Психологическая характеристика факторов профессионального самоопределения студентов-медиков среднего профессионального образования

Авторы

  • Ольга Олеговна Андронникова Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-1756-7682
  • Наталья Анатольевна Галузо Новосибирский государственный медицинский университет https://orcid.org/0000-0001-6360-3931
  • Марина Геннадьевна Жданова Новосибирский государственный медицинский университет https://orcid.org/0000-0002-9196-9145

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-579-593

Ключевые слова:

самоопределение, профессиональное самоопределение, профессиональное становление, подготовка медицинских кадров, психологическая характеристика, студенты-медики, мотивация студентов, гендерная характеристика личности

Аннотация

Введение. Профессиональное самоопределение студентов является условием успешной адаптации к профессиональной деятельности. Цель статьи — охарактеризовать психологические факторы профессионального самоопределения студентов.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 76 студентов второго курса стоматологического факультета Новосибирского государственного медицинского университета средне-профессионального уровня образования 2021–2022 гг. обучения. Методы исследования дифференцированы по уровням профессионального самоопределения, предложенным Е. А. Климовым. Гностический уровень исследовался методами: опросник ценностных ориентаций М. Рокича, тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой, «Мотивация учения студентов педагогического вуза» С. А. Пакулина, С. М. Кетько, методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко, методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда, методика «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш, опросник «Волевые качества личности» М. В. Чумакова. Практический уровень исследовался методами: анкета-опросник «Профессиональное самоопределение студентов-медиков», разработанная авторами, методика изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель, методика диагностики коммуникативной толерантности В. В. Бойко, тест «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда в обработке И. С. Клециной.

Результаты исследования. Выявлены факторы профессионального самоопределения студентов: психологическая зрелость, мотивация, ценностные ориентации, жизненная позиция, идентичность, стиль общения, когнитивная компетенция. Анализ компонентов уровней профессионального самоопределения показал противоречивый характер их соотношения. На практическом уровне студенты склонны к проявлению милосердия, имеют сформированную профессиональную идентичность. Показатели компонентов гностического уровня демонстрируют склонность к агрессивному поведению, сомнения в выборе профессии и отсутствие положительных эмоций у обучающихся имеющих сформированную мотивацию обучения. Наряду с этим наблюдается доминирование маскулинных характеристик. Данные позволили сформулировать предположение, что трансформация гендерных характеристик студентов обусловлена решением противоречия между требованиям к профессиональной подготовке и психологическим возможностям им соответствовать.

Выводы. К концу обучения студенты проходят этап профессионального становления, уточняя ценностно-смысловые основы профессии, решая противоречие между требованием к профессиональной подготовке и психологическим возможностям их удовлетворить. Требуется объяснить в дальнейших исследованиях, почему в характеристике стиля общения студентов доминирует маскулинная гендерная характеристика.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ахметгалина, Н. Н., Гагай, В. В. (2019) Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа с различным уровнем коммуникативной толерантности. Мир науки. Педагогика и психология, т. 7, № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN119.pdf (дата обращения 01.04.2023).

Баринова, О. Г. (2022) Иррациональные установки в формировании профессиональной идентичности студентов медицинского вуза: бихевиорально-когнитивный подход. Межкультурная коммуникация в образовании и медицине, № 1, с. 76–89. EDN: ETSXGC

Бойко, В. В. (2008) Психоэнергетика. М.: Питер, 416 с.

Врублевская, М. М., Зыкова, О. В. (2004) Профориентационная работа в школе. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 74 с.

Грецов, А. Г., Азбель, А. А. (2012) Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 201 с.

Зеер, Э. Ф., Церковникова, Н. Г., Третьякова, В. С. (2021) Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего. Образование и наука, т. 23, № 6, c. 153–184. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184

Изард, К. Э. (2006) Психология эмоций. СПб.: Питер, 462 с.

Ильин, Е. П. (2002) Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 512 с.

Карелин, А. А. (ред.). (2002) Психологические тесты: в 2 т. Т. 1. М.: Владос, 312 с.

Карпов, А. В., Карпов, А. А., Маркова, Е. В. (2016) Психология принятия решения в управленческой деятельности. Метасистемный подход. Ярославль: Изд-во ЯрГУ; М.: РАО, 644 с.

Клецина, И. С. (1998) Гендерная социализация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 92 с.

Климов, Е. А. (2012) Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 304 с.

Леонтьев, А. А. (2019) Методологические основы психологии. М.: Смысл, 560 с.

Леонтьев, Д. А. (2000) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 18 с.

Малютина, Т. В., Морозова, И. С. (2017) Структура и содержательные характеристики профессиональной идентичности студентов медиков. Психология и Психотехника, № 3, с. 36–43. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2017.3.24179

Мануйлов, Г. В., Горелова, Г. Г., Рыльская, Е. А. и др. (2020) Рефлексивные процессы и социальная ориентация субъектов на этапах профессионализации (на примере подготовки к медицинской деятельности). Образование и наука, т. 22, № 4, c. 43–63. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-4-43-63

Пличин, А. В., Фадеева, И. М. (2017) Профессиональная идентичность студентов-медиков: факторы и проблемы формирования. Огарев-Online, № 5 (94). [Электронный ресурс]. URL: https://journal.mrsu.ru/arts/professionalnaya-identichnost-studenta-medika-faktory-i-problemy-formirovaniya (дата обращения 01.04.2023).

Пряжников, Н. С., Молчанов, С. В., Кирсанов, К. А. (2018) Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Психологические исследования, т. 11, № 62, статья 7. https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.252

Регуш, Л. А. (2003) Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 352 с.

Чижкова, М. Б. (2021a) Личностные факторы адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза. Вестник Кемеровского государственного университета, т. 23, № 4, c. 1005–1015. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1005-1015

Чижкова, М. Б. (2021b) Первичная аккредитация специалистов в формировании коммуникативной компетентности будущего врача. Современные проблемы науки и образования, № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30536 (дата обращения 27.01.2023).

Чумаков, М. В. (2015) Эмоционально-волевая сфера личности подростков и ее диагностика. Вестник практической психологии образования, т. 12, № 1, c. 83–86. EDN: VBJTTZ

Щедровицкий, П. Г. (2018) Краткое полное собрание сочинений. Т. 1. Введение в философскую и педагогическую антропологию. Работы 1981–1996 гг. М.: РОССПЭН, 359 с.

Asadzandi, S., Mojtahedzadeh, R., Mohammadi, A. (2022) What are the factors that enhance metacognitive skills in nursing students? A systematic review. Iranian Journal of Nursing and Midwifery, vol. 27, no. 6, pp. 475–484. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36712305

Del Vecchio, A., Moschella, P. C., Lanham, J. G., Zavertnik, J. E. (2022) Acting to teach communication skills to nurses. The Clinical Teacher, vol. 19, no. 4, pp. 289–293. https://doi.org/10.1111/tct.13489

Harrison, H. F., Kinsella, E. A., DeLuca, S., Loftus, S. (2022) “We know what they’re struggling with”: Student peer mentors’ embodied perceptions of teaching in a health professional education mentorship program. Advances in Health Sciences Education Theory and Practice, vol. 27, no. 1, pp. 63–86. https://doi.org/10.1007/s10459-021-10072-9

Hatem, D. S., Halpin, T. (2019) Becoming doctors: Examining student narratives to understand the process of professional identity formation within a learning community. Journal of Medical Education and Curricular Development, vol. 6. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1177/2382120519834546 (accessed 01.03.2023).

Hertling, S. F., Back, D. A., Wildemann, B. et al. (2022) Is student mentoring career-defining in surgical disciplines? A comparative survey among medical schools and medical students for mentoring programs. Frontiers in Medicine, vol. 9, article 1008509. https://doi.org/10.3389/fmed.2022.1008509

Hess, O., Qian, J., Bruce, J. et al. (2022) Communication skills training using remote augmented reality medical simulation: A feasibility and acceptability qualitative study. Medical Science Educator, vol. 32, no. 5, pp. 1005– 1014. https://doi.org/10.1007/s40670-022-01598-7

Hosseini, F. A., Parvan, K., Shaygan, M., Thomson, B. (2022) Male nursing students’ perception of gender barriers in nursing curricula in an Iranian University of Medical Sciences. Investigación y Educación en Enfermería, vol. 40, no. 1. [Online]. Available at: https://doi.org/10.17533/udea.iee.v40n1e03 (accessed 01.03.2023).

Hwang, Y., Oh, J. (2020) Factors affecting health-promoting behaviors among nursing students. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 17, article 6291. https://doi.org/10.3390/ijerph17176291

Kusner, J. J., Chen, J. J., Saldaña, F., Potter, J. (2022) Aligning student-faculty mentorship expectations and needs to promote professional identity formation in undergraduate medical education. Journal of Medical Education and Curricular Development, vol. 9. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1177/23821205221096307 (accessed 15.02.2023).

Messineo, L., Allegra, M., Seta, L. (2019) Self-reported motivation for choosing nursing studies: A self-determination theory perspective. BMC Medical Education, vol. 19, no. 1, article 192. https://doi.org/10.1186/s12909-019-1568-0

Park, G. M., Hong, A. J. (2022) “Not yet a doctor”: Medical student learning experiences and development of professional identity. BMC Medical Education, vol. 22, no. 1, article 146. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03209-w

Ryus, C. R., Samuels, E. A., Wong, A. H. et al. (2022) Burnout and perception of medical school learning environments among gay, lesbian, and bisexual medical students. JAMA Network Open, vol. 5, no. 4, article e229596. https:// doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2022.9596

Yahata, S., Takeshima, T., Kenzaka, T., Okayama, M. (2021) Fostering student motivation towards community healthcare: A qualitative study. BMJ Open, vol. 11, no. 1, article e039344. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2020-039344

REFERENCES

Akhmetgalina, N. N., Gagay, V. V. (2019) Osobennosti professional’noj identichnosti studentov meditsinskogo kolledzha s razlichnym urovnem kommunikativnoj tolerantnosti [Features of professional identity of medical college students with different levels of communicative tolerance]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 7, no 1. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN119.pdf (accessed 01.04.2023). (In Russian)

Asadzandi, S., Mojtahedzadeh, R., Mohammadi, A. (2022) What are the factors that enhance metacognitive skills in nursing students? A systematic review. Iranian Journal of Nursing and Midwifery, vol. 27, no. 6, pp. 475–484. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36712305 (In English)

Barinova, O. G. (2022) Irratsional’nye ustanovki v formirovanii professional’noj identichnosti studentov meditsinskogo vuza: bikhevioral’no-kognitivnyj podkhod [Irrational attitudes in the formation of professional identity of medical university students: behavioral-cognitive approach]. Mezhkul’turnaya kommunikatsiya v obrazovanii i meditsine, no. 1, pp. 76–89. EDN: ETSXGC (In Russian)

Bojko, V. V. (2008) Psikhoenergetika [Psychoenergetics]. Moscow: Piter Publ., 416 p. (In Russian)

Chizhkova, M. B. (2021a) Lichnostnye faktory adaptatsii studentov-pervokursnikov k obrazovatel’noj srede meditsinskogo vuza [Personal factors of adapting to academic environment in first-year medical students]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta — The Bulletin of Kemerovo State University, vol. 23, no. 4, pp. 1005–1015. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1005-1015 (In Russian)

Chizhkova, M. B. (2021b) Pervichnaya akkreditatsiya spetsialistov v formirovanii kommunikativnoj kompetentnosti budushchego vracha [Primary accreditation of specialists in formation of a future doctor’s communicative competence]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education, no. 1. [Online]. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30536 (accessed 27.01.2023). (In Russian)

Chumakov, M. V. (2015) Emotsional’no-volevaya sfera lichnosti podrostkov i ee diagnostika [Emotional-volitional sphere of personality of adolescents and its diagnostics]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya — Bulletin of Psychological Practice in Education, vol. 12, no. 1, pp. 83–86. EDN: VBJTTZ (In Russian)

Del Vecchio, A., Moschella, P. C., Lanham, J. G., Zavertnik, J. E. (2022) Acting to teach communication skills to nurses. The Clinical Teacher, vol. 19, no. 4, pp. 289–293. https://doi.org/10.1111/tct.13489 (In English)

Gretsov, A. G., Azbel, A. A. (2012) Psikhologicheskie testy dlya starsheklassnikov i studentov [Psychological tests for high school students and students]. Saint Petersburg: Piter Publ., 201 p. (In Russian)

Harrison, H. F., Kinsella, E. A., DeLuca, S., Loftus, S. (2022) “We know what they’re struggling with”: Student peer mentors’ embodied perceptions of teaching in a health professional education mentorship program. Advances in Health Sciences Education Theory and Practice, vol. 27, no. 1, pp. 63–86. https://doi.org/10.1007/s10459-021-10072-9 (In English)

Hatem, D. S., Halpin, T. (2019) Becoming doctors: Examining student narratives to understand the process of professional identity formation within a learning community. Journal of Medical Education and Curricular Development, vol. 6. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1177/2382120519834546 (accessed 01.03.2023). (In English)

Hertling, S. F., Back, D. A., Wildemann, B. et al. (2022) Is student mentoring career-defining in surgical disciplines? A comparative survey among medical schools and medical students for mentoring programs. Frontiers in Medicine, vol. 9, article 1008509. https://doi.org/10.3389/fmed.2022.1008509 (In English)

Hess, O., Qian, J., Bruce, J. et al. (2022) Communication skills training using remote augmented reality medical simulation: A feasibility and acceptability qualitative study. Medical Science Educator, vol. 32, no. 5, pp. 1005– 1014. https://doi.org/10.1007/s40670-022-01598-7 (In English)

Hosseini, F. A., Parvan, K., Shaygan, M., Thomson, B. (2022) Male nursing students’ perception of gender barriers in nursing curricula in an Iranian University of Medical Sciences. Investigación y Educación en Enfermería, vol. 40, no. 1. [Online]. Available at: https://doi.org/10.17533/udea.iee.v40n1e03 (accessed 01.03.2023). (In English)

Hwang, Y., Oh, J. (2020) Factors affecting health-promoting behaviors among nursing students. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 17, article 6291. https://doi.org/10.3390/ijerph17176291 (In English)

Il’in, E. P. (2002) Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg: Piter Publ., 512 p. (In Russian)

Izard, K. E. (2006) Psikhologiya emotsij [Psychology of emotions]. Saint Petersburg: Piter Publ., 462 p. (In Russian)

Karelin, A. A. (ed.). (2002) Psikhologicheskie testy: v 2 t. T. 1 [Psychological tests: In 2 vols. Vol. 1]. Moscow: Vlados Publ., 312 p. (In Russian)

Karpov, A. V., Karpov, A. A., Markova, E. V. (2016) Psikhologiya prinyatiya resheniya v upravlencheskoj deyatelnosti. Metasistemnyj podkhod [Psychology of decision-making in managerial activity. Metasystem approach]. Yaroslavl: P. G. Demidov Yaroslavl State University Publ.; Moscow: Russian Academy of Sciences Publ., 644 p. (In Russian)

Kletsina, I. S. (1998) Gendernaya sotsializatsiya [Gender socialization]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 192 p. (In Russian)

Klimov, E. A. (2012) Psikhologiya professional’nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Academia, 304 p. (In Russian)

Kusner, J. J., Chen, J. J., Saldaña, F., Potter, J. (2022) Aligning student-faculty mentorship expectations and needs to promote professional identity formation in undergraduate medical education. Journal of Medical Education and Curricular Development, vol. 9. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1177/23821205221096307 (accessed 15.02.2023). (In English)

Leontev, A. A. (2019) Metodologicheskie osnovy psikhologii [Methodological foundations of psychology]. Moscow: Smysl Publ., 560 p. (In Russian)

Leontev, D. A. (2000) Test smyslozhiznennykh orientatsij (SZhO) [Test of life orientations]. 2nd ed. Moscow: Smysl Publ., 18 p. (In Russian)

Malyutina, T. V., Morozova, I. S. (2017) Struktura i soderzhatel’nye kharakteristiki professional’noj identichnosti studentov medikov [Structure and content characteristics of the professional identity of medical students]. Psikhologiya i Psikhotekhnika — Psychology and Psychotechnics, no. 3, pp. 36–43. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-4-43-63 (In Russian)

Manuilov, G. V., Gorelova, G. G., Rylskaya, E. A. et al. (2020) Refleksivnye protsessy i sotsial’naya orientatsiya sub’ektov na etapakh professionalizatsii (na primere podgotovki k meditsinskoj deyatel’nosti) [Reflective processes and social orientation at different stages of professionalisation (on the example of preparation for medical activity)]. Obrazovanie i nauka — The Education and Science Journal, vol. 22, no. 4, pp. 43–63. https://doi.org/17853/1994-5639-2020-4-43-63 (In Russian)

Messineo, L., Allegra, M., Seta, L. (2019) Self-reported motivation for choosing nursing studies: A self-determination theory perspective. BMC Medical Education, vol. 19, no. 1, article 192. https://doi.org/10.1186/s12909-019-1568-0 (In English)

Park, G. M., Hong, A. J. (2022) “Not yet a doctor”: Medical student learning experiences and development of professional identity. BMC Medical Education, vol. 22, no. 1, article 146. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03209-w (In English)

Plichin, A. V., Fadeeva, I. M. (2017) Professional’naya identichnost’ studentov-medikov: faktory i problemy formirovaniya [Professional identity of a medical students: Factors and problems of formation]. Ogarev-online, no. 5. [Online]. Available at: https://journal.mrsu.ru/arts/professionalnaya-identichnost-studenta-medika-faktory-i-problemy-formirovaniya (accessed 01.04.2023). (In Russian)

Pryazhnikov, N. S., Molchanov, S. V., Kirsanov, K. A. (2018) Moral’no-tsennostnye osnovaniya protsessa professional’nogo samoopredeleniya v podrostkovom vozraste [Moral and value bases of the process of professional self-determination in adolescence]. Psikhologicheskie issledovaniya — Psychological Studies, vol. 11, no. 62, article 7. https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.252 (In Russian)

Regush, L. A. (2003) Psikhologiya prognozirovaniya: uspekhi v poznanii budushchego [Psychology of forecasting: Successes in cognition of the future]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 352 p. (In Russian)

Ryus, C. R., Samuels, E. A., Wong, A. H. et al. (2022) Burnout and perception of medical school learning environments among gay, lesbian, and bisexual medical students. JAMA Network Open, vol. 5, no. 4, article e229596. https://doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2022.9596 (In English)

Shchedrovitskij, P. G. (2018) Kratkoe polnoe sobranie sochinenij. T. 1. Vvedenie v filosofskuyu i pedagogicheskuyu antropologiyu. Raboty 1981–1996 gg. [Brief complete collection of works. Vol. 1. Introduction to philosophical and pedagogical anthropology. Works of 1981–1996 gg.]. Moscow: ROSSPEN Publ., 359 p. (In Russian)

Vrublevskaya, M. M., Zykova, O. V. (2004) Proforientatsionnaya rabota v shkole [Career guidance work at school]. Magnitogorsk: Magnitogorsk State University Publ., 74 p. (In Russian)

Yahata, S., Takeshima, T., Kenzaka, T., Okayama, M. (2021) Fostering student motivation towards community healthcare: A qualitative study. BMJ Open, vol. 11, no. 1, article e039344. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2020-039344 (In English)

Zeer, E. F., Tserkovnikova, N. G., Tretyakova, V. S. (2021) Tsifrovoe pokolenie v kontekste prognozirovaniya professional’nogo budushchego [Digital generation in the context of predicting the professional future]. Obrazovanie i nauka — The Education and Science Journal, vol. 23, no. 6, pp. 153–184. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184 (In Russian)

Опубликован

22.12.2023

Выпуск

Раздел

Статьи