курса на проблемах, связанных с морально-нравственными аспектами отношений врача с пациентами, также необходимо обратить внимание студентов 3-го курса на то, что в профессиональной деятельности врача баланс его когнитивных и коммуникативных компетенций влияет на процесс выздоровления пациентов.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Богдан, И. В., Кузьменков, В. А., Чистякова, Д. П. (2022) Образ врача в массовом сознании (по материалам социологического исследования). Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, № 4 (68), с. 95–102. EDN: PVEQGU

Богдановская, И. М., Сычев, А. В. (2019) Образ будущей профессиональной деятельности студентов-психологов. Психология человека в образовании, т. 1, № 2, с. 184–192. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-184-192

Касьянова, Т. И., Мальцев, А. В., Гребнев, С. А. (2022) Профессиональное самоопределение студентов. Профессиональное образование в России и за рубежом, № 4 (48), с. 78–86. https://doi.org/10.54509/22203036_2022_4_78

Климов, Е. А. (2012) Психология профессионального самоопределения. 5-е изд. М.: Академия, 304 с.

Новикова, И. С. (2023) Педагогические условия формирования ценностно-смысловой профессиональной я-концепции студентов педагогического университета. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, № 4 (66), с. 98–101. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2023-4-66-98-101

Новикова, Т. О., Потапова, Е. А., Сахно, Л. В., Колтунцева, И. В. (2023) Особенности профессионального самоопределения студентов медицинского вуза. Медицинское образование и профессиональное развитие, т. 14, № 4, с. 84–97. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-84-97

Рубинштейн, С. Л. (2012) Человек и мир. М.: Питер, с. 224.

Румянцева, Т. В. (2005) Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 28 с.

Тимонова, Д. А., Орлов, К. Г. (2023) Образ пациента и тип межличностных отношений в диаде врач-пациент у студентов лечебного факультета. В кн.: Н. В. Бакулина, С. В. Тихонов (ред.). Мечниковские чтения–2023. Сборник материалов конференции. 96-я Всероссийская научно-практическая конференция студенческого научного общества с международным участием. СПб.: Изд-во Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова, с. 511–512.

Endalcachew, M., Deberg, J., Swee, M. et al. (2023) Professional identity formation among undergraduate pre-medical students: A scoping review protocol. Systematic Reviews, vol. 12, article 171. https://doi.org/10.1186/s13643-023-02329-8

Findyartini, A., Greviana, N., Felaza, E. et al. (2022) Professional identity formation of medical students: A mixed-methods study in a hierarchical and collectivist culture. BMC Medical Education, vol. 22, article 443. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03393-9

Heydari, S., Beigzadeh, A. (2024) Medical students’ perspectives of reflection for their professional development. BMC Medical Education, vol. 24, article 1399. https://doi.org/10.1186/s12909-024-06401-2

Koh, E. Y. H., Koh, K. K., Renganathan, Ya., Krishna, L. (2023) Role modelling in professional identity formation: A systematic scoping review. BMC Medical Education, vol. 23, article 194. https://doi.org/10.1186/s12909-023-04144-0

Krishnasamy, N., Hasamnis, A. A., Patil, S. S. (2022) Developing professional identity among undergraduate medical students in a competency-based curriculum: Educators’ perspective. Journal of Education and Health Promotion, vol. 11, no. 1, article 361. https://doi.org/10.4103/jehp.jehp_329_22

Mount, G. R., Kahlke, R., Melton, J., Varpio, L. (2022) A critical review of professional identity formation interventions in medical education. Academic Medical, vol. 97, no. 11S, рр. S96–S106. https://doi.org/10.1097/ACM.0000000000004904

Nasiri, E., Shokrpour, N. (2024) Identification of factors influencing professional identity development in medical students at basic sciences stage. Journal of Advances in Medical Education & Professionalism, vol. 12, no. 1, pp. 45–50. https://doi.org/10.30476/JAMP.2023.99829.1856

Sarraf-Yazdi, S., Teo, N., How, A. E. H. et al. (2021) A scoping review of professional identity formation in undergraduate medical education. Journal of General Internal Medicine, vol. 36, no. 11, рр. 3511–3521. https://doi.org/10.1007/s11606-021-07024-9

Yakov, G., Riskin, A., Flugelman, A. A. (2021) Mechanisms involved in the formation of professional identity by medical students. Medical Teacher, vol. 43, no 4, рр. 428–438. https://doi.org/10.1080/0142159X.2020.1854706

REFERENCES

Bogdan, I. V., Kuz’menkov, V. A., Chistyakova, D. P. (2022) Obraz vracha v massovom soznanii (po materialam sotsiologicheskogo issledovaniya) [Image of doctor in the mass consciousness (based on sociological research)]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nye nauki — Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, no. 4 (68), pp. 95–102. (In Russian)

Bogdanovskaya, I. M., Sychev, A. V. (2019) Obraz budushchej professional’noj deyatel’nosti studentov-psikhologov [Psychology students’ beliefs about the nature of their future work]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii — Psychology in Education, vol. 1, no. 2, pp. 184–192. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-184-192 (In Russian)

Endalcachew, M., Deberg, J., Swee, M. et al. (2023) Professional identity formation among undergraduate pre-medical students: A scoping review protocol. Systematic Reviews, vol. 12, article 171. https://doi.org/10.1186/s13643-023-02329-8 (In English)

Findyartini, A., Greviana, N., Felaza, E. et al. (2022) Professional identity formation of medical students: A mixed-methods study in a hierarchical and collectivist culture. BMC Medical Education, vol. 22, article 443. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03393-9 (In English)

Heydari, S., Beigzadeh, A. (2024) Medical students’ perspectives of reflection for their professional development. BMC Medical Education, vol. 24, article 1399. https://doi.org/10.1186/s12909-024-06401-2 (In English)

Kas’yanova, T. I., Mal’tsev, A. V., Grebnev, S. A. (2022) Professional’noe samoopredelenie studentov [Professional self-determination of students]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom — Professional Education in Russia and Abroad, no. 4 (48), pp. 78–86. https://doi.org/10.54509/22203036_2022_4_78 (In Russian)

Klimov, E. A. (2012) Psikhologiya professional’nogo samoopredeleniya. [Psychology of professional self-determination]. 5th ed. Moscow: Academia Publ., 304 p. (In Russian)

Koh, E. Y. H., Koh, K. K., Renganathan, Ya., Krishna, L. (2023) Role modelling in professional identity formation: A systematic scoping review. BMC Medical Education. vol. 23, article 194. https://doi.org/10.1186/s12909-023-04144-0 (In English)

Krishnasamy, N., Hasamnis, A. A., Patil, S. S. (2022) Developing professional identity among undergraduate medical students in a competency-based curriculum: Educators’ perspective. Journal of Education and Health Promotion, vol. 11, no. 1, article 361. https://doi.org/10.4103/jehp.jehp_329_22 (In English)

Mount, G. R., Kahlke, R., Melton, J., Varpio, L. (2022) A critical review of professional identity formation interventions in medical education. Academic Medical, vol. 97, no. 11S, рр. S96–S106. https://doi.org/10.1097/ACM.0000000000004904 (In English)

Nasiri, E., Shokrpour, N. (2024) Identification of factors influencing professional identity development in medical students at basic sciences stage. Journal of Advances in Medical Education & Professionalism, vol. 12, no. 1, pp. 45–50. https://doi.org/10.30476/jamp.2023.99829.1856 (In English)

Novikova, I. S. (2023) Pedagogicheskie usloviya formirovaniya tsennostno-smyslovoj professional’noj ya-kontseptsii studentov pedagogicheskogo universiteta [Pedagogical conditions for the formation of a value-semantic professional self-concept for students of a pedagogical university]. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota — The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and Pedagogical sciences, no. 4 (66), pp. 98–101. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2023-4-66-98-101 (In Russian)

Novikova, T. O., Potapova, E. A., Sakhno, L. V., Koltuntseva, I. V. (2023) Osobennosti professional’nogo samoopredeleniya studentov meditsinskogo vuza [Specifics of professional self-determination of medical university students.]. Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie — Medical Education and Professional Development, vol. 14, no. 4, pp. 84–97. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-84-97 (In Russian)

Rubinshtejn, S. L. (2012) Chelovek i mir [Man and the world]. Moscow: Piter Publ., 224 p. (In Russian)

Rumyantseva, T. V. (2005) Transformatsiya identichnosti studentov meditsinskogo vuza v menyayushchikhsya sotsial’nykh usloviyakh [Transformation of identity of medical university students in changing social conditions]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, 28 p. (In Russian)

Sarraf-Yazdi, S., Teo, N., How, A. E. H. et al. (2021) A scoping review of professional identity formation in undergraduate medical education. Journal of General Internal Medicine, vol. 36, no. 11, рр. 3511–3521. https://doi.org/10.1007/s11606-021-07024-9 (In English)

Timonova, D. A., Orlov, K. G. (2023) Obraz patsienta i tip mezhlichnostnykh otnoshenij v diade vrach-patsient u studentov lechebnogo fakul’teta [The image of the patient and the type of interpersonal relations in the doctor-patient dyad among students of the faculty of medicine]. In: N. V. Bakulina, S. V. Tikhonov (ed.). Mechnikovskie chteniya–2023. Sbornik materialov konferentsii. 96-ya Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya studencheskogo nauchnogo obshchestva s mezhdunarodnym uchastiem [Mechnikov Readings–2023. Collection of conference materials. 96th All-Russian Scientific and Practical Conference of the Student Scientific Society with International Participation]. Saint Petersburg: North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov Publ., pp. 511–512. (In Russian)

Yakov, G., Riskin, A., Flugelman, A. A. (2021) Mechanisms involved in the formation of professional identity by medical students. Medical Teacher, vol. 43, no 4, рр. 428–438. https://doi.org/10.1080/0142159X.2020.1854706 (In English)

Загрузки

Опубликован

28.10.2025

Как цитировать

Жданова, М. Г. (2025). Образ врача в сознании студентов-медиков 2-го и 3-го курсов лечебного факультета. Психология человека в образовании, 7(3), 338–352. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2025-7-3-338-352

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)