Особенности взаимосвязи мотивов аффилиации и социально-психологических установок у студентов- психологов с различными стилями обучения

Авторы

  • Елена Юрьевна Евстратова Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка
  • Евгения Сергеевна Малаховская Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка
  • Никита Николаевич Асипчик Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-1-9-17

Ключевые слова:

аффилиация, стилевые параметры обучения, социальная установка, студенты-психологи, профессионально-важные качества

Аннотация

Введение. В настоящее время констатируется дефицит исследований, посвященных анализу особенностей мотивов аффилиации и социально-психологических установок у студентов с различными стилями обучения. Цель исследования, представленного в статье, заключалась в изучении взаимосвязи аффилиативного поведения, стилевых параметров обучения и социальных установок студентов- психологов. Гипотеза исследования: социально-психологические установки и аффилиация взаимосвязаны со стилевыми параметрами обучения студентов-психологов. Исследование проведено с опорой на положения теории поколений.

Материалы и методы. Для исследования были выбраны: методика диагностики социально- психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной, методика диагностики мотивов аффилиации А. Мехрабиана, методика диагностики стилевых параметров обучения Б. Соломан и Р. Фелдера. Выборку исследования составили студенты института психологии БГПУ им. М. Танка в следующем составе: 16 студентов первого курса очного отделения (средний возраст — 18,5 лет) и 17 студентов третьего курса заочного отделения (средний возраст — 30 лет). Для определения взаимосвязей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования. У студентов дневного отделения, имеющих предпочтения в достижении результата, а не ориентирующихся на процесс, страх отвержения менее выражен, чем у студентов, которые предпочитают процесс результату (r = –0,7 при p ≤ 0,05). Также у студентов дневного отделения между показателями «эгоизм» и «страх отвержения» присутствует обратная корреляция (r = –0,5 при p ≤ 0,05) . У студентов заочного отделения между показателями «эгоизм» и «стремление к принятию» была выявлена обратная корреляция (r = –0,56 при p ≤ 0,05). Для всей выборки были выявлены обратные корреляции между стилем обучения «визуальный/вербальный» и ориентацией на эгоизм (r = –0,4 и при p ≤ 0,05). Разница в результатах объяснима возрастом: студенты дневного отделения стремятся получить признание и занять свое место в социуме, тогда как студенты заочного отделения рассматривают себя состоявшимися личностями и не стремятся доказывать собственную состоятельность.

Заключение. Полученные результаты определяют направления дальнейших исследований мотивов аффилиации и развития профессионально-важных качеств студентов профиля «Психология». Рассматривая полученные результаты с учетом теории поколений, важно отметить следующее: выраженной эгоистичной установки, отсутствия аффилиативного поведения у студентов поколения Z обнаружено не было.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Балашова, В. А., Кравцов, О. Г. (2021) Особенности аффилиации и оценки общественного поведения курсантов. Психология и педагогика служебной деятельности, № 2, с. 17–23. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-2-17-23

Карпов, А. В., Скитяева, И. М. (2005) Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Институт психологии РАН, 352 с.

Маркова, А. К. (1996) Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 308 с.

Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. (ред.). (2009) Большой психологический словарь. 4-е изд. М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 811 с.

Райгородский, Д. Я. (ред.). (2015) Энциклопедия психодиагностики: в 2 т. Т. 2. Психодиагностика взрослых. Самара: Бахрах-М, 703 с.

Райгородский, Д. Я. (ред.). (2022) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 667 с.

Тарасова, Е. М, Разуваева, Л. Н. (2022) Мотивация аффилиации у студентов поколения Z. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, № 2, с. 36–46. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-2-36-46

Темнова, Л. В., Медникова, М. М. (2017) Влияние виртуального пространства на коммуникацию представителей поколений Z и Y. Теория и практика общественного развития, № 11, с. 19–23. https://doi.org/10.24158/tipor.2017.11.3

Толочек, В. А. (2016) Психология труда. СПб.: Питер, 480 с.

Холодная, М. А. (2004) Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 384 с.

Шейнов, В. П. (2015) Ассертивность, интернальность, аффилиация и незащищенность индивида от манипуляций: связи и свойства. Системная психология и социология, № 2 (14), с. 107–113. EDN: UXVCUX

Strauss, W., Howe, N. (1997) The fourth turning: An American prophecy—What the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny. New York: Broadway Books Publ., 459 p.

REFERENCES

Balashova, V. A., Kravtsov, O. G. (2021) Osobennosti affiliatsii i otsenki obshchestvennogo povedeniya kursantov [Features of affinity and evaluation of social behavior of cadets]. Psikhologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel’nosti — Psychology and Pedagogics in Official Activity, no. 2, pp. 17–23. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-2-17-23 (In Russian)

Karpov, A. V., Skityaeva, I. M. (2005) Psikhologiya metakognitivnykh protsessov lichnosti [Psychology of personality metacognitive processes]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 352 p. (In Russian)

Kholodnaya, M. A. (2004) Kognitivnye stili. O prirode individual’nogo uma [Cognitive styles. About the nature of the individual mind]. Saint Petersburg: Piter Publ., 384 p. (In Russian)

Markova, A. K. (1996) Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: International Humanitarian Fund “Znanie” Publ., 190 p. (In Russian)

Meshchryakov, B. G., Zinchenko, V. P. (eds.). (2009) Bol’shoj psikhologicheskij slovar’ [A large psychological dictionary]. 4th ed. Moscow: AST Publ.; Saint Petersburg: Praim-EVROZNAK Publ., 811 p. (In Russian)

Rajgorodskij, D. Ya. (ed.). (2015) Entsiklopediya psikhodiagnostiki: v 2 t. T. 2. Psikhodiagnostika vzroslykh [Encyclopedia of psychodiagnostics: In 2 vols. Vol. 2. Psychodiagnostics of adults]. Samara: Bakhrakh-M Publ., 703 p. (In Russian)

Rajgorodskij, D. Ya. (ed.). (2022) Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy [Practical psychodiagnostics. Methods and tests]. Samara: Bakhrakh-M Publ., 667 p. (In Russian)

Sheinov, V. P. (2015) Assertivnost’, internal’nost’, affiliatsiya i nezashhishhyonnost’ individa ot manipulyatsij: svyazi i svojstva [Assertiveness, internality, affiliation and individual’s vulnerability to manipulation: Connection and properties]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya — Systems Psychology and Sociology, no. 2 (14), pp. 107–113. EDN: UXVCUX (In Russian)

Strauss, W., Howe, N. (1997) The fourth turning: An American prophecy—What the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny. New York: Broadway Books Publ., 459 p. (In English)

Tarasova, E. M., Razuvaeva, L. N., (2022) Motivatsiya affiliatsii u studentov pokoleniya Z [Motivation of affiliation among generation Z students]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki — Bulletin MSRU. Series: Psychology, no. 2, pp. 36–46. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-2-36-46 (In Russian)

Temnova, L. V., Mednikova, M. M. (2017) Vliyanie virtual’nogo prostranstva na kommunikatsiyu predstavitelej pokolenij Z i Y [The impact of virtual space on communication of representatives of generations Z and Y]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya — Theory and Practice of Social Development, no. 11, pp. 19–23. https://doi.org/10.24158/tipor.2017.11.3 (In Russian)

Tolochek, V. A. (2016) Psikhologiya truda [Psychology of work]. Saint Petersburg: Piter Publ., 480 p. (In Russian)

Опубликован

08.04.2024

Выпуск

Раздел

Статьи