Личностные предикторы соблюдения принципов медиации в повседневном общении

Авторы

  • Алиса Юрьевна Буткевич ГБОУ СОШ № 463 им. Героя Советского Союза В. И. Минакова Выборгского района г. Санкт-Петербурга https://orcid.org/0000-0002-9490-1250

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-490-499

Ключевые слова:

предикторы соблюдения принципов медиации, конфиденциальность, нейтральность, добровольность, равноправие

Аннотация

Введение. Конструктивное разрешение конфликтов входит в перечень soft skills навыков. Поэтому в любой сфере профессиональной деятельности современная личность должна владеть способами конструктивного разрешения конфликтов, в том числе соблюдать принципы медиации. Цель исследования заключается в выявлении комплекса индивидуально-психологических особенностей личности, обусловливающих реализацию принципов медиации в повседневном общении.

Материалы и методы. Исследование построено в формате социально-психологического опроса с применением авторской анкеты. Исследование проводилось в период с июля 2019 по май 2020 года. На этапе разработки анкеты для проведения исследования в качестве экспертов выступили 30 человек, прошедшие профессиональную подготовку или повышение квалификации по медиации. Основная выборка включала 110 человек (55 женщин, 55 мужчин), не обладающих профессиональной подготовкой в области медиации. Для исследования личностных предикторов соблюдения принципов медиации использовались авторская анкета и методика «Многофакторного исследования личности» (Р. Кеттелл). Обработка и анализ данных проводился с помощью регрессионного анализа.

Результаты исследования. Для женщин наиболее сильным предикторами соблюдения принципов добровольности и равноправия оказалась эмоциональная стабильность. Значимыми предикторами соблюдения принципа нейтральности являются смелость. Наиболее весомыми предикторами соблюдения принципа конфиденциальности для женщин стали доминантность и авторитарность. Для мужчин наиболее значимым предиктором соблюдения принципа добровольности оказалась принципиальность. Наиболее сильными предикторами соблюдения принципа нейтральности для мужчин стали спокойствие, склонность к подчинению, мягкость и зависимость. Весомыми предикторами соблюдения принципа конфиденциальности в мужской выборке являются смелость и склонность к риску. Значимыми предикторами соблюдения принципа равноправия для мужчин стали смелость, эмоциональная стабильность и высокий уровень приспособляемости.

Заключение. Гипотеза о существовании комплекса индивидуально-психологических особенностей личности, обусловливающих реализацию принципов медиации в общении, подтвердилась. Результаты исследования могут учитываться при формировании учебных групп по подготовке будущих медиаторов, при оценке медиабельности конфликтного случая, попавшего в службу медиации, при кадровом отборе специалистов, работающих в сфере «человек — человек», при формировании рабочих групп для выполнения профессиональных задач. Перспективы исследования связаны с изучением предикторов соблюдения принципов медиации с привлечением расширенного диапазона индивидуально- психологических характеристик личности.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ажимова, И. Ф., Боровских, В. Н. (2020) Медиация как альтернативный путь преодоления социальной беспомощности. В кн.: С. М. Шингаев (ред.). Служба практической психологии в системе образования: достижения и устремления. Сборник материалов XXIV международной научно-практической конференции. СПб.: СПб АППО, с. 205–209.

Аллахвердова, О. В., Карпенко, А. Д. (2005) Методическое пособие для посредников-медиаторов. СПб.: Санкт-Петербургский Центр разрешения конфликтов, 107 с.

Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. (2008) Конфликтология. 3-е изд. СПб.: Питер, 496 с.

Баковкина, О. А. (2021) Психология управления конфликтами в вузе. В кн.: Т. В. Христидис (ред.). Артпедагогика и артпсихология в век инноваций: материалы III Международной научно-практической конференции, в рамках Всероссийского Фестиваля науки NAUKA 0+ — ключевое событие Года науки и технологий. М.: МГИК, с. 49–56.

Бесемер, Х. (2004) Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга: Духовное познание, 176 с.

Буткевич, А. Ю. (2022) Гендерные различия в соблюдении принципов медиативных отношений в повседневном взаимодействии. Вестник Кемеровского государственного университета, т. 24, № 4, с. 482–492. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-482-492

Буткевич, А. Ю., Микляева, А. В. (2019) Формирование медиативной культуры отношений субъектов образовательного процесса как направление профилактики эскалации конфликтов в образовательном учреждении. В кн.: В. М. Голянич (ред.). Психологическое здоровье и технологии здоровьесбережения в современной образовательной среде. СПб.: НИЦ АРТ, с. 362–367.

Горьковая, О. П., Козловский, Н. В., Матыкина, В. С., Петров, А. В. (2019) «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников. Общество. Среда. Развитие, № 4, с. 20–25.

Гуриева, С. Д. (2015) Тактики и стратегии ведения переговоров. СПб.: Изд-во СПбГУ, 132 с.

Карнозова, А. Ю., Коновалов, А. Ю. (ред.). (2016) Создание и поддержка служб примирения в регионах. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 174 с.

Кролевец, М. К. (2020) Опыт организации службы школьной медиации в образовательном учреждении. В кн.: Н. В. Гордийчук (ред.). Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации: сборник материалов. М.: Центр защиты прав и интересов детей, с. 85–86.

Меркулов, В. С. (2019) Основные принципы процедуры медиации и их применение на практике. В кн.: Медиация в современном мире: проблемы и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно- практической конференции (30 апреля 2019 г.). Курск: Изд-во Юго-Западного государственного университета, с. 132–134. EDN: ZVLFFJ

Микляева, А. В. (2016) Системно-деятельностный подход к подготовке медиаторов. Нижегородское образование, № 2, с. 36–40.

Микляева, А. В., Румянцева, П. В., Туманова, Е. Н. (2016) Школьная медиация: теоретические и методические основы. М.: СВИВТ, 144 с.

Редлих, А., Миронов, Е. (2009) Модерация конфликтов в организации. СПб.: Речь, 240 с.

Рогалева, Е. В., Третьякова, Л. Р. (2022) Гибкие навыки (soft-skills) педагогов и подходы к их формированию. Экономические и гуманитарные исследования регионов, № 2, с. 82–87. EDN: MWWXHA

Сергеева, Д. Н. (2016) Разрешение педагогических конфликтов посредством переговоров с участием медиатора. В кн.: М. Р. Арпентьева (ред.). Профайлинг и медиация: сферы, ценности, технологии, обучение. Серия Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка. Вып. 2. Калуга: Изд-во КГУ им. К. Э. Циолковского, с. 119–127. EDN: WXXNNZ

Сухова, Н. В. (2013) Принципы процесса медиации. Вестник Тюменского государственного университета, № 3, с. 154–162. EDN: QZFRYR

Highton, E. I., Álvarez, G. S. (2013) Mediación para resolver conflictos. Talcahuano: Ad Hoc Publ., 436 p.

Rodas Mollinedo, A. A. (2007) La mediación y la conciliación en las fiscalías del ministerio público. Guatemala: Universidad de San Carlos de Guatemala Publ., 100 p.

REFERENCES

Allakhverdova, O. V., Karpenko, A. D. (2005) Metodicheskoe posobie dlya posrednikov-mediatorov [Methodical manual for intermediaries-mediators]. Saint Petersburg: Saint Petersburg Center for Conflict Resolution Publ., 107 p. (In Russian)

Antsupov, A. Ya., Shipilov, A. I. (2007) Konfliktologiya [Conflictology]. 3rd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 496 p. (In Russian)

Azhimova, I. F., Borovskikh, V. N. (2020) Mediatsiya kak al’ternativnyj put’ preodoleniya sotsial’noj bespomoshchnosti [Mediation as an alternative way to overcome social helplessness]. In: S. M. Shingaev (ed.). Sluzhba prakticheskoj psikhologii v sisteme obrazovaniya: dostizheniya i ustremleniya. Sbornik materialov XXIV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Practical Psychology Service in the education system: Achievements and aspirations. Collection of materials of the XXIV International Scientific and practical Conference]. Saint Petersburg: Saint Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education Publ., pp. 205–209. (In Russian)

Bakovkina, O. A. (2021) Psikhologiya upravleniya konfliktami v vuze [Psychology of conflict management in higher education]. In: T. V. Khristidis (ed.). Artpedagogika i artpsikhologiya v vek innovatsij: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, v ramkakh Vserossijskogo Festivalya nauki NAUKA 0+ — klyuchevoe sobytie Goda nauki i tekhnologij [Art Pedagogy and Art Psychology in the age of innovation: Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference Materials, within the framework of the All-Russian Science Festival NAUKA 0+—key event of the Year of Science and Technology October]. Moscow: Moscow State Institute of Culture Publ., pp. 49–56. (In Russian)

Besemer, Ch. (2004) Mediatsiya. Posrednichestvo v konfliktah [Mediation. Mediation in conflicts]. Kaluga: Dukhovnoe poznanie Publ., 176 p (In Russian)

Butkevich, A. Yu. (2022) Gendernye razlichiya v sobliudenii printsipov mediativnykh otnoshenij v povsednevnom vzaimodeistvii [Gender differences in the principles of mediation relations]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta — The Bulletin of Kemerovo State University, vol. 24, no 4, pp. 482–492. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-482-492 (In Russian)

Butkevich, A. Yu., Miklyaeva, A. V. (2019) Formirovanie mediativnoj kul’tury otnoshenij sub’ektov obrazovatel’nogo protsessa kak napravlenie profilaktiki eskalatsii konfliktov v obrazovatel’nom uchrezhdenii [Formation of a mediative culture of relations of subjects of the educational process as a direction of prevention of escalation of conflicts in an educational institution]. In: V. M. Golyanich (ed.). Psikhologicheskoe zdorov’e i tekhnologii zdorov’esberezheniya v sovremennoj obrazovatel’noj srede [Psychological health and health care in the modern academic environment]. Saint Petersburg: Nits ART Publ., pp. 362–376. (In Russian)

Caesar, V. (2005) Konfliktbüro Oberstufe [Conflict office upper school]. Spektrum der Mediation, no. 20, pp. 33–36. (In German)

Gor’kovaya, O. P., Kozlovskij, N. V., Matykina, V. S., Petrov, A. V. (2019) “Soft skills”: v poiske universal’nykh traktovok “gibkikh” navykov sovremennykh rabotnikov [“Soft skills”: In search of universal interpretations of “flexible” skills of modern workers]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie — Society. Environment. Development (“Terra Humana”), no. 4, pp. 20–25. (In Russian)

Gurieva, S. D. (2015) Taktiki i strategii vedeniya peregovorov [Negotiation tactics and strategies]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., 132 p. (In Russian)

Highton, E. I., Álvarez, G. S. (2013) Mediación para resolver conflictos. Talcahuano: Ad Hoc Publ., 436 p. (In English)

Karnozova, L. M., Konovalov, A. Yu. (eds.). (2016) Sozdanie i podderzhka sluzhb primireniya v regionakh [Creation and support of reconciliation services in the regions]. Moscow: MOO Tsentr “Sudebno-pravovaya reforma” Publ., 174 p. (In Russian)

Krolevets, M. K. (2020) Opyt organizatsii sluzhby shkol’noj mediatsii v obrazovatel’nom uchrezhdenii [Experience in organizing a school mediation service in an educational institution]. In: N. V. Gordijchuk (ed.). Vserossijskoe soveshchanie shkol’nykh sluzhb primireniya i mediatsii: sbornik materialov [All-Russian meeting of school reconciliation and mediation services: Collection of materials]. Moscow: Center for the Protection of Children’s Rights and Interests Publ., pp. 85–86. (In Russian)

Merkulov, V. S. (2019) Osnovnye printsipy protsedury mediatsii i ikh primenenie na praktike [The basic principles of the mediation procedure and their application in practice]. In: Mediatsiya v sovremennom mire: problemy i perspektivy razvitiya. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (30 aprelya 2019 g.) [Mediation in the modern world: Problems and prospects of development. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference (April 30, 2019)]. Kursk: Southwest State University Publ., pp. 132–134. EDN: ZVLFFJ (In Russian)

Miklyaeva, A. V. (2016) Sistemno-deyatel’nostnyj podkhod k podgotovke mediatorov [System-activity approach to the training of mediators]. Nizhegorodskoe obrazovanie, no. 2, pp. 36–40. (In Russian)

Miklyaeva, A. V., Rumyantseva, P. V., Tumanova, E. N. (2016) Shkol’naya mediatsiya: teoreticheskie i metodicheskie osnovy [School mediation: Theoretical and methodological foundations]. Moscow: SVIVT Publ., 144 p. (In Russian)

Redlikh, A., Mironov, E. (2009) Moderatsiya konfliktov v organizatsii [Conflict moderation in the organization]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 240 p. (In Russian)

Rodas Mollinedo, A. A. (2007) La mediación y la conciliación en las fiscalías del ministerio público [Mediation and conciliation in the public prosecutor’s offices]. Guatemala: Universidad de San Carlos de Guatemala Publ., 100 p. (In Spanish)

Rogaleva, E. V., Tretyakova, L. R. (2022) Gibkie navyki (soft-skills) pedagogov i podkhody k ikh formirovaniyu [Flexible skills (soft-skills) of teachers and approaches to their formation]. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov — Economic and Humanitarian Studies of the Regions, no. 2, pp. 82–87. EDN: MWWXHA (In Russian)

Sergeeva, D. N. (2016) Razreshenie pedagogicheskikh konfliktov posredstvom peregovorov s uchastiem mediatora [The pedagogical resolution of conflicts through negotiations with the participation of a mediator]. In: M. R. Arpentieva (ed.). Profajling i mediatsiya: sfery, tsennosti, tekhnologii, obuchenie. Seriya Aktual’nye problemy prakticheskoj psikhologii: krizis, razvitie, podderzhka [The profiling and mediation: Values, meanings, models. Series “Actual problems of practical psychology: Crisis, development, support”]. Iss. 2. Kaluga: Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovski Publ., pp. 119–127. EDN: WXXNNZ (In Russian)

Sukhova, N. V. (2013) Printsipy protsessa mediatsii [Mediation process principles]. Vestnik Tiumenskogo gosudarstvennogo universiteta — Tyumen State University Herald, no. 3, pp. 154–162. EDN: QZFRYR (In Russian)

Загрузки

Опубликован

22.12.2023

Выпуск

Раздел

Статьи